СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы педагога дополнительного образования над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по планированию самообразования педагога.

Просмотр содержимого документа
«Система работы педагога дополнительного образования над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса»

6


Фролова Лариса Юрьевна,

педагог дополнительного образования

Система работы педагога дополнительного образования

над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса


Притча от выдающегося педагога Шалвы Амонашвили

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Ты ведь учитель и тебе доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Хочу дать мудрый совет, может быть, пригодиться тебе:
Если хочешь посадить человеку дерево, сажай плодовитое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской погладил крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки..

Суть притчи: обучая - обучаемся сами, находим способ сделать своих учащихся «крылатыми».

Воспитать крылатого ребенка может только крылатый педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.

Педагог дополнительного образования - ключевая фигура в становлении ребёнка, его социализации, развитии творческих способностей, приобщения к миру. Поэтому важно, чтобы педагог был квалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.

Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учащихся, в большей степени, зависит не столько от способностей детей, сколько от педагога, его квалификации, его отношения к направлению своей деятельности и детям.

В новых стандартах сформулированы требования к современному педагогу. Это профессионал, который: владеет технологиями проектирования занятия, умеет управлять мотивацией, владеет информационно-коммуникационными технологиями, является партнером для учащихся, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, открыт к инновациям, самостоятельный и целеустремленный, постоянно учится.

Это называется мастерством.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

  • Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Хотелось бы поделиться системой работы по самообразованию, так как это не только требование, но и неотъемлемая потребность педагога.

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:

  • Запрос родителей на качественный результат по завершению обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.

  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка к конкретному педагогу.

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

  • Желание творчества. Невозможно из года в год работать по одному и тому же календарному графику, т.к. работа должна быть интересной, творческой и доставлять удовольствие как детям так и педагогу.

  • Материальное стимулирование. Педагогическая категория, стимулирующие выплаты, награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Ежегодно в мае месяце педагог составляет план самообразования на следующий учебный год.

1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности каждый педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, знать основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

  • профессиональное (предмет преподавания);

  • психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;

  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);

  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

  • информационно-компьютерные технологии;

  • здоровьесбережение;

  • и т.д.

2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности и качества обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Новизна

2. Актуальность

3.Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей

4. Оптимальность опыта

Достижение значимых результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и обучающихся, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции;

  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;

  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель звучит емко, отражает и уточняет тему самообразования.

4 этап – определение круга источников информации

Учитывая, что педагоги самостоятельно добывают знания, источниками информации являются:

  • журналы;

  • литература (методическая, научно-популярная и др.);

  • материалы сети Интернет;

  • видео, аудио информация на различных носителях;

  • платные курсы;

  • семинары и конференции;

  • мастер-классы;

  • мероприятия по обмену опытом;

  • экскурсии;

  • курсы повышения квалификации;

  • занятия коллеги т.д.;

5 этап – выбор формы самообразования

Индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.

6 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы педагогом разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы;

  • этапы работы;

  • сроки выполнения каждого этапа;

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

  • способ демонстрации результата проделанной работы;

  • форма отчета по проделанной работе.


7 этап – определение результата самообразования

Результаты самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

  • выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • разработка и проведение открытых занятий;

  • создание комплектов педагогических разработок;

  • и т.д.


8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формы отчетных работ по теме самообразования:

  • обобщение опыта;

  • выступление;

  • сбор и анализ отчетной документации;

  • презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Т.е. деятельность педагога, направлена на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.


Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!