СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы педколлектива по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система работы педколлектива по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»


Муниципальное казенное образовательное учреждение «СШ №5 им. С. К. Магометова»

Система работы педколлектива по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

«Храни порядок, и порядок сохранит тебя»

Латинское изречение

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В связи с этим возрастает роль образовательного учреждения в решении задачи предотвращения аварий на дорогах с участием школьников.

Системный анализ дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием детей позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах являются:

* низкий уровень подготовки младших школьников к безопасному поведению на улицах и в транспорте;

* недисциплинированность учащихся;

* незнание правил дорожного движения.

Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения (далее – ПДД) таким образом, чтобы у каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (педагога, родителя или обучающегося) сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения. В школе уделяет большое внимание вопросам обучения детей основам безопасного поведения на дорогах. Деятельность эта осуществляется через дополнительное образование школы, уроки ОБЖ в среднем и старшем звене, занятия «Окружающий мир» в 1-4 классах, занятия ПДД с 1-11 класс, систему работы классного руководителя, через развитие движения ЮИД. Охват учащихся изучением правил дорожного движения -100%


В нашей школе в течение нескольких лет проводится комплексная систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ) и изучению правил дорожного движения среди учащихся 1-11 классов.

Ежегодно перед началом учебного процесса проводится анализ причин нарушения учащимися ПДД. Следует отметить, что хотя число таких случаев минимально, но вопрос остается актуальным и требует определенного подхода к его решению. Как обезопасить детей? Как правильно вести работу в этом направлении нам учителям? Как вовлечь родителей для решения этих вопросов?


Цель

Работа по профилактике ДДТТ и изучению ПДД поднята в нашем учебном заведении на высокий уровень. Изучив и проанализировав литературу, нами была определенная система работы по изучению ПДД на всех ступенях обучения в лицее. Деятельность по профилактике ДТП и изучению ПДД среди учащихся – неотъемлемая часть общей воспитательной работы школы.

Цель работы: создание организационно-педагогических условий для формирования у школьников устойчивых компетенций безопасного поведения на улицах и дорогах; воспитания грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сформировавшаяся за годы система работы базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики ДДТТ относительно всех субъектов образовательного процесса и направлена на решение следующих задач:

* повысить активность детей и родителей к пропаганде ПДД и обеспечению безопасного образа жизни;

* предоставить обучающимся базовое образование в рамках государственных стандартов;

* сформировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД;

* применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;

* создать методическую копилку инноваций педагогов лицея, разработать методические рекомендации для проведения классных часов и занятий по ПДД;

* разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ;

* организовать деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков.


Принципы деятельности:

* Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

* Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

* Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

* Принцип социальной безопасности. Школьники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

* Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.


Ресурсное обеспечение

* Уголки по БДД в помещениях, рекреациях.

* Наглядный материал: настольно–печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.

* Методический инструментарий.

* Библиотечка «Школа светофорных наук»


Методологические направления работы с обучающимися:

* Знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам.

* Привитие навыков правильного поведения на улице и в случае ДТП.

* Предупреждение и профилактика ДДТТ и правонарушений несовершеннолетними в сфере дорожного движения.

* Воспитание транспортной культуры безопасного поведения на дороге детей и подростков.


Ожидаемый результат:

* обучающийся, знающий и соблюдающий ПДД;

* сформированность общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей;

* высокий уровень активности родителей, педагогов и детей к обеспечению безопасности дорожного движения;

* вовлеченность наибольшего числа обучающихся и их родителей в изучение ПДД.


Система работы по безопасности дорожного движения направлена на развитие следующих личностных качеств:

1 Самостоятельность в принятии правильных решений;

2 Убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения.

3 Знание правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

4 Внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения. 

5 Здоровый образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

6 Развитие и использование своих лидерских качеств.

7 Активность в научно-исследовательской деятельности.


Содержание деятельности

В соответствии с планом профилактической работы по предупреждению ДДТТ в школе проводится работа по разным направлениям и со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: с учителями, родителями, учащимися

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка сотрудников в разных формах работы.

В целях повышения эффективности работы по профилактике ДДТТ педагогам лицея оказывается методическая помощь и поддержка для проведения занятий с учащимися и родителями по правилам безопасного поведения на дороге. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей.

Создана информационная база методических материалов по БДД и собрана подборка методических рекомендаций по изучению ПДД в рамках учебных дисциплин (1-11 классы), а также информационных материалов «В помощь учителю» для работы с детьми начальной, средней и старшей школы по обучению безопасному поведению на дороге. Вопросы о состоянии работы по профилактике ДДТТ заслушиваются на педагогических советах и административных совещаниях.

Изучение ПДД ведется в рамках учебной программы, утвержденной Министерством образования РФ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир». В начальной школе обучение проводят учителя начальных классов, в основном звене – преподаватель основ безопасности жизнедеятельности.

Вместе с тем, основным средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения детей на улицах в нашей школе является внеклассная работа.

Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий учитываются разные факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы. Чем разнообразнее формы работы учителя по обучению детей ПДД и поведению на дороге, тем активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка.

Классными руководителями проводятся ежемесячные профилактические беседы и инструктажи с учащимися в соответствии с индивидуальными программами внеклассных бесед по ПДД, разработанными на учебный год. Во всех классах организуются мероприятия на тематику ПДД: викторины, конкурсы, линейки, пятиминутки, просмотры фильмов.

Кроме того, перед поездками классов за пределы ОУ проводятся обязательные инструктажи по обучению детей младшего, среднего и старшего школьного возраста правилам безопасного поведения на дороге, культуры поведения на улице и в общественном транспорте. Проводятся обязательные беседы в классах (иногда с привлечением сотрудников ГИБДД) по фактам нарушения учащимися школы правил дорожного движения, которые выявляются во время проведения в городе операции «Внимание - дети!».

С целью снижения дорожно-транспортного травматизма посредством повышения уровня знаний, формирования культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой школа реализует программу «Дети. Дорога. Жизнь.». Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов.

С 2012-2013 учебного года введёно ежемесячное единое мероприятие по ПДД во всех классах, но в каждом классе своя форма. Все занятия носят практический характер.

В начале учебного года во всех классах проводятся экскурсии по микрорайону школы с посещением всех пешеходных переходов, учащиеся вспоминают правила перехода дороги.

В основе работы с детьми по изучению ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, работе над видеоматериалами, изопродукцией, составлением конкурсов, викторин, загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.

Одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения по профилактике ДДТТ считается работа с родителями, поскольку основным способом формирования у детей навыков поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. Родители активно привлекаются к оформлению уголков безопасности в начальной школе, выполнению различных домашних заданий, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «школа-дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника в школу и домой. Работа с родителями проходит и на родительских собрания, и на праздниках для начальной школы по ПДД. На собраниях разбираются наиболее типичные ошибки детей при переходе дорог.

Регулярно проходят встречи родителей с инспектором ГИБДД, на которых родителей знакомят с обстановкой в городе, разбираются причины ДТП, участниками которых становятся дети. Эти встречи являются очень продуктивными.

Инспекторы ГИБДД проводятся беседы с учащимися и педагогами школы, консультируют по вопросам безопасности детей на дорогах, оказывают помощь .

Для проведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучения правилам дорожного движения в школе создана необходимая материальная база.

Имеется кабинет ПДД для учащихся средней и старшей школы, классные уголки ПДД в начальной школе с необходимым методическим материалом по ПДД для проведения профилактической работы с учащимися по предотвращению ДДТТ и обучению безопасному поведению на дороге.

В школе создан и постоянно обновляется информационный стенд «Осторожно: дорога». На нем представлено несколько важных разделов по БДД, а именно: схема безопасных маршрутов к школе, окно ГИБДД (статистический и аналитический материал по аварийности на дорогах), родителям о ПДД (информационный и методический материал для родителей), дорожные зарисовки (демонстрационный и агитационный материал по ПДД), прочая дополнительная информация.

Большую помощь в организации работы по изучению ПДД оказывает школьная библиотека - медиотека, где работает постоянно действующая книжная и плакатная выставки для детей и взрослых в уголке безопасности дорожного движения.

Контроль осуществляется один раз в год в соответствии с планом школьного мониторинга (Проверка классных часов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ).


Инновационная деятельность:

Учителя школы при работе с детьми используют как можно больше разнообразных приемов, форм и методов. На занятиях применяется и рассказ учителя, и таблицы, макеты, игрушечные автомобили, рассказы самых учащихся. Только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация дошла до всех детей. При работе по профилактике ДДТТ используется также принцип последовательности в формировании навыков поведения на дороге. Новая ступень в обучении ребёнка опирается уже на основное в предыдущем опыте, обучение включается в контекст повседневной жизни. Большую роль в этой работе играет комплексное использование средств диагностики, куда включены ориентации обучающегося на усвоении изучаемого материала, на овладение умениями и навыками и на развитие психорегулятивных особенностей личностей ребенка.

* Разработаны компьютерные игры и тесты по ПДД;

* Проведение игр для младших школьников осуществляется учащимися старшего звена;

* Ежемесячное единое мероприятие по изучению ПДД;

* Театрализованные представления театральной студии «Сталкер»в «Школе светофорных наук»;

* В рамках Предметной недели безопасности вожатыми проведена общешкольная интеллектуальная игра «Безопасная дорога», разработаны компьютерные презентации, тесты, викторины, игры для классных часов.


Работу по пропаганде ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма ведется в нескольких уровнях:

1) обучение, изучение правил дорожного движения;

2) проведение массовых мероприятий и конкурсов школой и совместно с подразделениями ГИБДД.

В школе действует театральная студия «Сталкер», в плане постановочных работ которой имеются 3 постановочные работы по ПДД. Театр является отличной формой профилактики ДДТТ и пропагандой правильного поведения на дорогах и улицах города.

Успешной работе учреждений по данному направлению способствует информационное обеспечение: материалы журнала «ОБЖ в школе», российская газета «Добрая Дорога Детства». Используются уже известные сценарии этих изданий, программы, конкурсы, но в большинстве случаев они удачно дополнены, уточнены другими материалами. Есть авторские разработки. Рисунки и сочинения детей, фотографии с различных мероприятий, видеосъемки показывают, что детям интересно заниматься изучением правил движения. Не менее интересным становится подготовка этих мероприятий, в которой школьники принимают активное участие.

Наличие специально оборудованного кабинета по Правилам дорожного движения, на наш взгляд, объединяет усилия администрации школы и специалистов ГИБДД в организации и проведении: - занятий по систематическому изучению школьниками Правил дорожного движения;

- тематических утренников, сборов, конкурсов, соревнований, игр, викторин и т. п.;

- мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма с привлечением работников ГИБДД.

- работы отрядов юных инспекторов движения.

Безусловно, организация данной работы – заслуга педагогов. Поддержка интереса детей к познанию соблюдению правил дорожного движения, привлечение специалистов, отработка программ – все это требует и времени, и сил. Оценивая положительно проделанную работу, следует заметить, что все-таки главная цель – изучение детьми правил ДД и соблюдение их в конкретных жизненных ситуациях. И в какой бы форме это обучение не производилось, главным остается – точность изложения правил.

В школе работает автокласс, в котором ведутся занятия с учащимися старшего звена. Целью таких занятий является изучение и повторение правил дорожного движения, практическая отработка учебного материала. Преимущество таких занятий состоит в том, что кабинеты по ПДД и ОБЖ в школе профессионально оборудованы плакатными методическими материалами, учебными тренажерами и демонстративными предметами, а это усиливает интерес к изучению ПДД в приобретении знаний, необходимых для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, мотивацию учащихся.

Для системной профилактики ДТП на базе школы создан отрядов ЮИД .

Основными задачами в работе отряда ЮИД являются:

- Содействие школы в выработке у детей жизненной позиции.

- Изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах, овладение навыками проведения работы по ПДД.

- Умение оказать первую помощь при дорожно-транспортных происшествиях.

- Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил в школах, детских садах, внешкольных учреждениях с использованием технических средств пропаганды.

- Участие в слетах и смотрах ЮИД, конкурсах, соревнованиях, агитбригадах, работе детских кинолекториев, организация деятельности школьных автоплощадок, проведение занятий с юными велосипедистами.

- Овладение техническими знаниями и участие в смотрах юных техников, в работе кружков технического творчества.

Программа отряда ЮИД составлена с учетом того, что курс ОБЖ в начальной школе проводится на классных часах и через предметную дисциплину «Окружающий мир», а это недостаточно для изучения правил дорожного движения.

На усвоение в игровой форме рассчитана работа отряда ЮИД, т. к. игры способствуют развитию быстроты реакции, развитие зрительного и слухового восприятия, логического мышления, внимания, собранности.

Содержание деятельности и формы работы

Учебно-информационное обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

* Разработка учебно-методического комплекса для учителей начальной школы и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках образовательных программ по учебным дисциплинам.;

* Создание информационной базы методических материалов по БДД для работы с учащимися и родителями «В помощь учителю»;

* Классные часы, целевые беседы и лекции;

* Изучение методического инструментария;

* Оформление общешкольного информационного стенда для учащихся и родителей;

* Оформление выставок детских работ по ПДД;

* Проведение и оформление внеклассных массовых мероприятий по БДД;

* Проведение торжественных награждений победителей и участников мероприятий по БДД ;

* Создание и демонстрация фото и видеоматериалов по БДД ;

* Создание печатных материалов и презентаций по БДД ;

* Выступление участников театральной студии перед учащимися по тематике БДД.

Внеклассная работа

Формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, обеспечивает прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице.

* Проведение конкурсов, смотров, фестивалей, выставок, массовых мероприятий ;

* Работа над сценариями внеклассных массовых мероприятий и видеоматериалов по БДД;

* Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности ;

* Организация и проведение внеклассных мероприятий по БДД;

* Организация и проведение конкурсов по БДД в рамках общешкольных мероприятий;

* Организация работы по созданию видеоматериалов по БДД;

* Подготовка команды учащихся 5 классов для участия в соревнованиях «Безопасное колесо»;

* Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников ;

* Тематические классные часы по обучению ПДД и профилактике ДДТТ.

* Конкурс рисунков и плакатов «Как разговаривает дорога» - 1-4 классы;

* Разработаны индивидуальные маршруты безопасного движения учащихся в лицей и домой «Школа – дом»;

* Участие в акции «Стань заметней на дороге» с передачей в образовательные учреждения светоотражающих элементов.

Вывод и перспективный план работы:

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность. Для решения сегодняшней сверхзадачи сохранения главного богатства государства – молодого поколения – необходимы понимание и твердая воля каждого из нас: руководителей, учителей, родителей, водителей транспортных средств и даже пешеходов на дороге. Сберечь здоровье детей – значит, сохранить жизнь нации.

Поэтому система работы школы по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всей образовательной инфраструктурой. Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией.

Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Работу нужно проводить регулярно, планово, систематически. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!