СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по использованию различных типов заданий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы по использованию различных типов заданий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Система работы по использованию различных типов заданий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам по русскому языку»

Система работы по использованию различных типов заданий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам по русскому языку


Только система даёт нам полную власть над нашими знаниями.

К.Д.Ушинский.




Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Невозможно добиться поставленной цели  без выстроенной   системы работы  по предмету в целом и  к  итоговой государственной аттестации в частности.

Выпускной экзамен по русскому языку за курс базовой школы проводится в форме диктанта и оценивает, прежде всего, уровень грамотности ученика, владение нормами орфографии и пунктуации. Поэтому в 9-ом классе необходимо систематизировать изученные правила, понять и прочувствовать, как они работают. Высокий балл на экзамене гарантирован только при систематической работе по повторению изученного материала.

Подготовка к экзамену должна представлять собой повторение и общее осмысление хорошо знакомого материала. Конечно, важным является вопрос о том, как наиболее эффективно построить работу по итоговому повторению и обобщению материала перед экзаменом по русскому языку.

Основная цель занятий с учащимися в старших  классах по русскому языку - не только закрепить, обобщить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к сдаче выпускного экзамена. Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В своей педагогической практике я активно использую системно – деятельностный подход, технологии проблемного обучения, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии, тестовые методики.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. Поэтому учителю необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.

Для реализации данных мер в своей практике использую разные формы и методы. Широко применяю при подготовке к экзамену ИКТ. Это даёт возможность подбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причём результат работы виден непосредственно на уроке, а не через несколько дней. Применение ИКТ позволяет решить дидактические задачи, направленные на успешную сдачу экзамена. Компьютерные технологии я использую на разных этапах урока. При объяснении нового материала использую презентации, схемы. При закреплении материала – программы-тренажеры, при контроле и проверке изученного материала – разные виды тестов. Я часто обращаюсь при подготовке к экзамену к электронным учебникам, в которых собран большой теоретический материал, интерактивные диктанты, которые помогают выявить темы, плохо усвоенные учащимися. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития орфографической и пунктуационной грамотности школьников. На уроках по русскому языку я широко использую электронные пособия «Репетитор», «100ct.by», «Аdukar.by», «Аversev.by» и др. Для итогового или промежуточного тестирования на уроках можно использовать электронное пособие виртуальной школы «Кирилл и Мефодий».

Использую также мультимедийные презентации, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов (схем-опор), наполненных исчерпывающей информацией, расположенной в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Практика показывает, что изучение русского языка с использованием компьютерных программ имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения русскому языку. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Использование тестовых технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к экзамену. Для эффективного усвоения знаний, умений и навыков  я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами. Эффективным является использование тестов как тематических, так и итоговых. Тесты – промежуточные измерители успешности обучения. Целесообразно проводить итоговые полугодовые тесты, включающие вопросы обобщающего характера. Такие тесты по своему содержанию имеют смешанный, а не тематический характер, что позволяет проверить прочность, осознанность, оперативность и другие качества знаний учащихся за длительный промежуток времени. Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без ущерба для других форм и методов работы.

При организации самостоятельной работы на уроке применяю технологию разноуровневого обучения, в основе которого лежит уровневая дифференциация. Она позволяет обучать каждого ученика на уровне его возможностей; открывает возможности помогать слабым учащимся, создаёт условия для более глубокого понимания материала сильными учениками; повышает уровень мотивации учения.

Поскольку программа курса «Русский язык» в 9 классе является достаточно насыщенной, а времени на обобщение материала в конце учебного года недостаточно, считаю целесообразным вводить элементы повторения на каждом уроке, внедрять упражнения, направленные на поиск заданных орфограмм и пунктограмм. Это позволит разнообразить учебный материал, сформировать грамотность обучающихся, а также будет способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости ребят, обеспечивая непрерывную работу по подготовке к экзамену. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических, орфоэпических, пунктуационных пятиминуток.

Существует несколько путей повышения практической грамотности.

Путь первый: диктанты с самоподготовкой и самопроверкой. У учащихся развивается зрительная память, когда они просматривают и прорабатывают тексты, а потом записывают их под диктовку. Затем текст диктанта проверяется самим учащимся и исправляются ошибки.

Путь второй: работа над ошибками.

Готовясь к уроку, учитель классифицирует ошибки учеников, затем выбирает наиболее частотные орфограммы. Замечено, что часто одни и те же ошибки повторяются из работы в работу и создают впечатление низкого уровня грамотности. Значит, кардинальное средство – работа над ошибками, причём она должна быть направлена не просто на запоминание одного слова, а на осмысление языкового явления. Существует алгоритм работы над ошибками, к которому прибегают старшеклассники:

1.Выписать слово (словосочетание) и обозначить орфограмму. Учащиеся знают, что орфограмма – это не простые «значки», это зашифрованное правило. Прежде чем обозначать орфограмму, надо тщательно изучить правило, а затем «зашифровать» его формулировку в виде орфограммы. Это помогает осмыслить языковое явление.

2.Подобрать ряд разнообразных примеров – с исключениями, с другими случаями применения этого правила. Это помогает закрепить языковое явление в памяти.

3.Составить и записать предложение с данным словом. Это позволяет включить слово в контекст речи.

Для пунктуационных ошибок используется аналогичный способ исправления. При этом учащиеся помнят, что пунктуационный комментарий и схемы предложений очень важны.

Путь третий: словарные диктанты.

Практически на каждом уроке русского языка предусмотрены разные виды словарных диктантов: диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, "Проверь себя".

Рассмотрим варианты таких заданий:

Диктант-дубль. Данный вид работы предполагает хорошее знание всех орфограмм вразброс: первый ученик называет, записывает и комментирует любое слово с орфограммой, остальные в классе придумывают слова с этой же орфограммой, следующий ученик называет другую орфограмму, и снова повторяется круг.

"Четвертое лишнее" – здесь могут быть различные варианты с использованием орфограмм:

- прил..гательное, предл..жение, р..стение, предл..гать;

- пр..брежный, пр..милый, пр..красный, пр..умный.

Диктант "Проверь себя!" – дает возможность старшеклассникам проверить свои орфографические знания. Для этого можно использовать любые дидактические и справочные материалы.

Распределительный диктант. Суть распределительного диктанта в том, чтобы, сопоставляя отдельные слова, словосочетания или предложения, распределить их по заранее определенным группам в соответствии с заданными критериями, признаками. Например, по орфограмме «О-Е-Ё после шипящих и Ц», выполняемый в виде таблицы.

В старших классах материал для диктантов усложняется, но слова подбираются таким образом, что из урока в урок происходит «возвращение» к одним и тем же правилам, и это позволяет уменьшать количество ошибок.

Путь четвёртый: лексические диктанты.

Лексические диктанты очень полезны. Во-первых, они позволяют пополнить словарный запас учащихся, во-вторых, запомнить, как пишутся словарные слова, в-третьих, школьники приучают себя внимательно относиться к точному значению слова. Ребята берут толковый словарь и изучают значения примерно двадцати слов, затем диктуются значения, допустим, десяти из них. Учащиеся вспоминают, о каком слове идёт речь, и записывают его (лучше столбиком и под номерами, чтобы легче было найти возможную ошибку).

Или с интересом учащиеся выполняют такие задания, которые можно проводить и в устной форме, и в письменной. Задание состоит в следующем: учащимся необходимо как можно быстрее ответить на вопросы по определенной теме. Например:

1. Человека, который организует производство кинофильма, называют продюсером или менеджером?

2. Какое слово является лишним в этом ряду: бас, тенор, соло, баритон?

3. Кто торгует старинными книгами: «зодчий» или «букинист»?

4. Как называют любителя изысканных блюд?

5. Специалиста по уходу за собаками называют?

6. Как называются слова типа «экономичный» и «экономный»?

7. Филателист, нумизмат, ростовщик, меломан – кто из них коллекционирует деньги?

8. Кто покровительствует искусствам: меценат или эпигон?

9. Кто отстаивает гражданские свободы: либерал, реваншист, расист или милитарист?

10. Человека, призывающего к отделению, обособлению, называют сепаратистом или фаталистом?

11. Какое из данных слов не является синонимом к слову «большой»: колоссальный, грациозный, гигантский, исполинский?

12. Форвардом в игровых видах спорта называют защитника или нападающего?


Сформированность орфографических навыков – путь к прочным знаниям. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого в своей работе использую следующее:

1. Цифровой диктант

Распределить слова, записав их номера:

1 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения;

2 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня;

3 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А;

4 группа - слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня.

Обратите внимание: правописание гласной в корнях -лаг-, -лож- зависит либо от согласной на конце корня, либо от суффикса А.

  1. предлагать

  2. выбирать

  3. заперли

  4. намочил

  5. заскочить

  6. блестит

  7. загорелся

  8. растение

  9. прикосновение

  10. сложение

  11. сотворение

  12. расстилается

  13. вычитать

  14. подровнять

  15. непромокаемый

  16. наклонился

  17. касание

  18. выросли

  19. умирать

  20. обмакнуть

  21. сдерёт

  22. скакать

  23. протирать

  24. заря

  25. выращенный

  26. сплавлять

  27. выжег

  28. сравнять

Ответ: 1 группа -7, 11, 16, 24, 28; 2 группа -1, 5, 8, 10, 18, 22, 25; 3 группа -1, 2, 3, 6, 9, 10, 12, 13, 17, 19, 21, 23, 27; 4 группа -4, 14, 15, 20, 28.



2. Упражнение «Найди лишнее»

Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения условия выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать.

  1. отдеру, блистательный, растение

  2. заскочил, намочил, выровненный

  3. коснуться, зажигать, загорается

  4. перила, озарение, наклонился

  5. выплавлять, вытирать, вытворять

Проверь себя:

1. Лишнее слово - растение (т.к. правописание гласной А в корне -раст- зависит от согласной на конце корня, а в словах отдеру и блистательный правописание гласной в корне зависит от суффикса А).

2. Лишнее слово - заскочил (т.к. правописание гласной О в корне -скоч- зависит от согласной на конце корня, а в словах намочил и выровненный - от лексического значения корня)
3. Лишнее слово - загорается (т.к. правописание гласной О в корне -гор- зависит от ударения, а в словах коснуться и зажигать - от суффикса А).

4. Лишнее слово - перила (т.к. правописание гласной Е в корне -пер- зависит от суффикса А, а в словах озарение и наклонился - от ударения).

5. Лишнее слово - вытирать (т.к. правописание гласной И в корне -тир- зависит от
суффикса А, а в словах выплавлять и вытворять - от ударения).




3. Выполнение тестовых заданий.

Тематические тесты позволяют отработать то или иное правило, их можно использовать при коррекции знаний.

Тест 1. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.

3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.

4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.
5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.

6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.

9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.

10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание.


Тест 2. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.

1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.

3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.

4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было ледяное и обжигало пальцы.

7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.

8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.

10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.


Тест 3 . Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно  позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Тест 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.

2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне, хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.

4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.
7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.

9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.


4. Работа по карточкам

Анализируя выполнение тестовых заданий, учитель видит: кто справляется с заданиями, а кому необходимы дополнительные усилия для овладения соответствующими навыками. Ученикам, испытывающим затруднения, предлагаю работу по карточкам. Сначала сильный ученик контролирует выполнение, объясняет непонятное, затем выполняются задания, с опорой на «Тетрадь теоретических сведений», а завершающий этап данной работы – самостоятельная работа.

 Карточка 1. Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося гласного зависит от ударения. Объясните правописание гласного в корне.

Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.


Карточка 2. Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося гласного зависит от суффикса –А– или согласного в корне. Объясните правописание гласного в корне.

Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.


Карточка 3.  Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося гласного зависит от значения корня. Объясните правописание гласного в корне.

Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.


Карточка 4. Прочитайте слова, сгруппируйте их по условиям правописания чередующихся гласных в корнях  и запишите в тетради.

Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.


5. Задания к упражнению

Не всегда есть возможность подготовить или распечатать тест, поэтому часто на уроке использую следующий вид работы: дополнительное задание к упражнению.


Предлагаю 1 варианту списать 1 - 5 предложение, второму - 6-10 и выполнить задания к упражнению.

1. Из предложений ….__выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений ….__выпишите слова с безударной проверяемой гласной в корне.

3. Из предложений …._выпишите слова с безударной непроверяемой гласной в корне.

4. Из предложений ….__выпишите слова с чередующимся согласным в корне.

5. Из предложений …._выпишите слова с непроизносимым согласным в корне.

Такой вид работы позволяет «увидеть» пробелы в знаниях учеников и ликвидировать их.


6. Работа в группах, где более сильные ученики принимают зачет у своих товарищей и объясняют то, что  непонятно. Затем идёт отработка практических навыков «по горизонтали» по различным вариантам тестов. Всё обязательно проверяется, анализируются ошибки. Отработка идёт до минимального количества ошибок.


7. Самостоятельная работа учащихся: заучивание теоретических сведений, алгоритма действия, выполнение упражнений, где основное задание - объяснить написание, опираясь на алгоритм.


8. Коррекционная работа позволяет устранить выявленные пробелы в званиях учащихся как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Итогом работы является выполнение тематического теста и получение оценки.

Тест

I. В каком ряду все слова с непроверяемыми гласными корня?

  1. выч…тание, р…вноправие, ин…циатива

  2. д…фицит, л…гион, к…мпьютер

  3. бл…стеть, натв…рить, попл…вок

  4. пл…вчиха, обл…чать, предпол…гать


II. В каком ряду все слова имеют корни с проверяемыми гласными?

  1. см…родина, пок…затель, д…стоверный

  2. уд…ление, ф…рмацевт, л…скать

  3. т…чилка, с…ринка, ув…жение

  4. локом…тив, укр…щение, ш…нтажист


III. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

  1. зан…мать, угр…жать, соч…тание

  2. расст…лать, уг…реть, бл…стать

  3. зам…реть, прор…щивать, ум…лять

  4. прид…раться, прик…сновение, просл…влять


IV. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

  1. абон…мент, бал…рина, б…нокль

  2. инц…дент, к…бернетика, г…рбарий

  3. в…кансия, б…хрома, г…строном

  4. ж…тон, з…фир, кан…тель


V. В словах какого ряда  пропущена одна и та же буква?

  1. л…гуна, изл..гать, р…сток

  2. заст…лать, выч…тать, ц…стерна

  3. ур...вень, спл…влять, выр…щенный

  4. прил…жить, водор…сль, выпл…влять



Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка.

Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде Сетки орфограмм: например, Сетка-орфограмма по теме "Глагол". Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило - опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная сетка орфограмм учителем копируется и размножается на компьютере для каждого ученика, а также закладывается в модуль по конкретной теме. Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках. Кроме этого, Сетка орфограмм помогает подготовиться к зачёту. Приведу фрагмент урока «Глагол как часть речи».

Задание. Распределительный диктант по теме «Глагол».

Стимул: Вам предстоит сдать зачет по изученной теме «Глагол как часть речи». Сегодня у вас есть возможность проверить уровень усвоения орфографических правил по теме с помощью предложенного задания.

Задачная формулировка:

1. Распределить слова по «Сетке орфограмм».

2. Вспомнить правило и графически обозначить орфограмму.

3. Слова, в которых сомневаетесь, определите в последний столбик.

4. Проверьте. Если возможно, то слова из последнего столбика, переместите в соответствующий.

Источники информации:

Наступаешь, тушевать, любишь, не думает, угадывать, умываться, зажигать, верил, гонит, изжарьте, заведовать, не читает, заметишь, соберу, познакомь, клеил, строиться, негодовать, умывается, лаял, собирать, вытирать, исправьте, вытереть, разгуливать, одевается, рассматривать, называется, чувствовать, не смотрел, строил, помогите, гоняет, обеспечь, постукивать, решает, пляшет, унесите, раздумывать, разделит, рисовал бы, прочтите, не страдает, уничтожь, читал, обследовать, читал бы, напишите, спросили бы, любите, не решился бы, верил бы, ночевать.

Бланк для выполнения задания:

Сетка орфограмм по теме «Глагол».

Не с глаголом



Ь в гл. 2л., ед.ч.



- тся – -ться



корни с чер. -е-и



-е-и в оконч.гл.



Ь в гл. пов.накл.



гл. перед суф. – Л



БЫ с глаг.



-ова, -ева



-ыва, -ива



суф. -И- в пов.накл.



? сомнения





Конечно, необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть ошибки и работать над ними, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.

Также учащиеся должны овладеть и другим важным умением: связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, что необходимо при написании изложения.



Правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью. Можно ли поставить изложение на службу пониманию текста? Каковы современные подходы к написанию изложения? Что можно сделать, чтобы изложение из «скучного» жанра, каким оно чаще всего воспринимается учениками, стало эффективным средством их развития?

Изложение - вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Следует сказать, что слова изложение и пересказ употребляются нередко как синонимы, однако термин пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста. Специфика же изложения вытекает из его природы как вторичного текста.

Задача учителя в этом случае – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, конечно же, очень непросто, поскольку, как утверждают психологи, воссоздающее воображение у разных детей развито не в одинаковой степени. Только очень немногие (по данным экспериментов - менее 10%) умеют видеть своим «умственным взором» образы, которые созданы автором произведения.

Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы и материал в этом случае представляют наибольший интерес?

Способы и приемы сжатия текста

Сжатое изложение требует специальной логической работы. В методической литературе выделяют два основных способа сжатия (компрессии) текста:

1) исключение подробностей;

2) обобщение.

При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяются единичные существенные факты (несущественные опускаются). Затем они объединяются в одно целое, подбираются соответствующие языковые средства и составляется новый текст. Выбор способа сжатия будет зависеть от поставленной коммуникативной задачи и особенностей текста.

В практике работы по формированию умений учащихся сжимать текст существуют следующие типы заданий:

  1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).

  2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

  3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

  4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко передайте основное содержание, так как в телеграмме дорого каждое слово.

В своей работе учителя русского языка часто используют разнообразные памятки, инструкции, задания, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Приведу примеры некоторых из них.

Инструкция «Как писать изложение»

  1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

  2. Найдите среди них главную мысль.

  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

  4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

  5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

  6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

  7. Обдумайте средства связи между частями.

  8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

  9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.


Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста

  1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После прослушивания текста проверьте свои предположения.

  2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, затем попытайтесь предположить, о чем пойдет речь дальше, какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны…

  3. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Найдите скрытые в тексте вопросы. Выскажите свои предположения о дальнейшем содержании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста дается время для выполнения задания.)


Задания, направленные на умение выделять в тексте главное

  1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно.

  2. Найдите главное событие.

  3. Расположите события по степени важности.

  4. Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения, а содержание остальных частей текста передайте сжато.


Задания, направленные на интерпретацию текста

  1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что…

  2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что…

  3. Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события).

  4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный.

  5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.




Задания, направленные на творческую переработку текста

  1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о… .

  2. Дополните текст похожими примерами.

  3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

  4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение.

  5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

  6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите ее подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

  7. Однако «диалог с текстом» на этом не заканчивается. Следующим важным этапом является обдумывание текста (размышления, рефлексия). На этом этапе ученик задает себе примерно такие вопросы:

1. Что нового я узнал из текста?

2. Какие факты оказались для меня неожиданными?

3. Что я об этом думаю?

4. Как это соотносится с тем, что я уже знаю?

5. На какие размышления эти факты наталкивают меня?

6. Встречалось ли мне что-либо похожее раньше – в жизни, в литературе, в кино?

7. Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своем сочинении?


Предварительное задание

Если текст изложения посвящен интересному научному факту или актуальной нравственной (социальной, философской и т.п.) проблеме, можно дать предварительное задание: «Найдите интересный материал на заданную тему. Это должна быть такая информация, которая заинтересует вас самих настолько, что ею захочется поделиться с одноклассниками. Когда такой материал будет найден, попробуйте сформулировать один или несколько вопросов, которые будут начинаться словами: «Как ты думаешь?».

Задания такого типа преследуют следующие цели: актуализировать прежние знания; придать обучению активный харак­тер; укрепить веру учеников в свои силы.

Опыт показывает, что наилучших результатов достигают те учителя, которые обучают учащихся пониманию текста, отрабатывают приемы сжатия текста, кропотливо и целенаправленно формируют речевые умения и навыки своих учеников. Творческий подход педагога – вот что самое главное при подготовке учащихся к экзаменационному изложению.

Таким образом, подготовка к итоговой аттестации учащихся начинается с самого первого урока. Хорошие результаты выпускников на итоговой аттестации – результат высокого профессионализма учителей, чёткое выполнение образовательного стандарта, осуществление индивидуального подхода в процессе обучения и серьёзная подготовка к выпускным экзаменам в течение всего учебного года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!