СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по профилактике и коррекции близорукости на уроках физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная аттестационная работа  имеет цель раработать методику глазодвигательной гимнастики для учащихся методами физических упражнений специально-развивающего характера напркавленных на коррекцию зрения и профилактики близорукостию

Просмотр содержимого документа
«Система работы по профилактике и коррекции близорукости на уроках физической культуры.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Кафедра человековедения и физической культуры



Аттестационная работа

Тема: Система работы по профилактике и коррекции близорукости на уроках физической культуры.




Выполнил:

слушатель курсов по программе

«Содержание и методика преподавания

предмета «физическая культура»

Сидельников Иван Петрович,

ГБОУ СПО МО «Наро-Фоминское медицинское училище»





Научный руководитель:

к.п.н.,доцент кафедры

человековедения и физической культуры

Жданова Ольга Ивановна





Москва,

2014 г.



Содержание

Введение

Глава I. Близорукость – социально-значимая проблема

1.1 Причины возникновения миопии, методы ее профилактики и лечения

1.2 Близорукость и занятия спортом

1.3 Медицинские наблюдения за состоянием зрения студентов первого курса

1.4 Профилактические мероприятия по сохранению, нормализации и улучшению остроты зрения для студентов первого курса

Глава II Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния физических упражнений на степень близорукости студентов первого курса

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Литература

Приложения





















Введение

Актуальность исследования. Для восприятия информации о состоянии окружающего нас внешнего мира служат сложные и совершенные нервные приборы - органы чувств. К ним относится орган зрения - глаза.

В последние два-три в училище увеличилось число студентов, имеющих проблемы со зрением.

Цель работы - разработать методику глазодвигательной гимнастики для студентов 13 группы и исследовать ее эффективность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. выявить критерии оценки степени близорукости студентов медицинского училища

2. разработать методику применения физических упражнений специально-развивающего характера в целях коррекции зрения и профилактики близорукости.

3. провести научный эксперимент для изучения влияния подобранных упражнений на зрение студентов.

Близорукость (миопия) - один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят отдаленные предметы. Близорукость чаще всего развивается в школьные годы, во время учебы в средних специальных и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной, зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при недостаточно или неправильном освящении и в плохих гигиенических условиях. Если вовремя не принять меры, то близорукость - один из наиболее частых причин инвалидности.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще не очень давно в настоящее время признано неправильным. Однако чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье лиц страдающих близорукостью и способствовать осложнениям. Поэтому разработка методических рекомендаций способствующих правильному применению физических упражнений при занятиях со студентами, страдающих миопией, является актуальной проблемой сегодняшнего дня. В настоящее время компьютеризация, видео и телепередачи, другие достижения научно - технического прогресса предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору детей младшего школьного возраста. И возрастающая тенденция раннего приобретения навыков чтение, письма, счета, изучение иностранных языков, уроки музыки, рисования и другие занятия повышают уровень зрительных нагрузок младших школьников.

Однако, при систематических образовательных занятиях в школах и при насыщенных видео и телепередачах зрительный анализатор детей младшего возраста практически не получает крайне необходимого для него целенаправленного оздоровительного воздействия. В связи с этим возникает необходимость вводить в содержание учебных занятий и уроков физической культуры в младших классах профилактические мероприятия по сохранению и укреплению зрения.

Исследования по профилактике нарушения зрения проводились в нашей стране и за рубежом (Ю.А. Утехин; Г.Г. Демирчоглян; У. Бейтс, М.Д. Корбетт; Э.С. Аветисов, и другие), где были предложены различные профилактические мероприятия по сохранению, нормализации и восстановлению остроты зрения школьников: глазодвигательная гимнастика, точечный массаж аутотренинг, физические упражнения и общие гигиенические мероприятия, нетрадиционные методы. К сожалению, большое разнообразие предлагаемых средств, методов и форм профилактики нарушения зрения не используется в режиме дня ребенка, как в учебное, так и в свободное время. На наш взгляд, это может быть связано со следующими причинами: не проводится информационно - просветительская работа с учениками, учителями, родителями; не разучивается комплексы профилактических мероприятий по восстановлению и тренировке зрительного анализатора; не даются целенаправленные консультации по профилактике нарушения зрения для детей и их родителей, и другую причину авторы видят в том, что многочисленные профилактические мероприятия не систематизированы по степени воздействия и не адаптированы к условиям школы.

В связи с этим, актуальным является улучшение информационно - просветительской работы с учениками, учителями, родителями; обучение детей и взрослых методике проведения профилактических мероприятий, в частности, глазодвигательной гимнастики.

Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1 Причины возникновения миопии, методы ее профилактики и лечения

Миопия (близорукость) наиболее частый дефект зрения. Прогрессирование миопии может приводить к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. Осложненная миопия одна из главных причин инвалидности вследствие заболеваний глаз. Медико-социальная значимость проблемы усугубляется тем, что осложненная миопия поражает людей в самом работоспособном возрасте. Многолетние исследования, выполненные в Московском научно-исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца, позволили сформулировать теорию происхождения миопии и обосновать пути и методы ее профилактики и лечения. На основе этих исследований выделено 2 основных патогенетических звена миопии: несоответствие между возможностями ослабленного аккомодационного аппарата глаз и зрительной нагрузкой и ослабление прочностных свойств склеры, и ее растяжение под влиянием внутриглазного давления. По первому механизму формируется более благоприятная форма миопии, которая остается только оптическим недостатком глаза, по второму миопия как серьезная болезнь, склонная к прогрессированию и возникновению осложнений. В происхождении обеих форм миопии существенное значение имеет генетический фактор, причем первая форма миопии наследуется преимущественно по аутосомно-доминантному, а вторая по аутосомно-рецессивному типу. Наследственно обусловленная миопия несколько раньше проявляется у девочек, чем у мальчиков. Это связано, по-видимому, с модифицирующим влиянием пола и эндокринными изменениями в организме в период полового созревания. На основе "близнецовых исследований" показано, что по наследуемости в нисходящем порядке располагаются длина оси глаза, преломляющая сила роговицы, общая рефракция, преломляющая сила хрусталика. Установлена низкая пенетрантность и экспрессивность гена, детерминирующего миопию. Это указывает на то, что доминантно наследуемый ген миопии реализует свое действие только под влиянием неблагоприятных условий внешней среды или при взаимодействии с другими генами.

При ослабленной аккомодационной способности напряженная зрительная работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной. В этих случаях организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается главным образом посредством направленного умеренного удлинения переднезадней оси глаза в период его роста и формирования рефракции. Возникает миопия, которая хотя и несколько прогрессирует, но, как правило, не достигает более 3,0-4,0 дптр. Через аппарат аккомодации опосредуется влияние многих неблагоприятных факторов, способствующих развитию миопии. Эти факторы либо затрудняют его деятельность (неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, анизометроппия, астигматизм), либо "поражают" сам аппарат (нарушение регионарной гемодинамики, дисфункция цилиарной мышцы вследствие расстройства симпатической и парасимпатической иннервации, хронические инфекционные заболевания, общая гиподинамия). На основе данных о роли ослабленной аккомодации в происхождении миопии была выдвинута идея о возможности профилактики миопии и ее прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза при помощи физических упражнений и медикаментозных средств. Разработаны специальные упражнения для цилиарной мышцы со сменными линзами, с использованием лазерного стекла и более простые домашние упражнения. Предложен комплекс общих физических упражнений для лиц с близорукостью, влияющих и на аккомодацию. Показана возможность улучшения аккомодационной способности глаз посредством акупунктуры или электропунктуры, а также медикаментозных и физиотерапевтических воздействий на образования, ответственные за кровоснабжение и иннервацию цилиарной мышцы. Выявлено стимулирующее влияние ряда медикаментов на цилиарную мышцу. Перечисленные лечебные меры нормализуют или значительно повышают показатели аккомодации и регионарной гемодинамики и снижают частоту и степень прогрессирования миопии в 35 раз.

На большом клиническом материале показана принципиальная возможность предупреждения самого возникновения миопии путем проведения систематических тренировочных курсов в группе риска, т.е. у школьников с пониженным запасом относительной аккомодации. В последнее время разработана методика бесконтактного транссклерального воздействия на цилиарную мышцу с помощью низкоэнергетического лазерного излучения. Такое воздействие улучшает все показатели аккомодации и кровоснабжение цилиарной мышцы. Поскольку прогрессирующая и осложненная миопия вызывает утрату трудоспособности в связи с понижением зрения, изучение ее патогенеза приобретает особое значение. На первый план здесь выступает исследование биомеханических, биохимических и морфологических свойств склеры. Исследования деформативно-прочностных показателей образцов склеральной ткани энуклеированных и трупных глаз человека показали, что в норме склере свойственны анизотропность (большая податливость в переднезаднем направлении, чем в экваториальном) и неоднородность убывание прочности по направлению от передней области к заднему полюсу. Наименьшую прочность как в норме, так и при миопии имеет задний полюс глаза. Установлено, что растяжимость и остаточная деформация образцов склеры при эмметропии и миопии слабой степени одинаковы, а в глазах с высокой миопией достоверно выше, особенно в заднем отделе.

При миопии сохраняется свойственная нормальной склере неоднородность, при этом выявляется тенденция к увеличению деформации темпоральных отделов, особенно верхненаружного. Отмечено снижение предела прочности при миопии средней и высокой степени, особенно в экваториальном поясе и в области заднего полюса глаза. Анизотропность склеры при высокой миопии становится более выраженной, чем в норме. В настоящее время установлено, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По некоторым данным среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых осталось в два раза меньше, чем среди всей группы обследования школьников.

Отмечая связь близорукости с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, тяжелые инфекционные заболевания. Заключено, что у близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также с быстрым утомлением мышц или спины. Нарушение осанки, в свою очередь, влияет на состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно - сосудистой, вызывая повышенное утомление.

Известный советский офтальмолог В.П. Филатов уже давно высказывал мнение, согласно которому общие патологические процессы в организме могут неблагоприятно сказываться на состоянии склеры и ослаблять ее, создавая тем самым условия для растяжения склеры и развития близорукости. Кроме того, патологические процессы в организме могут влиять и на цилиарную мышцу глаза.

1.2 Близорукость и занятия спортом

Спорт все шире и шире входит в жизнь наших людей. Особенно велика тяга к нему детей и подростков. Однако, учитывая значительный процент близорукости среди них, следует с особым вниманием подходить к выбору соответствующего вида спорта и допустимых нагрузок. Таблица с противопоказаниями для различных видов спорта(приложение 1)

Непременное условие для занятий спортом близоруких - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения. Спортивные занятия могут благотворно влиять на состояние глаз при близорукости и способствовать ее стабилизации, но могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям. Все зависит от степени близорукости, а также от специфики избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок.

При не осложненной, стационарной (т.е. не прогрессирующей) близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция, т.е. линзы, надеваемые непосредственно на глазное яблоко.

При осложненной или прогрессирующей близорукости противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, например, борьба, поднятие тяжестей, с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения.

По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются липа, имеющие близорукость свыше 3 диоптрий. Если же в процессе занятий близорукость прогрессирует и увеличивается до 6 диоптрий, то спортсмену рекомендуют прекратить активные занятия и значительно снизить нагрузки.

В то же время, как показали исследования и спортивная практика, умеренные нагрузки, занятия массовыми видами спорта (с учетом противопоказаний) способствуют, как правило, улучшению или стабилизации зрения и значительно повышают общее физическое развитие детей и подростков. Особую пользу им приносят спортивные игры, плавание, туризм.

Физическая культура должна занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза.

Специальные физические упражнения благоприятно влияют на формирование рефракции глаз у школьников. Так, среди школьников в возрасте от 6 до 17 лет, занимающихся спортом, число лиц, страдающих близорукостью, было значительно меньше, чем среди школьников, которые не занимались спортом.

И.В. Сухиненко еще в 1980 году установила, что девушки 15 - 17 лет, страдающие миопией средней степеней, значительно отстают по уровню физической подготовленностью от сверстниц с соразмерной рефракцией. У них отмечается существенное снижение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Систематическое применение циклических физических упражнений умеренной интенсивности в комплексе со специальной тренировкой аккомодации способствовали значительному повышению уровня выносливости и оказывали благоприятное влияние на все показатели аккомодационной способности глаза. После циклических упражнений значительной интенсивности, а также упражнениях на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений у лиц с миопией степени отмечалась выражения ишемия глаз, сохраняющаяся в течении длительного времени.

С помощью специальных исследований, проведенных Е.И. Ливадо, было установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения обще развивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопатического глаза.

О пользе физических упражнений написал Федор Гильтеюрандт, доктор медицины и химии, адъютант - профессор анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии. Свой труд он назвал ''О сохранении зрения, сочинение для народа''. Несмотря на давность работы, в ней содержатся весьма прогрессивные идеи.



1.3 Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников

Исследования с помощью электронного микроскопа показали, что волокна склеры - фибриллы - при высокой миопии теряют свою обычную форму и расположение, становится слишком тонкими и изогнутыми. Биохимические исследования позволили установить, что существенно нарушен обмен веществ в склере, в частности мукополиисахаридов. Все это изменяет, биохимические свойства склеры и делает ее более податливой к действию внутриглазного давления, под внутриглазного давления, под влиянием которого, особенно при движениях туловища и головы, в склере накапливаются остаточные микро деформации. Это и создает основу для постепенного растяжения заднего отдела глаза и прогрессирования близорукости. Эти исследования были проведены кандидатом медицинских наук Е.И. Ливадо и преподавателем - методистом физической культуры Ю.И. Курпан. Ими была разработана идея о возможности профилактики близорукости и ее прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза с помощью медикаментов и физических упражнений.

Очень важно, чтобы для детей соблюдались гигиенические условия зрительной работы. Это прежде всего правильное и достаточное освещение класса и рабочего места школьника.

В дневное время степень освещенности класса зависит от облачности, различного состояния солнца, а также от размеров окон, их расположения и глубины помещения.

Для классов отношение застекленной площади окон к площади пола должен составлять 1:5, для прочих помещений школы - 1: 8. В третьем от окон ряду парт в пасмурную погоду освещенность может быть недостаточной, поэтому целесообразно каждую учебную четверть пересаживать на разные ряды парт.

Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона.

Для искусственного освещения в школах использую лампы накаливания или люминесцентные лампы. Освещенность должна быть на партах не менее 150 люкс при использовании ламп накаливания и 300 люкс при освещении люминесцентными лампами.

Дома школьнику следует отвести светлое место у окна. В вечернее время нужно пользоваться искусственным освещением так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Детям рекомендуется смотреть телевизор непродолжительное время на расстояние не менее 2,5 м. Комната в это время должна освещена. К сожалению, с наступлением эпохи компьютеризации эти требования не всегда не соблюдаются. Кроме того, что глаза находятся близко от экрана и подвержены излучению, нарушается и процесс моргания. Нормальный глаз моргает часто, чтобы равномерно распределить слезную жидкость, выделяемую слезной, по поверхности глаза. Слеза не только постоянно увлажняет роговицу, но и дезинфицирует глаз, его от микробов. Моргание дает длящееся мгновение периоды отдыха постоянно находящимся в работе нервам сетчатки.

Профилактике близорукости способствует укрепление организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом), а также предупреждение и активное лечение общих заболеваний, прежде всего рахита, ревматизма, тонзиллита и туберкулеза. Лицам с высокой степенью близорукости противопоказана работа, связанная с подъемом тяжестей, рассматриванием и сбором мелких деталей или требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.

Большую роль при лечении близорукости приносят лекарства, которые улучшают питание тканей глаза и укрепляет его стенки. Особенно благоприятно сказывается применение витаминов. А, В2, С, К, РР, хлористого кальция, глюкозы, йодистых и тканевых препаратов.

1.4 Профилактические мероприятия по сохранению, нормализации и улучшению остроты зрения для младших и средних школьников

Нагрузка на глаза у современного школьника огромна. Авторы Э.С. Аветисов (1987), С.В. Бондаренко (1993), С. Мартынов (1995) и многие другие утверждают, что 70-80% всей информации об окружающем мире люди получают с помощью органов зрения. Поэтому глаза нужно беречь и проводить для них различные профилактические мероприятия, которые будут способствовать сохранению, нормализации, а также улучшению остроты зрения.

В настоящее время отмечена тенденция увеличения близоруких детей в младшем и среднем возрасте. Нагрузка на глаза ложится огромная, особенно, когда дети проводят часы, сидя у экрана телевизора или за компьютерными играми. И конечно же, во время учебных занятий в школе, домашних заданий по чтению, письму, рисованию, музыке и т.д. Глаза отдыхают в основном только во время сна. Вот почему ученые - офтальмологи Э.С. Аветисов (1980), А. Утехин (1984), А.И. Тартаковская (1986) и другие сделали вывод, что выполнение для глаз просто необходимо для учащихся младших и средних классов, чтобы избежать в дальнейшем таких болезней, как близорукость, которая наблюдается наиболее часто, дальнозоркость и другие.

Обобщая и анализируя научно-методическую литературу, посвященную вопросам профилактики нарушения зрения школьников, выявлено пять видов профилактических мероприятий: общеукрепляющие физические упражнения, общие гигиенические мероприятия, глазодвигательная гимнастика, точечный массаж и аутотренинг глаз.

Физическая культура и спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости. И ее прогрессирования (У. Сюйхуа, 1991), поскольку физические упражнения способствуют как (общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение (Э.С. Аветисов, Л.И. Курпан, Е.И. Ливадо, 1980). Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения детей. Так, по исследованиям (В.А. Химочкин, 1996; А.Ф. Синяков, 1995; Н.И. Кудряшова, 1995 и другие) отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся физической культурой и спортом, число лиц, страдающих близорукостью, значительно меньше, чем среди школьников, у которых двигательная активность снижена. С помощью специальных исследований, проведенных авторами (3.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо, 1980) установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции зрительного анализатора. Итак, общеукрепляющие физические упражнения, такие как ходьба, бег, плавание, и кроме них, лыжный спорт, подвижные и спортивные игры, оказывают благоприятное воздействие на формирование полноценного зрения младших школьников.

К общим гигиеническим мероприятиям относят: рациональное питание, включающее в себя употребление прежде всего овощей, фруктов, ягод. Соблюдение правильной осанки во время чтения, письма и другой работы, связанной с напряжением зрительного анализатора. Через 30-40 минут зрительной работы введение перерыва на 10 минут, обеспечение достаточного света во время работы, соблюдение оптимального расстояния (30-36 см) от глаз до книги или тетради, отказ от вредных привычек. В качестве профилактического средства можно использовать водные процедуры, в частности, промывание глаз чистой и свежей водой из маленького фонтанчика (И.И. Сулейманов, 1990). Глазодвигательная гимнастика включает упражнения восстановительного и тренирующего характера, которые предназначены для отдыха глаз, предохраняют их от утомления и служат профилактикой против ухудшения зрения. Специальные зрительные упражнения тренируют глазодвигательные мышцы, повышают "зрительную" выносливости способность к точной фокусировке на различные расстояния

К профилактическим мероприятиям по сохранению, нормализации и улучшению зрения для школьников относят точечный массаж, который реализуется при помощи надавливания пальцами на определенные точки. Точечный массаж придает человеку не только новое душевное состояние и физические силы, но и сохраняет глаза чистыми, светлыми, красивыми, способствует снятию усталости, красноты глаз и чувство тяжести или давления в голове, которые возникают при чрезмерном двигательном чтении или просмотре телепередач и т.д.

Автогенная тренировка, также как и вышеназванные профилактические мероприятия, нормализует остроту зрения и тренирует мышцы глаз. Глазодвигательные мышцы, как. И любые другие, участвуют в процессе длительной работы, поэтому они также нуждаются в восстановлении.С. этой целью используется аутотренинг глаз. Формулы автогенной тренировки желательно заучить наизусть. Выполнять тренинг нужно в удобной расслабленной позе.

Общие рекомендации по аутотренингу сегодня хорошо известны, изданы большими тиражами в многочисленных популярных и специальных изданиях. Поэтому, не останавливаясь на обычных для аутотренинга правилах, приведем формулы, которые относятся к тренировке зрения: " Я совершенно спокоен и невозмутим. Веки совершенно спокойны, свободны. Взгляд свободен и ясен. Глазное дно хорошо снабжается кровью. Кровь хорошо омывает глазное дно. Я смотрю легко и ВИЖУ ясно и отчетливо. Глазное дно приятно теплое. Глаза видят отчетливо и резко".

Таким образом, зная и правильно применяя профилактические мероприятия можно нормализовать и улучшать остроту зрения у младших школьников. Однако, в процессе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявлены небольшие недостатки, которые, на наш взгляд, не позволяют детям и взрослым систематично и осознанно выполнять профилактические мероприятия по сохранению зрения.

Глава II Опытно-экспериментальная работа по исследованию влияния физических упражнений на степень близорукости студентов.

Мною были поставлены и решены следующие задачи:

2.1 Организация и методы исследования

В ходе эксперимента мною были поставлены и решены следующие задачи:

1. Анализ научно - методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Методы математической статистики.

5. Анализ медицинских карт студентов.

Эксперимент осуществлялось в три этапа.

Объектом исследования явились студенты 13 группа Наро-Фоминского медицинского училища.

Основной задачей я считал:

  1. выявить какие-либо дефекты зрения

  2. опросить студентов о возможных причинах ухудшения зрения

  3. по результам полученных данных выявить и сформулировать основные причины развития болезней.

На первом этапе проводился анализ научно - методической литературы и обобщение данных медицинских карт учащихся школы.

Вот что я получил, проведя исследование : Опрошено 27 человек Дальнозоркость 5 студентов. Близорукость 8 студентов. Нет проблем со зрением 10 студентов. Ощущают ухудшение зрения - 4 студента.

Было замечено, что не имеют проблем со зрением студенты в возрасте от 17 до 24 лет.

По мере взросления у многих студентов развиваются различные болезни. Это связано с рядом причин. Я решил выяснить, что считают студенты основными причинами ухудшения зрения. Вот что получилось: Основные причины:

1. неправильное освещение 2. травмы 3. недостаточное вечернее освещение 4. близкое чтение 5. неправильная осанка 6. работа с компьютером

На втором этапе проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты в количестве двадцати семи человек.

На третьем этапе исследование обрабатывались полученные в ходе эксперимента данные и формулировались выводы.

Начиная эксперимент мы выяснили исходный уровень развития студентов. Для этой цели мы использовали та6лицы для проверки зрения, таблицы Шульте и числовые пирамиды.

Результаты показали, что время, потраченное на выполнение задания по таблице Шульте составило в среднем в опытной группе 76 секунд, в контрольной группе 81 секунда. Тестирование по числовой пирамиде в опытной группе закончилось на шестом числе среднего ряда, а в контрольном на седьмом. Число студентов с хорошим зрением составило 10 человек (качество 1.0 и 0.9), то есть 37 %. Студенты со зрением 0.8-0.5 оказалось 13 человек, что составляет 48 %. И 4 человека показали качество зрения менее 0.5. Это составило 15 %.

После проведения проверки зрения я начал включать специальные упражнения для глаз. Важно строго соблюдать дозировку. В первом семестре каждое упражнение повторяется 3-4 раза, а во втором - до 6-8 раз. Амплитуда движения глаз максимальная, темп медленный и средний. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях. Особое внимание уделил студентам, у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. На этой стадии эксперимента я столкнулся с тем, что трудно заставить студентов выполнять движения глазами. Такие упражнения были им в новинку. Для того, чтобы студенты быстрее освоились, я использовал игры, тренирующие глаза.

Так как занятия физической культуры проводятся дважды в неделю, то, естественно, время на профилактику близорукости не хватает - поэтому я рекомендовал проводить игры на других занятиях. Напряженная работа для глаз появляется на занятиях по информатике, физике и математике. Использование на этих занятиях специальных упражнений для глаз позволяет многократно увеличить полезный эффект. На занятиях физической культуры рекомендовал применять игры и восстановительного и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора у студентов. В первой части эксперимента (сентябрь-октябрь) я проводил со студентами игры в соотношении 2:1 в пользу специально-восстановительных, в остальное время, данное соотношение изменилось в сторону преобладания специально-тренирующих игр - 3:

1. Специальные зрительные игры применялись мной только после упражнений, повышающих двигательную активность студентов на фоне увеличенных показателей кровообращения, в заключительной части занятия. На других занятиях я рекомендовал эти задания последними во время физкультпаузы и физкультминуток.

Следующим шагом работы стало привитие студентам привычки к утренней гимнастике. Не секрет, что большинство людей ее не выполняет. Чтобы заинтересовать студентов, я предположил им подсчет пульса до и после зарядки с последующим анализом и сравнением с настроением, погодой.

Для проверки действия предложенных упражнений я использовал в течение всего эксперимента тесты по таблицам Шульте и с числовыми пирамидами. В конце эксперимента я также проверил студентов на числовых пирамидах. Этот тест выявил, что у студентов экспериментальной группы расширилось периферическое зрение. Если в начале эксперимента они различали 6 и 7 столбик соответственно, то через год это соотношение изменилось и стало 10 и 7.

Но главным итогом моей работы было исследование на таблице для проверки зрения. И в этом тесте студенты экспериментальной группы показали хорошие результаты.

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Ведущее место в системе физического воспитания студентов Наро-Фоминского медицинского училища занимают занятия физической культуры. Однако они не обеспечивают нужное физическое развитие студентов, так как в рабочей программе занятиям по физической культуре отведено только 72 часа в семестре. В связи с этим особую значимость приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до занятий, физкультминутки на занятиях, игры на переменах, спортивные внеклассные занятия. Использование различных форм физического воспитания необходимо для резкой перемены двигательного режима студента, который вынужден 6 часов в течение дня находиться в аудитории за рабочим столом. Кроме того, надо помнить, что на фоне сниженной двигательной активности студента возрастает зрительная нагрузка на аккомодационный аппарат глаз, который еще не полностью приспособлен к такой работе. Такая нагрузка из года в год приводит к патологическим изменениям в органе зрения.

Начиная эксперимент, я хотел выяснить исходный уровень развития студентов. Для этой цели я использовал та6лицы для проверки зрения, таблицы Шульте и числовые пирамиды.

Таблицы Шульте (англ. Shultztables) - случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по порядку. Обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений (что является основой скорочтения). Также позволяет расширить поле зрения. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.

Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20-25 см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25.

Правила тренировки на таблицах Шульте.

Находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25-30 см. Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться. При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.

Числовая пирамида представляет собой два ряда двузначных чисел, равномерно расходящихся сверху вниз и ряда последовательных чисел, расположенных посередине. Упражнения заключаются в том, чтобы, фиксируя взгляд на числах среднего ряда, распознавать цифры, расположенные по: краям. Результаты показали, что время, потраченное на выполнение задания по таблице Шульте составило в среднем в опытной группе 76 секунд, в контрольной группе 81 секунда. Тестирование по числовой пирамиде в опытной группе закончилось на шестом числе среднего ряда, а в контрольном на седьмом.

Итоги проверки зрения по таблице выявили следующие результаты в опытной группе.

Число студентов с хорошим зрением составило 10 человек (качество 1.0 и 0.9), то есть 37 %. Детей со зрением 0.8-0.5 оказалось 13 человек, что составляет 48 %. И 4 человек показали качество зрения менее 0.5. Это составило 15 %.

Специальные упражнения для глаз на занятиях по физкультуре должны выполняться вместе с обще развивающими и корригирующими упражнениями. Для этого нет необходимости включать в занятие дополнительные специальные упражнения. Надо только понять принцип выполнения упражнений для глаз и обучить этому студентов.

Специальные упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем возможным направлениям. При выполнении любого обще - развивающего упражнения, особенно связанного с движением рук, рекомендуется одновременно с ними выполнять движения глазами, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Упражнение для глаз выполняются по следующим направлениям:

1. Вверх-вниз.

2. Вправо-влево.

3. По диагонали

4. Круговые движения.

Важно строго соблюдать дозировку. В первом полугодии каждое упражнение повторяется 3-4 раза, а во втором - до 6-8 раз. Амплитуда движения глаз максимальная, темп медленный и средний. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях. Особое внимание следует уделить студентам, у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность.

На стадии эксперимента я столкнулся с тем, что трудно заставить студентов выполнять движения глазами. Такие упражнения были им в новинку. Для того, чтобы студенты быстрее освоились, я использовал игры, тренирующие глаза. Их можно разделить на две группы:

1. Специально-восстановительные.

2. Специально-тренирующие.

Специально-восстановительные игры организуют после нагрузок, требующих как зрительного напряжения, так и статико-динамических напряжений кисти.

Специально-тренирующие игры целесообразно применять после занятия, на которых зрительная нагрузка наиболее высокая. Так как занятия по физической культуре проводятся дважды в неделю, то, естественно, время на профилактику близорукости не хватает - поэтому я рекомендовал проводить игры на других занятиях. Напряженная работа для глаз появляется на занятиях по информатике, физике и математике. Использование на этих занятиях специальных упражнений для глаз позволяет многократно увеличить полезный эффект. На занятиях физической культуры желательно применять игры и восстановительного, и тренирующего воздействия. Это связано с особенностями процесса адаптации зрительного анализатора студентов при работе с компьютером. В первой части эксперимента (сентябрь-октябрь) я предлагал студентам игры в соотношении 2: 1 в пользу специально-восстановительных, в остальное время, данное соотношение изменилось в сторону преобладания специально-тренирующих игр - 3:

1. Специальные зрительные игры применялись мной только после упражнений, повышающих двигательную активность студентов на фоне увеличенных показателей кровообращения, в заключительной части занятия. На других занятиях я рекомендовал эти задания проводить последними, во время физкультпаузы и физкультминуток.

. Основными задачами использования физических упражнений были:

1. Общее укрепление организма;

2. Активизация функции дыхательной и сердечнососудистой систем;

3. Укрепление мышечно-связочного аппарата;

4. Улучшение кровообращения в тканях глаза;

5. Укрепление склеры;

6. Улучшение деятельности мышц глаза, прежде всего аккомодационной мышцы.

Учитывая то, что у лиц страдающих близорукостью, чаще наблюдаются нарушения осанки, слабость соединительно-тканного аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять вперед туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корректирующим упражнениям. Важную роль играют и дыхательные упражнения, усиливающие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме.

При построении методики ЛФК необходимо соблюдать все ее основные принципы:

· системность воздействия физических упражнений и последовательность их применения;

· регулярность воздействия;

· длительность применения физических упражнений;

· постепенное увеличение физической нагрузки на протяжение как отдельной процедуры, так и всего лечебного курса;

· индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья студентов.

Подготовительный этап.

Задачи:

1. . Общее укрепление организма.

2. Адаптация к физической нагрузке.

3. Активизация функций дыхательной и сердечнососудистой систем.

4. Улучшение осанки.

5. Укрепление мышечно-связанного аппарата.

6. Повышение эмоционального состояния студентов.

В этом периоде студенты преимущественно выполняли обще развивающие упражнения, и постепенно увеличивалась специальная тренировка для разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделялось правильному дыханию. Правильным следует считать полное дыхание, включающее весь дыхательный аппарат. Начинать обучение нужно с освоения статического дыхания, а затем постепенно усложнять различные сочетания дыхания с движениями. Динамические дыхательные упражнения должны быть просты по построению, выполняться свободно, без усилий.

Основной (тренировочный) этап.

Задачи:

1. Укрепление мышечно-связочного аппарата.

2. Улучшение функциональных связей между основными системами организма.

3. Улучшение кровоснабжения тканей глаза.

4. Укрепление мышечной системы глаза.

5. Укрепление обменных и трофических процессов в глазу.

6. Укрепление склеры.

На фоне обще развивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяются также специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаз и цилиарную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Вначале их повторяют два раза, а затем число повторений доводят до четырех-шести. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с обще развивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки, наиболее оптимальном для сохранения правильной осанки. Важно, чтобы студенты не прекращали выполнять эти упражнения и дома. По-прежнему я часто использовал пальминг в основном периоде.

Помимо этих упражнений полезно использовать массаж. Массаж шейного отдела может стабилизировать функции и служить одним из методов в комплексном лечении истинной и ложной близорукости. Массаж необходимо проводить два раза в неделю с помощью партнера, либо применять самомассаж. Массаж выполняется около 10 минут.



Заключение

В результате эксперимента я установил, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения обще развивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции глаза. На основе результатов, проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования.

Особенность физического воспитания студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо обще развивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Физические упражнения и спорт – это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте.

Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по многу часов (без перерыва) читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также недостаточно занимаются физкультурой, не тренируют мышцы глаз.

Ослаблению аккомодации глаз способствует острые респираторные, хронические и инфекционные заболевания. Поэтому вопрос профилактики этих заболеваний должен стать заботой не только медиков, но и каждого человека.

Я предполагаю использовать специальные упражнения для глаз на теоретических занятиях, которые требуют напряженной зрительной активности, способные укрепить аккомодационный аппарат. Включать упражнения для глаз необходимо всем студентам для профилактики возникновения близорукости и замедления ее прогрессирования

Выводы:

1. Для оценки степени близорукости могут быть использованы несложные и общепринятые тесты, проводимые по таблице Шульте, числовыми пирамидам и таблицы Д.А. Сивцева для проверки остроты зрения.

2. Для разработки методики применения физических упражнений специально - развивающего характера были использованы корригирующие упражнения, игры, специальные и обще развивающие упражнения.

Литература


  1. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.

  2. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983

  3. “Глазные болезни”: Учебник. Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. - М.: Медицина 1983.

  4. Аветисов Э.С. “Близорукость”- М.: Медицина, 1986.

  5. Стив Шенкман «Можно ли жить без очков?», М:1992

  6. Джерри Фридман «Освободи свои глаза», М:1997

  7. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.

  8. Бахрах, И.И «Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья», М.:2006

Приложение 1

Таблица с противопоказаниями для различных видов спорта

Вид спорта

Противопоказания в зависимости от степени близорукости и состояния глаз

Рекомендации по использованию оптической коррекции

Бокс

при любой степени близорукости

Без коррекции

Борьба

при любой степени близорукости

Тяжёлая атлетика

при близорукости высокой степени, а так же при любой степени близорукости с осложнениями на глазном дне

Велогонка на треке

при близорукости высокой степени, а так же при любой степени близорукости с осложнениями на глазном дне

Контактная коррекция

Гимнастика спортивная

при всех видах близорукости, кроме стационарной

Без коррекции

Гимнастика художественная

при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

Как правило, без очков. При значительном понижении зрения - контактная коррекция

Стрельба стендовая, пулевая, из лука

при близорукости более - 8 диоптрий

Очковая или контактная коррекция

Современное пятиборье

при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

Без коррекции

Конный спорт

при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

Фехтование

только при осложнённой близорукости

Очковая или контактная коррекция

Плавание

только при осложнённой близорукости

Без коррекции

Водное поло

при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

Без коррекции или коррекция контактными линзами

Прыжки в воду

при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости

слабой степени

Без коррекции

Гребной спорт


только при осложнённой близорукости

Очковая коррекция

Парусный спорт


только при осложнённой близорукости

Без коррекции

Лыжные гонки


только при осложнённой близорукости

Любая коррекция


Биатлон

только при осложнённой близорукости


Очковая или контактная коррекция

Горнолыжный спорт

при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

Без коррекции

Прыжки на лыжах с трамплина

при любой степени близорукости

Лыжное двоеборье

при любой степени близорукости

Скоростной бег на коньках

при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

Без коррекции или контактная коррекция

Фигурное катание

при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

Без коррекции или контактная коррекция

Теннис: большой, настольный, бадминтон

при близорукости высокой степени, а так же близорукости с осложнениями на глазном дне

Контактная коррекция

Мотоспорт

при всех видах близорукости, кроме стационарной близорукости слабой степени

Без коррекции



































12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!