СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования.

       В рамках введения ФГОС возрастает роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, следовательно, школе необходимо создать такую систему индивидуальной организации образовательной деятельности, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления ученика, но и создавала условия для самоопределения личности в выборе будущей профессии.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) предполагает:

- наличие целостности подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;

 - обеспечение необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно- наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;

 -  информированность обучающихся по вопросам выбора траекторий образования после школы;

- сформированность способности принятия самостоятельных решений  обучающихся;

 - сформированность у обучающихся качества профессионального прогнозирования.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое).»


Загороднева Ирина Петровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

Zagorodneva.ir@yandex.ru

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ (С ГРУППАМИ ДВУХ НАПРАВЕНИЙ: (ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ).

Zagorodneva Irina Petrovna

teacher of Russian language and literature

MBOU "SOSH No. 4 with in-depth study of individual subjects" Usinsk

[email protected]

SYSTEM OF WORK ON SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE IMPLEMENTATION OF SPECIALIZED TRAINING IN SPECIALIZED CLASSES OF THE HUMANITIES FACULTY (WITH GROUPS OF TWO DIRECTIONS (LINGUISTIC AND HISTORICAL)

Фахретдинова Гузель Римовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ№4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

Guz810715@gmail.com

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ (С ГРУППАМИ ДВУХ НАПРАВЕНИЙ: (ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ).

Fakhretdinova Guzel Rimovna

history and social studies teacher

MBOU "SOSH No. 4 with in-depth study of individual subjects" Usinsk

[email protected]

SYSTEM OF WORK ON SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONAL ORIENTATION IN THE IMPLEMENTATION OF SPECIALIZED TRAINING IN SPECIALIZED CLASSES OF THE HUMANITIES FACULTY (WITH GROUPS OF TWO DIRECTIONS (LINGUISTIC AND HISTORICAL)

Аннотация

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования.

В рамках введения ФГОС возрастает роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, следовательно, школе необходимо создать такую систему индивидуальной организации образовательной деятельности, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления ученика, но и создавала условия для самоопределения личности в выборе будущей профессии.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) предполагает:

- наличие целостности подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;

- обеспечение необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно- наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;

- информированность обучающихся по вопросам выбора траекторий образования после школы;

- сформированность способности принятия самостоятельных решений обучающихся;

- сформированность у обучающихся качества профессионального прогнозирования.

Цель системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля в условиях общеобразовательной школы создать условия для развития личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля опирается на:

- профориентационную  работу среди учащихся 5-7-х классов;

-  предпрофильную подготовку среди учащихся 8-9-х классов;

-   профильное обучение учащихся 10-11-х классов.

Система реализуется через урочную, внеурочную, внешкольную образовательную деятельность в условиях сетевого взаимодействия школы с социальными структурами: профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями.

Система работы по профессиональной ориентации осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе. 

Профориентационная работа для учащихся 5-7-х классов проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры. Строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на уровне ООО. Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.

Обобщение знаний о мире профессий осуществляется через введение образовательных курсов внеурочной деятельности, реализуемых пятью направлениями: социальное, обще интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.

Система профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности.

Ожидаемые результаты «Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) включают:

приобретение навыков и умений

- профессионального самоопределения;

- самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;

- установления эффективных форм межличностного контакта;

- рефлексии;

- анализа, сравнения, сопоставления информации.

Данная система дала возможность создать школьную модель профессиональной ориентации обучающихся в классах гуманитарного профиля.

Одним из основных критериев качества образования при данной системе по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля является социальная успешность выпускников школы.

Annotation

Self-determination and professional orientation of students is an important component of the learning process and must meet the modern requirements of society and the goals of education.

Under the GEF the role of the self-identity of the student, individualization of educational activities, therefore, the school must create a system of individual educational activities which accurately and objectively tracked not only individual aspects or manifestations of pupil, but also created the conditions for self-identity in the choice of future profession.

The system of work on self-determination and professional orientation in the implementation of specialized training in classes of the Humanities (with groups of two directions (linguistic and historical) assumes: - availability of integrity of approaches to the organization of vocational guidance, pre-professional and profile training of students;

- providing the necessary methods, information materials, programs, educational and visual AIDS, literature, videos, etc.; - awareness of students on the choice of trajectories of education after school; - formation of students ' ability to make independent decisions; - formation of the quality of professional forecasting among students.

The purpose of the system of work on self-determination and professional orientation in the implementation of specialized training in the Humanities classes in General education schools is to create conditions for the development of a person capable of adaptation and self-realization in society. The system of work on self-determination and professional orientation in the implementation of specialized training in humanitarian classes is based on: - career guidance among students in grades 5-7; - pre-professional training among students in grades 8-9; - specialized training of students in grades 10-11. The system is implemented through regular, extracurricular, and extracurricular educational activities in the context of network interaction between schools and social structures: professional educational institutions, vocational guidance centers, employment services, enterprises, institutions, and organizations.

The system is implemented through regular, extracurricular, and extracurricular educational activities in the context of network interaction between schools and social structures: professional educational institutions, vocational guidance centers, employment services, enterprises, institutions, and organizations. The system of work on vocational guidance is carried out taking into account the age characteristics of students, continuity in the content, forms and methods of work in primary, primary, secondary (full) schools.

Career guidance work for students in grades 5-7 is carried out to create conditions for conscious professional self-determination, through the promotion and dissemination of knowledge in the field of professions, professional suitability, professionally important qualities of a person and professional career. Based on the personal perception of the world of profession closer to the range of occupations of the near environment (parents, friends, professional card city, region), by broadening ideas about the world of professions. To solve this problem, we use forms and methods of organizing educational activities that correspond to the age characteristics of students.

The system of work on pre-professional training of students in grades 8-9 is determined by the tasks of profiling training at the LLC level. The transition to specialized training in high school provides for a change in the system of work in the main school, since the professional future of high school students largely depends on the correct choice of the training profile. Generalization of knowledge about the world of professions is carried out through the introduction of educational courses of extracurricular activities, implemented in five areas: social, General intellectual, General cultural, spiritual and moral, sports and recreation.

The system of specialized training includes basic and specialized General education subjects, elective courses, specialized courses, educational practice, as well as a system of extracurricular activities. The expected results of the "system of work on self-determination and professional orientation in the implementation of specialized training in Humanities classes (with groups of two directions: linguistic and historical) include: acquisition of skills and abilities - professional self-determination; - independent, active, and proactive behavior in choosing a profession; - establishing effective forms of interpersonal contact; - reflections; - analysis, comparison, comparison of information.

This system made it possible to create a school model of professional orientation of students in the Humanities classes. One of the main criteria for the quality of education in this system for self-determination and professional orientation in the implementation of specialized training in Humanities classes is the social success of school graduates.

















Ключевые слова:

Самоопределение, selfdetermination С 1 сентября 2015 года во всех школах страны введены новые образовательные стандарты. Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования диктует необходимость изменения в системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся при реализации профильного обучения.

ФГОС ООО предусматривает введение нового содержания в систему работы по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий при реализации профильного обучения.

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся является важной составляющей процесса обучения и должна соответствовать современным требованиям общества и целям образования [4, с. 61].

В рамках введения ФГОС возрастает роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, следовательно, школе необходимо создать такую систему индивидуальной организации образовательной деятельности, которая бы точно и объективно отслеживала не только отдельные стороны или проявления ученика, но и создавала условия для самоопределения личности в выборе будущей профессии.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений (лингвистическое и историческое) предполагает:

- наличие целостности подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

- обеспечение необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно- наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;

- информирование обучающихся по вопросам выбора траекторий образования после школы;

- формирование способности принятия самостоятельных решений учащимися;

- формирование у учащихся качества профессионального прогнозирования.

Цель системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля в условиях общеобразовательной школы создать условия для развития личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.

Задачи развития профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества; формирование способности к социально – профессиональной адаптации в обществе.

Задачи образовательные:

- внедрение изменений в образовательную систему в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ФГОС СОО;

- изменение методик, технологий обучения, обеспечивающих внедрение системно-деятельностного подхода с возможностями развития методов деятельности, системности, минимакса, психологического комфорта и творчества;

- оценивание образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных);

- организация образовательного процесса (сетевые и дистанционные формы организации: школа-школа, школа-вуз; индивидуальные; организация учебных практик);

- реализация личностно ориентированного учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности;

- формирование представлений о престижности той или иной профессии.

Задачи ресурсного обеспечения профильного образования:

- освоение нормативно-правовых документов;

- обеспечение материально-техническим сопровождением;

- обеспечение и использование программно-методических ресурсов, ориентированных на деятельностный подход, формирование УУД;

- использование имеющейся образовательной сети и инфраструктуры, внедрение новых образовательных дистанционных платформ;

- реализация профилизации, позволяющая учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования с профориентацией [4, с. 63].

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля опирается на:

- профориентационную  работу среди учащихся 5-7-х классов;

- предпрофильную подготовку среди учащихся 8-9-х классов;

- профильное обучение учащихся 10-11-х классов.

Система реализуется через урочную, внеурочную, внешкольную образовательную деятельность в условиях сетевого взаимодействия школы с социальными структурами: профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации, службой занятости, предприятиями, учреждениями, организациями. (Приложение 1)



«Рис.1»



Сетевое взаимодействие


МБОУ « СОШ №4» г. Усинска

Общественные организации и предприятия





Вузы, ссузы



Дополнительное образование





ПТУ


УГТУ


ЦДОД




Система работы по профессиональной ориентации осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе. 

Профориентационная работа для учащихся 5-7-х классов проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры. Строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты города, региона), путем расширения представления о мире профессий. Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.











«Рис.2»


Основные направления проофриентационной работы


Профессиональное воспитание

Профессиональная информация





Профессиональная адаптация

Профессиональная консультация и диагностика

Профессиональная ориентация






Трудоустройство

Профессиональный отбор







Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию, социально – профессиональную адаптацию. Профессиональная работа осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.


«Рис.3»

Встречи с интересными людьми

Экскурсии на предприятия, учреждения



Психологические тренинги, консультации, тестирования



Элективные курсы


Анкетирование учащихся

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выставки, тематические классные часы

Научно-исследовательская и проектная деятельность

Олимпиады, тематические конкурсы


Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 8-9-х классов определяется задачами профилизации обучения на уровне ООО. Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения во многом зависит профессиональное будущее старшеклассников.

Обобщение знаний о мире профессий осуществляется через введение образовательных курсов внеурочной деятельности, реализуемых пятью направлениями: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное: «Проектная и исследовательская деятельность», «Школьная журналистика», «Исток», «Мир в котором я живу», «Мировая художественная культура», «Основы предпринимательства», волонтерский отряд «Вдохновленные искусством».

На решение задач предпрофильной подготовки предполагается организация работы всей системы работы образовательного учреждения.

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое, историческое) предполагает:

- расширение, углубление знаний о мире профессий;

- формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями;

-общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения (формами обучения);

- характеристиками уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий;

-знакомство с достижениями профессионального успеха (на примере выпускников и родителей);

-предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников в ходе психолого-педагогического сопровождения.

Система профильного обучения включает базовые и профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные курсы, учебную практику, а также систему внеклассной деятельности.

Профильное обучение на уровне основного общего образования строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана: углубления отдельных предметов и проведение элективных (ориентационных) курсов с использованием технологий профориентации («Русский язык и профессия» «Создание макета будущей профессии», «Личность в истории», «Профессии прошлого и настоящего»).

Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении элективных (ориентационных) курсов следующие:

- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профилирования).

Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля большое значение уделяется внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность способствует самоопределению обучающихся в личностной, социокультурной, профессиональной областях. Включение обучающихся в различные виды творческой деятельности позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций (Приложение 2).

Механизмы реализации образовательной политики в рамках данной системы посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны как в виртуальном, так и в реальном пространстве.  организованные в группы сетевого взаимодействия применяют современные дистанционные технологии для проведения мероприятий в offline и online режимах: видеолекции; видеоконференции, форумы, дискуссии; вебинары; тренинги, практические занятия. (Приложение 3)

Ожидаемые результаты «Системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля (с группами двух направлений: лингвистическое и историческое) включают:

приобретение навыков и умений

- профессионального самоопределения;

- самостоятельного, активного, инициативного поведения в выборе профессии;

- установления эффективных форм межличностного контакта;

- рефлексии;

- анализа, сравнения, сопоставления информации.

Данная система дала возможность создать школьную модель профессиональной ориентации обучающихся в классах гуманитарного профиля. Одним из основных критериев качества образования при данной системе по самоопределению и профессиональной ориентации при реализации профильного обучения в классах гуманитарного профиля является социальная успешность выпускников школы.

Выпускники 11-х классов 2016-2017 учебного года, 45 из 48 учащихся и выпускники 2019-2020 учебного года, 54 из 60, продолжили обучение в соответствии с лингвистическим и историческим направлением. (Приложение 4)


Список литературы:


  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  2. Основы профориентологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  4. Разработана на основе рекомендаций серии «Работаем по новым стандартам». См. Чистяков С.Н., Родичев Н.Ф. Программа профессиональной ориентации обучающихся. // Сборник программ. М.: Просвещение, 2013. С. 61-79




































Приложение 1


Декада профориентации (ЦДОД)

Экскурсия на учебный полигон

Лукоил-Коми

Стендовая защита

«Профессии, которые мы выбираем»

Экскурсия в музее Лукоил-Коми



Приложение2





Приложение 2











Приложение 3

Выпуск 2016-2017 учебного года

№ п/п


Учреждение высшего профессионального образования

Факультет, специальность

1.


Вятский Государственный Университет. Город Киров

Юриспруденция

2.


СГУ им Питирима Сорокина,

Институт истории и права. Город Сыктывкар

педагогическое образование с двумя профилями история и обществознание

3.


СГУ им Питирима Сорокина,

Институт истории и права. Город Сыктывкар

СГУ им. Питирима Сорокина. Город Сыктывкар

4.


Нижегородский Государственный Университет

Юрфак, судебная и прокурорская деятельность

5.


Вятский Государственный Университет. Город Киров

Факультет филологии и медиакоммуникаций;

Филология. Отечественная Филология.

6.


Вятский Государственный Университет. Город Киров

Юриспруденция

7.


Вятский Государственный Университет. Город Киров

Юриспруденция


Выпуск 2019-2020 учебного года


№ п/п


Учреждение высшего профессионального образования

Факультет, специальность

1.


Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Институт гуманитарных наук.

Сыктывкар

филология

2.


Казанский Федеральный университет. Город Казань

лингвистика, перевод и переводоведение, теория и методика преподавания иностранных языков

3.


Санкт – Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Графический дизайн в мультимедиа

4.


Нижегородский Государственный университет имени Н. И. Лобачевского.

Город Нижний Новгород

юриспруденция

Направление-право и организация социального обеспечения

5.


Вятский Государственный Университет. Город Киров

Факультет филологии и медиакоммуникаций;

Филология. Отечественная Филология.

6.


Чехия. Образовательный центр Association г. Прага

Годовые курсы по чешскому языку

7.


Нижегородский государственный лингвистический

университет имени Н.А. Добролюбова. Город Нижний Новогород

Бакалавриат, Высшая школа социальных наук, Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере (английский язык как основной)

8.


Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт- Петербург

Факультет управления, менеджмент

9.


Северо-Кавказский филиал Российского Государственного университета правосудия. Город Краснодар.

Специальность «Судебно-прокурорская деятельность»

10.


Нижегородский Государственный Университет имени Н. И. Лобачевского. Город Нижний Новгород

Юрфак, судебная и прокурорская деятельность

11.


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта" | РУТ (МИИТ). Город Москва

Юридический институт. Специальность судебная экспертиза

12.


Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции. Город Казань

Юриспруденция, гражданско-правовой профиль

13.


Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова. Город Санкт - Петербург

Гуманитарный факультет, Реклама и связь с общественностью

14.


СГУ им Питирима Сорокина,

Институт истории и права. Город Сыктывкар

педагогическое образование с двумя профилями история и обществознание

15.


Омский Государственный технический университет. Город Омск

Факультет дизайн, направление дизайн одежды

16.


Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии. Город Москва

Факультет ветеринарной медицины, ветеринария

17.


Санкт-Петербуржский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Санкт - Петербург

Менеджмент, логистика и управление цепями поставок

18.


Невский институт дизайна. Город Санкт -Петербург

Факультет дизайна

19.


Северо-Западный институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Санкт - Петербург

Факультет международных отношений и политических исследований, специальность международные отношения/международное сотрудничество

20.


Филиал Московского юридического университета имени О. Е. Кутафина. Город г. Киров

Юридический факультет, юриспруденция

22.


Московский государственный педагогический университет. Город Москва

Юриспруденция

23.


СГУ им. Питирима Сорокина. Город Сыктывкар

факультет журналистики, авторская деятельность

24.


Российский государственный педагогический университет им А.И.Герцена. Город Санкт-Петербург

Специальное (дефектологическое) образование, направление - логопедия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!