СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«система работы по сопровождению одарённой личности в образовательном пространстве «детской школы искусств № 12» городского округа самара

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы с одаренными детьми в ДШИ

Просмотр содержимого документа
««система работы по сопровождению одарённой личности в образовательном пространстве «детской школы искусств № 12» городского округа самара»

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЁННОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ № 12» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА


Е.А. Ахмоева, педагог МБУ ДО «ДШИ №12» г.о. Самара


Детская школа искусств рассматривается как начальная ступень профессиональной подготовки учащихся в едином образовательном пространстве. В связи с этим Детская школа искусств должна давать соответствующую подготовку и профессиональную ориентацию одаренным учащимся.

Учреждения дополнительного образования детей являются особым развивающим пространством, ориентирующим своих воспитанников на личностные достижения. Вариативность учебно-предметных областей и видов деятельности, направленных на творческое развитие личности, познавательный характер занятий по интересам позволяют учреждениям дополнительного образования достаточно эффективно решать задачи предпрофильного обучения. Ориентация на новые цели и образовательные стандарты - это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к дополнительному образованию.

Цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической поддержки учащимся в их самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен. Ни для кого не секрет, что свидетельства об окончании музыкальной школы лежат в дальних ящиках, а профессию музыканта или педагога выбирают единицы, так как приоритеты в приобретении профессии и понятия престижности профессии в обществе изменились.

Таким образом, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Мы - педагоги детской школы искусств считаем, что чрезвычайно важно сегодня сохранять уникальный опыт по воспитанию и выращиванию талантов, сложившийся в нашей стране. В то же время необходимо обеспечить возможность самореализации каждого ребенка в той сфере, которая ему близка, в том числе и в сфере культуры и искусства.

Стратегическая цель в этом направлении состоит в формировании системы работы с одаренными детьми через создание условий для выявления, поддержки и их развития, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечении каждому ребенку равных возможностей в реализации его интересов, стимулировании мотивации дальнейшего профессионального обучения.

Одаренные дети в современной социокультурной ситуации - это дети, обладающие потенциалом развития, проявленном в большей степени, чем у сверстников.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможности достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Понятие «одаренные дети» определяет неоднозначный подход в педагогической деятельности. С одной стороны, все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности, и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Постепенный отход образования от штампов и понимания возможности воспитания будущего творца все больше осознаются в обществе и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности. Таким образом, для того чтобы способности учащегося успешно развивались, необходимо соблюдение следующих условий:

  • более раннее и полное выявление музыкальных способностей, имеющихся у ребенка;

  • активное включение ребенка в те виды деятельности, в которых его способности развиваются;

  • наличие педагогов, которые сами обладают развитыми способностями соответствующего типа;

  • использование современных развивающих методов и средств обучения;

  • стимулирование развития способностей через мотивацию деятельности к дальнейшему профессиональному обучению.

Индивидуальный подход способствует развитию одаренности и является средством дифференцированного подхода в обучении.

Работа над репертуаром позволяет заложить основы художественной, технической и интеллектуальной культуры ученика независимо от конечной цели его обучения. Задача педагога по специальности состоит в умении учесть индивидуальные интересы и склонности учащихся. При подобном подходе педагог находит наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально развить музыкальные и творческие способности ученика.

Таким образом, следует подчеркнуть, что одна из задач педагога - «распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать. В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Форма индивидуальных занятий создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

Формирование и выбор репертуара для одаренного ученика представляет собой серьезную методическую работу преподавателя-музыканта, так как заставляет тщательно продумывать последовательность и поступенность прохождения тех или иных произведений. При подборе репертуара педагогу необходимо проявлять гибкость и мастерство. При неоправданном завышении трудности программы тормозится развитие даже способных учащихся, так как приводит к перегрузке ученика.

При составлении индивидуального плана учитываются перспективные и текущие задачи планирования. Ознакомление с музыкой разных времен и стилей, соответствие выбранных произведений целям и задачам обучения, интерес учащихся к исполняемым произведениям, индивидуальная направленность репертуара - все это положительно сказывается на результатах целостного развития личности учащегося.

Таким образом, концепция работы с одарёнными учащимися в ДШИ №12 г.о. Самара основывается на следующих принципах:

  1. Выявление и развитие творческих задатков детей;

  2. Создание условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

  3. Расширение кругозора посредством посещения театров, концертов, музеев, выставок, а также чтением популярной музыкальной литературы;

  4. Обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению инновационных технологий на материале современных учебно-методических пособий, современных цифровых технологий, медиапродукции;

  5. Сотрудничество с родителями для достижения устойчивых положительных результатов обучения;

  6. Создание музыкальной среды для воспитания ребёнка;

  7. Интенсификация педагогического процесса.

В практике преподавателей по специальности, наряду с обучением игре на инструменте, присутствуют различные формы эстетического воспитания – от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений учреждений культуры: филармонии, театров, музеев с последующим их обсуждением. Творческое использование преподавателем различных коллективных форм общения может способствовать более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям.

В жизни детей выступление в концерте или конкурсе занимает особое место. В целях поощрения одаренных детей, стимулирования их творческой деятельности проводятся открытые выступления. Мощным стимулом в развитии творческого потенциала учащихся является конкурсная деятельность. Главным результатом совместной работы учащегося и педагога является участие в конкурсах исполнительского мастерства. Целью проведения конкурсов различного уровня является выявление одаренных детей, создание стойкой мотивации к исполнительской деятельности, поддержка творчества.

В детской школе искусств существуют богатые возможности для реализации основных направлений в этом плане – школьные, региональные, Всероссийские и Международные конкурсы. Вовлечение учащихся в систему российских, областных, городских конференций, творческих конкурсов - важная ступень творческой деятельности учащегося, которому предоставляется возможность публично заявить о себе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и компетентности. Дипломы, полученные на конкурсах, помогают учащимся оценить свои способности. Это влияет на ряд изменений, которые происходят с детьми:

  1. Ожидания становятся более реалистичными, связанными с актуальными успехами;

  2. Дети начинают сравнивать свои успехи с достижениями других людей;

  3. Повышается уровень задач, которые они ставят перед собой, они начинают выбирать более трудные задачи.

Подготовка к концертному или конкурсному выступлению требует больших усилий и серьезного отношения. При этом нужно учесть, что сам концерт – это лишь одна сторона многогранной работы с детьми. После концерта следует обменяться мнениями, высказать свои впечатления. Такой анализ поможет в дальнейшей работе. Подобная целенаправленная работа способствует развитию одаренности учащихся, их подготовке к осознанному выбору профессии, связанной с исполнительским творчеством.

Учащиеся с ярко выраженными специальными способностями нуждаются в руководстве со стороны высококвалифицированных, профессионально подготовленных, творческих специалистов соответствующего профиля.

Эффективность обучения игре на музыкальном инструменте может быть достигнута путем внедрения в музыкально-образовательную практику педагогических инноваций, нацеливающих образовательный процесс на актуализацию творческого потенциала ребенка и развитие его в процессе общения с музыкой. Наши одаренные дети, участвуя в творческой деятельности, создают прекрасный мир, а мы, взрослые, должны помочь им обрести свое место в этом сложном мире.

Основные направления функционирования системы поддержки, развития и стимулирования творческой деятельности одарённых учащихся в МБУ ДО «ДШИ № 12» г.о. Самара:

  • разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ нового поколения, соответствующих им учебных и методических пособий;

  • создание блога в сети ИНТЕРНЕТ по теме: «Система работы ДШИ №12 г.о. Самара с одарёнными детьми. Портфолио одарённых воспитанников ДШИ №12 г.о. Самара»- адрес блога: talantdetidshi12.blogspot.com

  • формирование Банка результатов творческих достижений одарённых воспитанников;

  • развитие методической базы, экономических и организационно-управленческих механизмов;

  • повышение качества, методического и организационного обеспечения;

  • создание условий для выявления и развития творческих задатков и способностей учащихся;

  • внедрение современных технологий обучения;

  • подготовка к участию в конкурсах, фестивалях, выставках, концертах различных уровней;

  • обеспечение процесса обучения психолого-педагогической поддержкой;

  • публикация информации о деятельности отделении ДШИ, достижениях обучающихся и др. (в средствах массовой информации, на сайте официальном сайте ДШИ);

Уровень профессионального мастерства педагогического коллектива ДШИ №12 позволяет успешно решать стоящие задачи, создавать благоприятные условия для поддержки и реализации творческих способностей, одарённых учащихся, их профессиональной ориентации, активизации творческого потенциала, развития исполнительства и творчества на начальном профессиональном уровне, интеллекта, личностного роста и, в конечном итоге, совершенствования образовательного процесса Школы.

Деятельность ДШИ №12 по работе с одарёнными воспитанниками нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала, обогащение опыта преподавателей, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методик преподавания дисциплин учебного плана школы, внедрение инновационных технологий и на этой основе – дальнейшее развитие и совершенствование системы работы с одарёнными учащимися.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. 

Детская школа искусств – это та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Школьный этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребёнка.

В данном труде мы попытались представить вам лишь маленькую часть огромной деятельности учителя и родителей по поддержке и развитию одаренности. Ведь только в результате активной познавательной и художественной деятельности в процессе подготовки и проведения театрализованных конкурсов-концертов, выступления на сцене, участия в викторинах и конкурсах происходит корректирование системы ценностей ребенка, выбор им верных приоритетов в мире музыки. Немаловажным является и создание атмосферы творческого поиска в коллективе учащихся и педагогов и, как следствие, улучшение качества работы на методическом объединении фортепиано.

После получения практического опыта исполнения на фортепиано произведений самых различных форм и жанров, демонстрации собственных музыкальных опытов каждый юный пианист ощущает стремление к самосовершенствованию, желание самостоятельно решать разнообразные проблемы инструментального исполнительства и музицирования. Для участников мероприятий возрастает значимость предварительной теоретической и практической подготовки, целенаправленного и постоянного приобретения объема знаний, умений и навыков профессионального музыканта.

Таким образом, творческая обстановка мероприятий, предшествующая им планомерная работа способствуют в конечном итоге самореализации обучающихся, раскрытию их личностного потенциала, воспитанию гибкости и креативности мышления, приобретению умения работать в коллективе. Все эти качества являются необходимыми для гармонически развитой личности – конечной цели воспитания юного музыканта.

Обучающихся и педагогов в процессе подготовки и проведения мероприятия объединяет идея любви к музыкальному искусству, к творчеству, желание проявить себя и почувствовать единение со всеми. В такой творческой лаборатории каждый получает ценный опыт и совершенствует свое мастерство. В ходе подготовительной работы выявляются наиболее талантливые обучающиеся и подтягиваются остальные, проявляя свои способности. «Каждый в чем-то талантлив», - убеждают детей педагоги, и дети оправдывают их ожидания.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. – М.: Владос, 2000.

  2. Беляев В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. - М.: МИУПУ, 2000.

  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

  4. Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. - М.: Прогресс, 1991.

  5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

  6. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. - Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

  7. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002. 

  8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982.

  9. Развитие учащихся в процессе обучения (1 - 2 классы). Под редакцией Л. В. Занкова. – М.: МПН РСФСР, 1963.

  10. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!