Система работы профессионального самоопределения учащихся на основе межведомственного самоопределения
Подгурская Людмила Анатольевна,
учитель обществознания
МБОУ СОШ №7г. Ноябрьск
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Слайд №
Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности - проблема вечная, она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса "Кем быть?" и решало его на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами.
Опыт работы показывает, что на различные факторы влияющие на выбор профессии, наибольшее влияние оказывает воспитательная работа школы и учителей.
Проблема профессионального самоопределения молодого человека занимает важное место в педагогической и возрастной психологии, поскольку касается решения главного вопроса профессионального становления личности. В связи с этим, центральной и достаточно сложной задачей современной школы является формирование у подрастающей личности способности к сознательному и самостоятельному выбору профессии и дальнейшего овладения ею.
Слайд №
Решение этой задачи во многом зависит от активной позиции молодежи, от осознания себя субъектом собственной жизни, стремление к личностной самореализации, умение взвешенно и самостоятельно принимать ответственные решения. Именно поэтому профессиональное определение человека является результатом его личностного становления: только достаточно зрелый человек может принять самостоятельное решение, сделать определенный выбор, найти место в системе социальных и трудовых отношений.
Слайд №
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»…), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах.
Доказано, что профессиональное самоопределение - это не только процесс принятия решений по выбору профессиональной деятельности, но и одна из форм активности личности при котором она выступает субъектом собственной жизнедеятельности. И поэтому смелость, сила воли, ум, профессиональная направленность не есть личностной ценностью.
Слайд №
Целью профоориентационной работы в школе является создание условий для формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Профессиональная ориентация обучающихся реализуется через: учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с обучающимися, родителями, педагогами, педагогами-психологами. Профориентационная деятельность в образовательных учреждениях включает информирование и консультирование обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение выбора будущей профессии, ознакомление с миром профессий в рамках предпрофильного и профильного обучения, проведение профессиональных проб и социальных практик на базе колледжей, вузов, предприятий.
Слайд №
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В рамках учебного плана основного общего образования реализуется предмет «Азбука профориентации XXI века» на параллели 9-х классов благодаря которому учащиеся имеют возможность изучить основные этапы профессионального направления.
Дополнительными образовательными программами профориентационного направления «Профессия моего будущего» и «Мой выбор» реализуемых в рамках системы дополнительного образования в которых охвачено 60 учащихся с возрастным диапазоном от 10 до 14 лет. Для эффективности работы заключены договора с предприятиями, учебными образовательными организациями дополнительного образования города Ноябрьска и другими городскими смежными структурами, предприятиями:
Слайд №
Структуры муниципального образования г. Ноябрьска:
Центр Занятости Населения (ГКУ ЯНАО ЦЗН, музейный ресурсный центр МУК РЦ, МБУ «Центр активного отдыха и содействия занятости детей и молодежи», МБУ "Бизнес икубатор", центр духовно – нравственного воспитания, МБОУ ДО «ЦДТ», МБУ ММЦ "Современник", МБУ "Дворец молодежи", культурно – досуговые и спортивные центы города, НКПиТ Ноябрьский колледж профессиональных информационных технологий , отдел профориентации «ЦАОиСЗДиМ» , ГБУЗ ЯНАО "Центр здоровья для детей, ГБУЗ НЦГБ «ЯНАО», центральная городская библиотека МУК НЦГБ,ГБУЗ ЯНАО СПИД центр и предпринимателей г Ноябрьска, телеагентства «МУНТИА «МИГ», «Кругозор», силовые городкие структуры: ОМВД России по г. Ноябрьску,ГБУ ЯНАО «РВЦП», ГИББДД ОМВД, ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Ноябрьску, Совет ветеранов, ОФПС МЧС России по ЯНАО, банковская система - «Сбербанк», «СКБ - банк», образовательные организации города Ноябрьска.
Слайд №
В практику работы школы введены инновационные мероприятия, организованы сотрудничества с:
- Международным Британским Центром;
- Вузами стран Чехии, Китая;
- Некоммерческой организацией "Благотворительный фонд наследия Менделеева", тренинги "Путь к Олимпу" (проводится при поддержке декана химфака МГУ, д.х.н, Академика РАН Лунина В.В., советника ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, д.т.н. Колесникова В.А.)
- Национальным центром непрерывного естественнонаучного образования.
(Участие в Межрегиональныом химическом турнире. Порядок взаимодействия: приглашение зам. декана ФНМ МГУ, члена-корреспондента РАН, проф. Е.А.Гудилина, 11 кл.)
- Курганским Государственным университетом.
(Сотрудничество с преподавателями кафедры общей химии (Курганский Государственный университет). Курс лекций для учащихся 10-11 классов.
- Омским Государственным университетом им Ф.М. Достоевского (Сотрудничество с преподавателями кафедры математики, кафедры русского языка, кафедры общей химии (Омский Государственный университет им Ф.М. Достоевского).
В целях выявления, распространения и получения опыта лучших практик, моделей профориентационной работы с учащимися традиционным стало участие в муниципальном этапе всероссийского конкурса «Арт-Профи-форум» реклама - презентация профессии «врач».
Учащиеся начальной школы успешно занимаются проектной деятельностью. В этом году 17 проектных работ стали победителями в городском конкурсе проектов.
Преемственность:
Слайд №
- Выступление в школах и в детском доме «Семья»:
1) Круглый стол «Я б лечить пошел…»: 85 учащихся 10-11 классы.
Слайд №
2) Участие в городском мероприятии «День дублера – работу молодым», организованный муниципальным бюджетным учреждением «Центр активного отдыха и содействия занятости детей и молодежи» в рамках реализации проекта «Профориентация молодежи» во исполнение муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск «Развитие молодежной политики» на 2014 – 2025 годы. Подпрограмма «Содействие эффективной реализации потенциала молодежи и ее адаптация в жизнь общества» (5 учащихся 9 кл. «группа риска»); - Ноябрьский институт нефти и газа провел акцию «Как пройти в Индустриальный? » С целью привлечения абитуриентов на 2017-2018 учебный год;
3) Единый информационный урок с воспитанники старшей группы детского сада «Золушка»;
4) Единый Всероссийский экологический урок
Благодаря совместной работе организованна социальная практика выпускников на предприятиях города. В ходе реализации программных мероприятий проведены:
Слайд №
1.Экскурсии:
- ЗАО «Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс» Вынгапуровский
- ООО «Газпром добыча Ноябрьск»
- Филиал ОАО «ФКС ЕЭС» Ямало-Ненецкого ПМЭС
- НУЗ «Линейная поликлиника на станции Ноябрьск «ОАО РЖД»
- ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная городская больница»
- ОАО «Фармация», центральная аптека № 163
- ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская городская стоматологическая поликлиника»
- МУ Ноябрьское телевизионное информационное агентство «МИГ»
- ПК «Фитоцентр»
- ЗАГС
- гостиничный комплекс «Аляска»
- торговый комплекс «Север»
Слайд №
2. Профессиональные встречи со специальностями:
Санкт – Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Ведущим специалистом департамента по работе с регионами – Гурьевой Ириной Валерьевной.
Международного центра подготовки абитуриентов «Пересвет» (информация об образовании в Чехии, о курсах изучения чешского языка, преимуществах образования в Чехии и т.д. ) Охват 9-11-е кл. 260 уч.
ФГКУ ОУ ВО «Омская академия МВД России» провели беседу в 11-х кл. «О поступлении на очное обучение в 2017-18г.» Охват 80 уч.
Омского автобронетанкового инженерного института Федерального государственного казенного высшего профессионального образования «Военная академия материально – технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Минобороны РФ.
Челябинского военноучебного научного центра военно – воздушных сил «военно – воздушной академии».
Практика показывает, что систематическая работа над развитием форм временной занятости учащихся, в том числе посредством включения их в работу родительской общественности, добровольной молодежной организации «Колорит», волонтерских и социокультурных проектов позволяет оценить уровень активности и занятости подростков и благотворное влияние на предупреждение правонарушений, совершения преступлений, что способствует снижению количества семей и отдельных учащихся состоящих на учете, а в целом и учащихся «группы риска», например, если в прошлом учебном году на (ДИНАМИКА)
Слайд №
Практикуемые формы занятости среди учащейся молодежи:
- Участие в выездной Школы ученического актива (Коммунарский сбор) посвященный Году экологии. Охват: 7 кл. 9 уч.
- Городской конкурс «Бравый пожарный» Охват: 8кл. 9 уч.
- Акция «Пластику нет!» Охват: 7кл. 7 уч.
- Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» Охват: 7кл. 2 уч.
- Городской ученический совет Охват: 7кл. 2 уч.
- Посещение ГБУЗ ОЦ СПИД. Участие в окружной акции «Внимание, выпускник!» в рамках Всероссийской акции «СТОП СПИД». Охват:11кл. - 78 чел. 3 пед.
- Городская торжественная линейка посвященная «Дню Пионерии» совместно с организацией МТС Охват:5-7кл. - 320 чел. 1 пед
- Участие в городской игре «Загадочное приключение». Игра – конкурс для волонтеров города Ноябрьска. Подведение итогов года. Охват:9-10кл. - 12 чел. 1 пед.
- Тематическая линейка «Азбука безопасности» Охват:2-3кл. - 280 чел. 3 пед
Отчетный концерт «Созвездие талантов» Охват:1-8кл. – 150 чел. 1 пед.
- Тематическая линейка «День Победы» Охват:9-11кл. – 160 чел. 1 пед.
- Экологические уроки Охват:1-4кл. – 10 чел. 1 пед.
- Пионерская неделя Охват:1-4кл. – 100 чел. 1 пед.
- Тематическая линейка «Школьное движение» Охват:6-7кл. – 150 чел. 1 пед.
- Конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся» Охват:1-4кл. – 140 чел. 1 пед.
- Литературно-музыкальная композиция «9 мая» Охват:6-7кл. – 280 чел. 1 пед.
- Акция «Письмо ветерану» Охват:5,6.8 кл. – 58 чел. 1 пед.
- Акция «Макулатура» Охват:6-8кл. – 360 чел. 11 пед.
Слайд №
Отрадно, что на современном этапе популярной формой организации общественной деятельности среди подростков выступает детская общественная организация «Колорит». В функции которой входит профориентирование молодежи через участие и организации традиционных и не традиционных мероприятий.
В школе реализуется модель сетевого взаимодействия с целью привлечения научно-методического и материально-технического потенциала организаций и вузов в проведении профессиональных проб, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Таким образом, взаимодействие с ОУ и предприятиями является одним из механизмов профессионального самоопределения школьников, что подтверждается высоким уровнем поступления в ВУЗы России и других стран мира. Вместе с тем на этапе современности существует проблема дефицита рабочих профессий. И поэтому, одно из ключевых задач школы является приобщение выявления интереса и стремления к выбору рабочих профессий, что в свою очередь требует правильной самооценки свои возможности.