СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы профессионального самоопределения учащихся на основе межведомственного самоопределения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы показывает, что на различные факторы влияющие на выбор профессии,   наибольшее влияние оказывает воспитательная работа школы и учителей.  Проблема профессионального самоопределения молодого человека занимает важное место в педагогической и возрастной психологии, поскольку касается решения главного вопроса профессионального становления личности. В связи с этим, центральной и достаточно сложной задачей современной школы является формирование у подрастающей личности способности к сознательному и самостоятельному выбору профессии и дальнейшего овладения ею.

Просмотр содержимого документа
«Система работы профессионального самоопределения учащихся на основе межведомственного самоопределения»









Система работы профессионального самоопределения учащихся на основе межведомственного самоопределения

















Подгурская Людмила Анатольевна,

учитель обществознания

МБОУ СОШ №7г. Ноябрьск








«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека



Слайд №

Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности - проблема вечная, она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса "Кем быть?" и решало его на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами.

Опыт работы показывает, что на различные факторы влияющие на выбор профессии, наибольшее влияние оказывает воспитательная работа школы и учителей. 
Проблема профессионального самоопределения молодого человека занимает важное место в педагогической и возрастной психологии, поскольку касается решения главного вопроса профессионального становления личности. В связи с этим, центральной и достаточно сложной задачей современной школы является формирование у подрастающей личности способности к сознательному и самостоятельному выбору профессии и дальнейшего овладения ею.

Слайд №

Решение этой задачи во многом зависит от активной позиции молодежи, от осознания себя субъектом собственной жизни, стремление к личностной самореализации, умение взвешенно и самостоятельно принимать ответственные решения. Именно поэтому профессиональное определение человека является результатом его личностного становления: только достаточно зрелый человек может принять самостоятельное решение, сделать определенный выбор, найти место в системе социальных и трудовых отношений.

Слайд №

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»…), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах.

Доказано, что профессиональное самоопределение - это не только процесс принятия решений по выбору профессиональной деятельности, но и одна из форм активности личности при котором она выступает субъектом собственной жизнедеятельности. И поэтому смелость, сила воли, ум, профессиональная направленность не есть личностной ценностью.

Слайд №

Целью профоориентационной работы в школе является создание условий для формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению с учетом востребованности профессий на рынке труда и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Профессиональная ориентация обучающихся реализуется через: учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с обучающимися, родителями, педагогами, педагогами-психологами. Профориентационная деятельность в образовательных учреждениях включает информирование и консультирование обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение выбора будущей профессии, ознакомление с миром профессий в рамках предпрофильного и профильного обучения, проведение профессиональных проб и социальных практик на базе колледжей, вузов, предприятий.

Слайд №

Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

В рамках учебного плана основного общего образования реализуется предмет «Азбука профориентации XXI века» на параллели 9-х классов благодаря которому учащиеся имеют возможность изучить основные этапы профессионального направления.

Дополнительными образовательными программами профориентационного направления «Профессия моего будущего» и «Мой выбор» реализуемых в рамках системы дополнительного образования в которых охвачено 60 учащихся с возрастным диапазоном от 10 до 14 лет. Для эффективности работы заключены договора с предприятиями, учебными образовательными организациями дополнительного образования города Ноябрьска и другими городскими смежными структурами, предприятиями:


Слайд №

Структуры муниципального образования г. Ноябрьска:

Центр Занятости Населения (ГКУ ЯНАО ЦЗН, музейный ресурсный центр МУК РЦ, МБУ «Центр активного отдыха и содействия занятости детей и молодежи», МБУ "Бизнес икубатор", центр духовно – нравственного воспитания, МБОУ ДО «ЦДТ», МБУ ММЦ "Современник", МБУ "Дворец молодежи", культурно – досуговые и спортивные центы города, НКПиТ Ноябрьский колледж профессиональных информационных технологий , отдел профориентации «ЦАОиСЗДиМ» , ГБУЗ ЯНАО "Центр здоровья для детей, ГБУЗ НЦГБ «ЯНАО», центральная городская библиотека МУК НЦГБ,ГБУЗ ЯНАО СПИД центр и предпринимателей г Ноябрьска, телеагентства «МУНТИА «МИГ», «Кругозор», силовые городкие структуры: ОМВД России по г. Ноябрьску,ГБУ ЯНАО «РВЦП», ГИББДД ОМВД, ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Ноябрьску, Совет ветеранов, ОФПС МЧС России по ЯНАО, банковская система - «Сбербанк», «СКБ - банк», образовательные организации города Ноябрьска.


Слайд №

В практику работы школы введены инновационные мероприятия, организованы сотрудничества с:

- Международным Британским Центром;

- Вузами стран Чехии, Китая;

- Некоммерческой организацией "Благотворительный фонд наследия Менделеева", тренинги "Путь к Олимпу" (проводится при поддержке декана химфака МГУ, д.х.н, Академика РАН Лунина В.В., советника ректора РХТУ им. Д.И. Менделеева, д.т.н. Колесникова В.А.)

- Национальным центром непрерывного естественнонаучного образования.

(Участие в Межрегиональныом химическом турнире. Порядок взаимодействия: приглашение зам. декана ФНМ МГУ, члена-корреспондента РАН, проф. Е.А.Гудилина, 11 кл.)

- Курганским Государственным университетом.

(Сотрудничество с преподавателями кафедры общей химии (Курганский Государственный университет). Курс лекций для учащихся 10-11 классов.

- Омским Государственным университетом им Ф.М. Достоевского (Сотрудничество с преподавателями кафедры математики, кафедры русского языка, кафедры общей химии (Омский Государственный университет им Ф.М. Достоевского).


В целях выявления, распространения и получения опыта лучших практик, моделей профориентационной работы с учащимися традиционным стало участие в муниципальном этапе всероссийского конкурса «Арт-Профи-форум» реклама - презентация профессии «врач».

Учащиеся начальной школы успешно занимаются проектной деятельностью. В этом году 17 проектных работ стали победителями в городском конкурсе проектов.

Преемственность:


Слайд №

- Выступление в школах и в детском доме «Семья»:

1) Круглый стол «Я б лечить пошел…»: 85 учащихся 10-11 классы.


Слайд №

2) Участие в городском мероприятии «День дублера – работу молодым», организованный муниципальным бюджетным учреждением «Центр активного отдыха и содействия занятости детей и молодежи» в рамках реализации проекта «Профориентация молодежи» во исполнение муниципальной программы муниципального образования город Ноябрьск «Развитие молодежной политики» на 2014 – 2025 годы. Подпрограмма «Содействие эффективной реализации потенциала молодежи и ее адаптация в жизнь общества» (5 учащихся 9 кл. «группа риска»); - Ноябрьский институт нефти и газа провел акцию «Как пройти в Индустриальный? » С целью привлечения абитуриентов на 2017-2018 учебный год;

3) Единый информационный урок с воспитанники старшей группы детского сада «Золушка»;

4) Единый Всероссийский экологический урок


Благодаря совместной работе организованна социальная практика выпускников на предприятиях города. В ходе реализации программных мероприятий проведены:


Слайд №

1.Экскурсии:

- ЗАО «Ноябрьский газоперерабатывающий комплекс» Вынгапуровский

- ООО «Газпром добыча Ноябрьск»

- Филиал ОАО «ФКС ЕЭС» Ямало-Ненецкого ПМЭС

- НУЗ «Линейная поликлиника на станции Ноябрьск «ОАО РЖД»

- ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная городская больница»

- ОАО «Фармация», центральная аптека № 163

- ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская городская стоматологическая поликлиника»

- МУ Ноябрьское телевизионное информационное агентство «МИГ»

- ПК «Фитоцентр»

- ЗАГС

- гостиничный комплекс «Аляска»

- торговый комплекс «Север»

Слайд №

2. Профессиональные встречи со специальностями:

  • Санкт – Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Ведущим специалистом департамента по работе с регионами – Гурьевой Ириной Валерьевной.

  • Международного центра подготовки абитуриентов «Пересвет» (информация об образовании в Чехии, о курсах изучения чешского языка, преимуществах образования в Чехии и т.д. ) Охват 9-11-е кл. 260 уч.

  • ФГКУ ОУ ВО «Омская академия МВД России» провели беседу в 11-х кл. «О поступлении на очное обучение в 2017-18г.» Охват 80 уч.

  • Омского автобронетанкового инженерного института Федерального государственного казенного высшего профессионального образования «Военная академия материально – технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Минобороны РФ.

  • Челябинского военноучебного научного центра военно – воздушных сил «военно – воздушной академии».

Практика показывает, что систематическая работа над развитием форм временной занятости учащихся, в том числе посредством включения их в работу родительской общественности, добровольной молодежной организации «Колорит», волонтерских и социокультурных проектов позволяет оценить уровень активности и занятости подростков и благотворное влияние на предупреждение правонарушений, совершения преступлений, что способствует снижению количества семей и отдельных учащихся состоящих на учете, а в целом и учащихся «группы риска», например, если в прошлом учебном году на (ДИНАМИКА)


Слайд №

Практикуемые формы занятости среди учащейся молодежи:

- Участие в выездной Школы ученического актива (Коммунарский сбор) посвященный Году экологии. Охват: 7 кл. 9 уч.

- Городской конкурс «Бравый пожарный» Охват: 8кл. 9 уч.

- Акция «Пластику нет!» Охват: 7кл. 7 уч.

- Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» Охват: 7кл. 2 уч.

- Городской ученический совет Охват: 7кл. 2 уч.

- Посещение ГБУЗ ОЦ СПИД. Участие в окружной акции «Внимание, выпускник!» в рамках Всероссийской акции «СТОП СПИД». Охват:11кл. - 78 чел. 3 пед.

- Городская торжественная линейка посвященная «Дню Пионерии» совместно с организацией МТС Охват:5-7кл. - 320 чел. 1 пед

- Участие в городской игре «Загадочное приключение». Игра – конкурс для волонтеров города Ноябрьска. Подведение итогов года. Охват:9-10кл. - 12 чел. 1 пед.

- Тематическая линейка «Азбука безопасности» Охват:2-3кл. - 280 чел. 3 пед

Отчетный концерт «Созвездие талантов» Охват:1-8кл. – 150 чел. 1 пед.

- Тематическая линейка «День Победы» Охват:9-11кл. – 160 чел. 1 пед.

- Экологические уроки Охват:1-4кл. – 10 чел. 1 пед.

- Пионерская неделя Охват:1-4кл. – 100 чел. 1 пед.

- Тематическая линейка «Школьное движение» Охват:6-7кл. – 150 чел. 1 пед.

- Конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся» Охват:1-4кл. – 140 чел. 1 пед.

- Литературно-музыкальная композиция «9 мая» Охват:6-7кл. – 280 чел. 1 пед.

- Акция «Письмо ветерану» Охват:5,6.8 кл. – 58 чел. 1 пед.

- Акция «Макулатура» Охват:6-8кл. – 360 чел. 11 пед.


Слайд №

Отрадно, что на современном этапе популярной формой организации общественной деятельности среди подростков выступает детская общественная организация «Колорит». В функции которой входит профориентирование молодежи через участие и организации традиционных и не традиционных мероприятий.

В школе реализуется  модель сетевого взаимодействия с целью привлечения научно-методического и материально-технического потенциала организаций и вузов в проведении профессиональных проб, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Таким образом, взаимодействие с ОУ и предприятиями является одним из механизмов профессионального самоопределения школьников, что подтверждается высоким уровнем поступления в ВУЗы России и других стран мира. Вместе с тем на этапе современности существует проблема дефицита рабочих профессий. И поэтому, одно из ключевых задач школы является приобщение выявления интереса и стремления к выбору рабочих профессий, что в свою очередь требует правильной самооценки свои возможности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!