СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы психолого-педагогического консилиума в общеобразовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система образования направлена на гуманизацию педагогического процесса и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка. Выявлением индивидуальных особенностей своих воспитанников, выбором образовательного маршрута обучения, воспитания и коррекции в нашем образовательном учреждении занимается психолого-педагогический консилиум, который составляют учителя дефектологи, педагог-психолог, учителя-логопеды, социальный педагог и медицинские специалисты.

Психолого-педагогический консилиум (ППк является одной из форм взаимодействия специалистов учебного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения своих воспитанников. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация. Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом школы  в работе консилиума. Общее руководство ППк возлагается на руководителя образовательного учреждения, председателем консилиума является заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе.  В своей деятельности школьный консилиум руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, договором между ППК и территориальной ПМПК Левокумского округа .

Просмотр содержимого документа
«Система работы психолого-педагогического консилиума в общеобразовательной организации»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Система работы психолого-педагогического консилиума в общеобразовательной организации

Колованова Е.В.







с.Николо- Александровское,

2023





Современная система образования направлена на гуманизацию педагогического процесса и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка. Выявлением индивидуальных особенностей своих воспитанников, выбором образовательного маршрута обучения, воспитания и коррекции в нашем образовательном учреждении занимается психолого-педагогический консилиум, который составляют учителя дефектологи, педагог-психолог, учителя-логопеды, социальный педагог и медицинские специалисты.

Психолого-педагогический консилиум (ППк является одной из форм взаимодействия специалистов учебного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения своих воспитанников. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация. Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом школы в работе консилиума. Общее руководство ППк возлагается на руководителя образовательного учреждения, председателем консилиума является заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе. В своей деятельности школьный консилиум руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, договором между ППК и территориальной ПМПК Левокумского округа .

Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения своих воспитанников в соответствии с их образовательными потребностями. Главная задача консилиума заключается в защите прав и интересов ребенка; массовой диагностике детей с проблемами в развитии; выявлении групп детей, требующих внимания специалистов; консультировании по возможным путям решения проблем всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей.

Школьный консилиум работает по следующим направлениям:

- изучение новых учащихся, их психических особенностей личности;

- изучение зоны ближайшего и актуального развития каждого учащегося;

- изучение и формирование классных коллективов, с учетом структуры дефекта каждого воспитанника;

- отслеживание уровня адаптации воспитанников в социуме.

Работа школьного консилиума подчиняется принципам комплексного, целостного и индивидуально-личностного подхода. Комплексное изучение предполагает тесное взаимодействие всех специалистов в ходе изучения ребенка для составления целостного представления о ребенке.

Целостное изучение предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Индивидуально-личностный подход предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка.

Педагог-психолог изучает преобладающее эмоциональное состояние у учащихся, выявляет наличие неадекватных эмоциональных проявлений, мотиваций к учебной и трудовой деятельности, отношение к успеху – неудаче, отношение ребенка к трудностям. В течение года педагог-психолог выявляет уровень эмпатии учащихся; степень самостоятельности и работоспособности, коммуникативности на уроках; отслеживает динамику психического развития учащихся. Большое внимание уделяется профориентационной работе со старшеклассниками.

Социальный педагог проводит изучение социальной среды ребенка, выявляет семьи нуждающиеся в социальной помощи и поддержке, выступает посредником между семьей, школой и специалистами различных социальных служб, административных органов для решения вопросов по социальной защите и помощи.

Дефектолог изучает внимание, память, мышление, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию ребенка. В течение года специалист отслеживает особенности усвоения учебного материала учащимися, трудности в овладении программным материалом; отмечает динамику развития познавательных процессов.

Учитель-логопед обследует уровень речи каждого воспитанника. Он изучает понимание ребенком звучащей речи, отмечает состояние звукопроизношения, сформированность навыков фонематического анализа и синтеза, изучает лексический запас, грамматический строй речи, уровень владения связной речью. В старших классах учитель-логопед выявляет нарушения чтения и письма.

По необходимости медсестра школы помогает разобраться в структуре дефекта и его причинах, а также указывает на сопутствующие синдромы в анамнезе ребенка. Только такая глобальная диагностика позволяет рекомендовать ребенку необходимый образовательный маршрут и адекватную медицинскую помощь.

Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение всех членов консилиума. Коллегиальное заключение ППк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и программу коррекционной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Заключения членов школьного консилиума доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

Заседания консилиума делятся на плановые и внеплановые. Цель плановых консилиумов – определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка. Внеплановые консилиумы проводятся по просьбе педагога или какого-либо специалиста, работающего с учащимися, а также родителей и законных представителей учащихся. Цель - вскрытие причин, поиск пути коррекции имеющихся у детей отклонений, выработка средств «сглаживания», преодоление этих отклонений в развитии.

Первичные консилиумы проводятся при зачислении учащихся в класс после первичного ознакомления с медицинской, педагогической документацией с целью определения особенностей развития учащихся, возможности условий и форм их обучения, а также необходимого психологического, логопедического, медико - социального сопровождения.

Заключительные консилиумы — проводятся в связи с окончанием начального звена и переходом ученика в основную школу; или при окончании обучения в ОУ. Цель: выработка рекомендаций педагогическим коллективам, родителям, законным представителям по дальнейшему сопровождению обучающихся, выпускников, которые заносятся в итоговые, выпускные характеристики.

Чтобы работа ППк осуществлялась грамотно необходимо опираться на перечень обязательной документации по организации и деятельности школьных ПМП консилиумов.

В школе учатся дети с ОВЗ и дети- инвалиды (ЗПР, Умственная отсталость, РАС) . Учителя, работающие с такой категорией учащихся проходят курсы СКИРО ПК и Про, переподготовку. В штате нет своего логопеда и дефектолога и поэтому коррекционные занятия проводятся обычными педагогами.

Принципы построения коррекционных занятий:

Доступность. Задания соответствует возрасту и уровню актуального развития учащихся.

Последовательность. Переход к новому после усвоения изученного.

Цикличность. Направления работы одинаковы во всех подгруппах учащихся, но с каждым новым циклом усложняются.Учет зоны ближайшего развития. Используются задания, которые ученик может выполнить с помощью учителя.

Практическая деятельность. Все задания связаны с выполнением практических заданий с очевидным результатом.

Игровая форма. Формирует позитивное отношение к занятиям, развивает положительные эмоциональные стороны личности учащегося.

Важным элементом психологического сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу.

С результатами наблюдений необходимо знакомить педагогов и родителей для координации совместных усилий. При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий:

- деятельность на уровне совместных действий;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- самостоятельная деятельность.

Результаты диагностики можно представить в виде психологического профиля развития ребенка. Так педагогом-психологом отслеживаются когнитивные навыки учащихся, уровень сформированности хозяйственно-бытовых навыков ( навыков самообслуживания,знания назначения предметов обихода, навыков уборки помещений,умения использовать деньги) и социальных ( например, умение пользоваться общественным транспортом, сотовым телефоном, ориентация на проезжей части улицы)

Психолого- педагогической службой МКОУ СОШ №11 в течение 2022-2023 учебного года решались следующие задачи:

Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие учебной и познавательной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации;

Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценно-смыслового самоопределения, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и зависимостей;

Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

Взаимодействие с подразделениями ОУ (ТПМПК, Совет профилактики и др.), с ОУ, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

Опыт нашей работы показывает, что дети с ОВЗ способны адаптироваться в ближайшем для них окружении, что является показателем и результатом их общего психического развития, в том числе и интеллектуального. Поэтому необходимо искать разнообразные виды помощи для детей и подростков с различной степенью выраженности интеллектуальной недостаточности, таких детей немного и здесь огромную роль играет обучение на дому и социализация и адаптация, когда ребенок посещает внеклассные мероприятия в школе.. ПМПк является той структурой в учебном заведении, которая занимается комплектованием вышеназванных классов. Сегодня каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получить образовательные услуги в нашем учебном заведении, потому что созданы условия для его обучения и воспитания. Каждый ребенок получает коррекционную помощь, в результате которой формируется как социально равноправная личность, способная самостоятельно жить в обществе людей и пользоваться основными конституционными правами гражданина.

ЖИЗНЬ с особенностями и ограничениями не отменяет детства!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!