СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с одаренными детьми на уроке .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена система работы с одаренными детьми на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с одаренными детьми на уроке .»


Система работы с одаренными детьми на уроке .

Сушкова Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

МОАУ « СОШ № 72»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, активным творцом и созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему избираемые учителем методы и формы работы должны способствовать решению обозначенной задачи.

Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку - сверхчувствительность к проблемам.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.

Максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход можно, применяя разные методы работы: - наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Большое внимание на занятиях уделяеть обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Эффективным является использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, урок технологии по теме: «Оригами».

- Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать?

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание.

Например, заполнение кластера при чтении сказки.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да – нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.

Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Используемые на уроках упражнения Торренса , способствуют развитию творческого восприятия, помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

  1.  «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

  2. «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

- Все мальчики в нашем классе самые...( (Учитель показывает букву «С». Сильные, симпатичные, справедливые, смешные, спортивные.)

- Все девочки в нашем классе самые... (Учитель показывает букву «К». Красивые, культурные, кокетливые, классные.)

-Все ребята в нашем классе …(Учитель показывает букву «Д». Добрые, дружные, деловые)



  1. «Переключение внимания». Ученики  рассматривают предмет в руке,  по команде  переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

  2. «Что нового?» Проверяя степень  развития наблюдательности и одновременно снимая  напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

  3.  «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть».  Это упражнение можно выполнять письменно.

  4. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении.

  5. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись  от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

  6. «Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

  7. «Составь комикс». Попросите ребенка составить  комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

  8. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок  должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

  9. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

  10. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

  11. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

  12. «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как  вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как  сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».    


Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно от Гатанова Ю.Б..

1.  «И все-таки у них много общего».  Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь  «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом.  Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой.

Это упражнение тренирует  мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться  «ингредиентами», находящимися в  разных его секторах.  

Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

  • Оба слова - из четырех букв;

  • В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

    • При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

    • И то и другое может блестеть;

    • Из них иногда льется вода;

    • Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

2.  «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое  будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые  будут мешать в работе.

3.  «Сумасшедший архитектор». Задание:  необходимо нарисовать дом. Для этого вам  понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

 Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь   форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.  «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, ребенок представляет, как это могло бы быть в действительности.

4.   «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». Это легко.  А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5.  « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.                                         


 Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, эта работа трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей