Муниципальное учреждение
«Рыбницкое управление народного образования»
Доклад на тему
«Система работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»
Автор: Бабисанда Л.П.,
директор первой квалификационной
категории МОУ «Советская РСОШ-д/с»
Рыбница, 2020 год
Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву,
на которой будут расти
и процветать таланты .
Генрих Нейгауз
Работа с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. Растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведению. В этих условиях учителю необходимо уметь приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности.
Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, говоря о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы заострить внимание на том, что эту работу необходимо начинать с начальной ступени обучения, т.е. выявлять одарённых детей на ранней стадии. Выявление обучающихся, обладающих высоким уровнем развития, позволит в процессе работы организовать их участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах.
Например, в школе учителя старших классов вовлекают обучающихся младших классов в участие различных конкурсов (2и 3 тур конференции ИОУ в секции «Немецкий язык» Федоруцэ В., 4 класс, Гринченко Е., 7 класс-1 место; 2 тур конференция ИОУ в секции « научно технический прогресс «Глинка М.,9 класс, Гринченко Е., 5 класс»-2 место, 2и 3 тур конкурса «Мой родной край» Гринченко Е.,6 класс, Федоруцэ В., 3 класс 1 место,гран-при).
Формирование активной познавательной деятельности у обучающихся начальной школы позволит им в дальнейшем проявить свои способности.
В основе этой работы лежит наблюдение, изучение психологических особенностей ребёнка.
Перед нами стоит главная цель: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.
Для выполнения цели необходимо:
1.выявить способных и одарённых детей
2.использовать индивидуальный подход в работе с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей
3.развивать творческие и интеллектуальные способности ч/з урок и внеклассную работу.
Как выявить в какой области ребёнок одарён? Во-первых, одарённость ребёнка может быть выявлена на уровне наблюдения за характером его действий. Во-вторых, чтобы выявить в какой области ребёнок одарён, предлагается тест, который так и называется «Направленность на творчество» (Приложение 1).
В зависимости от баллов определяется направленность.
Тест поможет определить проявление конкретных способностей ребенка:
Например, музыкальные
- вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;
- быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;
- довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение - мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;
спортивные
- чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;
- смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;
- очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;
- имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;
- спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться, даже беситься;
- всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает.
Выявление конкретных способностей детей даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.
Существуют определённые методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
тематические мини- курсы
«мозговые штурмы»
ролевые тренинги
развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы , творческих заданий.
Организационные формы:
Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
групповые формы работы,
творческие задания,
вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
дискуссии,
диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся являются:
- олимпиады;
- использование системы заданий разной степени сложности
-викторины, конкурсы (международные, республиканские, муниципальные, школьные)
- проведение предметных недель
-проекты
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный музыкой, обладая красивым голосом, ребёнок может дома петь но однако он не проявляет аналогичной активности ни в школьной, ни специально организованной внешкольной деятельности, т. е. дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими и тут главное вовремя заметить такого ребенка и «не потерять его».
Для того, чтобы работа с одарёнными детьми была успешной необходимо свою работу начать с планирования. В планировании наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
Включение работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
В нашей школе реализуется программа «Одарённые дети» (2016-2020г.г.).
Цель: создать условия для реализации способностей, развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и воспитанников.
В конце учебного года мы заполняем таблицу «Достижения в этом учебном году» (Приложение 2). В ней указывается, в какой области достигнуты хорошие результаты ( дети учителя могут себя оценить). Результаты работы с одаренными детьми за 5 лет представлены в Приложении 3 .
Таким образом, одаренность у учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, конференциях, что способствует повышению его социального статуса .
Подводя итог, хочется отметить, что очень важным для школьников является пример их учителя. Если они видят, что он находится в постоянном поиске, живо откликается на все инновации, передовые технологии, они стараются ему подражать.
Мы видим, что система работы с одаренными детьми в малокомплектной школе построена на принципах создания оптимальных условий для творческой самореализации детей, создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы, дифференцированного обучения, которые приводят к единой формуле успеха.
Есть японская пословица: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в нашей учительской профессии успех приходит после каждодневного напряженного кропотливого труда. Зато самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни. В этом и есть суть и смысл нашей профессии.
Приложение 1.
Тест может быть таким. Например,
Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали
1.а. читать книгу (0)
б. сочинять книгу (2)
в. пересказывать содержание своим друзьям (1)
а. выступать в роли актера (2)
б. выступать в роли зрителя (0)
в. выступать в роли критика (1)
а. петь в хоре (1)
б. петь песню солом или дуэтом (1)
в.слушать, как поют другие (0)
а.смотреть интересный фильм дома (1)
б.читать книгу (2)
в. проводить время в компании друзей (0)
а. Играть в игры, где каждый сам по себе (0)
б. играть в игры, где можно проявить себя (2)
в. играть в команде ( 1) и т.д.
В зависимости от баллов определяется направленность.
Приложение 2.
Анализ деятельности исследовательских обществ учащихся (ИОУ) и олимпиадах за 2018-2019у.г.:
наименование | класс | ФИО учителя | ФИО учащихся | результативность |
Международный уровень |
13 открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование.Наука.Профессия» (заочный тур) | 9 | Гилка М.Ф. | Долгополая Н. Заболотная А. | Приглашение на очный тур |
13 открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование.Наука. Профессия» (дистанционно) | 9 | Гилка М.Ф. | Долгополая Н. Заболотная А. | диплом |
Республиканский уровень |
Республиканский тур конференции ИОУ в секции «Немецкий язык» | 7 | Ярина О.Е. | Гринченко Е. | 1место |
Республиканский тур конференции ИОУ в секции «Краеведение» | 9 | Гилка М.Ф. | Долгополая Н. Заболотная А. | 1место |
Муниципальный уровень |
Муниципальный тур конференции ИОУ в секции «Немецкий язык» | 7 | Ярина О.Е. | Гринченко Е. Федоруцэ В. | 1место |
Муниципальный тур конференции ИОУ в секции «Краеведение» | 9 | Гилка М.Ф. | Долгополая Н. Заболотная А. | 1место |
Муниципальный тур олимпиады по русскому языку | 4 | Рошка М.И. | Федоруцэ В. | участие |
Приложение 2.
Анализ работы с одаренными детьми за 5 лет
Вид мероприятия | Уровень мероприятия (международный, республиканский, муниципальный, институциональный) | 2014-2015 уч. год | 2015-2016 уч. год | 2016-2017 уч. год | 2017-2018 уч. год | 2018-2019 уч. год |
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) |
| | | | | | | | | | | |
НПК ИОУ по краеведен. | международный | | | | | | | | | 1 | 1(дипломант) |
Фестиваль спортивных танцев | международный | | | | | 1 | 1(2 место) | | | | |
турнир по бальным современным, восточным эстрадным танцам | международный | | | | | | | 1 | 1(4 место) | | |
ИОУ НПК «Научно-технический прогресс | республиканский | | | | | 2 | 2(4 место) | | | | |
НПК ИОУ секция «Немецкий язык» | республиканский | | | | | | | | | 1 | 1 |
НПК ИОУ (по краеведен.) | республиканский | | | | | | | | | 2 | 2 (1место) |
фестиваль «Наследники Победы» | республиканский | 7 | 7(лауреаты) | | | | | | | | |
конкурс «Спасибо за Победу!» | республиканский | | | 2 | | | | | | | |
конкурс «Я люблю родной край» | республиканский | | | | | 1 | 1(победитель) | | | 2 | 2(гран-при) |
конкурс среди ДОУ «Лучшая открытка маме» | республиканский | | | | | 8 | 1(3 место) | | | | |
конкурс «Мэрцишор, сувенир для мамы» | республиканский | | | | | 5 | | | | | |
конкурс «Сувенир для мамы» | республиканский | | | | | | | 1 | | | |
Конкурс «Для наших мам и бабушек-любовь, цветы, весна»(д/с) | республиканский | | | | | | | | | 1 | |
конкурс «Знатоки книги» | республиканский | | | | | | | | | 1 | |
конкурс «На волне Нового года», | республиканский | | | | | | | 6 | | | |
конкурс «Между нами Новый год» | республиканский | | | | | | | | | 5 | |
конкурс по спортивным танцам | республиканский | | | | | 1 | 1(1 место) | | | | |
олимпиада по информатике в 11 классе | муниципальный | 1 | 1(3 место) | | | | | | | | |
олимпиада по математике в 4 классе | муниципальный | | | 1 | | | | | | | |
олимпиада по русскому языку во 2 классе | муниципальный | | | | | 1 | | | | | |
олимпиада по русскому языку в 4 классе | муниципальный | | | | | 1 | | | | | |
олимпиада по окружающему миру в 4 классе | муниципальный | | | | | 1 | | | | | |
олимпиада по биологии в 9 классе | муниципальный | | | | | | | 2 | | | |
НПК ИОУ «Информатика» | муниципальный | 1 | 1(4 место) | | | | | | | | |
НПК ИОУ «Немецкий язык» | муниципальный | | | | | | | | | 1 | 1(1место) |
НПК ИОУ «Краеведение» | муниципальный | | | | | | | | | 2 | 2 (1место) |
ИОУ НПК «Научно-технический прогресс | муниципальный | | | | | 2 | 2(2 место) | | | | |
конкурс «Я люблю родной край» | муниципальный | | | | | | | 4 | 2(1место) 2 (2 место) | | |
конкурс рисунков, аппликаций, посвященном Дню борьбы с туберкулезом | муниципальный | 1 | 1(2 место) | 2 | 2 (2 место) | 3 | 3(2место) | 1 | 1(2место) | 1 | 1(2место) |
конкурс на противопожарную тему | муниципальный | | | | | 1 | 1(3 место) | 1 | 1(3 место) | | |
конкурс «Спасибо за победу» | муниципальный | 2 | дипломанты | | | | | | | | |
конкурс «Знатоки книги» | муниципальный | | | | | 1 | 1(4 место) | | | 1 | 1(3 место) |
конкурс «Моя профессия – моя карьера» | муниципальный | | | | | 1 | 1(3 место) | | | | |
конкурс эссе «Наука ради мира» | муниципальный | | | | | | | | | 1 | 1(1 место) |
конкурс «Я люблю родной край» | муниципальный | | | | | 1 | 1(1 место) | | | | |
фестиваль «Наследники Победы» | муниципальный | 6 | 6(лауреат) | | | | | | | | |
конкурс « Ун кынтек, о флоаре, о разэ де соаре» | муниципальный | | | | | | | 1 | 1(лауреат) | | |
конкурс «Я бы в армию пошел(д/с) | муниципальный | | | | | | | 2 | 2(дипломанты) | | |
конкурс «Мое Приднестровье» (д/с) | муниципальный | | | | | | | 2 | 2(лауреаты) | | |
конкурс «Пусть будет мир!» (д/с) | муниципальный | | | | | 3 | 3(лауреаты) | | | | |
конкурс сочинений «Я в мире профессий» | муниципальный | | | | | | | | | 1 | 1(4 место) |
мемориал памяти «Памяти павших, во имя живых» | муниципальный | 15 | 3 (1 место) 3(2 место) 2(3 место) | 15 | 4 (1 место) 4(2 место) | 15 | 5 (1 место) 5(2 место) | 20 | 7 (1 место) 5(2 место) | 20 | 4 (1 место) 4(2 место) 4(3 место) |
Соревнование по теннису | муниципальный | | | | | 1 | 1(3 место) | 1 | | 1 | |
Соревнование по шашкам | муниципальный | | | | | | | 1 | | 1 | |
Шашечный турнир (д/с) | муниципальный | | | | | 2 | 2 (лауреаты) | | | | |