СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву,

на которой будут расти

и процветать таланты .

Генрих Нейгауз

 

            Работа с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. Растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведениюВ этих условиях учителю необходимо уметь приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности.

Просмотр содержимого документа
««Система работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»»

Муниципальное учреждение

«Рыбницкое управление народного образования»



















Доклад на тему


«Система работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»












Автор: Бабисанда Л.П.,

директор первой квалификационной

категории МОУ «Советская РСОШ-д/с»















Рыбница, 2020 год


Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву,

на которой будут расти

и процветать таланты .

Генрих Нейгауз



Работа с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. Растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному поведениюВ этих условиях учителю необходимо уметь приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив его особенности.

Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.

Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития  способностей ученика.  Поэтому, говоря  о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы заострить внимание на том, что эту работу необходимо начинать  с начальной ступени обучения, т.е. выявлять одарённых детей  на ранней стадии. Выявление обучающихся, обладающих высоким уровнем развития, позволит в процессе работы организовать их участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Например, в школе учителя старших классов вовлекают обучающихся младших классов в участие различных конкурсов (2и 3 тур конференции ИОУ в секции «Немецкий язык» Федоруцэ В., 4 класс, Гринченко Е., 7 класс-1 место; 2 тур конференция ИОУ в секции « научно технический прогресс «Глинка М.,9 класс, Гринченко Е., 5 класс»-2 место, 2и 3 тур конкурса «Мой родной край» Гринченко Е.,6 класс, Федоруцэ В., 3 класс 1 место,гран-при).

Формирование активной познавательной деятельности у обучающихся начальной школы позволит им в дальнейшем проявить свои способности.

        В основе этой работы лежит наблюдение, изучение психологических особенностей ребёнка.

Перед нами стоит главная цель: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Для выполнения цели необходимо:

1.выявить способных и одарённых детей

2.использовать индивидуальный подход в работе с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей

3.развивать творческие и интеллектуальные способности  ч/з урок и внеклассную работу.

Как выявить в какой области ребёнок одарён?   Во-первых, одарённость ребёнка может быть выявлена на уровне наблюдения за характером его действий. Во-вторых, чтобы выявить в какой области ребёнок одарён, предлагается тест, который так и называется «Направленность на творчество» (Приложение 1). 

 

В зависимости от баллов определяется направленность.

Тест поможет определить проявление конкретных способностей ребенка:    

Например, музыкальные

- вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;

- быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;

- довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение - мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;

 спортивные

- чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;

- смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;

- очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;

- имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;

- спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться, даже беситься;

- всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает.

 Выявление конкретных способностей детей даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

 Существуют определённые методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

  • тематические мини- курсы

  • «мозговые штурмы»  

  • ролевые тренинги

  • развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы , творческих заданий.

Организационные формы:

  • Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.

  • Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода  деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,

  • творческие задания,

  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

  • дискуссии,

  • диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся являются:

- олимпиады;

- использование системы заданий разной степени сложности

-викторины, конкурсы (международные, республиканские, муниципальные, школьные)

- проведение предметных недель

-проекты

      Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный музыкой, обладая красивым голосом, ребёнок может дома петь но однако он не проявляет аналогичной активности ни в школьной, ни специально организованной внешкольной деятельности, т.  е. дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими и тут главное  вовремя заметить такого ребенка и «не потерять его».

Для того, чтобы работа с одарёнными детьми была успешной  необходимо свою работу  начать с планирования. В планировании наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

  1. Включение  работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.

  2. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  3. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

В нашей школе реализуется программа «Одарённые дети» (2016-2020г.г.).

Цель: создать условия для реализации способностей, развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и воспитанников.

 В конце учебного года мы заполняем таблицу «Достижения в этом учебном году» (Приложение 2). В ней указывается, в какой области достигнуты хорошие результаты ( дети учителя могут себя оценить). Результаты работы с одаренными детьми за 5 лет представлены в Приложении 3 .

    Таким образом, одаренность у учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, конференциях, что способствует повышению его социального статуса .

Подводя итог, хочется отметить, что очень важным для школьников является пример их учителя. Если они видят, что он находится в постоянном поиске, живо откликается на все инновации, передовые технологии, они стараются ему подражать.  

Мы видим, что система работы с одаренными детьми в малокомплектной школе построена на принципах создания оптимальных условий для творческой самореализации детей, создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы, дифференцированного обучения, которые приводят к единой формуле успеха.

Есть японская пословица: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в нашей учительской профессии успех приходит после каждодневного напряженного кропотливого труда. Зато самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни. В этом и есть суть и смысл нашей профессии.   


Приложение 1. 

 Тест может быть таким. Например,

Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали

1.а. читать книгу (0)

б. сочинять книгу (2)

в. пересказывать содержание своим друзьям  (1)

  1. а. выступать в роли актера (2)

б. выступать в роли зрителя (0)

в. выступать в роли критика (1)

  1. а. петь в хоре  (1)

б. петь песню солом или дуэтом (1)

в.слушать, как поют другие (0)

  1. а.смотреть интересный фильм дома  (1)

           б.читать книгу (2)

         в. проводить время в компании друзей (0)

  1. а. Играть в игры, где каждый сам по себе (0)

б. играть в игры, где можно проявить себя (2)

в. играть в команде ( 1)     и т.д.

В зависимости от баллов определяется направленность.


Приложение 2.

Анализ деятельности исследовательских обществ учащихся (ИОУ) и олимпиадах за 2018-2019у.г.:


наименование

класс

ФИО учителя

ФИО учащихся

результативность

Международный уровень

13 открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование.Наука.Профессия»

(заочный тур)

9

Гилка М.Ф.

Долгополая Н.

Заболотная А.

Приглашение на очный тур

13 открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование.Наука. Профессия»

(дистанционно)

9

Гилка М.Ф.

Долгополая Н.

Заболотная А.

диплом

Республиканский уровень

Республиканский тур конференции ИОУ в секции «Немецкий язык»

7

Ярина О.Е.

Гринченко Е.

1место

Республиканский тур конференции ИОУ в секции «Краеведение»

9

Гилка М.Ф.

Долгополая Н.

Заболотная А.

1место

Муниципальный уровень

Муниципальный тур конференции ИОУ в секции «Немецкий язык»

7

Ярина О.Е.

Гринченко Е.

Федоруцэ В.

1место

Муниципальный тур конференции ИОУ в секции «Краеведение»

9

Гилка М.Ф.

Долгополая Н.

Заболотная А.

1место

Муниципальный тур олимпиады по русскому языку

4

Рошка М.И.

Федоруцэ В.

участие



Приложение 2.



Анализ работы с одаренными детьми за 5 лет


Вид мероприятия


Уровень мероприятия (международный, республиканский, муниципальный, институциональный)

2014-2015

уч. год

2015-2016

уч. год

2016-2017 уч. год

2017-2018

уч. год

2018-2019

уч. год

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3 место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3 место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3 место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3 место)

Кол-во участников

Кол-во призеров

(1-3 место)













НПК ИОУ

по краеведен.

международный









1

1(дипломант)

Фестиваль спортивных танцев

международный





1

1(2 место)





турнир по бальным современным, восточным эстрадным танцам

международный







1

1(4 место)



ИОУ НПК «Научно-технический прогресс

республиканский






2


2(4 место)





НПК ИОУ

секция «Немецкий язык»

республиканский









1

1

НПК ИОУ

(по краеведен.)

республиканский









2

2 (1место)

фестиваль «Наследники Победы»

республиканский

7

7(лауреаты)









конкурс «Спасибо за Победу!»

республиканский



2








конкурс «Я люблю родной край»

республиканский





1

1(победитель)




2

2(гран-при)

конкурс среди ДОУ

«Лучшая открытка маме»

республиканский






8

1(3 место)





конкурс «Мэрцишор, сувенир для мамы»

республиканский





5






конкурс «Сувенир для мамы»

республиканский








1




Конкурс «Для наших мам и бабушек-любовь, цветы, весна»(д/с)

республиканский









1


конкурс «Знатоки книги»

республиканский









1


конкурс «На волне Нового года»,

республиканский







6




конкурс «Между нами Новый год»

республиканский









5


конкурс по спортивным танцам

республиканский





1

1(1 место)





олимпиада по информатике в 11 классе

муниципальный

1

1(3 место)









олимпиада по математике в 4 классе

муниципальный



1








олимпиада по русскому языку во 2 классе

муниципальный





1






олимпиада по русскому языку в 4 классе

муниципальный





1






олимпиада по окружающему миру в 4 классе

муниципальный





1






олимпиада по биологии в 9 классе

муниципальный







2




НПК ИОУ

«Информатика»

муниципальный

1

1(4 место)









НПК ИОУ «Немецкий язык»


муниципальный









1

1(1место)

НПК ИОУ

«Краеведение»

муниципальный









2

2 (1место)

ИОУ НПК «Научно-технический прогресс

муниципальный





2

2(2 место)






конкурс «Я люблю родной край»

муниципальный







4

2(1место)

2 (2 место)



конкурс рисунков, аппликаций, посвященном Дню борьбы с туберкулезом

муниципальный

1

1(2 место)

2

2 (2 место)



3

3(2место)

1

1(2место)


1

1(2место)


конкурс на противопожарную тему

муниципальный





1

1(3 место)

1

1(3 место)



конкурс «Спасибо за победу»

муниципальный

2

дипломанты









конкурс «Знатоки книги»

муниципальный





1

1(4 место)



1

1(3 место)

конкурс «Моя профессия – моя карьера»

муниципальный





1

1(3 место)





конкурс эссе «Наука ради мира»

муниципальный









1

1(1 место)

конкурс «Я люблю родной край»

муниципальный





1

1(1 место)





фестиваль «Наследники Победы»

муниципальный

6

6(лауреат)









конкурс « Ун кынтек, о флоаре, о разэ де соаре»

муниципальный







1

1(лауреат)



конкурс «Я бы в армию пошел(д/с)

муниципальный







2

2(дипломанты)



конкурс «Мое Приднестровье» (д/с)

муниципальный







2

2(лауреаты)



конкурс «Пусть будет мир!» (д/с)

муниципальный





3

3(лауреаты)





конкурс сочинений «Я в мире профессий»

муниципальный









1

1(4 место)

мемориал памяти «Памяти павших, во имя живых»

муниципальный

15

3 (1 место)

3(2 место) 2(3 место)

15

4 (1 место)

4(2 место)

15

5 (1 место)

5(2 место)

20

7 (1 место)

5(2 место)

20

4 (1 место)

4(2 место) 4(3 место)

Соревнование по теннису

муниципальный





1

1(3 место)

1


1


Соревнование по шашкам

муниципальный







1


1


Шашечный турнир (д/с)

муниципальный





2

2 (лауреаты)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!