Тема : « Система работы с текстовым источником на уроках истории и обществознания» .
Подготовила: Сираева Элеонора Салаватовна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ№1 с.Кандры
Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным (Ф. Бэкон)
На данный момент в «Концепции модернизации российского образования» перед школой поставлена задача — добиться «нового образовательного результата»:
• формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;
• развитие умений работы с информацией;
• развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, а также умений принимать решения в нестандартной ситуации;
• формирование навыков работы в группе;
• формирование навыков исследовательской деятельности
Спасибо за внимание!
5 класс
6 класс
Извлечение необходимой информации из источника
Умение «разговорить» источник через постановку вопросов
Составление текста с опорой на основные понятия темы
7 класс
Составление словаря исторического периода, подбор понятий к теме
Навык чтения исторической карты; навык работы с контурной картой
Критическое чтение источников, их сопоставительный анализ
Использование карты для объяснения исторических событий и их сравнения
Составление характеристики соц.-эк. и политических явлений жизни общества
Навык составления схем различного вида для преобразования текста
Использование карты для реконструкции исторического события
Самостоятельный выбор схем для преобразования текстовой информации
Постановка репродуктивных и продуктивных вопросов
Построение полного ответа: основная мысль — её пояснение на конкретных примерах — итог
Постановка вопросов оценочного и критического характера
Освоение новых видов преобразования текста: план-схема, кластер, досье
Формулирование аргументированного ответа на вопрос с обобщением или выводом
Сравнение фактов и явлений одного порядка
Формулирование проблемных вопросов разного вида
Сравнение явлений разного порядка в рамках предмета
Воспроизведение исторического события по заданным фактам
Формулирование оценочного суждения с чьей-либо точки зрения или с определённой позиции
Объяснение исторического события, явления с разных позиций
Сопоставление событий и явлений
Выявление структуры исторического события:причины — развитие — результат
Реконструкция исторического события, явления
Навык выявления причинно-следственных связей исторических событий, явлений
Составление краткого информативного сообщения
Составление информативного сообщения с элементами анализа
Характеристика исторического события; выявление исторических закономерностей
Составление проблемного доклада на основе различных источников
ЕГЭ и ОГЭ по истории содержат немало заданий на работу с источниками. Это важное умение, предусмотренное стандартами образования .
Разработчики КИМов ЕГЭ по истории предлагают следующий алгоритм анализа письменного источника:
- обращать при прочтении задания внимание на то, что нужно определить на основании текста (дата, имя, событие или др.);
- найти ключевые элементы текста, которые помогут провести атрибуцию;
- обобщить ключевые элементы, что поможет выйти на «подсказку», связанную с правильным ответом;
- соотнести «подсказку», полученную на основании обобщения, с вариантами ответов и выбрать правильный ответ .
Требования экзамена
Приёмы работы с текстами
Уметь находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также применять её в заданном контексте Характеризовать (или объяснять, или конкретизировать) текст и его отдельные положения с опорой на контекстные обществоведческие знания Использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста
Составление вопросов к тексту Ответы на поставленные вопросы Разбивка текста на смысловые части Составление плана текста Составление сравнительных, хронологических, обобщающих таблиц Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста
Спасибо за внимание!
Как работать с текстом на ЕГЭ
- внимательно прочитать задание;
- понять, что именно требуется для успешного ответа;
- уяснить, из каких частей складывается задание; на сколько вопросов необходимо дать ответ;
- если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы
Спасибо за
внимание!
Спасибо за внимание!