Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственному выпускному экзамену
«Школа не должна научить на всю жизнь,
школа должна научить учиться всю жизнь»
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету, и дети, для которых математика – вечная проблема. И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Как сделать так, чтобы каждый ребенок лучше, чем ранее, развил свой потенциал и был успешен на итоговой аттестации по математике?
Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.
Процедура прохождения ГВЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене. Таким образом, в готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГВЭ необходимо выделить следующие составляющие:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать задания);
психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Подготовка к ГВЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации. Например,
широкое информирование учащихся о порядке проведения ГВЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.;
организация подготовки учащихся к ГВЭ на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к ГВЭ, задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ГВЭ;
организация подготовки учащихся к ГВЭ на занятиях кружка;
организация подготовки учащихся к ГВЭ через работу дополнительных занятий;
организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ГВЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение задач;
организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов;
проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ГВЭ.
Подготовка к сдаче экзамена начинается с пятого класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся. Устный счёт на каждом уроке строю на основе упражнений ГВЭ.
Показываю ребятам некоторые способы быстрого вычисления. Своим опытом учащиеся делятся с другими учениками. Большое внимание уделяю обязательному заучиванию правил и формул, это одна из важнейших задач при подготовке учащихся к экзаменам. Знакомлю учащихся со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена.
Главное в подготовке учащихся 9 классов к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, системно-деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.
На уроках математики в 9 классе прорабатываем задания из КИМов на разных этапах урока. Огромное внимание уделяю устной работе. Главное условие здесь - систематичность, работа на каждом уроке. Во время устной работы половину повторяемого материала можно отработать в течение 5-7 минут. Устный счет всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, затем выполняли более сложное.
При изучении нового материала и закреплении: первый урок провожу одинаково для всех, на следующих уроках происходит разноуровневая работа. Уровень 1 – возвращается к основным моментам, повторяет снова теоретический материал и решает простейшие задания. Уровень 2 – сосредотачивается на упражнениях, которые требуют решения, старания и понимания основных положений тем и умений.
Закрепление пройденного материала проводится следующим образом:дучащиеся уровня 2 - работают на месте, а учащиеся уровня 1 работают у доски с учителем.
Учащихся знакомлю с процедурой подготовки и проведения экзаменов, с результатами их детей в решении тестов. Убеждаю интенсивно использовать домашний компьютер для успешной подготовки к итоговой аттестации. Каждый месяц проводятся диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала, ведётся мониторинг подготовки к ГВЭ на каждого ученика. Каждую неделю ученики получает один тест для домашнего самостоятельного выполнения.
Для учащихся 9-х классов провожу групповые и индивидуальные консультации после уроков в строго определённое время. Эти консультации охватывают как сильных обучающихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываем базовые знания умения и навыки. На консультациях отвечаю на вопросы детей, возникшие при выполнении теста дома, разбираем задания, при выполнении которых было допущено много ошибок.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ГВЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы экзамена по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике, В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки ГВЭ.
Что я считаю самым важным при подготовке к ГВЭ?
Вычислительные навыки.
Обязательное знание правил и формул.
Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Проверка знаний и умений учащихся.
Система работы учителя математики с родителями при подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ГВЭ.
Проблема взаимодействия семьи и школы не нова. Время идет, мир меняется, меняются и взаимоотношения родителей и школы. Но ответственными за воспитание и образование детей остаются родители и школа. Следовательно, учитель и родители должны быть партнерами в этом вопросе. Давайте посмотрим, как решается эта проблема в нашей школе. В начале учебного года, я обычно посещаю первое родительское собрание. Я на этих собраниях:
знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год;
разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме ГВЭ,
характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике;
рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы.
По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.
Только совместная кропотливая работа учителя и учащихся при поддержке родителей может привести к успеху.