СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя по воспитанию морально-ценностного отношения к животным у младших школьников (содержание и формы работы с детьми и родителями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОСПИТАНИE МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ)

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя по воспитанию морально-ценностного отношения к животным у младших школьников (содержание и формы работы с детьми и родителями)»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ШКОЛЫ №45 Г.О. САМАРА

Игнатьева Оксана Вячеславовна

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ)



Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди». Б.Шоу



Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Ознакомление с природой – предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.


Гуманизм– (от лат. humanus - человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей . Утверждение блага человека как критерия оценки общественных ценностей.
(пед.энцеклоп. словарь М.М.Безруких)

Гуманность - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сочувствия и реализуется в общении и деятельности в актах содействия сочувствия, помощи.

(пед.энцикл. словарь М.М.Безруких)

Гуманное образование – это процесс, который способствует лучшему пониманию необходимости сострадания и уважения по отношению к людям, животным и окружающей среде, а так же признаёт взаимозависимость всех живых

существ.
Цель гуманного образования – создание культуры сопереживания и заботы, путём стимулирования морального развития индивидуумов, для создания сострадательного ответственного и справедливого общества.

  • Гуманность - человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

(пед.словарь Г.М. Коджаспирова)

  • Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке.

  • Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

  • Воспитание гуманности как качества личности следует решать по двум взаимосвязанным направлениям:

  • - воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества;

  • - создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.


Познавательное отношение к природе и любознательность у младших школьников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.

Это объясняется тем, что дети обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к гибели.


Причины неправильного отношения к природе:

  • Причины неправильного отношения к природе:

  • · Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;

  • · Низкий уровень развития наблюдательности;

  • · Недостаточный опыт общения с природой;

  • · Слабый уровень владения навыками ухода;

  • · Плохой пример взрослых;

  • · Несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой




  • Отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.

Кроме прямой цели:

воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом.

Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё.

Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек.



Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным

  • При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи:

  • 1. Формирование представлений о животных;

  • 2. Развитие эмоционально-положительного отношения к животным;

  • 3. Воспитание гуманного бережного поведения в природе.

Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь школы и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.

Основными методами, которые используются в воспитании, являются:

Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы.
II. Беседы и рассказы о природе, о животном мире в частности. Экологические сказки, речевые логические задачи. Просмотр видеофильмов. Чтение художественной литературы.
III. Труд в природе.


УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - основная форма. На УРОКАХ сообщаются новые подробности о различных представителях животного мира, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания.

УРОК ИЛИ ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ,

используемые для формирования правильного представления о природе и формированию гуманного отношения можно разделить

следующим образом:

· Направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

· Уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование);

· Активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры) итоговые беседы.

Таким образом, экологическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексных подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к жизни.
Методы экологического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

УРОКИ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕСНО СВЯЗАНЫ С ДРУГИМИ ФОРМАМИ РАБОТЫ.

  • ·  Экскурсии -знакомство с представителями животного мира в естественных условиях в парке, лесу, в зоопарке и т. д. Перед началом экскурсии нужно заранее наметить ее маршрут, определить последовательность наблюдений за животными.

  • · Прогулки. Раз в месяц организую наблюдения за внешними отличительными признаками, сезонными изменениями в жизни животного мира (насекомых, птиц, представителей домашних животных). Систематические занятия способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности у детей.

  • ·  Целевые прогулки. Посещение библиотеки, где дети знакомились с Красной книгой, куда занесены редкие виды животных, рассматривали иллюстрации, журналы, книги о животных. Посещение музея, где детям показали и рассказали о многообразии бабочек и других насекомых.

·  Игра. . В классе у нас имеется экологический уголок, где находятся растения, игры по экологии, плакаты различных природных зон, которые мы изготовляли вместе с детьми. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании ориентируюсь на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Развить положительные эмоции по отношению к животным помогают игры-превращения. Как раз они и направлены на возникновение у ребенка эмпатии к животным.

НАБЛЮДЕНИЕ Практически наблюдая за поведением животных, ребенку проще понять их повадки, сделать вывод, что все  животные, так же как и

люди заботятся о своем потомстве,кормят, оберегают, защищают. Строятсебе «дома», создают уют. Умеют выражать свои чувства, огорчаются и радуются. Являются очень преданными своему хозяину.

Непосредственно наблюдаем:

-за птицами за прилётом, за отлётом, за тем, как они прилетают к кормушке и что больше любят клевать;

- за насекомыми (шмелями, бабочками, муравьями) в разное время года, сравниваем по внешнему виду, передвижению, повадкам.

- за домашними животными : уточняем их роль в жизни человека.

К сожалению, не всегда возможно непосредственно наблюдать за животными. Тогда мы прибегаем к опосредованному наблюдению (восприятию какого-либо объекта через его художественное изображение - игрушку или картинку.

БЕСЕДЫ. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Рассказ о различных представителях животного мира расширяет знания детей. Рассказ дополняет наблюдения и знакомит с объектами, недоступными для наблюдения. Часто рассказ дополняют высказывания детей, показ картинок.

  • Беседа состоит из вопросов педагога и ответов детей. Беседы должны стимулировать детей к сопоставлению фактов, установлению причинно-следственных связей. Беседа может быть вводной, связанной с приобретением новых знаний, итоговой.

  • Целью вводной беседы является активизация имеющихся у детей знаний, создание мотивации предстоящей деятельности. Обычно такие беседы проводят перед экскурсией или практической деятельностью детей.

  • Беседы, связанные с приобретением новых знаний, входят как элемент почти во все занятия, экскурсии, игры, т. е. во все виды деятельности детей.

ЭКСКУРСИИ

  • Полезным для младших школьников является экскурсия

  • Преимущества экскурсий-занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и 

животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие 

представления о взаимосвязях, существующих в природе, миропонимание.

  • Наряду с наблюдениями во время экскурсий для 

расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко 

  • Используют разнообразные игры: подвижные и 

творческие.

В них дети накапливают чувственный опыт, творчески 

осваивают приобретенные знания.

  • Конкурсы рисунков, загадок; (где дети могут с помощью практических действий отразить свое отношение к животному миру, показать его разнообразие, полноту красок. Выделить себя как часть этого мира, определить свое место и значимость).


  • Проекты: Объединить свои знания и умения работать в команде, 

создавая особенный мир любви и уважения к окружающей природе и ее обитателям

  • Создание игровых ситуаций:

(Очень важно на этапе формирования ответственности за «братьев наших меньших» создание игровых ситуаций, где каждый ребенок может оказаться в роль как самого животного, так и выступать в роли их защитников).

  • Работа с родителями:

Проводить систематическую работу с родителями по формированию этического отношения к животному детей. Подключать родителей к выходам на природу, наблюдением за животным миром, организаций походов в зоопарки, включение родителей в активную и посильную 

помощь организациям, занимающимся защитой животных).

  • -родительское собрание на тему «Бережное отношение к животным»;

  • выставка поделок из овощей и ягод (образы животных);

  • -придумывание вместе с ребёнком загадок о животном, которое можно встретить в наших лесах;

  • -разучивание с детьми стихотворений о животных;

  • -рекомендации книг для прочтения детям;

  • -выставка рисунков и поделок на тему «Мои животные»

  • -рекомендации книг для прочтения детям;

  • -изготовление вместе с детьми кормушек для птиц;



Из всего выше сказанного следует, отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Кроме прямой цели: воспитание доброго отношения к животным, уважение к их жизни, - при этом достигается и другая цель – формирование нравственного человека в целом. Милосердие, доброта, отзывчивость – это черты характера, которые являются базовой характеристикой личности, неотъемлемы от неё. Если человек научился сопереживать с другим существом – пусть это животное – он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!