СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Процесс чтения формируется поэтапно, поэтому для отработки навыков чтения на каждом этапе важно применять соответствующие упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Система специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения»

Система специальных упражнений

для отработки полноценных навыков чтения

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №2 УИИЯ

г. Ноябрьск

Загребина Е.Л.

Уважаемые родители! Известно, что уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Процесс чтения формируется поэтапно, поэтому для отработки навыков чтения на каждом этапе важно применять соответствующие упражнения. Хочу представить вашему вниманию ряд таких упражнений.

На начальных этапах чтения одним из важнейших компонентов является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. У детей с речевыми дефектами нарушается связь между буквами и звуками. Поэтому следует работать с детьми над узнаванием и различением букв.

Например, можно использовать такие упражнения.


Подчеркни букву Б одной чертой, букву П — двумя:

Н П Р Б Ь В Н Ц И Б П В И Б Ь Н П Ц П В Б

Ъ Р Б Н П И П Б В Б П Т Р Б Д Л П В З П В Б

Ь Б Ч П Н Ц П Т П Б В Н Г П Т Б Д Л Г Ц И Т


Найди и обведи букву Ж

Следующий этап формирования процесса чтения – это послоговое чтение. В общеобразовательной школе при обучении грамоте за основу чтения берется прямой слог.


Прямой слог – это сочетание согласного звука с гласным звуком: ма, лу, лю и т.д.

Обратный слог - сочетание гласного звука с согласным: ак, ом, ил и т.д. Важно научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы. Так как именно от следующего гласного часто зависит правильное произношение согласного в слоге: ма – мя, лу – лю (то есть от гласного зависит, как надо произнести согласный – твёрдо или мягко). Поэтому нужно уделять больше внимания работе над слогами. Этому помогут следующие упражнения.


  1. Читай чётко слоги и слоговые ряды:

ам

от

уп

ла

су

бо

ат

ок

ум

ра

му

по

ак

ом

ут

ма

жу

то

ап

оп

ук

на

зу

до

Что ты прочитал?

Прочитай:

  • сначала — прямые слоги, затем — обратные;

  • все слоги построчно;

  • все столбики — сверху вниз; снизу-вверх.



Следующее упражнение.

  1. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:



п

к •

л •

ч •

о

и •

ы •

т

м •

н •

щ •

ы

ю •

у •

ш

3 •

р

ц •

у

ё •

о •

с

ж •

в •

д •

а

я •

а •

Какие буквы написаны? Назови согласные.

а) Составь слоги из букв левых столбиков, добавляя вместо точек к согласным сначала гласную И, затем — гласную У; далее — гласную А. (Можно добавлять разные гласные.) Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.

б) Составь слоги из букв правых столбиков, добавляя к гласным вместо точек любые согласные. Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.

Надо отметить, что такие упражнения помогают в интересной и доступной форме увлечь ребёнка процессом чтения. Данные слоги, слоговые таблицы, слова демонстрируются детям на доске, плакатах и индивидуальных карточках, в зависимости от сложности задании.

Следующие упражнения являются плавным переходом к этапу чтения – чтение целыми словами. На данном этапе важно не забывать о работе над смысловой нагрузкой слова, то есть в процессе формирования навыков чтения должна постоянно проводиться работа по определению значения слов.

На данном этапе помогут следующие упражнения.


  1. Быстро составляй и чётко читай слова, выделяя ударный слог. Объясни значение слов.



  1. Быстро составляй слова из слогов и четко читай их, выделяя ударный слог.



сы

сит

бе

леть

за

со

рить по

бро

речь


но

пать

бе

дить


ме

сти

бо

лить

Что ты прочитал?

Прочитай:

  • сначала двухсложные слова;

  • затем — трёхсложные;

  • при чтении выделяй ударный слог.


  1. Быстро составляй и чётко читай слова:



  1. Быстро составляй и четко читай слова:



Хочу отметить, что подобные упражнения не только способствуют развитию навыка чтения, но и обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся, развивают наблюдательность, зрительный контроль, что играет большую роль при формировании полноценных навыков чтения.

Следующие упражнения с заданием: «Читай быстро и чётко» — развивают скорость чтения; их необходимо выполнять так, чтобы темп чтения учащихся постоянно увеличивался. Кроме того, они направлены на совершенствование произношения. В процессе чтения таких таблиц ребёнком прогнозируется правильное чтение целого слова, иногда ребёнок догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении. Например:


  1. Четко и быстро читай слова по подобию выделенных:

Дина

зубы

сила

ноты

тело

льнуть

т ...

г ...

Н ...

р...

д...

м ...

3 ...

к...

м ...

с ...

с ...

п ...

Н ...

ш ...

М ...

б...

ц...

ж...

Л ...

ч ...

п ...

д...

п ...

к...

Р ...

д...

б...

к...

б...

г ...

м ...


ш ...


в ...


ш ...


ж ...


ч ...


в ...







Прочитай слова:

  • снизу-вверх;

  • в 3-м и 6-м столбиках — обозначающие действия.

Выделяй голосом ударный слог.


  1. Читай быстро и чётко:

бар

вал

вил

дал

сор

нас

рад

бор

вол

вял

дул

сер

нос

род

бур

выл

вёл

дол

сыр

нёс

ряд

Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?

  1. Читай чётко и быстро:

дам — там

жил — шил

мал — мял

том — дом

жаль — шаль

мёл — мол

бел — пел

жар — шар

мыл — мил

пал — бал

жар — жал — зал


бил — пил



пыль — быль





  1. Чётко и быстро читай слова, переставляя согласные буквы:


гора

ноги

пила

лоза

лоси

нива

рады

пика

вози

мода

соки

мука

лето

шина

сила

соль

Запиши полученные пары слов. Образец: Мара — рама.

Прочитай слова ещё раз в таком порядке:

  • 3-го столбика;

  • 1-го столбика; которые отвечают на вопрос кто?

  • которые отвечают на вопрос что?

  • которые отвечают на вопрос что делай?


  1. Читай чётко в быстром темпе:

а на — уна — луна

у гу — егу — регу — ерегу — берегу

о зо — езо — лезо — елезо — железо

ё жьё — ужьё — ружьё

ю лью — олью — полью

а жа — ужа — тужа — стужа

а ба — уба — руба — труба

и щи — ащи — лащи — плащи

е тье — атье — латье — платье

я лья — улья — тулья — стулья

я дья - одья — роздья — гроздья

а ла — ала — тала — стала — встала

а на — уна — руна — труна — струна

ы лы — олы — волы — тволы — стволы

ы цы — ицы — рицы — прицы — шприцы

у жу — ужу — ружу — кружу — скружу — вскружу

а ка — тка — итка — литка — алитка — калитка

ю рю — трю — отрю — мотрю — смотрю — осмотрю — посмотрю

и ки — шки — ушки — нушки — снушки — еснушки — веснушки

е лье — олье — долье — здолье — аздолье — раздолье

















  1. Читай чётко, выразительно, убыстряя темп:


Весной солнце...

Весной солнце греет...

Весной солнце греет землю.

В лесу...

В лесу появились...

В лесу появились первые...

В лесу появились первые подснежники.

Яркое солнце...

Яркое солнце быстро...

Яркое солнце быстро съедает...

Яркое солнце быстро съедает тонкий...

Яркое солнце быстро съедает тонкий ледок.



Нужно отметить, что это упражнение эффективно при работе над скоростью чтения и его можно использовать при работе с любыми предложениями в учебнике. То есть без специальных таблиц.

Часто дети приходят в школу с неверно сформированным умением читать – с побуквенным чтением. То есть, это когда ребёнок при чтении сначала называет буквы, а потом только произносит слово. Например, «мама» - «эм», «а», «эм», «а». В этом случае следует заново формировать у детей правильные приемы чтения, используя вышеперечисленные упражнения.

Вашему вниманию была предложена лишь малая часть упражнений. В буклете указана специальная литература и сайты интернета, где можно познакомиться с подобными заданиями.

Систематическое применение упражнений и заинтересованность родителей будут способствовать формированию у детей навыков правильного, осознанного чтения. А уверенное владение навыком чтения будет одним из основных условий успешности ваших детей в учении.


Список литературы

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор­рекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007.

  2. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. В 2ч.- М.: Издательский дом "ОНИКС "век": Дом педагогики, 2001.

  3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. -К.:ГИППВ, 1998.






8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!