СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков литературы в 7 классе (по творчеству А.С. Пушкина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система уроков литературы в 7 классе (по творчеству А.С. Пушкина)»

Система уроков литературы в 7-м классе

Разработан комплекс уроков по литературе в 7-м классе по УМК В.Я. Коровиной к учебнику «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. В комплекс вошло 5 уроков по творчеству А.С. Пушкина. Тематика уроков взята из рабочей программы МБОУ Школы № 13 г. Сарова. Практической задачей комплекса уроков является повышение эффективности воздействия учителя как на весь коллектив класса, так и на каждого учащегося лично, с целью развития читательского интереса у детей. Делается акцент на особенностях литературного развития учащихся («период самоуглубления»), проявляющих интерес к произведениям, раскрывающим актуальные проблемы современного подростка, симпатизирующих противоречивым, неоднозначным образам героев.

При планировании указанного комплекса уроков литературы были учтены следующие методические разработки (критерии оценивания литературного развития учащегося), определяющие направленность работы на уроках литературы на формирование читательской компетенции:

1.критериии оценивания осознанного чтения Г.Г. Граника;

2.критерии качества освоения прочитанного текста Г.Д. Чистяковой;

3.критерии уровня литературного развития, определяемые по уровням обобщения информации в тексте Н.Д. Молдавской;

4.методика преодоления смысловых барьеров Л.С. Славиной, Л.И. Божович.

Урок 1.

Тема: «А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы».


Элементы урока, направленные на повышение интереса к литературному чтению:

1.Знакомство с биографией поэта. Представление домашнего задания.

Домашнее задание дано обучающимся по группам. Мотивированные учащиеся (группа 1) сообщают интересные библиографические данные. Группа 2 представляет 2-3 произведения о детстве и юности поэта, зачитывает их фрагменты. Группа 3 работает с портретами и изображениями поэта, представляет свой вариант портрета поэта в детстве.

Цель задания: привлечь внимание к творческой биографии поэта, определить путь раннего творческого становления поэта (своеобразный мотивационный вызов учащимся).

Учащиеся по цепочке представляют домашнее задание: сообщают информацию о детских годах поэта и поре юношества (основные события, заинтересовавшие учащихся, произведения, описывающие детство и юность поэта, портреты поэта в этот период и пр.).

2.Чтение отрывка из поэмы «Медный всадник».

3.Определение композиции отрывка, составление его плана с опорой на характеристику главного героя – Петра Первого (например: 1. Дерзкие планы Петра 1 («Отсель грозить мы будем шведу…»); 2. Мечта воплотилась в реальность («юный град… вознесся пышно, горделиво…»; 3.Хвалебная песнь великому городу, созданному великим реформатором («Люблю тебя, Петра творенье…»).

4.Составление характеристики Петра 1 (устное рисование, словесный портрет): дерзость, смелость, уверенность, патриотизм, предприимчивость, дальновидность, талант и пр.

5.Работа по тексту: «перевод» устаревших слов и грамматических форм слов на современный русский язык, определение их роли в тексте.

Домашнее задание: подготовка чтения наизусть отрывка из «Медного всадника».

Задание для мотивированных учащихся: составить список художественных произведений 19-20 века (3-5 рассказов), описывающих сильных личностей (исторических деятелей, вымышленных героев), проявивших еще в детстве свои незаурядные способности. Подготовить рекламный флайер одного из отобранных произведений для презентации на уроке и размещения на информационном стенде.

Урок 2.

Тема: «А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.


Элементы урока, направленные на повышение интереса к литературному чтению:

1.Опрос домашнего задания. Презентация подготовленными учащимися рекламного флаера. Его размещение на доске.

2.Слово учителя: краткий рассказ о роли князя Олега в становлении Киевской Руси, акцентирование внимания учащихся на мудрости и предприимчивости правителя, его знаменитой фразе о том, что Киеву быть матерью русских городов.

2.Чтение летописного источника («Повесть временных лет»). Его «перевод» на современный русский язык.

3.Работа по тексту баллады А. Пушкина. Выразительное чтение отобранных фрагментов текста (работа по группам).

Каждая группа учащихся получает карточку с заданием для выразительного чтения:

1 – Найти описание коня Олега, зачитать. Зачитать отрывки, в которых изображен сам князь Олег.

2 – Найти и выделить интонационно те строки, где говорится о трагической судьбе Олега.

3 – Как поэт воспевает силу и мужество Олега, его человеческое достоинство и величие? Найди строки, подтверждающие ваши мысли.

4.Сопоставление отдельных эпизодов летописного и художественного текста с целью определения сходств и различий в повествовании:

1)Прощание Олега с конем;

2)Осуждение кудесника;

3)Эпизод с черепом коня

6.Определение основной мысли «Песни» (тема рока).

7.Работа по картине В.М. Васнецова «Встреча Олега с кудесником». Установление связей между литературой и изобразительным искусством.

- Как помогает понять характер героев «Песни…» художник В.М. Васнецов?

8.Составление синквейна по теме урока

Домашнее задание: обратившись к дополнительным источникам информации, найти объяснение происхождению прозвища Вещий, данного князю Олегу, определить роль эпитета «вещий» в названии «Песни…» А. Пушкина.

Урок 3.

Тема: «А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена».

Элементы урока, направленные на повышение интереса к литературному чтению:

1.Опрос домашнего задания. История происхождения прозвища князя Олега Вещий, объяснение ее роли в тексте «Песни…» А. Пушкина.

2.Подготовка к восприятию нового материала. Слово учителя:

- Русь древнейшая, старинная нам открывается в «Песне о вещем Олеге», в сказках.Русь крепостная в «Русалке», «Борисе Годунове».Великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве», восстание Пугачева в «Капитанской дочке».

Так, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица? На эти вопросы ответят ваши одноклассники.

3.Выступления подготовленных учеников (презентации исторического материала):

1. «Смутное время»

2. «Борис Годунов»

3. «Гришка Отрепьев»

4.Словарная работа перед прочтением «Сцены в Чудовом монастыре»

5.Чтение монолога Пимена подготовленным учеником под звуки оперы М.П. Мусоргского

6.Работа по вопросам:

-Как Пимен относится к своему труду летописца?

-В какой период жизни изображен Пимен?

7.Инсценировка диалога Пимена с Григорием (подготовленные ученики).

8.Перекрестные вопросы («толстые» и «тонкие»). Работа в группах.

Группа 1: вопросы по образу Пимена

Группа 2: вопросы по образу Григория

9. Слово учителя. Установление связи литературы с музыкальным творчеством.

-В 1866 году М.П. Мусоргский создал оперу «Борис Годунов». Послушайте продолжение сцены в Чудовом монастыре в исполнении оперных певцов. Следите по тексту. Звучит акт 1 Келья в Чудовом монастыре.

Домашнее задание: прочитать повесть А. Пушкина «Станционный смотритель». По содержанию произведения (образ Самсона Вырина) формулировать 5 толстых вопросов для их обсуждения на уроке.

Задания отдельным ученикам: 1.рассказ об истории происхождения должности станционный смотритель; 2.рассказ о музее «Домик станционного смотрителя».

Урок 4.

Тема: «А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе».

Элементы урока, направленные на повышение интереса к литературному чтению:

1.Подготовка к восприятию и анализу текста.

1.1.Вступительное слово учителя о цикле рассказов А. Пушкина «Повести Белкина».

1.2.Введение понятия «литературная маскировка»

2.Рассказ ученика о музее «Домик станционного смотрителя» в д. Выра Ленинградской области, истории написания повести «Станционный смотритель»

3. Работа по названию повести. Формулировка учащимися определения «станционный смотритель» (прием «Сформулируй определение»)

4.Рассказ подготовленного ученика о должности станционный смотритель

5.Работа с эпиграфом

6.Погружение в текст: учащиеся находят и зачитывают отрывки, характеризующие авторское отношение к станционным смотрителям

7.Составление кластера-характеристики станционных смотрителей (на основании 5-6 словосочетаний из текста, например: «сущий мученик» и пр.).

8.Работа с текстом. Поиск описания станционного смотрителя во время первой и второй встречи с рассказчиком. Определение роли приема «антитеза» в тексте

9.Составление словесного портрета Вырина. Определение качеств его характера, близких учащимся

10.Совместная формулировка литературного понятия «маленький человек»

11.Поиск похожих образов в классической литературе

12.Обсуждение «толстых» вопросов (отбор по теме урока), раскрывающих суть образа «маленького человека»

12.Формулировка выводов по теме урока

Домашнее задание: 1) для всех учащихся - пересказать историю Самсона Вырина от лица Дуни; 2) для мотивированных учащихся (по желанию)– написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею» (50-70 слов).



Урок 5.

Тема: «Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Элементы урока, направленные на повышение интереса к литературному чтению:

1.Подготовка к восприятию информации:

1.1. Работа с эпиграфом к уроку: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»

2.Работас текстом. Описание «смиренной обители» («картинки»). Определение роли данного описания в сюжете повести.

3.Определение жанра «притча». История его происхождения. Рассказ подготовленного ученика

4.Чтение стихотворения украинской поэтессы Полины Довженко, написавшей произведение по сюжету притчи о блудном сыне

5.Установление связи представленного стихотворения с библейским сюжетом, трактование слов «отец» - бог, «сын» - грешник.

11.Определение проблемного вопроса (Почему эта тема вечная? (тема греха и его прощения)). Поиск ответов учениками.

10.Составление таблицы «Библейская притча о блудном сыне и история Дуни» (сопоставление)

11.Пересказ истории Вырина от лица Дуни

12.Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»: сопоставление поведения Минского и Вырина (смотритель уступил постель в своем доме – Минский его выставил за дверь)

13.Обсуждение финала произведения (счастлива ли Дуня?)

14.Зачитывание сочинений по теме «Поступок, о котором я сожалею»

15.Формулировка вывода

Домашнее задание. Выполнить одно из заданий: 1) подготовить поучение сверстникам «Как нужно относиться к своим родителям»; 2) написать письмо Дуни отцу; 3) подготовить список художественных произведений для внеклассного чтения (3-5 текстов), отражающих проблему взаимоотношения между детьми и взрослыми, (опора на художественную литературу 20-21 веков, рекомендуемые авторы: Ф. Искандер, Ю. Яковлев, Т. Толстая, Е. Габова, З. Улицкая).

Примерный список произведений для внеклассного чтения:

1.Литература 20 века:

1.Ф. Искандер «Авторитет», «Школьный вальс, или Энергия стыда»

2.Ю.Яковлев «Мальчик с коньками»

2.Литература 21 века:

1.З.Л. Улицкая «Сонечка»

2. Т. Толстая «Милая Шура»

3.Е.Габова «И отец мой, и мама моя»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!