СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по Ф.М.Достоевскому ( 10 класс, презентация)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков по Ф.М.Достоевскому ( 10 класс, презентация)

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по Ф.М.Достоевскому ( 10 класс, презентация)»

 СИСТЕМА УРОКОВ  по роману Ф.М.Достоевского  « Преступление и наказание» МАОУ гимназия№4 , г.Хабаровск -2020  Составитель:  учитель русского языка и литературы , Буяло Ю.Ю.

СИСТЕМА УРОКОВ по роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»

МАОУ гимназия№4 , г.Хабаровск -2020

Составитель: учитель русского языка и литературы , Буяло Ю.Ю.

    Ф.М. Достоевский  Жизненный и творческий путь Все романы Ф.М.Достоевского были пророчеством… На Достоевском можно изучать природу русского мышления  Н.Бердяев

Ф.М. Достоевский Жизненный и творческий путь

Все романы Ф.М.Достоевского были пророчеством… На Достоевском можно изучать природу русского мышления

Н.Бердяев

30 октября по старому стилю, 11 ноября по новому 1821 года родился один из величайших русских писателей Федор Михайлович Достоевский  Воспитание - православные традиции  Начальное образование- частный пансион 1837 – смерть матери 1839- убийство отца крестьянами 1837-1843-военно- инженерное училище 1843-1844-служба в инженерном корпусе 1845- знакомство с Белинским 1847-кружок Петрашевского 1849- арест на 8 месяцев- приговор смертная казнь 1850- Омский острог 1854-Семипалатинск- рядовой 1857- женитьба на М.Д.Исаевой 1860- « Время» , « Эпоха» 1864-смерть жены Троице- Сергиева лавра

30 октября по старому стилю, 11 ноября по новому 1821 года родился один из величайших русских писателей Федор Михайлович Достоевский

Воспитание - православные традиции

Начальное образование- частный пансион

1837 – смерть матери

1839- убийство отца крестьянами

1837-1843-военно- инженерное училище

1843-1844-служба в инженерном корпусе

1845- знакомство с Белинским

1847-кружок Петрашевского

1849- арест на 8 месяцев- приговор смертная казнь

1850- Омский острог

1854-Семипалатинск- рядовой

1857- женитьба на М.Д.Исаевой

1860- « Время» , « Эпоха»

1864-смерть жены

Троице- Сергиева лавра

1867 год – женитьба на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Жизнь за границей в течение 4 лет  1867-венчание с А.Г. Сниткина 1867- смерть дочери Софии ( 3 мес) 1869-рождение дочери Любы 1871-рождение сына Федора 1873-1874  – редактор еженедельника

1867 год – женитьба на стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной. Жизнь за границей в течение 4 лет

1867-венчание с А.Г. Сниткина

1867- смерть дочери Софии ( 3 мес)

1869-рождение дочери Любы

1871-рождение сына Федора

1873-1874  – редактор еженедельника"Гражданин «

1875-рождение сына Алексея( смерть 1877 от эпилепсии )

1877– корреспондент Академии наук отделения русского языка и словесности.

1866- « Преступление и наказание»

1868- «Идиот»

1873- «Бесы»

1875- «Подросток»

1880- «Братья Карамазовы»

Федор и Любовь Достоевские — дети писателя Дом, в котором жил и скончался Ф.М. Достоевский (Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, 5/2)

Федор и Любовь Достоевские — дети писателя

Дом, в котором жил и скончался Ф.М. Достоевский (Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, 5/2)

Петропавловская крепость Семеновский плац

Петропавловская крепость

Семеновский плац

Похороны Достоевского. Художник В. Порфирьев. 1881

Похороны Достоевского. Художник В. Порфирьев. 1881

«Бедные люди» (1845) – тема бедных людей «Двойник» (1846) – тема распада личности  «Белые ночи» (1848) – тема мечтателя «Униженные и оскорбленные»  (1861) – тема бунта  «Преступление и наказание»  синтез всех прежних тем
  • «Бедные люди» (1845) –

тема бедных людей

  • «Двойник» (1846) –

тема распада личности

  • «Белые ночи» (1848) –

тема мечтателя

  • «Униженные и оскорбленные» (1861) – тема бунта

«Преступление и наказание»

синтез всех прежних тем

 Философский путь писателя   МОДЕЛЬ МИРА ( СМЕРТЬ- ЖИЗНЬ)  Эпилепсия- болезнь-ощущения себя-мир в целостности- вера в Бога- интерес к утопическому учению-непорядочно говорить о вере- человек страдает-попытка соединить христианство и социализм- сердце- разум-искусство преображает жизнь-реальность- образ Петербурга- униженные и оскорбленные- бунт-психологизм-полифонизм- двойничество-исповедальность- вера – неверие- истина

Философский путь писателя

МОДЕЛЬ МИРА ( СМЕРТЬ- ЖИЗНЬ)

Эпилепсия- болезнь-ощущения себя-мир в целостности- вера в Бога- интерес к утопическому учению-непорядочно говорить о вере- человек страдает-попытка соединить христианство и социализм- сердце- разум-искусство преображает жизнь-реальность- образ Петербурга- униженные и оскорбленные- бунт-психологизм-полифонизм- двойничество-исповедальность- вера – неверие- истина

«Братья Карамазовы»-поиск духовного  развития автора  ГЛ. « Бунт»т.1кн. 5 гл.3-5  2 взгляда на мир:  Бог создал человека или Человек Бога? ? О страдании детей- генерал спустил собак на ребенка. Где возмездие?  Любовь к ближнему-простить? Земля- ад  Как жить?  « Не стоит слезинка ребенка»

«Братья Карамазовы»-поиск духовного развития автора

ГЛ. « Бунт»т.1кн. 5 гл.3-5

2 взгляда на мир:

Бог создал человека или Человек Бога?

? О страдании детей- генерал спустил собак на ребенка. Где возмездие?

Любовь к ближнему-простить?

Земля- ад

Как жить?

« Не стоит слезинка ребенка»

Вопрос о страдании  Алексей Иван  Смирение Принятие мира Самопожертвование Отрицание миропорядка Бунт и протест Эгоизм

Вопрос о страдании

Алексей

Иван

  • Смирение
  • Принятие мира
  • Самопожертвование
  • Отрицание миропорядка
  • Бунт и протест
  • Эгоизм
Гл. « Великий инквизитор» Инквизитор (лат.Inquisitor - исследователь, сыщик) - термин этот для означения должностного лица впервые был употреблен Феодосием I Великим, предписавшим префектам в 382 г. назначить И., т. е. сыщиков, которые разыскивали бы скрывавшихся манихеев и обвиняли бы их перед судом. Впоследствии И. стали называться судьи инквизиции (см.). Государственными И. (Inquisitoridistato) назывались в Республике Венеции члены Совета десяти (отсюда другое их название - dieci), который с 1310 г. имел значение высшего в республике судилища

Гл. « Великий инквизитор»

  • Инквизитор (лат.Inquisitor - исследователь, сыщик) - термин этот для означения должностного лица впервые был употреблен Феодосием I Великим, предписавшим префектам в 382 г. назначить И., т. е. сыщиков, которые разыскивали бы скрывавшихся манихеев и обвиняли бы их перед судом. Впоследствии И. стали называться судьи инквизиции (см.). Государственными И. (Inquisitoridistato) назывались в Республике Венеции члены Совета десяти (отсюда другое их название - dieci), который с 1310 г. имел значение высшего в республике судилища
Работа над анализом текста  С какой целью пришел Христос на Землю? Почему толпа отступает и допускает его ареста?  Против чего Инквизитор?  Назовите 3 искушения -3 способа отрицания свободы  Какова авторская позиция ?

Работа над анализом текста

  • С какой целью пришел Христос на Землю?
  • Почему толпа отступает и допускает его ареста?
  • Против чего Инквизитор?
  • Назовите 3 искушения -3 способа отрицания свободы
  • Какова авторская позиция ?
 Отрицание свободы УТОЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ « Ни хлебом единым жив человек»  Вера – чудо- гордость и гордыня УСПОКОЕНИЕ СОВЕСТИ Свобода и совесть Авторитет-сила

Отрицание свободы

  • УТОЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ

« Ни хлебом единым жив человек»

Вера – чудо-

гордость и гордыня

  • УСПОКОЕНИЕ СОВЕСТИ
  • Свобода и совесть
  • Авторитет-сила
 Овладеет свободой тот , кто успокоит совесть  Каждый перед всеми и за все виноват Закон власти , а не законы Христа

Овладеет свободой тот , кто успокоит совесть

  • Каждый перед всеми и за все виноват
  • Закон власти , а не законы Христа
 Кто автор стихотворения и как оно связано с темой урока? Единица, кому она нужна?  Голос единицы тоньше писка.  Кто его услышит?  Разве — жена,  да и то, если не на базаре,  а близко.  Но, если в партию  сгрудились малые,  сдайся враг, замри и ляг:  партия — рука миллионопалая,  сжатая в один  все громящий кулак!

Кто автор стихотворения и как оно связано с темой урока?

Единица, кому она нужна? Голос единицы тоньше писка. Кто его услышит? Разве — жена, да и то, если не на базаре, а близко. Но, если в партию сгрудились малые, сдайся враг, замри и ляг: партия — рука миллионопалая, сжатая в один все громящий кулак!

Домашнее задание  Смысловое чтение 1-2 гл.  Время.  Место. Детали. Повторы.  Символы. Составить маршрут героя по 1-2 гл. романа  Мини- рассуждение « Философские взгляды Достоевского на мироустройство»

Домашнее задание

Смысловое чтение 1-2 гл.

Время. Место. Детали. Повторы. Символы.

  • Составить маршрут героя по 1-2 гл. романа
  • Мини- рассуждение
  • « Философские взгляды Достоевского на мироустройство»
Роман « Преступление и наказание ». Авторский замысел Образ Петербурга в романе

Роман « Преступление и наказание ». Авторский замысел Образ Петербурга в романе

Жанр романа « Преступление и наказание» СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАГЕДИЯ  Поиск не человека- поиск идеи- 3 мира: Прошлое Настоящее Будущее

Жанр романа « Преступление и наказание»

  • СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
  • ДЕТЕКТИВНЫЙ
  • ФИЛОСОФСКИЙ
  • ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ
  • ТРАГЕДИЯ

Поиск не человека- поиск идеи- 3 мира:

Прошлое

Настоящее

Будущее

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти… Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу  9 октября 1859 г.)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти…

Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу 9 октября 1859 г.)

Идея в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову «Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру … и потом всю жизнь быть честным… Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... Законы правды и человеческая природа взяли свое … Преступник сам решает принять муки , чтобы искупить свое дело»

Идея в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову

«Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру … и потом всю жизнь быть честным… Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... Законы правды и человеческая природа взяли свое … Преступник сам решает принять муки , чтобы искупить свое дело»

Беседа Куда и зачем идет герой?  Какими словами называет он старуху?  Описание комнаты старухи. Роль заходящего солнца  Зачем Раскольников после посещения старухи идет в кабак? Случайна ли встреча его с Мармеладовым? История жизни Мармеладова  Выделите основные темы и проблемы романа по 1-2 главам «Преступление и наказание»

Беседа

Куда и зачем идет герой?

Какими словами называет он старуху?

Описание комнаты старухи. Роль заходящего солнца

Зачем Раскольников после посещения старухи идет в кабак?

Случайна ли встреча его с Мармеладовым?

История жизни Мармеладова

Выделите основные темы и проблемы романа по 1-2 главам «Преступление и наказание»

Жизнь- бунт 730 шагов  «безобразная мечта» «безобразный город» «безобразная старуха»  ИСПОВЕДЬ - ОДНО ИЗ ХРИСТИАНСКИХ ТАИНСТВ (Очищает от зла и дает возможность искупить свои грехи)

Жизнь- бунт

730 шагов

«безобразная мечта»

«безобразный город»

«безобразная старуха»

ИСПОВЕДЬ - ОДНО ИЗ ХРИСТИАНСКИХ ТАИНСТВ

(Очищает от зла и дает возможность искупить свои грехи)

ЦЕЛИ ИСПОВЕДИ У ДОСТОЕВСКОГО САМОПОЗНАНИЕ САМООПРАВДАНИЕ ЖЕЛАНИЕ СОСТРАДАНИЯ ПОКАЯНИЯ( « ЧИСТАЯ ИСПОВЕДЬ») ПОИСК ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ

ЦЕЛИ ИСПОВЕДИ У ДОСТОЕВСКОГО

  • САМОПОЗНАНИЕ
  • САМООПРАВДАНИЕ
  • ЖЕЛАНИЕ СОСТРАДАНИЯ
  • ПОКАЯНИЯ( « ЧИСТАЯ ИСПОВЕДЬ»)
  • ПОИСК ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ
 ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ РОМАНА

ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ РОМАНА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Комната Раскольникова Встреча с пьяной девушкой( г. 4)  Первый сон Раскольников( гл.5) Разговор студента и офицера( гл. 6)  Сцена убийства( гл.7)  Психологическое состояние Раскольникова после убийства. Мучает ли совесть?(ч.2.гл. 1- в конторе Ч.2.гл.2- прячет вещи Ч.2 гл.6- разговор с Заметовым и посещение квартиры Ч.2.гл. 7- вторая встреча с Мармеладовым Ч.2.гл. 7-встреча с родными

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Комната Раскольникова

Встреча с пьяной девушкой( г. 4)

Первый сон Раскольников( гл.5)

Разговор студента и офицера( гл. 6)

Сцена убийства( гл.7)

Психологическое состояние Раскольникова после убийства. Мучает ли совесть?(ч.2.гл. 1- в конторе

Ч.2.гл.2- прячет вещи

Ч.2 гл.6- разговор с Заметовым и посещение квартиры

Ч.2.гл. 7- вторая встреча с Мармеладовым

Ч.2.гл. 7-встреча с родными

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Что значит униженный и оскорбленный человек?  Как могут вести себя такие люди?  Кто герои униженные и оскорбленные в романе? Почему? Вспомним историю жизни Раскольникова и выделим причины подтолкнувшие его на преступления.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе

Что значит униженный и оскорбленный человек?

Как могут вести себя такие люди?

Кто герои униженные и оскорбленные в романе?

Почему?

Вспомним историю жизни Раскольникова и выделим причины подтолкнувшие его на преступления.

Комната Раскольникова  НЕТ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА- ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ «НА ПОРОГЕ»

Комната Раскольникова

НЕТ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА- ЧЕЛОВЕК ЖИВЕТ «НА ПОРОГЕ»

СОН РАСКОЛЬНИКОВА 300 ШАГОВ

СОН РАСКОЛЬНИКОВА

300 ШАГОВ

 ПЕТЕРБУРГ- ГЕРОЙ РОМАНА Я непременно приду сюда завтра …на это же место,  именно в этот час , и буду счастлив , припоминая вчерашнее. Уж это место мне мило .У меня уже есть такие два-три места в Петербурге. Я даже один раз заплакал от воспоминанья …  Ф.М.Достоевский

ПЕТЕРБУРГ- ГЕРОЙ РОМАНА

Я непременно приду сюда завтра …на это же место, именно в этот час , и буду счастлив , припоминая вчерашнее. Уж это место мне мило .У меня уже есть такие два-три места в Петербурге. Я даже один раз заплакал от воспоминанья …

Ф.М.Достоевский

Наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния

Развитие идеи

Состояние Раскольникова

Первая встреча с Аленой Ивановной

Отвращение

Разговор в трактире студента и офицера

Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук

«Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее

Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»

Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре

Ужас. «Да разве то будет?»

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе

Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи

Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

Час пробил

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  ОБРАЗ Разумихина  Встреча с Мещанином ( ч.3 гл.6)  Теория Раскольникова Встреча с Порфирием Петровичем(ч.3.гл. 6)  Сцена на Николаевском мосту( ч.2.гл.2)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ОБРАЗ Разумихина

Встреча с Мещанином ( ч.3 гл.6)

Теория Раскольникова

Встреча с Порфирием Петровичем(ч.3.гл. 6)

Сцена на Николаевском мосту( ч.2.гл.2)

Образ Раскольникова и тема  «гордого человека» в романе . Путь Раскольникова к преступлению а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе .

Путь Раскольникова к преступлению

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

ОБРАЗ РАЗУМИХИНА Разумихин – человек, обладающий разумом, образованный, умный.  Учебу в университете он бросил по причине нехватки средств, но надеется, что найдет возможность завершить начатое образование. Самоконтроль – одна из черт «Пить он мог до бесконечности». Самые важные качества – ум и честность Дмитрия. Он образован, трудолюбив, крепок. Дмитрий признается, что может соврать, но только из благородных побуждений. Дмитрий умеет любить. Именно поэтому автор доверяет ему сестру Родиона , пережившую унижения и тяготы бедной жизни .

ОБРАЗ РАЗУМИХИНА

Разумихин – человек, обладающий разумом, образованный, умный.  Учебу в университете он бросил по причине нехватки средств, но надеется, что найдет возможность завершить начатое образование.

Самоконтроль – одна из черт «Пить он мог до бесконечности». Самые важные качества – ум и честность Дмитрия. Он образован, трудолюбив, крепок. Дмитрий признается, что может соврать, но только из благородных побуждений. Дмитрий умеет любить. Именно поэтому автор доверяет ему сестру Родиона , пережившую унижения и тяготы бедной жизни .

 Сравнение Раскольникова и Разумихина ГОРДЫНЯ- почва души Раскольникова ГОРДОСТЬ- почва души Разумихина Теория

Сравнение Раскольникова и Разумихина

ГОРДЫНЯ- почва души Раскольникова

ГОРДОСТЬ- почва души Разумихина

Теория "Малых дел" Разумихина предполагает искоренение социального неравенства.

Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина «почвеннические».

Он критически относится к дореформенным порядкам. Он помогает всем, кому может: Дуне, Пульхерии Ивановне, Раскольникову... Большое дело он предлагает делать потихоньку: "Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем"

(Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Часть четвертая, глава 3)

 Встреча с Порфирием Петровичем  Зачем Раскольников идет к следователю?  Его поведение( смех- « это надо еще сообразить»-финансовая часть дела- « подмигнуть»- знает- игра- « в злобе и проговорюсь») руководит эмоциями- агрессия- не уйду , не узнав.  СТАТЬЯ Раскольникова ( тезисы)

Встреча с Порфирием Петровичем

Зачем Раскольников идет к следователю?

Его поведение( смех-

« это надо еще сообразить»-финансовая часть дела- « подмигнуть»- знает- игра- « в злобе и проговорюсь») руководит эмоциями- агрессия- не уйду , не узнав.

СТАТЬЯ Раскольникова ( тезисы)

 ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА НЬЮТОН- Закон всемирного тяготения КЕПЛЕР- Закон движения планет САЛОН- Политический деятель Афин Необыкновенные люди двигают прогресс и на все имеют право. НЕ СТРАДАЮТ НАПОЛЕОН-Французский революционер ЛИКУРГ-Законадатель Спарты

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

НЬЮТОН- Закон всемирного тяготения

КЕПЛЕР- Закон движения планет

САЛОН- Политический деятель Афин

Необыкновенные люди двигают прогресс и на все имеют право.

НЕ СТРАДАЮТ

НАПОЛЕОН-Французский революционер

ЛИКУРГ-Законадатель Спарты

ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО НЕ СОВМЕСТИМЫ ЧУВСТВО МЕРЫ СТРАДАЮТ ВСЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ МОМЕНТ ОШИБКА Закон открытие разум опровержение  разум  Закон?  Тайна?  МОЖНО ЛИ ЖИТЬ БУНТОМ?

ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО НЕ СОВМЕСТИМЫ

ЧУВСТВО МЕРЫ

СТРАДАЮТ ВСЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЕ МОМЕНТ ОШИБКА

Закон открытие разум опровержение

разум

Закон?

Тайна?

МОЖНО ЛИ ЖИТЬ БУНТОМ?

 ИСТОРИЯ ЛАЗАРЯ  « И в Бога веруете?»- спрашивает Порфирий Петрович  Сердце и разум несовместимы Без человека не спасается человек. Вера человека нужна, чтобы Бог начал действовать. 

ИСТОРИЯ ЛАЗАРЯ

« И в Бога веруете?»- спрашивает Порфирий Петрович

Сердце и разум несовместимы

Без человека не спасается человек. Вера человека нужна, чтобы Бог начал действовать. 

ИСТОКИ БУНТА  НИГИЛИЗМ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЯ « Я» РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ РАСЧЕТ  ОТРИЦАНИЕ СТРАДАНИЯ  ЛОЖНОЕ И ИСТИННОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ИСТОКИ БУНТА

НИГИЛИЗМ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЯ « Я»

РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ РАСЧЕТ

ОТРИЦАНИЕ СТРАДАНИЯ

ЛОЖНОЕ И ИСТИННОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

 Роль встречи с мещанином Страх- 100 шагов- лихорадка- размышления  « Я не человека убил , я принцип убил…»   « Я эстетическая вощь..» 2 сон Раскольникова - повторение убийства. Докажите.  В чем раскол героя?  Тяга к людям « я»

Роль встречи с мещанином

Страх- 100 шагов- лихорадка- размышления

« Я не человека убил , я принцип убил…»

« Я эстетическая вощь..»

2 сон Раскольникова - повторение убийства.

Докажите.

В чем раскол героя?

Тяга к людям « я»

СЦЕНА НА НИКОЛАЕВСКОМ МОСТУ УДАР КНУТОМ НЕ ВЕЛИКИЙ СТРАДАЕТ  ПО СРЕДИНЕ ДОРОГИ ВЕРА В ВЕЛИЧИЕ  МИЛОСТЫНЯ МИР НЕ ИЗМЕНИЛСЯ ПЕТЕРБУРГ ВЕЛИКАЯ ХОЛОДНАЯ КРАСОТА НЕБО АРШИН ПРОСТРАНСТВА ВОДА КРАХ ТЕОРИИ?

СЦЕНА НА НИКОЛАЕВСКОМ МОСТУ

УДАР КНУТОМ НЕ ВЕЛИКИЙ СТРАДАЕТ

ПО СРЕДИНЕ ДОРОГИ ВЕРА В ВЕЛИЧИЕ

МИЛОСТЫНЯ МИР НЕ ИЗМЕНИЛСЯ

ПЕТЕРБУРГ ВЕЛИКАЯ ХОЛОДНАЯ КРАСОТА

НЕБО АРШИН ПРОСТРАНСТВА

ВОДА

КРАХ ТЕОРИИ?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Образ Лужина Образ Свидригайлова  Образ Лебязятникова 1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон». 2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова? 3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности. 4) В чем причина самоубийства Свидригайлова? 5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? 6) В чем опасность людей типа Лебязятникова?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Образ Лужина

Образ Свидригайлова

Образ Лебязятникова

1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

6) В чем опасность людей типа Лебязятникова?

«Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова  Идея двойничества как проявляется в романе?  - название произведения  -фамилия героя  -повтор событий  -герои- двойники

«Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова

Идея двойничества как проявляется в романе?

- название произведения

-фамилия героя

-повтор событий

-герои- двойники

Двойник- человек , имеющий сходство с другим человеком( внутренне или внешне)  Петр Петрович ЛУЖИН- теоретический двойник  Все продается и покупается.  Любовь- купить Дуню- ВЗАМЕН «благодарность» и рабство. Цель- материальное состояние  Человек- кафтан  Но лучшие и худшие  Зачем делить на пополам? Аркадий Иванович Свидригайлов- идейный двойник « Все дозволено»  Андрей Семенович Лебязятников - основы просвятителей демократов  Коммуна- идейная община-переустройство- самоутверждение-авторитет прогресса

Двойник- человек , имеющий сходство с другим человеком( внутренне или внешне)

Петр Петрович ЛУЖИН- теоретический двойник

Все продается и покупается.

Любовь- купить Дуню- ВЗАМЕН «благодарность» и рабство. Цель- материальное состояние

Человек- кафтан

Но лучшие и худшие

Зачем делить на пополам?

Аркадий Иванович Свидригайлов- идейный двойник

« Все дозволено»

Андрей Семенович Лебязятников - основы просвятителей демократов

Коммуна- идейная община-переустройство- самоутверждение-авторитет прогресса

 Работа с текстом Ч.2 гл. 5 Ч.4гл.1 История жизни Свидригайлова  Отношение Раскольникова к теории Лужина  Ч.5.ГЛ.7  Разговор Лужина и Лебязятникова  Характеристики героев Зачем пришел к Раскольникову? Ч.6 гл.3-5 Исповедь героя Почему Свидригайлов застрелился?

Работа с текстом

Ч.2 гл. 5

Ч.4гл.1 История жизни Свидригайлова

Отношение Раскольникова к теории Лужина

Ч.5.ГЛ.7

Разговор Лужина и Лебязятникова

Характеристики героев

Зачем пришел к Раскольникову?

Ч.6 гл.3-5 Исповедь героя

Почему Свидригайлов застрелился?

 Письменный ответ- рассуждение

Письменный ответ- рассуждение

" Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (Свидригайлов о теории Раскольникова и своей теории, часть 6 глава V) 

  "А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать..." (Раскольников о теории Лужина о "целом кафтане", часть 2 глава V) 

Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом  пристают непременно к самой модной ходячей идее , чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат." (о Лебезятникове, часть 5 глава I)  

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ч.4 ГЛ.4 Ч.5 ГЛ.4 Ч.6ГЛ.8  Образ Сони Мармеладовой (составить карту жизни героя)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Ч.4 ГЛ.4
  • Ч.5 ГЛ.4
  • Ч.6ГЛ.8

Образ Сони Мармеладовой

(составить карту жизни героя)

Сонечка как нравственный идеал автора  Антипод- перевертыш двойника или двойник? Сравните «Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной...

Сонечка как нравственный идеал автора

Антипод- перевертыш двойника или двойник? Сравните

«Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной..." (Раскольников — Соне, часть 4 глава IV)

"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я..."

(Раскольников о себе, часть 5 глава IV)

 Раскольников и Мармеладова Соня Раскольников Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя У нее есть смысл жизни: любовь, вера У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Раскольников и Мармеладова

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя

У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?   Соня Раскольников Преступили нравственные законы общества ради других: конкретных людей,  «убив себя» абстрактного человечества,  «убив других» Соня — нравственный ориентир автора

Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

Соня

Раскольников

Преступили нравственные законы общества ради других:

конкретных людей, «убив себя»

абстрактного человечества, «убив других»

Соня — нравственный ориентир автора

Беседа История жизни Сони (защита ментальных карт жизни героя)  Комната Сони  Что видит Раскольников , зайдя в комнату , роль образа  Почему он задает вопросы , которые неприятны Соне?  Выход какой предлагает герой Соне?  А какой путь к освобождению выбирает она?  Психологическое состояние Сони при чтении  Готов ли Раскольников отречься от своей идеи?

Беседа

История жизни Сони

(защита ментальных карт жизни героя)

Комната Сони

Что видит Раскольников , зайдя в комнату , роль образа

Почему он задает вопросы , которые неприятны Соне?

Выход какой предлагает герой Соне?

А какой путь к освобождению выбирает она?

Психологическое состояние Сони при чтении

Готов ли Раскольников отречься от своей идеи?

« По одной дороге пойдем…»  Раскольников готов рассказать о преступлении. Но прощения просить…

« По одной дороге пойдем…»

Раскольников готов рассказать о преступлении.

Но прощения просить…

 Раскольников и Соня Заочное

Раскольников и Соня

Заочное "знакомство" Раскольникова и Сони

(часть 1 глава II)

Личное знакомство Раскольникова и Сони

  (часть 2 глава VII)

Соня приходит поблагодарить Раскольникова

(часть 3 глава IV)

Соня и Раскольников на поминках Мармеладова

(часть 5 глава III)

Раскольников признается Соне в преступлении

(часть 5 глава IV)

Раскольников у Сони и явка с повинной

(часть 6 глава VIII)

Раскольников и Соня на каторге ("Эпилог")

 Беседа  Зачем Раскольников приходит во 2 раз к Соне домой?  Психологическое состояние героя  Почему Соня падает на колени перед Раскольниковым?  Какой выход она ему предлагает?  Какие события произошли между 2 и 3 встречей героев?  Какую цель преследовал Раскольников , посещая 3 раз квартиру Сони?  Определите цель исповеди героя.

Беседа

Зачем Раскольников приходит во 2 раз к Соне домой?

Психологическое состояние героя

Почему Соня падает на колени перед Раскольниковым?

Какой выход она ему предлагает?

Какие события произошли между 2 и 3 встречей героев?

Какую цель преследовал Раскольников , посещая 3 раз

квартиру Сони?

Определите цель исповеди героя.

 Две правды : Сони и Раскольникова

Две правды : Сони и Раскольникова

"И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!«

(Раскольников о Соне, часть 1 глава II)

"Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" (Раскольников, часть 1 глава IV)

"Потому страданье, Родион Романыч, великая вещь... в страдании есть идея." (Порфирий о страдании, часть 6 глава II)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Роль образа Порфирия Петровича (ч.3.гл.5 ч.6.гл.2) Анализ эпилога романа  Роль снов в романе

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Роль образа Порфирия Петровича (ч.3.гл.5 ч.6.гл.2)

Анализ эпилога романа

Роль снов в романе

Роман «Преступление и наказание»: за и против

Роман «Преступление и наказание»: за и против

" Эй, жизнью не брезгайте!  — продолжал Порфирий, — много ее впереди еще будет."

(Порфирий Раскольникову о ценности жизни, часть 6 глава II)

 Работа с текстом Часть IV, главы 5–6. Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь

Работа с текстом

Часть IV, главы 5–6. Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь

Работа с текстом Часть VI, глава 2. Третья встреча. (Пересказ или чтение по ролям.) Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» – следователь отвечает:  «Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной ».

Работа с текстом

Часть VI, глава 2. Третья встреча. (Пересказ или чтение по ролям.) Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» – следователь отвечает:

«Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч!»

Он предлагает Раскольникову «явку с повинной ».

Беседа Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня? Почему каторжане ненавидят Раскольникова?  Сон Раскольникова на каторге и его смысл  Возможно ли покаяние героя? Докажите.

Беседа

  • Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?
  • Почему каторжане ненавидят Раскольникова?
  • Сон Раскольникова на каторге и его смысл
  • Возможно ли покаяние героя? Докажите.
 Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману «Преступление и наказание Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно  А. С. Пушкин

Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману «Преступление и наказание

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно

А. С. Пушкин

    Защита работ Составьте «досье» на одного из героев романа  (работа в группах или парах) Составьте синквейн к образу одного из героев романа. Синквейн  –это стихотворная форма из пяти строк. 1 строка: слово – существительное (тема синквейна). 2 строка: два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна. 3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка: фраза, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме. 5 строка: слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме

    Защита работ

    Составьте «досье» на одного из героев романа

    (работа в группах или парах)

    Составьте синквейн к образу одного из героев романа.

    • Синквейн  –это стихотворная форма из пяти строк.

    1 строка: слово – существительное (тема синквейна).

    2 строка: два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

    3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

    4 строка: фраза, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме.

    • 5 строка: слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме
    Прокомментируйте кластер

    Прокомментируйте кластер

    . Восстановите хронику преступления

    . Восстановите хронику преступления

     Символика цвета в романе

    Символика цвета в романе

     Символика числа 3 в романе

    Символика числа 3 в романе

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Напишите сочинение на одну из тем: «Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни» (Демокрит) «Тот, кто сеет зло, - пожинает раскаяние» (Саади) «Определенная идеология может иметь разрушительную силу» (Элиаде) «Кто раскаивается в своем прегрешении, тот уже почти невиновен» (Сенека) Считаете ли вы смирение добродетелью?

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    • Напишите сочинение на одну из тем:
    • «Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни» (Демокрит)
    • «Тот, кто сеет зло, - пожинает раскаяние» (Саади)
    • «Определенная идеология может иметь разрушительную силу» (Элиаде)
    • «Кто раскаивается в своем прегрешении, тот уже почти невиновен» (Сенека)
    • Считаете ли вы смирение добродетелью?


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!