СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по произведению "Медный всадник" (А.С. Пушкин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация включает в себя анализ проблематики произведения, выявление изобразительно-выразительных средств, их роли в произведении, анализ конфликта. В презентацию включены вопросы к учащимся.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по произведению "Медный всадник" (А.С. Пушкин)»

Изучение поэмы  «Медный всадник»  А.С. Пушкина  (урок 1-2) 2019 год

Изучение поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина (урок 1-2)

2019 год

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве А.С. Пушкина. Мы говорим о 1830-х годах.  В русле какого течения в это время работает поэт?

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве А.С. Пушкина. Мы говорим о 1830-х годах.

В русле какого течения в это время работает поэт?

Почему поэма называется «Медный всадник»? Кто подразумевается под этой метафорой? Кто герои поэмы?

Почему поэма называется «Медный всадник»? Кто подразумевается под этой метафорой?

Кто герои поэмы?

«Медный всадник» - это памятник Петру I в Санкт-Петербурге на Сенатской площади, созданный скульптором Этьеном Фальконе (1768-1770) по заказу императрицы Екатерины II. Героями поэмы являются Евгений - простой человек и оживший памятник Петра.

«Медный всадник» - это памятник Петру I в Санкт-Петербурге на Сенатской площади, созданный скульптором Этьеном Фальконе (1768-1770) по заказу императрицы Екатерины II.

Героями поэмы являются Евгений - простой человек и оживший памятник Петра.

Поэма была написана в 1833 году. Окунёмся в историческое прошлое, чтобы понять, о чём думал великий поэт в это время, что сподвигло его написать рассматриваемую нами поэму.

Поэма была написана в 1833 году.

Окунёмся в историческое прошлое, чтобы понять, о чём думал великий поэт в это время, что сподвигло его написать рассматриваемую нами поэму.

В 1830 году Пушкин покидает Болдино и переезжает в Петербург вместе со своей женой, Натальей Гончаровой. Он с чуткостью следит за событиями, происходящими не только внутри страны, но и в мире. В это время поэт работает в русле исторической тематики: пишет роман «Дубровский», «Капитанскую дочку», собирает материал для «Истории Пугачева». Пушкина очень интересовала личность Петра (как, впрочем, и многих других авторов), великого преобразователя России, так как именно этот император совершил переворот в различных сферах жизни России («прорубил» окно в Европу, завоевал выход к морю, организовал морской флот, построил Санкт-Петербург – культурную столицу России и т.д.). СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД: Какова тематика произведений А.С. Пушкин в 30-х годах? Кто герои данных произведений? В чем состоит значение реформ Петра Первого? ЗАПИШИТЕ ВЫВОД В ТЕТРАДЬ.

В 1830 году Пушкин покидает Болдино и переезжает в Петербург вместе со своей женой, Натальей Гончаровой. Он с чуткостью следит за событиями, происходящими не только внутри страны, но и в мире. В это время поэт работает в русле исторической тематики: пишет роман «Дубровский», «Капитанскую дочку», собирает материал для «Истории Пугачева».

Пушкина очень интересовала личность Петра (как, впрочем, и многих других авторов), великого преобразователя России, так как именно этот император совершил переворот в различных сферах жизни России («прорубил» окно в Европу, завоевал выход к морю, организовал морской флот, построил Санкт-Петербург – культурную столицу России и т.д.).

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД: Какова тематика произведений А.С. Пушкин в 30-х годах? Кто герои данных произведений? В чем состоит значение реформ Петра Первого?

ЗАПИШИТЕ ВЫВОД В ТЕТРАДЬ.

Приступаем к анализу текста. Сейчас мы прослушаем вступление в исполнении профессионального чтеца, ритора. Ваша задача – определить, в каких традициях написано это вступление (назвать течение и доказать). ПРОСЛУШИВАНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ

Приступаем к анализу текста. Сейчас мы прослушаем вступление в исполнении профессионального чтеца, ритора. Ваша задача – определить, в каких традициях написано это вступление (назвать течение и доказать).

ПРОСЛУШИВАНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ

Традиции классицизма в произведении 1. Тематика : прославление императора и его великих дел; 2. Произведение основано на реалистических событиях (о чём нам говорит предисловие); 3. «Возвышенная», патетическая (приводящий в волнение, восторг, сильно воздействующий на чувства, исполненный пафоса) лексика при описании отстроенного Петербурга; архитектурная тематика.

Традиции классицизма в произведении

1. Тематика : прославление императора и его великих дел;

2. Произведение основано на реалистических событиях (о чём нам говорит предисловие);

3. «Возвышенная», патетическая (приводящий в волнение, восторг, сильно воздействующий на чувства, исполненный пафоса) лексика при описании отстроенного Петербурга; архитектурная тематика.

Обратите внимание на то, что эта поэма – реалистическое произведение . ВОПРОС: С какой целью автор создаёт введение в классицистической традиции?

Обратите внимание на то, что эта поэма – реалистическое произведение .

ВОПРОС:

С какой целью автор создаёт введение в классицистической традиции?

Произведение построено на антитезе : великие дела императора противопоставляются судьбе рядового человека. Вначале Пушкин пишет гимн Петербургу, но за этим великолепным городом кроется множество кровавых историй, разбитых судеб. Докажите последнее утверждение цитатой из текста произведения.

Произведение построено на антитезе : великие дела императора противопоставляются судьбе рядового человека.

Вначале Пушкин пишет гимн Петербургу, но за этим великолепным городом кроется множество кровавых историй, разбитых судеб.

Докажите последнее утверждение цитатой из текста произведения.

КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Вступление (восхваление Петра и его творения) – пролог ; 2. Знакомство с героем (часть I до слов «Нева всю ночь…») – экспозиция ; 3. Наводнение (до части II) – завязка ; 4. Евгений узнаёт о гибели любимой (II часть до слов «Несчастье невских берегов…») – развитие действия (перипетии) ; 5. Бунт Евгения (до слов «И с той поры, когда случалось…») – кульминация ; 6. Евгений удаляется на остров, где умирает (II часть до конца) – развязка .

КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Вступление (восхваление Петра и его творения) – пролог ;

2. Знакомство с героем (часть I до слов «Нева всю ночь…») – экспозиция ;

3. Наводнение (до части II) – завязка ;

4. Евгений узнаёт о гибели любимой (II часть до слов «Несчастье невских берегов…») – развитие действия (перипетии) ;

5. Бунт Евгения (до слов «И с той поры, когда случалось…») – кульминация ;

6. Евгений удаляется на остров, где умирает (II часть до конца) – развязка .

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПОЭМЕ ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЕСТЬ В ДАННЫХ ОТРЫВКАХ: 1. «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море ». 2. «И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова».

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПОЭМЕ

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЕСТЬ В ДАННЫХ ОТРЫВКАХ:

1. «Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море ».

2. «И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова».

3. «На берегу пустынных волн…» «Приют убогого чухонца…» (показывается «ненаселённость» тех мест) «Назло надменному соседу…» (о шведах) Да «умирится же с тобой И побеждённая стихия…» (о Неве) ЧТО МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ О ЛЕКСИКЕ ПОЭМЫ? СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД И ЗАПИШИТЕ ЕГО В ТЕТРАДЬ.

3. «На берегу пустынных волн…»

«Приют убогого чухонца…» (показывается «ненаселённость» тех мест)

«Назло надменному соседу…» (о шведах)

Да «умирится же с тобой

И побеждённая стихия…» (о Неве)

ЧТО МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ О ЛЕКСИКЕ ПОЭМЫ?

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД И ЗАПИШИТЕ ЕГО В ТЕТРАДЬ.

Как называются выделенные слова? Прошло сто лет, и юный град , Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво…. О ПРИВЕРЖЕННОСТИ К КАКОМУ ЛИТЕРАТУРНОМУ ТЕЧЕНИЮ ГОВОРИТ ИХ НАЛИЧИЕ?

Как называются выделенные слова?

Прошло сто лет, и юный град ,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво….

О ПРИВЕРЖЕННОСТИ К КАКОМУ ЛИТЕРАТУРНОМУ ТЕЧЕНИЮ ГОВОРИТ ИХ НАЛИЧИЕ?

ЭКСПОЗИЦИЯ Знакомство с героем (часть I до слов «Нева всю ночь…»). Какие реалистические черты сразу бросаются в глаза в этой части: Где происходит действие? Кто в центре повествования? Как зовут героев?

ЭКСПОЗИЦИЯ

Знакомство с героем

(часть I до слов «Нева всю ночь…»).

Какие реалистические черты сразу бросаются в глаза в этой части:

  • Где происходит действие?
  • Кто в центре повествования?
  • Как зовут героев?
1. Действие происходит в России, в Санкт-Петербурге (не в экзотических странах). 2. В центре повествования – обычный человек из народа. Обратите внимание на то, что Евгений живёт в Коломне – во времена Пушкина это был окраинный район Петербурга, где селился небогатый люд. 3. Имена героев – Евгений и Параша (не античные, как в классицизме, не экзотические, как в романтизме). Евгений – от др.гр. «благородный», Параша – от ласк. Прасковья – «пятница» (канун праздника).

1. Действие происходит в России, в Санкт-Петербурге (не в экзотических странах).

2. В центре повествования – обычный человек из народа.

Обратите внимание на то, что Евгений живёт в Коломне – во времена Пушкина это был окраинный район Петербурга, где селился небогатый люд.

3. Имена героев – Евгений и Параша (не античные, как в классицизме, не экзотические, как в романтизме).

Евгений – от др.гр. «благородный», Параша – от ласк. Прасковья – «пятница» (канун праздника).

ЗАВЯЗКА (наводнение, до части II). В этой части нам будет интересно посмотреть, как А.С. Пушкин изобразил картину наводнения. Мы найдём выразительные средства , которые ярко показывают эту сцену. ВОПРОС: С помощью какого средства художественной выразительности автор изображает Неву? «Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури... И спорить стало ей невмочь...»

ЗАВЯЗКА

(наводнение, до части II).

В этой части нам будет интересно посмотреть, как А.С. Пушкин изобразил картину наводнения. Мы найдём выразительные средства , которые ярко показывают эту сцену.

ВОПРОС:

С помощью какого средства художественной выразительности автор изображает Неву?

«Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь...»

С помощью БЕССОЮЗИЯ достигается динамика, быстрый темп развития событий: «Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!»

С помощью БЕССОЮЗИЯ достигается динамика, быстрый темп развития событий:

«Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!»

Какое средство выразительности используется в данном отрывке? « Он не слыхал, Как подымался жадный вал, Ему подошвы подмывая, Как дождь ему в лицо хлестал, Как ветер, буйно завывая, С него и шляпу вдруг сорвал…»

Какое средство выразительности используется в данном отрывке?

« Он не слыхал,

Как подымался жадный вал,

Ему подошвы подмывая,

Как дождь ему в лицо хлестал,

Как ветер, буйно завывая,

С него и шляпу вдруг сорвал…»

Какое средство выразительности используется в данном отрывке? И всплыл Петрополь, как тритон, По пояс в воду погружен. Тритон – в древнегреческой мифологии – морское божество, получеловек, полурыба. Обратите внимание, здесь мы опять сталкиваемся с чертами классицизма – обращение к античным образам – тритон, и название «Петрополь» (от греч. «город Петра).

Какое средство выразительности используется в данном отрывке?

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.

Тритон – в древнегреческой мифологии – морское божество, получеловек, полурыба.

Обратите внимание, здесь мы опять сталкиваемся с чертами классицизма – обращение к античным образам – тритон, и название «Петрополь» (от греч. «город Петра).

РАЗВИТИЕ Евгений узнаёт о гибели любимой (II часть до слов «Несчастье невских берегов…»). Здесь нам важно проследить изменение динамики повествования: Евгений ищет свою любимую и не находит ни одной живой души. Какие средства выразительности мы здесь выделим?

РАЗВИТИЕ

Евгений узнаёт о гибели любимой (II часть до слов «Несчастье невских берегов…»).

Здесь нам важно проследить изменение динамики повествования: Евгений ищет свою любимую и не находит ни одной живой души.

Какие средства выразительности мы здесь выделим?

Какое средство выразительности используется в данном отрывке? «Утра луч  Из-за усталых, бледных туч  Блеснул над тихою столицей  И не нашел уже следов  Беды вчерашней; багряницей  Уже прикрыто было зло.  В порядок прежний всё вошло…».   НАЙДИТЕ ЕЩЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЭТОЙ ЧАСТИ ПОЭМЫ

Какое средство выразительности используется в данном отрывке?

«Утра луч Из-за усталых, бледных туч Блеснул над тихою столицей И не нашел уже следов Беды вчерашней; багряницей Уже прикрыто было зло. В порядок прежний всё вошло…».

НАЙДИТЕ ЕЩЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЭТОЙ ЧАСТИ ПОЭМЫ

КУЛЬМИНАЦИЯ Бунт Евгения (до слов «И с той поры, когда случалось…»)  Обратим особое внимание на эту часть. О чём мы узнаём? МНОГОСОЮЗИЕ «И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь, ни человек, Ни то ни сё, ни житель света, Ни призрак мертвый...»

КУЛЬМИНАЦИЯ

Бунт Евгения (до слов «И с той поры, когда случалось…»)

Обратим особое внимание на эту часть. О чём мы узнаём?

МНОГОСОЮЗИЕ

«И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек,

Ни то ни сё, ни житель света,

Ни призрак мертвый...»

Но в один миг он очутился на том самом месте, где стал свидетелем ужасного наводнения: Какое средство выразительности используется в данном отрывке? «Раз он спал У невской пристани. Дни лета Клонились к осени. Дышал Ненастный ветер. Мрачный вал Плескал на пристань, ропща пени И бьясь об гладкие ступени, Как челобитчик у дверей Ему не внемлющих судей…»

Но в один миг он очутился на том самом месте, где стал свидетелем ужасного наводнения:

Какое средство выразительности используется в данном отрывке?

«Раз он спал

У невской пристани. Дни лета

Клонились к осени. Дышал

Ненастный ветер. Мрачный вал

Плескал на пристань, ропща пени

И бьясь об гладкие ступени,

Как челобитчик у дверей

Ему не внемлющих судей…»

С этого места открывался вид на памятник Петру на Сенатской площади: Какое средство выразительности используется в данном отрывке? «Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне».

С этого места открывался вид на памятник Петру на Сенатской площади:

Какое средство выразительности используется в данном отрывке?

«Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне».

Евгений рассуждает о Петре: Какое средство выразительности используется в данном отрывке? «Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?  О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?»

Евгений рассуждает о Петре:

Какое средство выразительности используется в данном отрывке?

«Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?»

Далее – «ропот» Евгения и преследование его Петром.  Обратите внимание на этот эпизод – преследование памятником Евгения. Здесь появляется фантастика. Признаком какого литературного направления является фантастика?

Далее – «ропот» Евгения и преследование его Петром.

Обратите внимание на этот эпизод – преследование памятником Евгения. Здесь появляется фантастика.

Признаком какого литературного направления является фантастика?

РАЗВЯЗКА Евгений удаляется на остров, где умирает (II часть до конца) Какие средства выразительности используются в данной части поэмы?

РАЗВЯЗКА

Евгений удаляется на остров, где умирает

(II часть до конца)

Какие средства выразительности используются в данной части поэмы?

Мы разобрали с вами композицию поэмы, нашли выразительные средства, с помощью которых автор создал своё произведение. Но прежде чем подводить итоги, выявлять признаки реализма, мы должны выяснить конфликт поэмы. Почему поэма названа «Медный всадник»? Ведь герой её не Пётр I, а обычный человек, Евгений.

Мы разобрали с вами композицию поэмы, нашли выразительные средства, с помощью которых автор создал своё произведение.

Но прежде чем подводить итоги, выявлять признаки реализма, мы должны выяснить конфликт поэмы.

Почему поэма названа «Медный всадник»? Ведь герой её не Пётр I, а обычный человек, Евгений.

С названием связан конфликт поэмы: налицо противопоставление государя, императора Петра I, его интересов, и интересов обычного человека. Не случайно поэма начинается с прославления создания Петра – Санкт-Петербурга. Правитель, создавая этот великолепный город, думал о масштабных вещах (о выходе к Балтийскому морю, о создании выгодно расположенного города, о создании морского флота…), но Петру некогда было думать о простом, «маленьком» человеке, о его судьбе. Много простых людей погибло, но всё это меркнет на фоне прекрасно отстроенного города. В этом вся трагедия .

С названием связан конфликт поэмы: налицо противопоставление государя, императора Петра I, его интересов, и интересов обычного человека.

Не случайно поэма начинается с прославления создания Петра – Санкт-Петербурга. Правитель, создавая этот великолепный город, думал о масштабных вещах (о выходе к Балтийскому морю, о создании выгодно расположенного города, о создании морского флота…), но Петру некогда было думать о простом, «маленьком» человеке, о его судьбе.

Много простых людей погибло, но всё это меркнет на фоне прекрасно отстроенного города. В этом вся трагедия .

Черты реализма в произведении: 1. Обращение к конкретным историческим фактам (наводнение); 2. Действие происходит не в экзотических странах, а в России, в Санкт-Петербурге; 3. Герой – обычный «рядовой» человек; 4. Конфликт: между интересами государства и обычного человека; 5. Средства выразительности: олицетворение (изображение Невы), сравнение, бессоюзие (динамика наводнения), метафоры.

Черты реализма в произведении:

1. Обращение к конкретным историческим фактам (наводнение);

2. Действие происходит не в экзотических странах, а в России, в Санкт-Петербурге;

3. Герой – обычный «рядовой» человек;

4. Конфликт: между интересами государства и обычного человека;

5. Средства выразительности: олицетворение (изображение Невы), сравнение, бессоюзие (динамика наводнения), метафоры.

Вывод В «Медном всаднике» сочетаются черты и классицизма, и романтизма, и реализма, что говорит о высоком мастерстве поэта.

Вывод

В «Медном всаднике» сочетаются черты и классицизма, и романтизма, и реализма, что говорит о высоком мастерстве поэта.

Домашнее задание: Мини-сочинение «Конфликт между властью и человеком в поэме «Медный всадник»» Общий объем – 9-10 предложений (вступление, доказательства, вывод)

Домашнее задание:

Мини-сочинение

«Конфликт между властью и человеком в поэме «Медный всадник»»

Общий объем – 9-10 предложений

(вступление, доказательства, вывод)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!