СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

классе»

Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от его речевого поведения, от способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.

Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. При отборе содержания курса русского языка актуальной является реализация компетентностного подхода, обеспечение взаимосвязанного развития и совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер.

Устное собеседование проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение выразительно читать текст вслух, пересказывать его с привлечением дополнительной информации, создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Выполнение заданий устного собеседования позволяет оценить соответствие уровня подготовки выпускников, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).

Цель -  выстроить систему работы по подготовке к устному собеседованию в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по русскому языку в 9 классе Тема: «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»»

Система уроков по русскому языку в 9 классе

Тема: «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»

Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от его речевого поведения, от способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.

Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. При отборе содержания курса русского языка актуальной является реализация компетентностного подхода, обеспечение взаимосвязанного развития и совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер.

Устное собеседование проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение выразительно читать текст вслух, пересказывать его с привлечением дополнительной информации, создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Выполнение заданий устного собеседования позволяет оценить соответствие уровня подготовки выпускников, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).

Цель - выстроить систему работы по подготовке к устному собеседованию в 9 классе.


Тема: «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»

Урок-тренинг «Мир психологии»

Цель урока: создать условия для овладения учащимися навыками устного высказывания.

Задачи:

Образовательные:

Учить грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; развивать умение определять главную мысль, стиль и тип текста; учить выстраивать монолог и осуществлять диалог на заданную тему.

Воспитательные:

Способствовать познавательному и духовному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Развивающие:

Развивать умение логически излагать свои мысли, умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

Вид урока: урок развития речи.

Тип: урок-практикум

Планируемые результаты:

личностные:

- желание осваивать новые виды деятельности, умение разбираться в психологических состояниях собеседника;

- осознание себя как индивидуальности, стремление к саморазвитию и поиску новых целей;

 - уважительное отношение к интересам и увлечениям своих одноклассников;

- стремление к преодолению жизненных препятствий и трудностей.

метапредметные:

- владение различными видами речевой деятельности;

- овладение приёмами отбора материала на определённую тему;

- умение вести анализ информации, которую сообщает собеседник;

- развивать способность свободно излагать свои мысли в устной форме;

- применять приобретённые навыки в повседневной жизни;

предметные:

- знать определение текста, признаки выразительного чтения;

- уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, строить монологическое

- умение осуществлять диалог по заданной теме, умение задавать вопросы и давать полные ответы;

- умение рассуждать, доказывать свою точку зрения;

- умение стоить монологическое высказывание на основе своего жизненного опыта;

- уметь работать с цитатой, использовать различные способы цитирования;

Оборудование: раздаточный материал, карточки.

Ход урока

           Слово учителя:

      -  Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать устную часть экзамена.

Урок подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Ответы учащихся.

- Как вы считаете, какое задание на собеседовании является особенно для вас трудным?

Я вам предлагаю листы с целями и задачами.

Определите для себя цель урока. Чему вы можете научиться за эти 40 минут?

Эту цель разбейте на мелкие цели, это и будут ваши задачи. Я вам предлагаю примерные задачи. Напротив важной задачи поставьте для себя галочку. Если эта задача вами уже достигнута, галочку ставить не нужно. Допишите другие задачи.

Учащиеся работают в листах самооценки.


Цель:


Задачи:

- развить в себе умение выразительно читать текст;

- развить в себе умение описывать фотографию;

- развить в себе навык быстрого воспоминания событий из своей жизни и их пересказа;

- развить в себе навык рассуждать на заданную тему;

- развить себе навык ведения диалога в определенной теме.












Но предлагаю вам урок провести в форме интересного психологического тренинга. Что такое тренинг, кто знает?

Ответы учащихся.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово тренинг?

Ответы учащихся: тренироваться, тренер.

- Вот и сегодня мы будем тренироваться сдавать устный экзамен в форме собеседования. А что такое собеседование?

Ответы учащихся.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово собеседование?

Ответы: Беседа, беседовать, совместная беседа.

- В какой области или в жизненной ситуации используется собеседование или беседа?

Ответы: При приеме на работу, на приеме у врача.

- Как вы считаете пригодятся ли полученные знания вам в будущем?

Ответы.

- Как вы считаете, чтобы собеседование состоялось, какие необходимы условия?

Ответы: собеседники должны говорить на одном языке. Собеседники должны быть готовы слушать и понимать друга. Собеседники должны владеть темой разговора.

- Какие умения, на ваш взгляд, помогут вам овладеть навыками беседы? 

На доске закрыты карточки с ответами. Угадавший ответ, получает себе карточку с баллами:

- умение грамотно, правильно и выразительно высказать свою мысль;

- понимание смыла сказанного;

- умение выстраивать монолог;

- умение осуществлять диалог на заданную тему в соответствии с определённым типом речи.

А сформировать все эти умения помогает работа с текстом, что вам и предстоит сегодня сделать.

I. Работа с текстом.

- Так как у нас сегодня не простой тренинг, а психологический, то и разговаривать мы с вами будем о психологии. А каких известных психологов вы знаете?

Учащиеся размышляют.

Задание 1.  

 Работаем в парах. Вам предстоит выразительно прочитать текст. А что означает выразительно?

 

На доске закрыты карточки с ответами. Угадавший ответ, получает себе карточку с баллами:

- умение выдерживать паузы;

- умение делать логические ударения, передающие замысел автора;

- умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения;

- умение придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

- чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков;

- достаточная громкость, темп.

- сознательное восприятие текста.

 Формулировка задания 1 звучит следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух» Время на подготовку -2 минуты.

     -На ваших столах лежат тексты о выдающемся психологе Милтоне Эриксоне.

   -Прочитайте текст про себя, отмечая карандашом слова и выражения, смысл которых вам не понятен. Работа по вариантам.

Текст 1

Автор Татьяна Голодецкая

5 декабря 1901 года в городке Ауруме американского штата Невада появился на свет будущий психиатр с мировым именем. Его звали Милтон Эриксон, и он внес огромный вклад в развитие психиатрии и медицинского гипноза, руководил Американской психиатрической ассоциацией.

Плохое начало

Если бы кто-то из его коллег увидел будущего врача в детстве, он бы сильно усомнился в том, что из мальчика вообще выйдет какой-нибудь толк. Потому что Милтон Эриксон в детстве отставал в развитии от своих сверстников. Будущий психиатр не мог читать, различать звуки по высоте и, кроме того, был дальтоником. До самого конца жизни лучше всего он различал пурпурный цвет. Интересно, что уже в юные годы он мог преодолевать свои недуги. Он тренировал свой организм, используя свои гипнотические способности. Однако в 17 лет Милтон Эриксон заболел полиомиелитом. Болезнь была так тяжела, что доктор предупреждал его мать о том, что мальчик не выживет. И вот в один из вечеров, который, по мнению врача, должен был стать для Милтона последним в жизни, произошло нечто удивительное.

Основы самолечения

Юноша почувствовал в себе жажду жизни и злость на врача, который предсказывает ему скорую гибель. Тогда он попросил мать поставить перед его кроватью комод с зеркалом, при помощи которого он смог бы увидеть закат. Милтон пообещал себе, что он не станет последним в его жизни. После того как в отражении он увидел алое солнце, юноша потерял сознание и очнулся только через три дня. Удивительно, но в зеркале он видел только закат, а забор, камень и дерево, которые тоже должны были отразиться в нем, исчезли из поля зрения больного.

Тогда Милтон Эриксон осознал силу своего подсознания и то, как при помощи воздействия на него он может исправить свою жизнь и повлиять на здоровье. Тогда же он решил стать врачом.

Главное — запишите в бланк (его вам выдадут на экзамене) ключевые слова абзацев. За две минуты, которые даны на подготовку, сделать это вполне возможно.

Не теряйте первое предложение. Опирайтесь на бланк с записями при ответе, запишите в него всё, что сможете. 

    Определите стиль и тип речи текста.

    Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)

Текст 2


   Вопреки всем прогнозам

Конечно, юноша еще был очень слаб, хотя и шел на поправку. Но то, что он большую часть времени проводил в постели, помогло ему сделать вывод о значении невербальных сигналов человека. Единственным его занятием было наблюдение за домочадцами. С каждым днем он все лучше понимал язык тела.

Для того чтобы восстановить двигательную активность, Милтон начал применять технику «мускульной памяти». Он смотрел, как его младшая сестра учится ходить, и начал мысленно представлять, как сам управляет своим телом. Это помогло, и вскоре он стал двигать руками и говорить. Будущий психиатр хотел во что бы то ни стало снова начать ходить. Поэтому он придумал, что его организму нужна встряска.

Тогда он в одиночку "совершил" тысячемильную поездку на каноэ. Этот прием помог, и Эриксон встал на ноги.

 

Определите стиль и тип речи текста.

Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)

II. Пересказ текста с введением цитаты.

Задание 2. На подготовку 2 минуты. Можете использовать поле для заметок.

Слайд №8 «Цитаты»

1.Перескажите прочитанный Вами текст о М.Эриксоне, включив в пересказ слова Ирвинга Стоуна из рассказа «Жажда жизни»

«В жизни каждого человека наступает время, когда он должен стряхнуть, сбросить с себя страдание, словно забрызганный грязью плащ.»

2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание Ирвинга Стоуна из рассказа «Жажда жизни»» Тому, кто хочет действовать, нечего бояться неудачи»

На доске схема «Алгоритм введения цитаты»

1.Ознакомьтесь с цитатой, обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чём, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.

2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуйте подставить её в разные абзацы.

3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

 Схема «Способы цитирования»

1.Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменения. (ФИО сказал: «…») Можно сначала ввести цитату, а потом автора, который её произнёс.

2.Вводя цитату в середине или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом) ФИО считает: зачитываем фразу без изменений.

3. Косвенное цитирование- приведение цитаты в изменённом виде, через сложноподчиненное предложение (Лев Толстой писал, что «музыка – высшее в мире искусство»)

III. Работа по подготовке монолога.

Задание 3. Монологическое высказывание. На подготовку 1 минута. Вам нужно разбиться на 6 групп (по 4 человека)

(Одна группа выбирает одну карточку).

На карточках или фотография, или повествование на основе жизненного опыта, или рассуждение по поставленному вопросу. Обсудите в группе решение. Подготовьте выступление. На обсуждение 3 минуты.

Карточка 1. Опишите эмоциональное состояние. Назовите несколько причин, которое его вызвало, на ваш взгляд.

Карточка 2. Опишите эмоциональное состояние. Назовите несколько причин, которое его вызвало, на ваш взгляд.


Карточка 3. Расскажите о радостном событии из вашей жизни.

Карточка 4. Расскажите о том, человеке, которому, на ваш взгляд необходим психолог.


Карточка 5. Гипноз – это хорошо или плохо? Обсудите в группе, подготовьте несколько аргументов.

Карточка 5. Нужны или не нужны психологи? Обсудите в группе, подготовьте несколько аргументов за и против.

На доске цсхема анализа фотографии:

«Фотография – закодированный текст»

Фотография – запечатлённый на бумаге яркий момент жизни).

Фотограф воплотил свою главную задачу - привлёк внимание зрителя

Расскажите, что происходит на фотографии:

-если человек, то расскажите его действия, опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону);

- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные

Завершите своё монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография

Работа в микрогруппах

Далее учащиеся получают карточки, разбиваются на группы.

Самостоятельная работа.

- Итак, вы закончили ваши обсуждения? Готовы представить ваши результаты?

Выступление учащихся от каждой группы.

- Молодец, получаешь карточку с баллами.

IV. Работа по подготовке к диалогу  

- Сейчас я вам раздам разрезные картинки, вы должны найти свою пару, объединиться с ним и провесит беседу на ту тему, которая изображена на картинке.

(На карточках виды спорта, хобби и отдыха: рыбалка, теннис, фигурное катание, вязание, чтение, футбол, баскетбол, йога, прогулка в лесу, работа на даче, рисование, танцы, прослушивание музыки, скалолазание, езда на велосипеде и др.)

В ходе беседы вам необходимо выяснить, как настоящему психологу:

- Как относится ваш собеседник к тому, что изображено на картинке.

- Почему он любит или не любит этим заниматься.

- Какие рекомендации даст вам собеседник по поводу этого занятия.

- Выясните, насколько искренен ваш собеседник.

Вам необходимо не только суметь одновременно вести беседу и выяснять отношение собеседника к данному занятию, но и отвечать на его вопросы полным предложением, а также запоминать его ответы.

Например, если вам выпала карточка «Рыбалка», какие вопросы вы можете задать собеседнику:

Ответы учащихся:

- Любит ли он рыбалку.

- Почему ему нравится или не нравится рыбалка?

- С кем он ездит на рыбалку?

- Посоветует ли он вам заниматься рыбалкой.

На доске - схема «Алгоритм по подготовке к диалогу».

  1. Прослушай вопрос, выделив в нём ключевые слова (диалог по той же теме, что и монологическое высказывание)

  2. Ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы.

  3. Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.

  4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объёму, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы, рекомендации.

Диалог

Далее учащиеся получают карточки, разбиваются на пары. Садятся друг напротив друга и ведут диалог.

Самостоятельная работа.

- Итак, вы закончили ваши диалоги? Готовы представить ваши результаты?

Учитель выборочно спрашивает каждую пару о теме диалога:

- Скажите, какая была тема вашего диалога?

- Что удалось узнать о собеседнике в ходе диалога?

- Как вы считаете, ответы собеседника были искренними? Почему вы так думаете?

- В вашей паре кто больше говорил? Кто больше задавал вопросы?

- Удалось ли запомнить все, что отвечал собеседник?

Сейчас проверим. Карточку получает тот учащийся, который правильно ответит на вопрос. Учитель спрашивает по содержанию беседы:

- Скажи, Саша, Лена занимается теннисом?

- Оля, скажи, Игорь какие дал тебе рекомендации по поводу рыбалки?

- Скажи, Дима, Лена умеет кататься на коньках?

- Вера, Скажи, Алена умеет вязать?

- Света, что прочитала Наташа в последнее время?

- Иван, почему Мише нравится футбол?

-Дима, скажи, Света любит прогулки в лесу, почему?

- Оля, у Маши есть дача, она любит туда ездить с родителями?

- Вера, Игорь любит рисовать?

И т.д.

           

V. Итог  урока. Рефлексия.

- Нам нужно подвести итоги. Давайте посмотрим, сколько карточек вы заработали, сколько там стоит баллов.

Учащиеся собирают свои карточки, баллы суммируют.

- У кого набирается 5 баллов – получает оценку 5.

- У кого набирается 4 балла – получает оценку 4.

- У кого набирается 3 балла – тот получает на выбор оценку 3 или домашнее задание.

- У кого набирается менее 3 баллов – получает домашнее задание: Подготовить интересный тест для чтения и пересказа, подготовить к тексту 2 афоризма, подготовить фотографию для рассказывания.


Урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока и задачам.

 -Достигли вы всех задач, поставленных в начале урока?

 - Лист самооценки

Учащиеся работают в листах самооценки.

Отметьте плюсом то, что вы умеете

Цель:


Задачи:

- развить в себе умение выразительно читать текст;

- развить в себе умение описывать фотографию;

- развить в себе навык быстрого воспоминания событий из своей жизни и их пересказа;

- развить в себе навык рассуждать на заданную тему;

- развить себе навык ведения диалога в определенной теме.











Поставьте новую цель




- Кто хочет поделиться своими новыми целями?

Несколько учащихся отвечают.

Всем спасибо. Мне сегодня понравилось, как работала Ира, ее сообщение о психологии раскрыло для меня ее новые интересы и увлечения.





Тема: «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»

Урок-путешествие «Дорогами подвига»

Цель урока: создать условия для овладения учащимися навыками устного высказывания.

Задачи:

Образовательные:

Учить грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; развивать умение определять главную мысль, стиль и тип текста; учить выстраивать монолог и осуществлять диалог на заданную тему.

Воспитательные:

Способствовать познавательному и духовному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Развивающие:

Развивать умение логически излагать свои мысли, умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

Вид урока: урок развития речи.

Тип: урок-практикум

Планируемые результаты:

личностные:

- желание осваивать новые виды деятельности, умение разбираться в психологических состояниях собеседника;

- осознание себя как индивидуальности, стремление к саморазвитию и поиску новых целей;

 - уважительное отношение к героическому прошлому нашей Родины;

- патриотическое сознание.

метапредметные:

- владение различными видами речевой деятельности;

- овладение приёмами отбора материала на определённую тему;

- умение вести анализ информации, которую сообщает собеседник;

- развивать способность свободно излагать свои мысли в устной форме;

- применять приобретённые навыки в повседневной жизни;

предметные:

- знать определение текста, признаки выразительного чтения;

- уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, строить монологическое

- умение осуществлять диалог по заданной теме, умение задавать вопросы и давать полные ответы;

- умение рассуждать, доказывать свою точку зрения;

- умение стоить монологическое высказывание на основе своего жизненного опыта;

- уметь работать с цитатой, использовать различные способы цитирования;

Оборудование: раздаточный материал, карточки.

Ход урока

           Слово учителя:

      -  Сегодня у нас очень интересный урок. Урок подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Ответы учащихся.

Как вы считаете, какое задание на собеседовании является особенно для вас трудным?

Я вам предлагаю листы с целями и задачами.

Определите для себя цель урока. Чему вы можете научиться за эти 40 минут?

Эту цель разбейте на мелкие цели, это и будут ваши задачи. Я вам предлагаю примерные задачи. Напротив важной задачи поставьте для себя галочку. Если эта задача вами уже достигнута, галочку ставить не нужно. Допишите другие задачи.

Учащиеся работают в листах самооценки.


Цель:


Задачи:

- развить в себе умение выразительно читать текст;

- развить в себе умение описывать фотографию;

- развить в себе навык быстрого воспоминания событий из своей жизни и их пересказа;

- развить в себе навык рассуждать на заданную тему;

- развить себе навык ведения диалога в определенной теме.












Предлагаю вам урок провести в форме путешествия в прошлое.

С древности наш народ гордился предками, отстаивавшими родную землю, чтил павших, покрывая неувядаемой славой героев. В настоящее время в нашем обществе просто необходима реализация процесса возвращения к истокам, к осознанию своего исторического наследия, к памяти павших и почитания живых Защитников Отечества.

В памяти народа навсегда останутся самоотверженность и мужество тех, кто выдержал все испытания. Эта Победа, выстраданная старшим поколением, дала нам возможность мирно жить, работать, любить, радоваться каждому дню.

Наша священная обязанность – сберечь и сохранить историческую правду о тех суровых годах, память о живых и павших героях. 

Мы хорошо знаем из истории, как в 40-м году и в начале 41-го года прошлого века Советский Союз всячески стремился предотвратить или хотя бы оттянуть начало войны. Итоги Второй мировой войны, как и жертвы, принесённые нашим народом на алтарь победы над нацизмом, священны. Но это не противоречит высоким ценностям прав и свобод человека, исходя из тех реалий, которые сложились на сегодня за все послевоенные десятилетия. 

I. Работа с текстом.

- Так как у нас сегодня не простой урок, а урок-размышление, как вы считаете, стоит ли вспоминать подвиг наших отцов и дедов в годы Вов?

Учащиеся размышляют.

Задание 1.  

 Работаем в парах. Вам предстоит выразительно прочитать текст. А что означает выразительно?

Наша речь неразрывно связана с нашим телом: как ведет себя наше тело, так мы и говорим. 

Упражнение-эксперимент «Счет до пяти»

Поднимите руку вверх.

Вслух произносите числа и загибайте пальцы.

Досчитайте до пяти громко и выразительно.

Возможно, вы не обратили внимание, но каждый палец сгибался в тот момент, когда было озвучено число. Вы говорили энергично, и пальцы загибались энергично.  Теперь посчитайте громко и медленно, также медленно загибая пальцы. 

Третья часть эксперимента: произносите слова громко и быстро, но пальцы загибайте медленно.  Как итог: ничего не получается!

Причина в том, что наша речь синхронизирована с телом, и когда мы выводим систему из равновесия, то чувствуем дискомфорт, нам неудобно или говорить, или загибать пальцы. 

Что происходит, когда мы читаем стихотворение? Мысли, прекрасные и яркие, с одной стороны торопят нас вперед, а зажатое тело со скрещенными позади руками — тянет назад. В этот момент речь может оказаться неинтересной. Стоите вы или сидите, старайтесь держать руки на весу, пусть они вам помогают.

Как правило, мы подсознательно стремимся к желанию прочесть как можно больше слов на одном дыхании. Но это неправильно. Каждый автор вкладывает в стихотворение не только настроение и мысль, он задает ритм. Воспользуйтесь правилом: каждую строку читайте на одном выдохе и выделяйте последнее слово, перед следующей делайте паузу и вдох. Как только мы начинаем делать паузы между строчками, появляется ритм — и он создается не за счет интонаций или эмоций, а дыхания.

- Попробуйте попрактиковаться (учитель дает карточку):


— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

М.Ю. Лермонтов

Следуйте за ритмом, который заложен в стихотворении. В случае с «Бородино» он торжественный.

Итак, что же такое выразительное чтение?

Ответы учащихся:

- умение выдерживать паузы;

- умение делать логические ударения, передающие замысел автора;

- умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения;

- умение придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

- чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков;

- достаточная громкость, темп.

- сознательное восприятие текста.

 Формулировка задания 1 звучит следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух» Время на подготовку -2 минуты.

   -Прочитайте текст про себя, отмечая карандашом слова и выражения, смысл которых вам не понятен. Работа по вариантам.

Текст 2      - На ваших столах лежат тексты о герое Вов Зиновии Колобанове.

Безусловно, имя этого человека известно многим, особенно фанатам танковых сражений. В одной из самых популярных многопользовательских игр этого жанра, World of Tanks, разработчики предусмотрели специальное достижение, которое получило имя легендарного танкиста – Медаль «Колобанова».

Подробности его подвига широко известны, в сети есть целый анимационный фильм, которые детально показывает, как экипаж тяжелого советского танка КВ-1, один за одним уничтожал немецкие танки. В связи с этим, детальных подробностей того боя я вспоминать не буду. А вот почему такой геройский человек за свой подвиг так и не получил звание Героя Советского союза, мне не понятно. Я решил более детально разобраться в этом вопросе.

Этот эпизод произошёл 19 августа. Танк КВ-1, под командованием Колобанова, занял место в засаде, на Мариенбургской дороге. Всего, в колоне немцев, наводчик насчитал 22 танка. В ходе сражения, которое продолжалось всего 1.5 часа, наши танкисты уничтожили все 22 боевые машины противника, получив 156 попаданий. К счастью, ни один снаряд так и не смог нанести критических повреждений.

Казалось бы, за такую успешную операцию, командир танка уж точно должен был получить звание Героя Советского союза. Однако, представление на Колобанова завернули, ограничившись лишь вручением ордена Боевого Красного знамени.

Всё дело в том, что Колобанов уже носил звезду Героя, получив её за участие в войне с белофиннами. Танковая бригада, в которой служил капитан Колобанов, первой прорвала линию Маннергейма. Однако, после подписания мирного договора с Финляндией, бойцы его батальона, обменялись сигаретами с финнами. На верху решили, что этот факт дискредитирует Красную армию. Колобанова арестовали, лишили звания и всех наград, и отправили в лагерь. Только после начала войны, ему вернули погоны и отправили на фронт.

Когда пришло время поощрения за такой подвиг, ему вспомнили старые «заслуги», и решили не присваивать высокого звания. В итоге, герой-танкист, который единственный в мире за один бой уничтожил 22 танка, остался без Звезды Героя Советского союза.

А как вы думаете, справедливо ли поступило советского правительство, лишив Колобанова заслуженной награды, вспомнив его прежние ошибки.


- Запишите на бланк каждое ключевое слово абзаца.

    Определите стиль и тип речи текста.

    Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи – повествование)

Текст 2


 Тимофей Матвеев родился в многодетной семье: мама Героя работает на станции скорой помощи, а отец монтер электросетей. Сам он родом из Еврейской Автономной Республики. По словам молодого человека, он до последнего не верил, что будет получать лично из рук президента:

"Узнал я об этом от командования, мне доложили об этом. Во-первых, было неожиданно, когда узнал о награде. Радость, конечно, была. Не поверил сначала, что это происходит со мной. Даже, когда было само награждение, не верил, да и сейчас такие ощущения испытываю".

Как я уже писал выше, 2022 год прошел под знаком десантников и танкистов, Тимофей несет службу в танковом батальоне знаменитой 76 дивизии ВДВ, той самой, где свой подвиг совершили бойцы 6 роты.

Как отмечают военные, награду Тимофей получил за многократное проявление мужество и героизма в зоне выполнения специальной операции, но сам молодой человек подчеркивает, что все это стало результатом слаженной работы всех бойцов и командиров, которые были с ним плечом к плечу:

«Мотивирует стремление к миру, чтобы был мир на земле. Это не только моя награда - это награда всего экипажа. Много ситуаций было. Не за одну ситуацию было выдано, а за всю операцию».

На вопрос журналистов о том, что он чувствовал в бою Тимофей поделился:

"Когда вступаешь в бой, ты сначала не понимаешь, что происходит. Нет никаких ощущений. Не было ни страха, ничего. После того, как бой закончился, уже понимаешь, что это мог быть твой последний бой. В бою нет никаких страхов, всё приходит после".

Отмечается, что некоторое время Герой побудет с родными и близкими, а после снова вернется к выполнению своих непосредственных обязанностей. Сам молодой человек говорит об этом просто и коротко- есть такая профессия, Родину защищать.

- Запишите на бланк каждое ключевое слово абзаца.

Определите стиль и тип речи текста.

Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи – повествование с элементами рассуждения)

II. Пересказ текста с введением цитаты.

Задание 2. На подготовку 2 минуты. Можете использовать поле для заметок.

Слайд №8 «Цитаты»

1.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Юлиуса Фучика

«Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества»

2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание

Д. Блэкки

«Если вы уклоняетесь от первого испытания вашего мужества, то будете тем слабее при втором»

На доске схема «Алгоритм введения цитаты»

1.Ознакомьтесь с цитатой, обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чём, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.

2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуйте подставить её в разные абзацы.

3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

 Схема «Способы цитирования»

1.Прямое цитирование вводится через прямую речь, т.е. зачитываем фразу без изменения. (ФИО сказал: «…») Можно сначала ввести цитату, а потом автора, который её произнёс.

2.Вводя цитату в середине или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом) ФИО считает: зачитываем фразу без изменений.

3. Косвенное цитирование- приведение цитаты в изменённом виде, через сложноподчиненное предложение (Лев Толстой писал, что «музыка – высшее в мире искусство»)

III. Работа по подготовке монолога.

Задание 3. Монологическое высказывание. На подготовку 1 минута. Вам нужно разбиться на 6 групп (по 4 человека)

(Одна группа выбирает одну карточку).

На карточках или фотография, или повествование на основе жизненного опыта, или рассуждение по поставленному вопросу. Обсудите в группе решение. Подготовьте выступление. На обсуждение 3 минуты.

Карточка 1. Опишите происходящее событие. Выразите ваше отношение

Карточка 2. Опишите происходящее событие (Мариуполь, 2022). Выразите ваше отношение.


Карточка 3. Расскажите о вашем родственнике, участвовавшем в войне

Карточка 4. Расскажите о том, человеке, которой, на ваш взгляд, является героем.


Карточка 5. Нужна или не нужна СВО? Обсудите в группе, подготовьте несколько аргументов.

Карточка 6. Готов ли мир к существованию без войны? Обсудите в группе, подготовьте несколько аргументов за и против.

На доске схема анализа фотографии:

«Фотография – закодированный текст»

Фотография – запечатлённый на бумаге яркий момент жизни).

Фотограф воплотил свою главную задачу - привлёк внимание зрителя

Расскажите, что происходит на фотографии:

-если человек, то расскажите его действия, опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону);

- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные

Завершите своё монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография

Работа в микрогруппах

Далее учащиеся получают карточки, разбиваются на группы.

Самостоятельная работа.

- Итак, вы закончили ваши обсуждения? Готовы представить ваши результаты?

Выступление учащихся от каждой группы.

- Молодец, получаешь карточку с баллами.

IV. Работа по подготовке к диалогу  

- Сейчас я вам раздам разрезные цитаты-афоризмы. Вы должны найти свою пару, объединиться с ним и провести беседу на ту тему, которая дана в афоризме.

  • Русский тот, кто Россию любит и ей служит. (Петр 1)

  • Горжусь, что я русский! (А.В.Суворов)

  • Война, предпринятая им против государства столь обширного, как Россия, есть такая глупость, на которую ни один здравомыслящий политик и полководец не должны были соглашаться (М.И.Кутузов)

Запад ошибается насчёт России. Он думает, что мы так ослаблены войной, что всё наше могущество уже иссякло. Это ошибка. Нацию, состоящую из ста миллионов людей, способных жертвовать собой за идею, не так легко стереть. Россия жива, и, если будут перейдены известные пределы, она решится воевать… И тогда уж несдобровать любому чужеземцу. ( М.Д. Скобелев )

  • Нет выше чести, чем носить русский мундир. (М.И.Кутузов)

  • Русские в плен не сдаются! (М.И.Кутузов)

  • Москва – это еще не Россия. (М.И.Кутузов)

  • Что за Россия, заклятая страна, — когда же ты с места сдвинешься? (Петр 1)

  • Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим. (К.К. Рокоссовский)

  • Боже сохрани, тот же русский человек случайно, скромно заявит, что русский народ составляет одну семью с племенем славянским, ныне презираемым, тогда в среде доморощенных и заграничных иноплеменников поднимаются вопли негодования. ( М.Д. Скобелев )

  • Готовься в войне к миру, а в мире к войне. (А.В.Суворов)

  • Война - суровая проверка людей. Так было и так всегда будет. Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим. (К.К. Рокоссовский)

  • Но война, как это всегда бывает, спутала все наши надежды и расчеты.(Георгий Жуков)

  • Одна минута решает исход баталии; один час — успех кампании; один день — судьбу империи. (А.В.Суворов)

  • Только война учит войне ( М .Д. Скобелев )

  • Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат. (А.В.Суворов)

  • Война есть война, на ней не может не быть потерь и что эти потери могут быть и крупными, особенно когда мы имеем дело с таким серьезным и ожесточенным врагом. (Георгий Жуков)

Вам необходимо не только суметь одновременно вести беседу и выяснять отношение собеседника к данному афоризму, но и отвечать на его вопросы полным предложением, а также запоминать его ответы.

На доске - схема «Алгоритм по подготовке к диалогу».

  1. Прослушай вопрос, выделив в нём ключевые слова (диалог по той же теме, что и монологическое высказывание)

  2. Ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы.

  3. Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.

  4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объёму, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы, рекомендации.

Диалог

Далее учащиеся получают карточки, разбиваются на пары. Садятся друг напротив друга и ведут диалог.

Самостоятельная работа.

- Итак, вы закончили ваши диалоги? Готовы представить ваши результаты?

Учитель выборочно спрашивает каждую пару о теме диалога:

- Скажите, какая была тема вашего диалога?

- Вы оба согласны с цитатой?

- в каких вопросах у вас наблюдалось расхождение во мнениях?


V. Итог  урока. Рефлексия.

- Нам нужно подвести итоги.

Урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока и задачам.

 -Достигли вы всех задач, поставленных в начале урока?

 - Лист самооценки

Цель

Отметьте плюсом то,

что вы умеете

Поставьте новую цель


Задачи:

- развить в себе умение выразительно читать текст;

- развить в себе умение описывать фотографию;

- развить в себе навык быстрого воспоминания событий из своей жизни и их пересказа;

- развить в себе навык рассуждать на заданную тему;

- развить себе навык ведения диалога в определенной теме.





- Кто хочет поделиться своими новыми целями?

Несколько учащихся отвечают.

Всем спасибо.





Тема: «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе»

Урок-интервью «Работа диктором»

Цель урока: создать условия для овладения учащимися навыками устного высказывания.

Задачи:

Образовательные:

Учить грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; развивать умение определять главную мысль, стиль и тип текста; учить выстраивать монолог и осуществлять диалог на заданную тему.

Воспитательные:

Способствовать познавательному и духовному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Развивающие:

Развивать умение логически излагать свои мысли, умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

Вид урока: урок развития речи.

Тип: урок-практикум

Планируемые результаты:

личностные:

- желание осваивать новые виды деятельности, умение разбираться в психологических состояниях собеседника;

- осознание себя как индивидуальности, стремление к саморазвитию и поиску новых целей;

 - уважительное отношение к героическому прошлому нашей Родины;

- патриотическое сознание.

метапредметные:

- владение различными видами речевой деятельности;

- овладение приёмами отбора материала на определённую тему;

- умение вести анализ информации, которую сообщает собеседник;

- развивать способность свободно излагать свои мысли в устной форме;

- применять приобретённые навыки в повседневной жизни;

предметные:

- знать определение текста, признаки выразительного чтения;

- уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, строить монологическое

- умение осуществлять диалог по заданной теме, умение задавать вопросы и давать полные ответы;

- умение рассуждать, доказывать свою точку зрения;

- умение стоить монологическое высказывание на основе своего жизненного опыта;

- уметь работать с цитатой, использовать различные способы цитирования;

Оборудование: раздаточный материал, карточки.

Ход урока

           Слово учителя:

      -  Сегодня у нас очень интересный урок. Урок подготовки к устному собеседованию по русскому языку. Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Ответы учащихся.

Как вы считаете, какое задание на собеседовании является особенно для вас трудным?

Я вам предлагаю листы с целями и задачами.

Определите для себя цель урока. Чему вы можете научиться за эти 40 минут?

Эту цель разбейте на мелкие цели, это и будут ваши задачи. Я вам предлагаю примерные задачи. Напротив важной задачи поставьте для себя галочку. Если эта задача вами уже достигнута, галочку ставить не нужно. Допишите другие задачи.

Учащиеся работают в листах самооценки.


Цель:


Задачи:

- умение выдерживать паузы;

- умение делать логические ударения, передающие замысел автора;

- умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения;

- умение придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

- чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков;

- достаточная громкость, темп.

- сознательное восприятие текста.












Предлагаю вам урок провести в форме трудоустройства на работу диктором. Кто такой диктор?

Ответы учащихся.

Диктор - это человек, осуществляющий чтение информационных, политических, художественных, рекламных материалов у микрофона в прямом эфире и в магнитной записи.

- Где встречается эта профессия?

- Какими качествами должна обладать речь диктора?

В работе диктором первостепенное значение имеет его голос, дикция, умение интонационно выражать смысловые точки текста.

- В чем польза чтения вслух (возьмите карточку-ответ и поразмышляйте об этом?

Увеличивает словарный запас (учащиеся зачитывают карточку и размышляют)

Улучшает речь

Добавляет уверенности в себе

Помогает в общении с людьми

Снижает стресс

Развивает память и мышление

Делает человека более творческим

Улучшает концентрацию

Тренирует дыхание

- На что нужно обращать внимание, чтобы красиво прочитать вслух текст?

Ответы учащихся (знаки препинания).

- Конечно, знаки препинания — это хитрость, придуманная для того, чтобы в полном объеме выразить интонации и эмоции. В речи знаки препинания можно назвать голосовыми фигурами точки, запятой, двоеточия, тире, вопросительного и восклицательного знаков. Так, кстати, их называл сам Станиславский.

Знаки препинания в речи и в мыслях позволяют передавать эмоции — все то, что человек хочет выразить не просто словами, но еще и внутренним состоянием. Точка Точка показывает завершение мысли, законченность предложения. И неважно, какой оно величины — одно слово или целый абзац. На точке голос сильно понижается на ударном слове.

Еще — это важно — точка требует после себя сравнительно длительной паузы. Такое дробление создает ритм текста — ведь каждый автор закладывает собственный темп и собственную мысль в свой текст.

Посмотрите на текст (учитель предлагает карточку). Прочитайте его вслух сначала с соблюдением знаков и пауз, а затем представьте, что вместо точек стоят запятые. Вы заметите, как вместе с интонацией и ритмом искажается даже смысл фраз.

Солнце клонилось в морозную мглу. Синел снег. Звонче скрипели конские копыта. Находили сумерки, и по всей Москве на звонницах и колокольнях начали звонить к вечерне. Мимо проехал шагом Василий Волков, хмуро опустив голову. Алешка все не шел. Он так и не пришел совсем. (А. Толстой, «Петр Первый»)

- Как вы считаете, удалось ли чтецу передать мысль автора?

Ответы учащихся.

- Было ли чтение эмоциональным?

Ответы учащихся.

- Достаточно ли выразительно был прочитан текст?

Ответы учащихся.

Благодаря точке текст дробится и ритм словно останавливается, чтобы читатель стал зрителем и смог увидеть картину, которую описывает автор. Попробуем поупражняться на этом тексте (учитель предлагает карточку):

Лес кончился. Дорога пошла полем, в хлебах. Тихо опускался вечер. По земле разлилась мягкая задумчивая грусть. Ударили первые перепела. (В. Шукшин, «Кукушкины слезки»)

- Как вы считаете, удалось ли чтецу передать мысль автора?

Ответы учащихся.

- Было ли чтение эмоциональным?

Ответы учащихся.

- Достаточно ли выразительно был прочитан текст?

Ответы учащихся.

Ритм этого текста становится плавным и задумчивым, писатель передает состояние, которое может прочувствовать каждый, кто правильно прочтет голосовую фигуру точки.

А теперь попробуйте уловить ритм Ахматовского стихотворения — прочитайте четверостишие степенно, с паузами, никуда не спеша:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле. (А. Ахматова)

- Как вы считаете, удалось ли чтецу передать мысль автора?

Ответы учащихся.

- Было ли чтение эмоциональным?

Ответы учащихся.

- Достаточно ли выразительно был прочитан текст?

Ответы учащихся.

Анна Ахматова словно останавливает чтеца, чтобы он проникся атмосферой. Большая проблема современного читателя в том, что он очень спешит и не дает себе возможности остановиться и вдохнуть, а ведь речь — это дыхание.

- У точки есть сестра — запятая. И если точка завершает мысль, то запятая продолжает ее — несмотря ни на что. Поэтому неизбежно повышается голос на ударном слоге, а соединительная пауза не обязательна, но возможна, если предложение слишком длинное.

Прочитайте описание природы у Льва Толстого (учитель предлагает карточку). Попробуйте прочесть предложение вслух, немного повышая голос и уходя вверх на запятых:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки. А теперь прочтите то же самое, представляя, что вместо запятых текст раздроблен точками: Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. И шмель загудел. И первая бабочка сложила крылышки.

Точка убрала из текста состояние полета — а ведь именно это хотел передать автор.

- Как вы считаете, удалось ли чтецу передать мысль автора?

Ответы учащихся.

- Было ли чтение эмоциональным?

Ответы учащихся.

- Достаточно ли выразительно был прочитан текст?

Ответы учащихся.

Еще один текст (учитель предлагает карточку).

Попробуйте прочитать текст вслух, сохраняя интонацию, соблюдая правила повышения голоса, испытывая эмоции:

Лиза сказала, что она, слава богу, счастлива, что она не бедна, что муж ее добрый человек, которого она любит... Но вдруг, среди речи, глаза ее наполнились слезами, голос упал, она отвернулась и склонилась на церковный помост, чтоб скрыть от людей свое горе... (Ф. Достоевский, «Слабое сердце»)

- Как вы считаете, удалось ли чтецу передать мысль автора?

Ответы учащихся.

- Было ли чтение эмоциональным?

Ответы учащихся.

- Достаточно ли выразительно был прочитан текст?

Ответы учащихся.


Работа с текстом.

- Так как у нас сегодня не простой урок, а урок-интервью, предположим, что некоторые из вас пришли на телевидение устраиваться диктором.

Задание 1.  

 Работаем в парах. Вам предстоит выразительно прочитать текст.

 Формулировка задания 1 звучит следующим образом: «Выразительно прочитайте текст вслух» Время на подготовку -2 минуты.

   -Прочитайте текст про себя. Работа по вариантам.

Текст 2      - На ваших столах лежат тексты - Обращение Президента Российской Федерации В.Путина:

Уважаемые граждане России, граждане Донецкой и Луганской народных республик, жители Запорожской и Херсонской областей, депутаты Государственной Думы, сенаторы Российской Федерации!

Вы знаете, в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях состоялись референдумы. Их итоги подведены, результаты известны. Люди свой выбор сделали, однозначный выбор.

Сегодня мы подписываем договоры о принятии в состав России Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Уверен, что Федеральное Собрание поддержит конституционные законы о принятии и образовании в России четырёх новых регионов, четырёх новых субъектов Российской Федерации, потому что это воля миллионов людей. (Аплодисменты.)

И это, конечно, их право, их неотъемлемое право, которое закреплено в первой статье Устава ООН, где прямо сказано о принципе равноправия и самоопределения народов.

Повторю: это неотъемлемое право людей, оно основано на историческом единстве, во имя которого побеждали поколения наших предков, те, кто от истоков Древней Руси на протяжении веков созидал и защищал Россию.

Здесь, в Новороссии, сражались Румянцев, Суворов и Ушаков, основывали новые города Екатерина II и Потёмкин. Здесь стояли насмерть наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны.

Мы всегда будем помнить героев «русской весны», тех, кто не смирился в 2014 году с неонацистским государственным переворотом на Украине, всех, кто погиб за право говорить на родном языке, сохранять свою культуру, традиции, веру, за право жить. Это воины Донбасса, мученики «Одесской Хатыни», жертвы бесчеловечных терактов, устроенных киевским режимом. Это добровольцы и ополченцы, это мирные жители, дети, женщины, старики, русские, украинцы, люди самых разных национальностей. Это настоящий народный лидер Донецка Александр Захарченко, это боевые командиры Арсен Павлов и Владимир Жога, Ольга Кочура и Алексей Мозговой, это прокурор Луганской Республики Сергей Горенко. Это десантник Нурмагомед Гаджимагомедов и все наши солдаты и офицеры, павшие смертью храбрых в ходе специальной военной операции. Они герои. (Аплодисменты.) Герои великой России. И прошу почтить их память минутой молчания.

- Запишите на бланк каждое ключевое слово абзаца.

Определите стиль и тип речи текста.

 Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи – повествование)

Текст 2

Обращение Президента Российской Федерации

Долгие восемь лет людей на Донбассе подвергали геноциду, обстрелам и блокаде, а в Херсоне и Запорожье в них пытались преступно взрастить ненависть к России, ко всему русскому. Сейчас, уже в ходе референдумов, киевский режим грозил расправой, смертью школьным учителям, женщинам, работавшим в избирательных комиссиях, запугивал репрессиями миллионы людей, которые пришли выразить свою волю. Но несломленный народ Донбасса, Запорожья и Херсона сказал своё слово.

Хочу, чтобы меня услышали киевские власти и их реальные хозяева на Западе, чтобы это запомнили все: люди, живущие в Луганске и Донецке, Херсоне и Запорожье, становятся нашими гражданами навсегда. (Аплодисменты.)

Мы призываем киевский режим немедленно прекратить огонь, все боевые действия, ту войну, которую он развязал ещё в 2014 году, и вернуться за стол переговоров. Мы к этому готовы, об этом не раз было сказано. Но выбор народа в Донецке, Луганске, Запорожье и Херсоне обсуждать не будем, он сделан, Россия его не предаст. (Аплодисменты.) И сегодняшние киевские власти должны относиться к этому свободному волеизъявлению людей с уважением, и никак иначе. Только таким может быть путь к миру.

Мы будем защищать нашу землю всеми имеющимися у нас силами и средствами и сделаем всё, чтобы обеспечить безопасную жизнь наших людей. В этом великая освободительная миссия нашего народа.

- Запишите на бланк каждое ключевое слово абзаца.

Определите стиль и тип речи текста.

Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи – повествование с элементами рассуждения)


II. Пересказ текста с введением цитаты.

Задание 2. На подготовку 2 минуты. Можете использовать поле для заметок.

Слайд №8 «Цитаты»

1.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова

В. Путина: «Мы не допустим, чтобы кто-нибудь вмешивался в наши внутренние дела, не допустим, чтобы кто-нибудь навязывал нам свою волю, потому что у нас с вами есть своя воля. Она всегда помогала нам во все времена побеждать. Мы с вами народ-победитель. Это у нас в генах, в нашем генном коде. Это передается у нас из поколения в поколение»

2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание

В. Путина: Вести диалог с Россией с точки зрения силы — бессмысленно.

На доске схема «Алгоритм введения цитаты»

III. Работа по подготовке монолога.

Задание 3. Монологическое высказывание. На подготовку 1 минута. Вам нужно разбиться на 6 групп (по 4 человека)

(Одна группа выбирает одну карточку).

На карточках или фотография, или повествование на основе жизненного опыта, или рассуждение по поставленному вопросу. Обсудите в группе решение. Подготовьте выступление. На обсуждение 3 минуты.

Карточка 1. Опишите происходящее событие (Фото Ю. Гагарина после приземления). Выразите ваше отношение

Карточка 2. Опишите происходящее событие (Торжественное открытие памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы»). Выразите ваше отношение.


Карточка 3. Расскажите о важном событии из вашей жизни.

Карточка 4. Расскажите о случаи из жизни вашей матери или отца.


Карточка 5. Существуют ли инопланетяне? Обсудите в группе, подготовьте несколько аргументов.

Карточка 6. Возможно ли счастье без Родины? Обсудите в группе, подготовьте несколько аргументов за и против.

На доске схема анализа фотографии:

«Фотография – закодированный текст»

Работа в микрогруппах

Далее учащиеся получают карточки, разбиваются на группы.

Самостоятельная работа.

- Итак, вы закончили ваши обсуждения? Готовы представить ваши результаты?

Выступление учащихся от каждой группы.

- Молодец, получаешь карточку с баллами.

IV. Работа по подготовке к диалогу  

- Сейчас я вам раздам разрезные цитаты-афоризмы. Вы должны найти свою пару, объединиться с ним и провести беседу на ту тему, которая дана в афоризме.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.Абу-ль-Фарадж

Душа, в которой отсутствует мудрость, — мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.Абу-ль-Фарадж

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым.Д. Аддисон

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.А. Барбюс

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.В. Г. Белинский

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.У. Блейк

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом.Г. Бокль

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, — людей, которые чем больше читают, тем меньше знают.Г. Бокль

Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка.П. Бошен

Источник истинного знания — в фактах!П. Буаст

Образование — клад, труд — ключ к нему.П. Буаст

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни.Ф. Бэкон

Вам необходимо не только суметь одновременно вести беседу и выяснять отношение собеседника к данному афоризму, но и отвечать на его вопросы полным предложением, а также запоминать его ответы.

На доске - схема «Алгоритм по подготовке к диалогу».

- Прослушай вопрос, выделив в нём ключевые слова (диалог по той же теме, что и монологическое высказывание)

- Ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы.

- Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.

- Ответ на последний вопрос должен быть больше по объёму, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы, рекомендации.

Диалог

Далее учащиеся получают карточки, разбиваются на пары. Садятся друг напротив друга и ведут диалог.

Самостоятельная работа.

- Итак, вы закончили ваши диалоги? Готовы представить ваши результаты?

Учитель выборочно спрашивает каждую пару о теме диалога:

- Скажите, какая была тема вашего диалога?

- Вы оба согласны с цитатой?

- В каких вопросах у вас наблюдалось расхождение во мнениях?


V. Итог  урока. Рефлексия.

- Нам нужно подвести итоги.

Урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока и задачам.

 -Достигли вы всех задач, поставленных в начале урока?

 - Лист самооценки

Умения

Отметьте плюсом то,

что вы умеете

Поставьте новую цель


- умение выдерживать паузы;

- умение делать логические ударения, передающие замысел автора;

- умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения;

- умение придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

- чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков;

- достаточная громкость, темп.

- сознательное восприятие текста.





- Кто хочет поделиться своими новыми целями?

Несколько учащихся отвечают.

Всем спасибо.



Литература

  1. Ерофеева О.Ю., Воскресенская Н.Е., Родионова Н.А.

  2. ОГЭ-2020. Итоговое собеседование по русскому языку: типовые варианты: учебно-методическое пособие. Самара, 2020.

  3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по русскому языку (программа основного общего образования) http://www.fipi.ru

  4. Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть. 20 вариантов. -  Москва: «Интеллект - Центр», 2018 г.

  5. Нарушевич А.Г. «Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блиц подготовка»

  6. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018 г.

  7. Долинина Т.А. Устное собеседование в 9 классе: методические рекомендации / Т. А. Долинина; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». Т.А. Долинина. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019 – 63 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!