СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система условий перехода имплантированного ребенка на естественный путь развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система условий перехода имплантированного ребенка на естественный путь развития»


Система условий перехода имплантированного ребенка на естественный путь развития

Сурдопедагог: Бальжиева М.В.


Кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, а система мероприятий.   Она включает 3 этапа:

1) предоперационное диагностическое обследование и отбор пациентов. Кохлеарную имплантацию делают людям с двусторонней глухотой или глубокой потерей слуха. Решение о целесообразности проведения операции принимает специальная комиссия в центре кохлеарной имплантации. Решение принимается по данным комплексного обследования индивидуально для каждого пациента.

2) хирургическую операцию, достаточно дорогостоящую. Через 4-6 недель после операции, когда полностью заживет послеоперационная рана, подключается речевой процессор КИ0До этого момента человек не слышит.

3) послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов с КИ. Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый долгий и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого зависит от многих факторов, прежде всего от возраста, в котором проведена имплантация: в возрасте до 2 лет (80 % таких пациентов посещают массовые школы); в возрасте 2-3 лет (60 % таких пациентов посещают массовые школы); в возрасте 3-7 лет (от незначительных до хороших); в возрасте 7-15лет (от незначительных до хороших); в возрасте старше 15 лет (ограниченные возможности слухоречевого и языкового развития); дети, имеющие глухих родителей (проблема организации речевой среды в семье).

Опыт моей работы с детьми после КИ позволяет отметить, что при развитии слухового восприятия с помощью речевого процессора используются те же приемы и методы, как и при работе со слуховыми аппаратами, но результат при этом достигается несравнимо быстрее.

После подключения речевого процессора ребенку становиться доступно всё моногообразие окружающих звуков (ощущают звуки интенсивностью 26-40 дБ, что соответствует легкой тугоухостью -1 степень по международной классификации). Однако, воспринимает он их сквозь призму фоновова щума. Ранее незнакомые слуховые ощущения удивляют, настораживают и даже пугают своей новизной. Новые звуки могут вызвать у ребёнка не только улыбку, радость, удивление, но и раздрожение, испуг и опасение. Необходимо приучать прислушиваься к звукам и естественным образом реагировать на них. Реакции бывают разные, но, как правило, сначала, услышав звучание, ребенок замирает и сосредаточенно прислушивается. Поиск звука начинается с движением глаз, затем почти сразу он реагирует поворотом головы и тела в направлении звука.

Слуховое восприятие развиваю по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз). Важно, чтобы ребенок умел реагировать на стимулы, произносимые как голосом нормальной разговорной громкости, так и шепотом - как рядом с ребёнком, так и на расстоянии 4-6 метров от него.

Важное направление в своей работе считаю - развитие эмоциональных взаимоотношений между ребенком и его близкими. Это особенно важно потому, что именно в ответ на эмоциональное заражение у ребенка возникают естественные эмоциональные реакции: улыбка, заразительный смех, и, особенно важно - голосовые реакции. Я стремлюсь к тому, чтобы научить родителей правильному использованию невербальных средств общения: естественных жестов, позы, «живой» мимики, разнообразных интонаций. Благодаря эмоциональному заражению во время игры, у ребенка появляется произвольное подражение действиям и речи взрослого, развивается потребность в общении и сотрудничестве с ним. Этому способствуют специально организованные игры на занятиях, а затем и дома родителями.

В определении последовательности работы я исхожу из понимания единства логики и закономерностей речевого развития слышащего и глухого ребенка. Так, Наталья Александровна Рау, основательница первого в Европе и России детского сада для глухих детей писала: «Последовательность в развитии речи должна быть слепком с развития речи нормального ребека. Стадии, этапы развития речи должны быть одни и те же, что у нормального ребёнка; разница будет только в средствах, способах и времени…». Поэтому, как и в воспитании слышащего ребёнка, формирование естественной коммуникации и речи имплантированного ребенка, начинается с работы над пониманием обращенной к нему речи. Как в норме, понимание речи начинается складываться в конкретных жизненных ситуациях (дай мишку, покажи часы)…

Появление первых слов, освоенных ребенком спонтанно в ходе общения и взаимодействия становиться незабываемым событием в жизни родителей… Появлению первых слов предшествуют голосовые реакции , вскоре начинает произносить звукокомплексы, детский лепет, первые слова-«па»-упал, звукоподражания-«ав-ав». На этом этапе родители имплантированного ребёнка, как и родители слышащего ребенка, не всегда точно понимают его и на помощь снова приходят естественные жесты. Чем больше расширяется обьем понимаемой речи и используемой речи, тем более активно ребенок общается и взаимодействует с родителями, в таком взаимодействии появляются первые очень простые фразы. Звуковой состав входящих в них слов постепенно уточняется благодаря слуховому контролю, хотя все еще может оставаться неточным.

Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств общения, т.е. накопление импрессивного словаря. Это самый длительный период слухоречевой реабилитации. Он может длиться до 10 лет. Между возможностью воспринимать все звуки речи, которую дает КИ и пониманием речи существует огромная дистанция. Это связано, прежде всего с накоплением в памяти слуховых образов слов и пассивного словаря с формированием связи между слуховым образом слова и его значением, формированием граммитеческой системы языка. Благодаря этому ребенок всё больше понимает речь окружающих, спонтанно осваивает новые слова. В этот период ребенок напоминает иностранца, который живет в другой стране и изучает ее язык. Он все слышит, но понимает отдельные словаи часто используемые фразы по ситуации общения. Особое внимание необходимо уделять развитию слухового восприятия грамматической стороны речи. Ребенок с КИ, как ребенок с 1 степенью тугоухости, недостаточно точно слышит окончания, предлоги, приставки. Поэтому он не осваивает правила словообразования и словоизменения в зависимости от рода, числа, падежа, а это критично для русского языка. В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям. Ребенок научился хорошо понимать бытовую речь и говорить.

Следующий этап – дальнейшее накопление словарного запаса, развитие грамматической системы и общих представлений об окружающем мире.показателем его достижений является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение общаться с разными людьми с помощью речи (анологичен 7лет-му возрасту). Этого этапа развития могут достичь очень немногие ранооглохшие школьники и взрослые.

Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит ещё от его психофизического уровня развития. Поэтому после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций: двигательной активности, восприятия окружающего мира, внимания, памяти, воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Длительность обучения зависит от возраста потери слуха, от возраста в момент проведения кохлеарной имплантации, от сформированности речи до проведения операции, от активного участия родителей и окружающих близких людей в процессе реабилитации, от индивидуальных особенностей человека.

Сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!