Система условий перехода имплантированного ребенка на естественный путь развития
Сурдопедагог: Бальжиева М.В.
Кохлеарная имплантация – это не только хирургическая операция, а система мероприятий. Она включает 3 этапа:
1) предоперационное диагностическое обследование и отбор пациентов. Кохлеарную имплантацию делают людям с двусторонней глухотой или глубокой потерей слуха. Решение о целесообразности проведения операции принимает специальная комиссия в центре кохлеарной имплантации. Решение принимается по данным комплексного обследования индивидуально для каждого пациента.
2) хирургическую операцию, достаточно дорогостоящую. Через 4-6 недель после операции, когда полностью заживет послеоперационная рана, подключается речевой процессор КИ0До этого момента человек не слышит.
3) послеоперационную слухоречевую реабилитацию пациентов с КИ. Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый долгий и трудоемкий этап кохлеарной имплантации, длительность и эффективность которого зависит от многих факторов, прежде всего от возраста, в котором проведена имплантация: в возрасте до 2 лет (80 % таких пациентов посещают массовые школы); в возрасте 2-3 лет (60 % таких пациентов посещают массовые школы); в возрасте 3-7 лет (от незначительных до хороших); в возрасте 7-15лет (от незначительных до хороших); в возрасте старше 15 лет (ограниченные возможности слухоречевого и языкового развития); дети, имеющие глухих родителей (проблема организации речевой среды в семье).
Опыт моей работы с детьми после КИ позволяет отметить, что при развитии слухового восприятия с помощью речевого процессора используются те же приемы и методы, как и при работе со слуховыми аппаратами, но результат при этом достигается несравнимо быстрее.
После подключения речевого процессора ребенку становиться доступно всё моногообразие окружающих звуков (ощущают звуки интенсивностью 26-40 дБ, что соответствует легкой тугоухостью -1 степень по международной классификации). Однако, воспринимает он их сквозь призму фоновова щума. Ранее незнакомые слуховые ощущения удивляют, настораживают и даже пугают своей новизной. Новые звуки могут вызвать у ребёнка не только улыбку, радость, удивление, но и раздрожение, испуг и опасение. Необходимо приучать прислушиваься к звукам и естественным образом реагировать на них. Реакции бывают разные, но, как правило, сначала, услышав звучание, ребенок замирает и сосредаточенно прислушивается. Поиск звука начинается с движением глаз, затем почти сразу он реагирует поворотом головы и тела в направлении звука.
Слуховое восприятие развиваю по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз). Важно, чтобы ребенок умел реагировать на стимулы, произносимые как голосом нормальной разговорной громкости, так и шепотом - как рядом с ребёнком, так и на расстоянии 4-6 метров от него.
Важное направление в своей работе считаю - развитие эмоциональных взаимоотношений между ребенком и его близкими. Это особенно важно потому, что именно в ответ на эмоциональное заражение у ребенка возникают естественные эмоциональные реакции: улыбка, заразительный смех, и, особенно важно - голосовые реакции. Я стремлюсь к тому, чтобы научить родителей правильному использованию невербальных средств общения: естественных жестов, позы, «живой» мимики, разнообразных интонаций. Благодаря эмоциональному заражению во время игры, у ребенка появляется произвольное подражение действиям и речи взрослого, развивается потребность в общении и сотрудничестве с ним. Этому способствуют специально организованные игры на занятиях, а затем и дома родителями.
В определении последовательности работы я исхожу из понимания единства логики и закономерностей речевого развития слышащего и глухого ребенка. Так, Наталья Александровна Рау, основательница первого в Европе и России детского сада для глухих детей писала: «Последовательность в развитии речи должна быть слепком с развития речи нормального ребека. Стадии, этапы развития речи должны быть одни и те же, что у нормального ребёнка; разница будет только в средствах, способах и времени…». Поэтому, как и в воспитании слышащего ребёнка, формирование естественной коммуникации и речи имплантированного ребенка, начинается с работы над пониманием обращенной к нему речи. Как в норме, понимание речи начинается складываться в конкретных жизненных ситуациях (дай мишку, покажи часы)…
Появление первых слов, освоенных ребенком спонтанно в ходе общения и взаимодействия становиться незабываемым событием в жизни родителей… Появлению первых слов предшествуют голосовые реакции , вскоре начинает произносить звукокомплексы, детский лепет, первые слова-«па»-упал, звукоподражания-«ав-ав». На этом этапе родители имплантированного ребёнка, как и родители слышащего ребенка, не всегда точно понимают его и на помощь снова приходят естественные жесты. Чем больше расширяется обьем понимаемой речи и используемой речи, тем более активно ребенок общается и взаимодействует с родителями, в таком взаимодействии появляются первые очень простые фразы. Звуковой состав входящих в них слов постепенно уточняется благодаря слуховому контролю, хотя все еще может оставаться неточным.
Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств общения, т.е. накопление импрессивного словаря. Это самый длительный период слухоречевой реабилитации. Он может длиться до 10 лет. Между возможностью воспринимать все звуки речи, которую дает КИ и пониманием речи существует огромная дистанция. Это связано, прежде всего с накоплением в памяти слуховых образов слов и пассивного словаря с формированием связи между слуховым образом слова и его значением, формированием граммитеческой системы языка. Благодаря этому ребенок всё больше понимает речь окружающих, спонтанно осваивает новые слова. В этот период ребенок напоминает иностранца, который живет в другой стране и изучает ее язык. Он все слышит, но понимает отдельные словаи часто используемые фразы по ситуации общения. Особое внимание необходимо уделять развитию слухового восприятия грамматической стороны речи. Ребенок с КИ, как ребенок с 1 степенью тугоухости, недостаточно точно слышит окончания, предлоги, приставки. Поэтому он не осваивает правила словообразования и словоизменения в зависимости от рода, числа, падежа, а это критично для русского языка. В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям. Ребенок научился хорошо понимать бытовую речь и говорить.
Следующий этап – дальнейшее накопление словарного запаса, развитие грамматической системы и общих представлений об окружающем мире.показателем его достижений является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение общаться с разными людьми с помощью речи (анологичен 7лет-му возрасту). Этого этапа развития могут достичь очень немногие ранооглохшие школьники и взрослые.
Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит ещё от его психофизического уровня развития. Поэтому после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций: двигательной активности, восприятия окружающего мира, внимания, памяти, воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Длительность обучения зависит от возраста потери слуха, от возраста в момент проведения кохлеарной имплантации, от сформированности речи до проведения операции, от активного участия родителей и окружающих близких людей в процессе реабилитации, от индивидуальных особенностей человека.
Сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих.