СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система вопросов по произведению К. Воробьева «Убиты под Москвой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система вопросов по произведению К. Воробьева «Убиты под Москвой»»


Герой и война в повести К. Воробьева

«Убиты под Москвой»


  1. Какой период войны изображает К.Воробьев? Чем отличается поведение Алексея Ястребова от поведения героев в поэме А.Твардовского?

Повесть рассказывает о гибели кремлевских курсантов, защищавших Москву в дни немецкого нашествия в ноябре 1941 году (Битва за Москву).

Если сравнивать двух героев, то можно сказать, что Василий Теркин – это тот человек, который помогал всем пережить трудности, заряжал солдат оптимизмом, поддерживал их в трудные моменты. На его военную долю выпало немало испытаний, но при всем этом он храбро сражался, был душой среди солдат, весельчаком и никогда не унывал. Этим образом автор показал, что русские люди уверены в своей победе над врагом, что их дело правое, ибо они сражаются, героически отстаивая свою родную землю. Он уверен в победе и верит в светлое будущее страны (имеет оптимистические настроения).

Что касается Алексея Ястребова, то он не смог принимать происходящее, он во многом сомневается. В душе его не находилось место, "куда улеглась бы невероятная явь войны". Константин Воробьев крупными шагами ведет своего героя к тому моменту, когда уже сам он почувствует себя не просто повзрослевшим человеком, но солдатом и гражданином, ответственным и за собственную судьбу, и за судьбу Родины. Алексей же Ястребов судит себя за проявленную слабость и страх. Гибель роты, самоубийство Рюмина, - все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя. Немало пришлось испытать Ястребову, прежде чем открылось ему это "неожиданное и незнакомое" явление мира. Жизнь безжалостно разрушала многое из того, что казалось таким дорогим, вечным. Его мировоззрение в течение всей повести менялось, он не мог никак найти себя в такой экстремальной ситуации (имеет пессимистические настроения).


  1. Какие традиции русской литературы в изображении командира использованы при создании образа капитана Рюмина? Почему он стреляется?

Рюмин, командующий ротой солдат, отец для них, кумир, идеал для подражания (напоминает образ Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»). Он не может показывать страх, потому что он вождь, который всеми силами должен привести народ к победе, несмотря ни на что, даже если придётся воевать со своими (воплощен образ Сталина, государства) - прослеживается противопоставление народа и гос-ва (свой-чужой предполагается русский- русский).

Образ данного героя, НА МОЙ ВЗГЛЯД, можно соотнести с персонажем произведения Л. Н. Толстого «Война и мир» - Андреем Болконским. Их поведение, внешность кажутся сходными: Рюмин  оставался стоять на виду курсантов перед вражескими «юнкерсами», «и с губ его не сходила всем знакомая надменно-ироническая улыбка» (Андрея Болконского перед солдатами на Бородинском поле).

Рюмин и курсанты поймут, что обречены лишь к концу повести. Рюмин ведет ребят вперед, лучше погибнуть в бою , чем убьют свои же. Рюмин стреляется , т.к. это единственный выход офицера. Он чувствует безысходность, вину перед мальчишками. Он отвечал за них. Рюмин вел курсантов на смерть и его плата – это его смерть. Казалось бы, нет личной вины Рюмина; виновна советская пропаганда и государство, виновен Сталин. И всё же Рюмин винит себя и свою слепоту.


  1. Динамика изображения фронта в повести: а) априорные

представления о фронте курсанта Ястребова; б) первые реальные впечатления; в) бой; г) после гибели капитана Рюмина.

А) Главный герой повести Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела».

Он был горд тем, что идёт на фронт воевать за честь Родины. Но герой даже не подозревал, что ожидает его на войне и какие жизненные уроки она ему преподнесёт: «С еще более нечетким и зыбким сознанием воспринималась им война».

Б) Алексей «действует» как положено по уставу: «как на экзамене», «как на параде», «как под знамёнами» - мы видим, что в сознании Алексея мир разделён на две неравные части: по уставу и невероятная явь войны.

На фронте Алексей понимает, что он является частью большой армии, в руках которой дальнейшая судьба государства. Он в ответе за себя, за товарищей, за Родину. Алексей вдруг понимает, что война реальна, он видит её не на картинках, а в реальности: «Фронт им казался зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

В) Воробьёв выделяет высочайшую человечность Ястребова, “сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов»… Алексей, убив немца, не почувствовал себя победителем. Он увидел в нём не врага, а обыкновенного человека. Смысл войны обесценивается. Человек враждует с человеком, что является противоестественным, вне природы. Алексей очень растерялся оттого, что в одну секунду рухнули все его представления о смысле бытия: «Он бросился по окопу, не зная, куда бежит и что делать».

Г) В сознании Алексея происходит переоценка всех нравственных ценностей - от юноши, восторженно верящего декларативным лозунгам, он приходит к воину, готовому сознательно отдать свою жизнь ради жизни на земле. Сознание его нечётко и зыбко смешивает былые представления о жизни с грохотом боя. Он раньше знал многие вещи с абсолютной уверенностью в незыблемости внушённых ему истин. Алексей начинает внимательнее всматриваться в людей, задумываться о поступках бойцов и своих в том числе. Именно в этот момент «он физически ощутил, как растаяла в нём тень страха перед собственной смертью».


  1. Война в повести К.Воробьева. Смысл заглавия.

У Воробьева в повести как бы столкнулись три правды: «правда» кровавого фашизма, «правда» жестокого сталинизма и высокая правда юношей. Таким образом, в повести К. Воробьева описание войны происходит не только путем констатации жестоких фактов, но и путем осознания человеком его судьбы, судеб государств, участвующих в войне, и судеб политических деятелей.

Книга напоминает нынешнему поколению, что война – это смерть. Она не пожалеет ни молодых, ни старых. Об этом надо знать молодым, не испытавшим ужасов войны, и помнить всегда.

Для всех трагическая судьба кремлевских курсантов, отдавших жизнь за Родину, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

Название повести указывает на то, что именно командование виновато в том, что люди не погибли - а были просто «убиты», «убиты» такими же людьми, как и они сами.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!