Используются следующие методы и приемы: критериальный метод. Приёмы: введение критериальных шкал для оценивания – «волшебные линеечки»; эталонный метод. Приём «Найди ошибку», «взаимодиктант»; алгоритмический метод. Приёмы: применение алгоритмов пошагового контроля при выполнении заданий, применение листов самоконтроля с учётом гендерных различий, приём «Научи меня»; рефлексивный метод. Приёмы: заполнение карточек для рефлексии по уроку; ведение тетради достижений учащихся, «звёздочки», «пятёрочка», «дело в шляпе», рефлексии настроения и эмоционального состояния (букет настроения, дерево чувств, художественные изображения, музыкальный фрагмент, карточки с изображением лица), рефлексии деятельности (лесенка успеха, дерево достижений, солнышко), рефлексии содержания учебного материала (незаконченное предложение, выбор афоризма, синквейн, дерево цели). Также предполагается включение других приемов: «прогностическая оценка», прием «задания-ловушки», прием «создание «помощника» для проверки работы», прием «обоснованный отказ от выполнения заданий», «разноцветные поправки».
Цикличность системы заключается в периодическом применении следующих методов и приёмов для полноценного формирования умений осуществлять рефлексивный контроль и предваряющий (прогнозирующий) контроль, самоконтроль: критериальный метод. Приём введение критериальных шкал для оценивания – «волшебные линеечки»; алгоритмический метод (контроль по предложенному алгоритму). Приёмы применение листов самоконтроля; рефлексивный метод. Приёмы: «звёздочки», «пятёрочка», «дело в шляпе», рефлексии настроения и эмоционального состояния (художественные изображения, музыкальный фрагмент, карточки с изображением лица), рефлексии деятельности (лесенка успеха), рефлексии содержания учебного материала (незаконченное предложение, выбор афоризма). Также предполагается включение других приемов: «прогностическая оценка», прием «обоснованный отказ от выполнения заданий».
Задания
Тематическое планирование: Раздел «Части речи», тема «Начальная (неопределённая) форма глагола».
Цель: формирование умения осуществлять прогностическую оценку.
Приём:
Тип и этап урока: урок обобщения и систематизации знаний, этап самостоятельной работы.
Характеристика видов деятельности учащихся:
Фрагмент проведения задания:
Части речи
Род имён существительных: мужской, женский, средний
Цель: формирование умения осуществлять прогностическую самооценку.
Приём: прогностическая оценка.
Тип и этап урока: открытия нового знания (ОНЗ), инструктаж домашней работы.
Характеристика видов деятельности учащихся: Образовывать от глаголов в не-
определённой форме однокоренные глаголы определять род имён существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
Фрагмент проведения задания:
Карточка для задания:
«Изобретайка» Ф.И.________________________________. Образуй от данных глаголов однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок. Запиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели в глаголах приставки. Прежде, чем переходить к выполнению задания с помощью трёх линеечек оцени свои возможности. С помощью первой линеечки оцени, насколько ты уверен, что можешь образовать от глаголов однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок. С помощью второй линеечки - проверить орфограммы в корне слова, а с помощью третьей линеечки – выделить приставки. Поставь крестик на шкале в том месте, которое соответствует твоей оценке своих возможностей. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/09/s_5af2f44276e58/898023_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/09/s_5af2f44276e58/898023_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/09/s_5af2f44276e58/898023_1.png) н.ф. глагола Ск..зать - …; ч..тать - …; ехать - …; пр..сить - …; зв..нить - …; х..дить - …; хв..лить - …; р..ботать - … . Поставь на линеечках по результатам учительского контроля второй крестик. |
Урок обобщения и систематизации знаний, этап
- В качестве домашнего задания я приготовила для вас разноцветные карточки с заданиями. Для этого оцените работу своего соседа по парте на уроке, насколько активно он участвовал в обсуждении, верно, выполнял задания. После чего выберите для своего товарища карточку с заданием для домашней работы, которая соответствует его силам. Красная карточка – самая сложная, желтая – средней сложности, а зеленая – легкой.
Приём «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи).
Именно она является «точкой роста» самой способности младших школьников оценивать себя. Такого рода самооценку предлагаю детям лишь в середине второго класса.
Суть прогностической самооценки заключается в предварительной оценке будущей работы. И также учитель чётко должен сформулировать условие и критерии работы. Например, после прослушивания диктанта учитель предлагает детям с помощью трёх линеечек оценивать свои возможности. С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уверены, что можете проверить орфограммы в корне слова. Вторая линеечка измерит уверенность в орфограммах слабых позиций. Третья линеечка - орфограммы сильных позиций.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/09/s_5af2f44276e58/898023_4.png)
После работы учитель собирает тетради и исправляет ошибки, но не оценивает их. Далее предлагается детям поставить собственный второй крестик – по результатам учительского контроля.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/09/s_5af2f44276e58/898023_5.png)