СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематизация и обобщение изученного по темам «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте», «Деепричастия совершенного и несовершенного времени», «Не с деепричастиями».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Систематизация и обобщение изученного по темам «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте», «Деепричастия совершенного и несовершенного времени», «Не с деепричастиями».»


Конспект урока по русскому языку

7 класс



Дата:

Тема:

Систематизация и обобщение изученного по темам «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте», «Деепричастия совершенного и несовершенного времени», «Не с деепричастиями».

Цели урока:
Образовательные:

-формировать систему знаний о деепричастии и деепричастном обороте у учеников 7 класса; организовать деятельность учащихся по систематизации сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

- воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

регулятивные : определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности(этапа) в сотрудничестве с товарищем и учителем; отличать главное и второстепенное действие в процессе.

коммуникативные: слушать собеседника, слушать диалог и различать настроение говорящих,  формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы, необходимые для организации всей деятельности;

познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, извлекать нужную информацию из разных источников,  работать с разными по уровню заданиями, соблюдать нормы правописания.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь находить деепричастия, определять вид, правильно выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные УУД:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей - чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Задачи урока:

1.Обобщить и повторить материал по теме «Деепричастие»;

2.Закрепить умение находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания;

3.Развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;


4.Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;



Метод обучения: частично-поисковый, личностно-ориентированный.

Формы организации учебной деятельности:

парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:  распечатанные карточки для самоанализа,  тексты рассказа Тургенева И.С., рабочие листы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха.



Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова русского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя.

«Деепричастия и деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».

Д.Э.Розенталь

Учитель: На столах лежат «Листы самооценки», давайте попробуем оценивать себя после каждого задания .

На уроках литературы мы познакомились с рассказами И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника»,они раскрыли перед нами широчайшую картину русской жизни. Мы полюбили практичного Хоря и лирически настроенного Калиныча, угрюмого, но благородного Бирюка и, конечно же, талантливого певца Якова. Чтобы сделать художественную речь выразительной и яркой, писатели и поэты широко использовали деепричастные и причастные обороты.

  1. Что такое причастный оборот? Каким членом предложения он бывает?

  2. Работа с предложениями из текстов Тургенева (фронтальная работа).

Цель: умение находить деепричастия и ДО в тексте (Рабочий лист №1).

1. Хорь присел на скамью и ,преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор.

2. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.

3. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика.

4. Калиныч запел вполголоса, подпрыгивая на облучке, и все глядел да глядел на зарю.

5. Корова подошла к двери, шумно дохнула раза два; собака с достоинством на нее зарычала; свинья прошла мимо, задумчиво хрюкая.

Учитель: Какую роль играют в этих предложениях ДО? ( Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой, эмоциональной; предложения с деепричастными оборотами более выразительны, живописны).

-Оцените свою работу на этом этапе.

II. Целеполагание.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы учеников)

- Сформулируйте тему урока? («Обобщение по теме «Деепричастие»)

- Что мы должны сегодня повторить по этой теме?

1) Мы должны знать, что такое деепричастие;

1) уметь находить деепричастия и ДО в предложениях и текстах,

2) повторить правила постановки знаков препинания, слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями,

3) сформировать представление о роли деепричастий в художественных произведениях. Уметь правильно употреблять деепричастия и ДО.

Запишем тему: «С деепричастием на «ты» (Обобщение знаний о деепричастии)

Мы сегодня вспомним все орфограммы, с которыми связана часть речи – «Деепричастие».

III. Актуализация опорных знаний учащихся:

Учитель: Подумайте, какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам по деепричастию и давайте повторим теорию, отвечая на ваши вопросы.

Учитель: Оцените эту работу по оценочным листам.

Примерные вопросы.

- Как пишется частичка НЕ с деепричастием?

- В деепричастии совмещены признаки каких частей речи?

- На какие вопросы отвечает деепричастие?

- Какие признаки глагола есть у деепричастия? (возв/невозвр., вид, время).

- Какой признак наречия имеет деепричастие?

- Что такое деепричастный оборот?

- Как выделяется деепричастный оборот?

- Каким членом предложения является деепричастие?

- Как образовываются деепричастия совершенного вида? Пример.

- Как образовываются деепричастия несовершенного вида? Пример.

IV.  Работа по теме урока

1. Графическая разминка.  

-В эпиграфе урока и в работе над предложениями прозвучали слова о том, что деепричастным оборотам присуща большая выразительность.

-Вспомните строки великих русских поэтов, восстановите их, назовите автора и произведение.

1. «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит» (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)

2. «Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, пряла, сидя у окна» (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

3. «Кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус» (Ю.М. Лермонтов «Бородино»)

4. «Потом, глаза продравши, встала. И рылом подрывать у Дуба корни стала». (И.А.Крылов. « Свинья под дубом»)

5 «Возвратясь с гостями со псарного двора, Кирила Петрович сел ужинать и тогда только, не видя Дубровского, хватился о нем.

- Что использовали поэты для создания динамичности (подвижность, стремительность) в своих стихах? (ДО). - Назовите деепричастные обороты. Составьте схемы. По одному к доске, составить схемы. Проверка.

[ , /-.-/, ─ = ]. 

[ ─, /-.-/, =, /-.-/ ]. 

[ ─ =, /-.-/, /-.-/ ].

[ ,/-.-/ , =].

[- .-./ , ─ = и …,/-.-./,= ]

- Оцените свою работу

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2- ошибки – «3»

3- ошибки – «2»

- Всегда ли ДО выделяются запятыми?

1.Повар ловко месил тесто, засучив рукава куртки.

2.Матросы работали засучив рукава (работали хорошо).

-В каком предложении не поставили запятые? Почему? 

С утра до поздней ночи работал Федор не покладая рук (Шолохов)

-Фразеологический оборот с деепричастием запятыми не выделяется.

(Дело в том, что фразеологический оборот – особая единица языка. Работать засучив рукава и не покладая рук (синонимы) – это значит работать хорошо, делать что-то старательно. Деепричастие, входящее в состав фразеологического оборота, теряет свою силу как часть речи и не обособляется).

В предложении рядом может быть несколько деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, относящихся к одному глаголу и отвечающих на один вопрос. В таком случае они являются однородными обстоятельствами и запятая ставится или не ставится в соответствии с правилами пунктуации при однородных членах:

Путешественники, заняв свои места и успокоившись, решили перекусить.

2. Работа с текстом

-Прочитайте текст, вспомните из какого рассказа Тургенева он взят?


1.Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. 2. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. 3. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша перышки, еще яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучками носились над зелеными конопляниками. 4.Жажда меня мучила. 5. Воды не было близко: в Колотовке, как и во многих других степных деревнях, мужики, за неименьем ключей и колодцев, пьют какую-то жидкую грязцу из пруда... 6. Но кто же назовет это отвратительное пойло водою? 7. Я хотел спросить у Николая Иваныча стакан пива или квасу.

(Рассказ Тургенева И.С.«Певцы»)



  • Выпишите все деепричастия и определите их вид, выделите графически деепричастные обороты (передвигая-н.в., свирепея-н.в., разинув-с.в, прося-н.в.,распуша– с.в.,) 5 слов.

(Устно). Объясните пропуски в словах. (Затронуть тему написания НЕ с разными частями речи, вспомнить правило НЕ с деепричастиями) 

-Оцените свою работу.

3. Физкультминутка.

Я вам буду называть слова на правописание не с деепричастиями, а вы поднимаете руку с зеленой карточкой, если деепричастие с не пишется слитно; с красной, если пишется раздельно. Итак, слушайте меня внимательно.

Недоумевая

Не боясь

 не замечая

неистовствуя

не увидев

ненавидя

 не прочитав

негодуя

не создавая

не жалея

  Оцените свою работу.   

4.Распределительный диктант.   Выполните морфемный разбор слов, распределив их по частям речи: мажущий, мажешь, мазала, мазавший, мазанный, мазаны, макать, макайте, макающий, макавший, макаемый, макая.

Глаголы : маж– ешь, маз-а– л– а, мак– а– ть, мак-а-й-те.

Причастия: маж- ущ-ий, маз-а– вш- ий, маз– а– нн- ий, маз– а– н– я, деепричастие не образуется. Мак– а– ющ- ий, мак– а– ем-ый, мак– вш– ий.

Деепричастие : мак– а- я

- Оцените свою работу.                                                          

5. Игра «Редактор».  Если мы хотим создать яркий, выразительный текст, то для характеристики действия следует использовать деепричастия. При этом мы часто допускаем ошибки в употреблении деепричастий в речи, нарушаем грамматико - стилистические нормы употребления.

- А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.

- Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)

- Перед вами предложение. Исследуйте его. Объясните в чем ошибка? (Исправляем грамматические ошибки).

Попрощавшись с друзьями, один из них сообщает мне важную новость. ( я прощался, а сообщает кто-то другой; попрощавшись – Сов.вид, т. е. действие от глагола прошедшего времени, а друг сообщает – глагол в настоящем времени ) Когда я прощался с друзьями, один из них сообщил мне важную новость.



- Измените предложения, запишите правильные варианты.

1. Заваривая чай, у него упала чашка. (действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия). Когда он заваривал чай, у него упала чашка.

2. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. (Глядя вдаль, она грустит).

3. Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов , был его любимым местом отдыха. ( Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения ( кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий ).

Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.

  • Объясните, что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? Действующее лицо должно быть одно и то же – и для глагола, и для деепричастия; оба действия должны происходить в одно время).

- Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок!

Оцените свою работу.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Составим кластер по теме «Деепричастие». Работа по группам. (Ответы каждой группы). Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего? Какие из тем вы бы хотели еще повторить?

- Посмотрите на свои оценочные листы, проанализируйте их.

-Какую оценку за урок вы бы поставили себе и почему?

V. Итоговая рефлексия.

- Ребята, проанализировав сейчас свои умения, вы имеете дома возможность устранить пробелы в ваших знаниях, продолжить дома подготовку к проверочной работе. Надеюсь, что вам было комфортно работать сегодня на уроке, и вы получили удовлетворение от результативности урока.

VI. Домашнее задание: подготовить связный рассказ о сходстве и различии причастия и деепричастия по листу инфографики «5», составить кроссворд на тему «Деепричастие» - (на «5»)

2) Игра «4-й лишний» - (на «4») Составить 4 ряда слов, в каждом из которых будет лишним одно слово. Например: глядя, проходить, убегать, ушел.

Выполнить любое упражнение из раздела «Деепричастие» - на «3».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!