СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход. Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно – деятельностный подход  - методологическая основа концепции Федерального государственного образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход. Из опыта работы.»

Технология  системно-деятельностного подхода  в начальной школе  Казаринова Ж. Е.  учитель начальных классов  МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы Смоленской области

Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе

Казаринова Ж. Е.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы Смоленской области

Актуальность Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Актуальность

  • Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Что же такое  системно-деятельностный подход обучения? Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно – деятельностным.

Что же такое системно-деятельностный подход обучения?

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется

системно – деятельностным.

Основные положения  технологии деятельностного метода обучения.     Процесс обучения есть всегда обучение деятельности Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную  деятельность группы учащихся под руководством учителя Сам процесс учения должен быть творческим

Основные положения технологии деятельностного метода обучения.

Процесс обучения есть

всегда обучение

деятельности

Обучение деятельности

предполагает

совместную

учебно-познавательную

деятельность группы

учащихся под

руководством учителя

Сам процесс учения

должен быть

творческим

Составляющие деятельностного подхода 1. Учебный материал предтавляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам. 2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

Составляющие деятельностного подхода

1. Учебный материал предтавляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.

2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

Позиция учителя:  к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.  Позиция ученика:  за познание мира,  (в специально организованных для этого условиях).

Позиция учителя:

к классу не с ответом

(готовые знания, умения, навыки),

а с вопросом.

Позиция ученика:

за познание мира,

(в специально организованных для

этого условиях).

Сравнительная характеристика Объяснительно-иллюстративный Компоненты учебной деятельности Задаётся педагогом Деятельностный Цель: Используются внешние мотивы Выбираются педагогом. предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели Мотивы: Инвариантные, предусмотренные учителем Средства: Опора на внутренние мотивы побудители к деятельности  способы осуществления деятельности Совместный с учащимися выбор. Действия: Уровень усвоения знаний основной элемент деятельности Вариативные, возможность индивидуального выбора Результат: Сравнение результативности с эталонами конечный продукт Позитивные внутренние личностные изменения Оценка: критерий достижения целей Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений

Сравнительная характеристика

Объяснительно-иллюстративный

Компоненты учебной деятельности

Задаётся педагогом

Деятельностный

Цель:

Используются внешние мотивы

Выбираются педагогом.

предполагаемый результат

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели

Мотивы:

Инвариантные, предусмотренные учителем

Средства:

Опора на внутренние мотивы

побудители к

деятельности

способы осуществления деятельности

Совместный с учащимися выбор.

Действия:

Уровень усвоения знаний

основной элемент деятельности

Вариативные, возможность индивидуального выбора

Результат:

Сравнение результативности с эталонами

конечный продукт

Позитивные внутренние личностные изменения

Оценка:

критерий достижения целей

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений

Виды деятельности Формы деятельности игровая исследовательская проектная рефлексивная контрольно-оценочная творческая практическая групповая парная индивидуальная фронтальная

Виды деятельности

Формы деятельности

  • игровая
  • исследовательская
  • проектная
  • рефлексивная
  • контрольно-оценочная
  • творческая
  • практическая
  • групповая
  • парная
  • индивидуальная
  • фронтальная

 Типология уроков  в дидактической системе деятельностного метода   уроки «открытия» нового знания уроки рефлексии уроки общеметодологической направленности уроки развивающего контроля

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

  • уроки «открытия» нового знания
  • уроки рефлексии
  • уроки общеметодологической направленности
  • уроки развивающего контроля
Этапы построения  урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе Мотивация к учебной деятельности Актуализация и пробное учебное действие Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление учебного действия Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности

Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе

  • Мотивация к учебной деятельности
  • Актуализация и пробное учебное действие
  • Выявление места и причины затруднения
  • Построение проекта выхода из затруднения
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление учебного действия
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности
Этап 1  МОТИВАЦИИ Приёмы

Этап 1 МОТИВАЦИИ

Приёмы

  • "Побуждение"
  • "Психологический тренинг"
  • "Удивляй"
  • "Привлекательная цель"
  • "Проблемная ситуация"

Этап  2  АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ Приёмы

Этап  2 АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Приёмы

  • "Столкновение противоречий"
  • "Вопросы, требующие установления сходства и различия."
  • "Вопросы по установлению причинно–следственных связей."
  • "Пресс - конференция"
  • "Сравнение"
  • "Проведи исследование"
  • "Дай информацию"
  • "Идеал"
 Этап 3.  ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ   Приёмы

Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Приёмы

  • "Составление алгоритма"
  • "Цепочка"
  • "Расшифруй!"

 

   Этап 4.  ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА  ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ   Приёмы

  Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Приёмы

  • "Яркое пятно"
  • "Разрешение парадоксов"
  • "Помощники"
  • "Тема в виде проблемного вопроса"
  • "Группировка"
 Этап 5.  РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА   Приёмы

Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Приёмы

  • "Мини – рассказ "
  • "Упрости! "
  • "Создай коллекцию "
  • "Проблемный поиск "
  • "Послушать – сговориться – обсудить "

 Этап 6.  ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ   Приёмы

Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Приёмы

  • "Составь меню"
  • "Чего больше?"
  • "Реклама"
  • "Учимся сообща"
  • "Я беру тебя с собой"
Этап 7.  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ   Приёмы

Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Приёмы

  • " Фактологический диктант"
  • "Цифровой диктант"
  • "Буквенный диктант"
  • "Соответствие фактов и понятий"
  • "Рядом с художником"
 Этап 8.  ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ  И ПОВТОРЕНИЯ   Приёмы

Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Приёмы

  • "Создай презентацию"
  • "Своя опора"
  • "Приведи примеры"
  • "Раздели на группы"
  • "Уравнение"
  • "Дай информацию"
  • "Составь"
   Этап 9.  РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Приёмы

  Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приёмы

  • "Опрос – итог "
  • "Азбука «
  • "Анкета "
  • "Увеличение – уменьшение "
  • "Телеграмма"
  • "Шкатулка"
Уильям Артур Уорд, писатель

Уильям Артур Уорд, писатель


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!