Технология системно-деятельностного подхода в начальной школе
Казаринова Ж. Е.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 г. Вязьмы Смоленской области
Актуальность
- Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Что же такое системно-деятельностный подход обучения?
Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется
системно – деятельностным.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения.
Процесс обучения есть
всегда обучение
деятельности
Обучение деятельности
предполагает
совместную
учебно-познавательную
деятельность группы
учащихся под
руководством учителя
Сам процесс учения
должен быть
творческим
Составляющие деятельностного подхода
1. Учебный материал предтавляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.
2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.
Позиция учителя:
к классу не с ответом
(готовые знания, умения, навыки),
а с вопросом.
Позиция ученика:
за познание мира,
(в специально организованных для
этого условиях).
Сравнительная характеристика
Объяснительно-иллюстративный
Компоненты учебной деятельности
Задаётся педагогом
Деятельностный
Цель:
Используются внешние мотивы
Выбираются педагогом.
предполагаемый результат
В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели
Мотивы:
Инвариантные, предусмотренные учителем
Средства:
Опора на внутренние мотивы
побудители к
деятельности
способы осуществления деятельности
Совместный с учащимися выбор.
Действия:
Уровень усвоения знаний
основной элемент деятельности
Вариативные, возможность индивидуального выбора
Результат:
Сравнение результативности с эталонами
конечный продукт
Позитивные внутренние личностные изменения
Оценка:
критерий достижения целей
Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижений
Виды деятельности
Формы деятельности
- игровая
- исследовательская
- проектная
- рефлексивная
- контрольно-оценочная
- творческая
- практическая
- групповая
- парная
- индивидуальная
- фронтальная
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
- уроки «открытия» нового знания
- уроки рефлексии
- уроки общеметодологической направленности
- уроки развивающего контроля
Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация и пробное учебное действие
- Выявление места и причины затруднения
- Построение проекта выхода из затруднения
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление учебного действия
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности
Этап 1 МОТИВАЦИИ
Приёмы
- "Побуждение"
- "Психологический тренинг"
- "Удивляй"
- "Привлекательная цель"
- "Проблемная ситуация"
Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Приёмы
- "Столкновение противоречий"
- "Вопросы, требующие установления сходства и различия."
- "Вопросы по установлению причинно–следственных связей."
- "Пресс - конференция"
- "Сравнение"
- "Проведи исследование"
- "Дай информацию"
- "Идеал"
Этап 3. ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
Приёмы
- "Составление алгоритма"
- "Цепочка"
- "Расшифруй!"
Этап 4. ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Приёмы
- "Яркое пятно"
- "Разрешение парадоксов"
- "Помощники"
- "Тема в виде проблемного вопроса"
- "Группировка"
Этап 5. РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Приёмы
- "Мини – рассказ "
- "Упрости! "
- "Создай коллекцию "
- "Проблемный поиск "
- "Послушать – сговориться – обсудить "
Этап 6. ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Приёмы
- "Составь меню"
- "Чего больше?"
- "Реклама"
- "Учимся сообща"
- "Я беру тебя с собой"
Этап 7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Приёмы
- " Фактологический диктант"
- "Цифровой диктант"
- "Буквенный диктант"
- "Соответствие фактов и понятий"
- "Рядом с художником"
Этап 8. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Приёмы
- "Создай презентацию"
- "Своя опора"
- "Приведи примеры"
- "Раздели на группы"
- "Уравнение"
- "Дай информацию"
- "Составь"
Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приёмы
- "Опрос – итог "
- "Азбука «
- "Анкета "
- "Увеличение – уменьшение "
- "Телеграмма"
- "Шкатулка"
Уильям Артур Уорд, писатель