СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно - деятельностный подход к обучению учащихся русскому языку в основной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход к обучению учащихся русскому языку в основной школе»

Системно - деятельностный подход к обучению учащихся русскому языку в основной школе.

Признанным подходом в обучении в соответствии с требованиями ФГОС выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения [1, с. 69]. При данной форме обучения важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Суть данного подхода в образовательном процессе заключается во включении ученика в общий с учителем образовательно-познавательный поток, в оказании реальной помощи в самоопределении, в научении релаксированию [3, с. 16-23]. Это можно сделать только с помощью действия. Из этого следует, что необходимо подробнее разобраться в сущности деятельностного подхода.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в интеллектуальном развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной познавательной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» [10, с.115].

Суть деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью данного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности [4, с. 82]. Быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности. Учащиеся должны научиться ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Таким образом, происходит переосмысление своей деятельности и у преподавателей. Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) и основана она на сотрудничестве и взаимопонимании.

Что отличает урок, построенный на основе системно-деятельностного подхода, от урока знаниевой образовательной модели? Следует назвать следующие характерные признаки:

1. Учитель обозначает не только содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету), но и деятельностную цель (формирование умений реализации новых способов действий).

2. Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.

3. Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием.

4. Цель урока обозначается учащимися как собственная учебная задача.

5. На этапе первичного закрепления преподаватель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи.

6. Наличие на уроке самостоятельной работы школьников, с проверкой по эталону.

7. Формы организации познавательной деятельности детей и методы обучения обеспечивают реализацию девиза «Не давать готовые знания».

8. Наличие на уроке итоговой оперативной экспресс-диагностики результатов.

9. Учитель планирует и реализует этап рефлексии школьников собственной деятельности на уроке.

10. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов экспресс-диагностики и рефлексии [10, с.94].

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и менеджера этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать новое, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее [4, с. 29]. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие ребѐнка.

Новый стандарт одной из главных задач школы определяет развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД) [2, с.10].

Универсальные учебные действия  – это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного обретения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Другими словами, овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

Выделяются следующие виды УУД:

  • личностные (смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания);

  • познавательные (поиск, переработка и структурирование информации; исследование; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления);

  • коммуникативные (осуществление межличностного общения, умение работать в группе);

  • регулятивные (целеполагание, планирование и организация деятельности, самоконтроль) [2, с. 12-14].

Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!