СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Системно-деятельностный подход как один из факторов повышения качества обучения и формирования социально активной личности»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О формировании музыкальной культуры обучающихся

Просмотр содержимого документа
««Системно-деятельностный подход как один из факторов повышения качества обучения и формирования социально активной личности»»



муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новосёловская средняя школа» Убинского района Новосибирской области

Опыт работы учителя музыки. Висторобский П.М., учитель музыки МКОУ «Новосёловская средняя школа»

«Системно-деятельностный подход как один из факторов повышения качества обучения и формирования социально активной личности» - над этой темой я работаю с 2017-2018 учебного года.

Основная цель моей деятельности:


формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы (в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями и потребностями каждого обучающегося).



Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.
Аристотель

1.Актуальность и перспективность опыта.
Процесс образования в школе направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе. Важно, чтобы выпускники школы вышли в большую жизнь самостоятельными, социально адаптированными, успешными, разносторонне развитыми гражданами с активной жизненной позицией, способными сделать ответственный выбор в своей жизни. В течение многих лет я работаю по проблеме формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы
Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.
Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса, как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и формирует личность ребенка всю жизнь.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:
- формируется эмоциональная сфера;
- совершенствуется образное мышление;
- ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и в жизни.
Задачи, которые стоят перед каждым учителем музыки - введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и, в связи с этим, расширение их духовной сферы, воспитание чувств. Занятия музыкой формируют духовность личности, её нравственный стержень, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека. Богатство эмоциональной жизни – условие нравственного роста.
2. Формирование ведущей идеи опыта.
Я уверен, что, развивая творческие способности учащихся, мы сможем добиться таких результатов, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Поэтому для себя я так определил цель и задачи своей педагогической деятельности:
- способствовать формированию творческой личности, готовой саморазвиваться, приумножать общественную культуру, делать вклад в построение нового общества.
- выявлять, учитывать и развивать творческие способности учащихся;
- создать творческую, художественно-образовательную среду с включением в её содержание различных видов музыкальной деятельности для развития творческих способностей в сочетании с различными видами искусства (изобразительной деятельности, пластического интонирования и др.) на основе использования активных форм, методов, технологий обучения и воспитания.
- приобщать обучающихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Тенденция в современной педагогике – активизировать процессы обучения и воспитания через творчество школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.
Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. С одной стороны, урок - основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных типов урока отвечает современным требованиям, стоящим перед школой.
С другой стороны внеурочная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.
Внеурочная деятельность открывает перед школьником возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт. Учитель же имеет возможность больше приобщить их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.
Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуации успеха. Это особенно необходимо, когда ребёнок проявляет старание, но испытывает затруднения. Поощряя детей, учитель создаёт ситуацию успеха, а переживание радости придаёт им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Успех, радость достижения цели многим учащимся помогает поверить в свои силы, утвердится в собственных глазах и мнении товарищей.
Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувства мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка.
3.Теоретическая база опыта.
Каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности. Я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами музыки формировать культурного человека.
Для меня остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на уроках музыки преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать урок музыки уроком искусства.
И мне, как учителю музыки, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в моих руках с 1 по 8 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения

Осуществляя цель моей деятельности:

формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, развитие эмоционально-личностной, познавательной сферы я создал достаточный теоретический и практический материал, который я использую при подготовке к урокам и внеурочной деятельности.
Соответственно программе наиболее эффективной формой работы по развитию творческих способностей учащихся, является использование следующих видов музыкально-практической деятельности школьников:
- слушание музыки и размышления о ней (устные и письменные);
- вокальная исполнительская деятельность (хоровое, ансамблевое, сольное пение);
- игра на музыкальных инструментах (музицирование) – самый любимый вид деятельности;
- пластическое интонирование;
- импровизация (речевые, звуковые, певческие, двигательные);
- музыкально-ритмические движения ;
- моделирование художественно-творческого процесса (инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств).
Большое внимание также уделяю репертуару, которое несёт высокий духовно-нравственный потенциал. Приобщение детей к разнообразию классической, духовной, народной и современной музыки, а также знакомство их с красотой этих произведений, считаю одной из самых важных задач уроков музыки.
Уроки музыки и внеурочную деятельность стараюсь строить на художественно-дидактических подходах, т.к. подход – это и есть технология реализации принципов музыкального образования в учебном процессе. Но в своей практике, я прежде всего, опираюсь на Системно-деятельностный подход как один из факторов повышения качества обучения и формирования социально активной личности.

Потому что живое взаимодействие в процессе специально организованной собственной творческой деятельности, это и есть основа формирования творческой личности, способной реализоваться в социуме.
Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка.
И для себя я выделил те методы, которые сегодня являются наиболее актуальными. Ведущее место в работе занимают:
-Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского, которая является базовой основой программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.
-Психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной
деятельности ребенка;
-Психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.
Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.).

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках и во внеурочной деятельности, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ.
Поэтому стараюсь идти в ногу со временем и использовать все современные технологии, которые нам предлагает наше общество: это применение на уроках персонального компьютера, мультимедийного проектора, музыкально-акустической системы и др.
Внедрение ИКТ на уроках музыки помогли мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть музыкальные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы.
Для меня компьютер на уроке это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогического общения в интерактивном режиме.
На своих уроках музыки, а также внеклассных мероприятиях я применяю разнообразные технологии и музыкальные программы. Так, например, использование компьютерных презентаций позволяют экономить время на объяснение нового материала, на закрепление изученного, повышают эффективность воздействия учебного материала на обучающих. Способствуют повышению интереса к изучаемому предмету.
Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Меффодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Детям интересно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний я использую раздел Викторина, где можно проверить знания по различным музыкальным темам.
Для изучения композиторов-классиков я использую в своей работе программу «Энциклопедия классической музыки». В ней представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.
Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении.
Для того чтобы дети легче справлялись с поставленными творческими задачами, на уроках использую различные методы и приёмы обучения: например,
- Формирование музыкальных знаний, умений и навыков проходит с помощью метода сравнительного анализа: сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;
- Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;
- Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;
- Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;
- Для воспитания нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развития фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром использую метод эмоциональной драматургии;
- Художественно-творческие устремления учащихся выявляю на основе проблемно-поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, анализа жизненных ситуаций, а также знаний соответствующего типа;
- Для создания учащимися новых образовательных результатов (идей, произведений, сочинений, исследований, определений) применяю методы и приемы эвристического обучения: «вживания в образ», образного видения, придумывания, эвристических вопросов (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?);
- Для мотивации учебной деятельности, для коррекции знаний и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач на уроке для обобщения имеющихся знаний использую приём актуализации знаний и умений.
- Для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях использую прием работы в малых группах, когда учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.
- Для преодоления трудностей на уроке, для мотивации уверенности использую приемы ситуации новизны, неожиданности и успеха.
- Для младших школьников часто использую игровые методы (театрализация и др.).

5. Анализ результативности
В результате использования вышеописанных подходов в изучении музыки мне удалось:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- привлечь детей к внеурочной деятельности;
- научить учащихся быть смелыми, артистичными, уверенными в себе;
- научить учащихся использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний учащихся;
- использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности, в практической жизнедеятельности;
- учащиеся стали занимать призовые места;

2017-2018гг

V районный смотр –конкурс вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»

Специальный приз жюри

МКОУ «Новоселовская средняя школа»

Казакова Кристина Анатольевна

Диплом

V районного смотра –конкурса вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»

2018-2019гг

Открытый районный

Фестиваль «Живая деревня -2018»,

посвящённый Дню народного единства»


Подготовка выступлений учащихся


2019-2020гг

Открытый районный

Фестиваль «Живая деревня -2019»,

посвящённый Дню народного единства»


Подготовка выступлений учащихся


2018-2019

Муниципальный этап Регионального фестиваля «Школа. Творчество.Успех.»

II место

Номинация «вокальное исполнительство» МКОУ «Новоселовская средняя школа»

Казакова Кристина Анатольевна



Грамота управления администрации Убинского района Новосибирской области за II место в муниципальном этапе Регионального фестиваля «Школа. Творчество.Успех.» Номинация «Вокальное исполнительство»


2019-2020

VII районный смотр –конкурс вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»

Лауреат  I степени

МКОУ «Новоселовская средняя школа»

Казакова Кристина Анатольевна


Диплом

VII районного смотра –конкурса вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»

Лауреат I степени


2019-2020

VII районный смотр –конкурс вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»

Ганеева Алина Гайсяевна


Диплом участника VII

районного смотра –конкурса вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»

2019-2020

VII районный смотр –конкурс вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»

Бахолдина Галина Алексеевна

Диплом участника VII

районного смотра –конкурса вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»


2020-2021гг

VIII районный смотр –конкурс вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»

Участник VIII районного смотра –конкурса вокального творчества «Песни, рождённые в СССР МКОУ «Новоселовская средняя школа»

Казакова Кристина Анатольевна

Диплом участника VIII

районного смотра –конкурса вокального творчества «Песни, рождённые в СССР»

2020-2021гг

Районный этап регионального

конкурса по художественному и техническому

творчеству «Новогодний фейерверк - 2021»



II место Казакова Кристина



Грамота управления администрации Убинского района Новосибирской области за II место в районном этапе регионального конкурса по художественному и техническому

творчеству «Новогодний фейерверк - 2021»


2020-2021гг

Районный этап регионального

конкурса по художественному и техническому

творчеству «Новогодний фейерверк - 2021»


I место Бахолдина Галя


Грамота управления администрации Убинского района Новосибирской области за I место в районном этапе регионального конкурса по художественному и техническому

творчеству «Новогодний фейерверк - 2021»


2020-2021гг


I место –Воронцова Милена


Грамота управления администрации Убинского района Новосибирской области за I место в районном этапе регионального конкурса по художественному и техническому

творчеству «Новогодний фейерверк - 2021»


2020-2021гг

Районный этап Всероссийского конкурса юных вокалистов «Звонкие голоса России – 2021»

III место.

МКОУ «Новоселовская средняя школа»

Казакова Кристина Анатольевна

Приказ управления образования № 167-п от 12.05.2021



2021-2022


III районный детский вокальный конкурс

«ГолосОК»


I возрастная категория.

Номинация: эстрадное пение

Романова Катя




Диплом участника III районного детского вокального конкурса

«ГолосОК»



2021-2022

III районный детский вокальный конкурс

«ГолосОК»

III возрастная категория.

Номинация: эстрадное пение

Бахолдина Галя


Диплом участника III районного детского вокального конкурса

«ГолосОК»




Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности обучающихся. Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни.
Передо мной, как учителем, никогда не стояла задача - сделать из своих воспитанников профессиональных музыкантов. Для меня главное оказать благоприятное влияние как на развитие личности ребенка, так и на повышение его самооценки. Воспитать личность активную, интересную, небезразличную и целеустремленную.
Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиски действенной методики музыкальной работы в школе является весьма актуальными.

6. Адресные рекомендации по использованию опыта
Обобщение собственного педагогического опыта. Чего же я, как педагог, достигл в своей работе?
- устойчивый интерес к предмету;
- работа без неуспевающих;
- призовые места на конкурсах;
- авторитет среди учеников, их родителей.
И пусть мои ученики будут лучше меня!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!