СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

системно-деятельностный подход

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры»











Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры,

творческий подход к педагогическому процессу


подготовила

учитель физической культуры

Шиндина Юлия Владимировна



















Мы все понимали, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, которые должны учитывать государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Поэтому коллективу, участвующему в эксперименте предстояло пересмотреть свою работу и организацию учебно-воспитательного процесса в условиях реализации и с учётом ФГОС, а также учится создавать условия для формирования конкурентоспособной личности с высоким уровнем самоконтроля и самосовершенствования, ориентированной на творческое развитие. Совершенствовать учебно-методическую работу и проведение мероприятий на повышение профессиональной компетентности педагогического состава использовать в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий в рамках стажировочных площадок и инновационной деятельности.

Перед школой была поставлена цель: «Адаптивное управление школой, содействующей здоровью учащихся, развитию творческой инициативности и самореализации личности». Была определена тема работы школы: «Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательно-образовательном процессе».

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов второго поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания. Он помогает, создать условия умения учащихся учится, т.е. способности к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию путём сознательного, активного, мотивированного приобретения социального опыта.

Использование системно-деятельностного подхода в учебном процессе предполагает повышение качества образования. А понятие «качество образования» находится в тесной связи с понятием «качества здоровья», они неотделимы друг от друга. Без качественного здоровья не может быть качественного образования.

Здоровье – первая и основная потребность любого человека. В российской педагогике и психологии выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное, которые тесно связаны между собой. В результате психолого-педагогических исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:

  • принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;

  • принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;

  • принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.

Для успешной работы в системе деятельностного метода обучения необходимо использовать различные пособия, дидактические материалы, программы, видеоматериалы.

Для повышения эффективности социального воспитания, формирования компетентности и ценностных ориентаций у учащихся в нашей школе задействованы разнообразные социальные службы (медицинские работники, социальный педагог, психолог, биологи). Поэтому основой повышения качества физического воспитания в школе является выработка и реализация образовательной политики всеми участниками образовательного процесса – администрации, учителями, детьми, родителями. Такой подход предлагает интеграцию и дифференциацию на различных уровнях взаимодействия, составляющих единый образовательно-воспитательный процесс всех заинтересованных лиц по созданию совместных проектов по привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, поскольку каждая структура в отдельности не даёт должного положительного результата.

Учебный предмет «Физическая культура» в сравнении с другими наиболее целостно взаимодействует со всеми сферами школьной жизни, так как урочная работа с детьми дополняется внеурочными, внеклассными и внешкольными физкультурно-оздоровительными мероприятиями. При этом физическое образование и воспитание в школе, должно носить непрерывный, развивающий, творческий, поэтапный характер.

На уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, в первую очередь, необходимо решать образовательные задачи, то есть: дать учащимся знания, научить их базовым видам двигательной деятельности, тем самым создать двигательную базу, научить самостоятельности. При этом создать новые условия и изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Использовать на уроках физической культуры технологии усиления мотивации и активизации познавательной деятельности, технологии лидерства, «портфолио», проектную деятельность, использование компьютерных технологий

Использование системно-деятельностного подхода определило воспитательные цели. Это создание ситуаций, которые стимулируют активность учащихся и ориентируют их на свободный выбор, творчество и самореализацию. В результате активности, имеющей целью решение учебных задач, у детей формируются новые знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности. Наша задача на уроке и во внеурочной деятельности – стимулировать учебную активность школьников. Чтобы дети активно включались в учение, необходимо, прежде всего, сформировать у них мотивы, побуждающие их заниматься. Мы применяем разные мотивы и применительно к каждому ученику, например (укрепление своего здоровья, радости движения). Для этого, на каждом уроке, рассматриваются вопросы: по основам теоретических знаний, вопросы по основам культуры поведения и основам культуры ведения здорового образа жизни

Одной из причин снижения удовлетворенности уроками у школьников являются отсутствие эмоциональности урока, интереса к выполняемым упражнениям. Каждый учитель ищет пути, как разрешить эти причины? Стараюсь строить уроки по законам искусства, внося музыкальное сопровождение при разучивании ритмичных движений, при разучивании «аэробики» вместо обычной разминки. Это придаёт красоту, праздничность, одухотворенность и вижу, учение для моих учеников становится источником радости, вдохновения и духовного роста. При разучивании акробатических упражнений использую технологию лидерства. Делю класс на группы, во главе группы ставлю самого подготовленного ученика, который показывает упражнения, страхует учащихся, корректирует ошибки. По окончании выполнения упражнений дети в группах анализируют причины допущенных ошибок. При разучивании акробатических комбинаций предлагаю детям свой вариант комбинации. После того как учащиеся её освоят, предлагаю учащимся составить свой вариант акробатических комбинаций.

Сочетание образовательной задачи с заданием творческого характера помогают моим ученикам находить новые варианты или сочетания движений и оригинальные исходные положения. Составлять комплексы утреней гимнастики (в парах, группах), комплексы для разминки, комбинации на гимнастических снарядах, новые варианты подвижных игр.

Через сеть домашних заданий, по желанию учащихся, предлагаю составить комплекс мини-аэробики под музыкальное сопровождение. Дети с большим удовольствием выполняю эти домашние задания, а потом демонстрируют их в классе. Составляют комплексы парами или небольшими группами, объединяясь по интересам, таким образом, получают опыт коллективного мышления.

Для других детей интересен мотив – участие в соревнованиях, радость победы. Для этого в каждый урок включен программный материал по подвижным, народным играм. Эти уроки так и называются: урок-игра, урок-праздник, урок-Олимпизма, урок-соревнование. Особенно дети любят уроки, посвященные национальным праздникам «Крещение», «Масленица» и т.д. К каждому такому уроку необходима тщательная подготовка. В организации таких уроков принимают участие учитель, сами дети, родители. Во внеурочное время проводятся соревнования по видам спорта, по физической подготовленности, соревнования, посвящённые знаменательным датам, туристические походы, спортивно-массовые мероприятия.

Систематическое и творческое использование игрового и соревновательного метода способствует оптимизации самостоятельного двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности детей. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребёнка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, ориентацию на групповые и индивидуальные действия. Игровая деятельность даёт возможность повысить интерес к учебным занятиям, помогает детям, научится принимать ответственные решения в сложных ситуациях, повышает их творческий потенциал. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций: обучающая; воспитательная; развивающая; коммуникативная; развлекательная; релаксационная.

Специальное время отводится для выполнения упражнений, выбранных по желанию учащихся. Такой подход стимулирует приобретение школьниками навыков выполнения упражнений в процессе самостоятельных занятий.

Домашние задания являются одной из наиболее эффективных форм привлечения учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. В связи с этим уделяется большое внимание, исследовательской работе учащихся, систематически используя метод домашних заданий. Нами совместно с учащимися создан банк компьютерных презентаций, проектных работ через сеть домашних заданий.

В нашей школе проводятся наблюдения за изменением результатов, показываемых учащимися при выполнении домашних заданий. Учащиеся сами следят за динамикой роста своих показателей от триместра к триместру, от класса к классу. Главным критерием оценки домашних заданий является прирост к собственному результату.

В заключении хочется отметить, что использование системно-деятельностного подхода в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.

Список использованной литературы


1. Максименко А.М.- Основы теории и методики физической культуры. - М.,1999,-345с.

2. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика,1990,-68с.

3.Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. -М.: ВЛАДОС, 2004.-208с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!