СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА
Аннотация
В статье рассматривается системный подход как основная форма взаимодействия участников образовательного процесса с другими объектами социализации - семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Основным "строительным материалом" формирования личности по определению С.Л. Рубинштейна, являются не мероприятия, а те психические состояния, которые пробуждаются благодаря участию в них.
Активное участие в общественно значимой патриотической деятельности даёт возможность почувствовать личную причастность к делу защиты Отечества, открыть для себя её новый смысл.
Включаясь в социальные связи и отношения, обучающийся видит самого себя в новом свете, начинает ощущать себя нужным другим людям. У него меняется самооценка, возникает желание всегда и всюду приобретать общественное признание. И результат - личностные состояния закрепляются и становятся нравственной привычкой. Важен выбор обучающимися общественно значимых дел (где они могут проявить своё мужество, показать силу, храбрость, организаторские способности). Социальный педагог группы тактично корректирует и направляет их деятельность.
Любовь к Родине во все времена в российском государстве была и остаётся чертой национального характера. Вопросы патриотической работы, становления гражданственности в нашей стране являются важнейшей составной частью воспитания граждан.
Начиная с детского возраста, в молодых людях развивают качества будущего защитника, патриота своей Родины.
Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, её жизни, к её народу.
"Эта постановка посвящена 200–летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. «Вперёд, гусары!». Это замечательное произведение А. Гладкова широко известно многим любителям не только театрального искусства, но и кинематографа.Зрители благодарили актеров за доставленное удовольствие и наслаждение. В ходе спектакля были такие моменты, когда хотелось плакать до слез и смеяться тоже до слез. В такие моменты понимаешь сущность русского человека, его широкую душу и умение любить навсегда, до конца, его патриотизм и самоотверженность".
По материалам сайта https://vk.com/public_kazakteatr
Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения национальной культуры в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение национальных традиций и обычаев наполняют конкретным патриотическим содержанием процесс формирования гражданственности у обучающихся.
"14 мая 2015года в школе-интернате для детей с физическими недостатками сотрудниками и студентами Новочеркасского технологического техникума-интерната было организовано мероприятие, посвященное Юбилею Великой Победы.
В рамках встречи был проведен тематический педагогический час патриотической и проф.ориентационной направленности. Студенты 1 курса программного отделения представили вниманию юных зрителей литературную поэтическую композицию. Программу продолжила постановка в исполнении студентов 4 курса швейной группы по мотивам повести Б.Васильева "А зори здесь тихие…". Костюмы: гимнастерки и пилотки - были разработаны и выполнены студентами швейного отделения во время учебных практических занятий".
По материалам сайта https://vk.com/club14109214
Воспитание гражданских качеств – это прежде всего воспитание морально – нравственных качеств.
Нравственная основа – тот стержень, на котором должна основываться жизнедеятельность каждого гражданина.
Главное для социального педагога - передать обучающимся знания о традиционных демократических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах.
Источниками и средствами патриотического воспитания студентов образовательного учреждения являются: педагогические часы, неформальное общение социального педагога с воспитанниками, личный пример, занятия в кружках, студиях, рассчитанные на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе; научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом обучающемся высоко гражданственную личность.
"16 марта 2015 года состоялась встреча студентов I курса с ветераном Великой Отечественной войны Иваном Георгиевичем Скомороховым, который является почётным гражданином города Новочеркасска, ветеран Великой Отечественной войны, боевой офицер-артиллерист, в составе 5-го Гвардейского Донского Казачьего Кавалерийского Краснознамённого Будапештского корпуса прошёл боевой путь от предгорий Кавказа до Австрийских Альп. Командир огневого взвода, участвовалв крупнейших операциях: Ясско-Кишинёвской, в разгроме крупной группировки немцев в районе Корсунь-Шевченковской, в победе над отборными частями вермахта на озере Балатон в Венгрии. Иван Георгиевич награждён двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны и более чем 20 медалями. С 1945 года Иван Георгиевич – житель города Новочеркасска. 20 лет проработал в Новочеркасском мелиоративном институте, был ударником труда, награждён медалью ВДНХ, памятным знаком газеты «Советский спорт». Сегодня Иван Георгиевич – признанный писатель книг военной тематики. Иван Георгиевич рассказал ребятам о своём боевом пути, представил свою книгу «На очной ставке с прошлым». Ветеран с удовольствием отвечал на вопросы студентов".
По материалам сайта https://vk.com/club14109214
Целью воспитательной работы в группе является формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции обучающихся.
"Наши студенты посетили музей воинов-афганцев в Новочеркасске. Впечатления потрясающие, экскурсовод - бывший воин - интернационалист, сам переживший все ужасы войны, Ливенцев Валерий Иванович. Его рассказ превратился в диалог с экскурсантами. Вопросов была масса, ребята поистине окунулись в атмосферу юности своих родителей. Желающие могли примерить на себя национальную афганскую одежду, форму солдата Советской армии и даже бронежилет, своими руками подержать автомат Калашникова и многое другое".
По материалам сайта https://vk.com/club14109214
Главное в воспитательной работе – взаимодействие социального педагога и обучающихся.
"17 апреля 2015 студенты группы посетили военно-исторический музей 4-ой Армии Военно-воздушных сил и Противовоздушной обороны.
Ребята с удовольствием фотографировались у зенитно-ракетных комплексов «С-200», «С-300». В самом зале музея собраны экспонаты, рассказывающие о великих подвигах лётчиков разных времён. За годы Великой Отечественной войны 282 человека стали Героями Советского Союза. Здесь есть стенд, посвящённый легендарному герою Александру Ивановичу Покрышкину - Маршалу авиации, первому трижды Герою Советского Союза. Представлены различные виды вооружения, использовавшиеся в авиации. Есть даже кабина истребителя «МИГ-21». Многие экспонаты можно брать в руки, примерить лётные шлемы, посидеть в кабине истребителя. Директор музея Геннадий Григорьевич Овчинников с огромной теплотой и душевностью рассказывает о воинах-авиаторах, их подвигах и буднях".
По материалам сайта https://vk.com/club14109214
Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности социального педагога группы и обучающихся, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности социального педагога группы, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
расширение представлений об истории Родины, России;
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества;
развитие творческих способностейобучающихся;
создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена группы;
сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.
Используются следующие формы работы:
Педагогические часы.
Тематические встречи и беседы с ветеранами войн.
Сюжетно – ролевые игры.
Индивидуальные беседы.
Творческие конкурсы внутри учебного заведения.
Интеллектуальные викторины.
При проведении педагогических часов активно используется возможность приобщения к процессу подготовки обучающихся, их участию. Так, становясь непосредственными участниками действия, ребята с удовольствием и интересом воспринимают материал, что во многом облегчает работу социального педагога, а обучающихся приучает к самостоятельности, самоорганизации, самоанализу.
Ценности, на которые должен ориентироваться социальный педагог группы: Человек, Семья, Родина, Мир. В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человека веками, так или иначе, присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждого учебного заведения.Эти ключевые понятия действительно являются ценностными ориентирами в жизни человека, они неизбежно влекут за собой доброту, трудолюбие, любовь к Родине, честность, порядочность, гуманность и многие другие конкретные качества человеческой личности.
Цель гражданско-патриотического воспитания - перевести патриотизм из нравственного качества в моральное, которое охраняется в человеке внутренней совестью, внутренним убеждением, внутренней верой без принуждения и общественного контроля извне.
Результативность работы по патриотическому воспитанию зависит не только от деятельности всех субъектов воспитательного процесса, но в большей мере от того, насколько этот вопрос важен в самом государстве, насколько эта основа заложена в семье.
Обучающиеся образовательного учреждения представляют собой самые разные социальные слои, поэтому главная трудность в работе социального педагога - превратить понятие долга, чести, патриотизма в реальные жизненные ориентиры каждого из них.
Работа социального педагога группы - это кропотливый труд, это не просто мероприятия отдельные, а это жизнь вместе с детьми и в учебном заведении, и дома, и в социуме, поддержка их в трудную минуту.
"24 сентября 2015года студенты группы посетили Аксайский Военно-исторический музей. На территории комплекса находится выставка боевой техники под открытым небом, в которой представлены образцы вооружений с начала ХХ века. В их числе: самолеты, военные автомобили, пушки и зенитные установки, боевые машины пехоты, бронированные разведывательные дозорные машины, бронированные тягачи, танки, макеты ракет и многое другое. Студенты с интересом знакомились с экспонатами, всё смогли потрогать, везде полазить и посидеть. Завершающим этапом поездки стала небольшая экспозиция «Аксай и аксайчане в годы Великой Отечественной войны», в которую вошли личные вещи солдат Великой Отечественной войны: документы и фотографии времён Великой Отечественной войны, личные вещи воинов, оружие и предметы вооружения противоборствующих сторон, обмундирование и снаряжение воинов. Экскурсовод рассказала о боевых действиях на аксайской земле в 1941-1943 годах, об отважных аксайчанах, участниках Великой Отечественной, о дивизиях, освободивших Аксай в феврале 1943 года. Итогом поездки стали приобретённые знания, немалое количество фотографий с техникой и хорошее настроение."
По материалам сайта https://vk.com/club14109214
Основная задача социального педагога группы - воспитывать личность, формировать человека, способного любить свою Родину, сопереживать происходящее и обладать чувством ответственности за будущее своё и её.
В перспективе планируется продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся. Воспитав патриотов, деловых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход к воспитанию подрастающего поколения - граждан России.
Список литературы:
http://festival.1september.ru/articles/622564/
http://profesiniciative.ru/index.php/onv1/256-mihailina-shibaeva110415
https://vk.com/public_kazakteatr
https://vk.com/club14109214