СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Колногорова К.И., учитель - логопед, 1 категория. | Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа – интернат № 11, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» |
Системный подход в организации логопедической работы у обучающихся с ТНР предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.
Перед началом коррекционно-логопедических занятий специалист проводит диагностическое обследование обучающихся : оно длится в течение 2- х недель с начала учебного года. Учитель - логопед вместе с воспитателями осуществляет целенаправленное наблюдение за обучающимися в классе, выявляет структуру речевого нарушения, особенности поведения, личностные характеристики и заполняет речевые карты с различными речевыми патологиями.
На начальном этапе учитель-логопед также выявляет особенности поведения детей, специфические проявления их характера. Если не создать спокойной обстановки в классе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.
Заканчивая этап обследования, учитель-логопед оформляет соответствующую документацию, где крайне важен вопрос ее рационального ведения.
Для получение помощи в коррекции имеющихся отклонений у школьников с тяжелыми нарушениями речи, необходимо активизировать деятельность педагогов и разработать план мероприятий, направленных на повышение качества диагностико – профилактической работы по развитию речи.
При необходимости в январе, в течение одной, двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.
В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с воспитателем, психологом и родителями учащихся и в мае итоговое обследование.
Систематическое планирование работы по развитию речи педагогами в календарных планах позволяет им вести работу по формированию лексики, грамматического строя речи, развитию связной речи, уделять внимание формированию звуковой культуры речи детей.
Программно-методическое обеспечение коррекционно - логопедической работы
Содержание коррекционной работы в классе для обучающихся с тяжелыми нарушением речи, осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой, строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в развитии обучающихся , имеющих нарушение речи, учитывающими возрастные и психофизические особенности младшего школьного возраста.
В число обязательных условий конструирования и успешной реализации той или иной коррекционно – образовательной программы должны войти ее индивидуально–дифференцированной характер, комплексность и систематичность.
После обследования проводится организационное родительское собрание, на котором дается логопедическая и психолого-педагогическая характеристика обучающихся, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание, этапность и перспектива коррекционно-развивающей логопедической работы. Родительским собраниям в классах с ТНР уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению, проводится анализ каждого собрания. Тема каждого собрания сообщается заранее, чтобы родители успели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Собрания выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.
В обследовании ребенка, учитываются его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы специалисту при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Воспитатель совместно с учителем - логопедом участвуют в исправлении у обучающихся речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
Планирование и организация четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, воспитателя, учащиеся осуществляются в следующих направлениях:
1) коррекционно-воспитательное;
2) общеобразовательное.
Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда у обучающихся с ТНР осуществляется следующим образом:
1) учитель - логопед формирует у детей первичные речевые навыки;
2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
На коррекционно-логопедических занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей; степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.
На индивидуальном занятии воспитатель реализует программу, разработанную логопедом специально для каждого ребенка, которая обычно включает:
1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
3)упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;
4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Воспитатель совместно с учителем – логопедом отслеживает динамику звукопроизношения у всех обучающихся группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагоги предлагают обучающемуся только тот речевой материал, который ему под силу. Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от обучающего и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у обучающегося не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.
Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала. Учитель - логопед помогает воспитателю подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателю работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции методическую и детскую художественную литературу и речевой материал.
Немаловажная роль в коррекционно-логопедической работе отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.
Воспитатель предлагает детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно это важно для детей с дизартрией).
Предлагаемые учителем-логопедом воспитателю лексико-грамматические задания направлены на повтор материала, пройденного ребенком на коррекционно-логопедических занятиях. Это дает возможность педагогу лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время предложите ребенку поиграть не просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме.
Отработанные учителем - логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный учителем - логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.
Совершенствование связного высказывания осуществляется в формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях, в процессе составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках.
Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на коррекционно-логопедических занятиях. В течение дня воспитатель организует в классе режимные моменты и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка).
Ключевые позиции в коррекционной работе принадлежат учителю-логопеду, который выполняет диагностическую, профилактическую, коррекционно – педагогическую, организационно – методическую, консультативную, координирующую, контрольно – оценочную и другие функции. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефициту других и снижению качества коррекционной работы в целом.
Системный подход к построению работы специалиста у обучающихся с ТНР требует внедрения в логопедическую практику комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для всестороннего развития, формирования полноценной личности, получения им должного образования.