СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системы линейных неравенств и решение экономических задач

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе разбираются системы линейных неравенств графическим способом,несколько экономических задач, которые решаются с помощью систем неравенств

Просмотр содержимого документа
«Системы линейных неравенств и решение экономических задач»

Системы линейных неравенств и решение задач Подготовила: Литовченко Валерия Учитель: Иванченко Ирина Алексеевна

Системы линейных неравенств и решение задач

Подготовила: Литовченко Валерия

Учитель: Иванченко Ирина Алексеевна

Цель и задачи Цель: Узнать, что такое системы линейных неравенств и применить их к решению задач Задачи: Рассмотреть историю линейных неравенств Изучить способы решения линейных неравенств Показать применение линейных неравенств в решении задач

Цель и задачи

  • Цель: Узнать, что такое системы линейных неравенств и применить их к решению задач
  • Задачи: Рассмотреть историю линейных неравенств
  • Изучить способы решения линейных неравенств
  • Показать применение линейных неравенств в решении задач
(больше), С помощью неравенств задаются основные числовые множества, формулируются определения предела, непрерывной функции, монотонной последовательности и функции, целого ряда других важных понятий. Часто то или иное неравенство служит важным вспомогательным средством, основной леммой, позволяющей доказать или опровергнуть существование каких-то объектов, оценить их количество, провести классификацию. " width="640"

Линейные неравенства

  • Неравенство – это два числа или математических выражения, соединенных одним из знаков: (больше),
  • С помощью неравенств задаются основные числовые множества, формулируются определения предела, непрерывной функции, монотонной последовательности и функции, целого ряда других важных понятий. Часто то или иное неравенство служит важным вспомогательным средством, основной леммой, позволяющей доказать или опровергнуть существование каких-то объектов, оценить их количество, провести классификацию.
История Исследование неравенств с множеством переменных началось примерно в XVIII веке, но было отрывочным и беспорядочным. Систематическое изучение систем линейных неравенств началось в самом конце 19 века, но о теории линейных неравенств стало возможно говорить лишь в конце двадцатых годов 20 века, когда уже накопилось достаточное количество связанных с ними результатов и исследований.

История

  • Исследование неравенств с множеством переменных началось примерно в XVIII веке, но было отрывочным и беспорядочным. Систематическое изучение систем линейных неравенств началось в самом конце 19 века, но о теории линейных неравенств стало возможно говорить лишь в конце двадцатых годов 20 века, когда уже накопилось достаточное количество связанных с ними результатов и исследований.
Пример 1 Найти полуплоскости, соответствующие следующим неравенствам:

Пример 1

  • Найти полуплоскости, соответствующие следующим неравенствам:
Решение Решение: Здесь используется универсальный метод решения с подстановкой точки. а) Построим уравнение прямой , при этом линию следует провести пунктиром, так как неравенство строгое и сама прямая не войдёт в решение.

Решение

  • Решение: Здесь используется универсальный метод решения с подстановкой точки.
  • а) Построим уравнение прямой , при этом линию следует провести пунктиром, так как неравенство строгое и сама прямая не войдёт в решение.
Решение Выбираем подопытную точку плоскости, которая не принадлежит данной прямой, например, , и подставим её координаты в наше неравенство: Получено неверное неравенство, значит, точка и ВСЕ точки данной полуплоскости не удовлетворяют неравенству . Решением неравенства будет другая полуплоскость, любуемся синими молниями:

Решение

  • Выбираем подопытную точку плоскости, которая не принадлежит данной прямой, например, , и подставим её координаты в наше неравенство:
  • Получено неверное неравенство, значит, точка и ВСЕ точки данной полуплоскости не удовлетворяют неравенству . Решением неравенства будет другая полуплоскость, любуемся синими молниями:
Решение б) Решим неравенство . Сначала построим прямую. Это сделать несложно, перед нами каноничная прямая пропорциональность . Проводим сплошную линию, так как неравенство нестрогое. Выберем произвольную точку плоскости, не принадлежащую прямой . Хотелось бы снова использовать начало координат, но, увы, сейчас оно не годится.

Решение

  • б) Решим неравенство . Сначала построим прямую. Это сделать несложно, перед нами каноничная прямая пропорциональность . Проводим сплошную линию, так как неравенство нестрогое.
  • Выберем произвольную точку плоскости, не принадлежащую прямой . Хотелось бы снова использовать начало координат, но, увы, сейчас оно не годится.
Решение Поэтому придётся работать с другой подругой. Выгоднее взять точку с небольшими значениями координат, например, . Подставим её координаты в наше неравенство: Получено верное неравенство, значит,точка и все точки данной полуплоскости удовлетворяют неравенству . Искомая полуплоскость помечена красными стрелочками. Кроме того, в решение входит сама прямая

Решение

  • Поэтому придётся работать с другой подругой. Выгоднее взять точку с небольшими значениями координат, например, . Подставим её координаты в наше неравенство:
  • Получено верное неравенство, значит,точка и все точки данной полуплоскости удовлетворяют неравенству . Искомая полуплоскость помечена красными стрелочками. Кроме того, в решение входит сама прямая
Пример 2 Рассмотрим одно неравенство с двумя переменными и : где коэффициенты при переменных (некоторые числа), - свободный член (также некоторое число).

Пример 2

  • Рассмотрим одно неравенство с двумя переменными и :
  • где коэффициенты при переменных (некоторые числа), - свободный член (также некоторое число).
Решение Одно неравенство с двумя неизвестными, так же как и уравнение, имеет бесчисленное множество решений. Решением данного неравенства назовём пару чисел , удовлетворяющих этому неравенству. Геометрически множество решений неравенства изображается в виде полуплоскости, ограниченной прямой которую назовём граничной прямой.

Решение

  • Одно неравенство с двумя неизвестными, так же как и уравнение, имеет бесчисленное множество решений. Решением данного неравенства назовём пару чисел , удовлетворяющих этому неравенству. Геометрически множество решений неравенства изображается в виде полуплоскости, ограниченной прямой
  • которую назовём граничной прямой.
Построить прямую, ограничивающую множество решений линейного неравенства Для этого надо знать какие-либо две точки этой прямой. Найдём точки пересечения с осями координат. Ордината точки пересечения A равна нулю (рисунок 1). Числовые значения на осях на этом рисунке относятся к примеру 1, который разберём сразу после этого теретического экскурса. Абсциссу найдём, решая как систему уравнение прямой с уравнением оси .
  • Построить прямую, ограничивающую множество решений линейного неравенства
  • Для этого надо знать какие-либо две точки этой прямой. Найдём точки пересечения с осями координат. Ордината точки пересечения A равна нулю (рисунок 1). Числовые значения на осях на этом рисунке относятся к примеру 1, который разберём сразу после этого теретического экскурса.
  • Абсциссу найдём, решая как систему уравнение прямой с уравнением оси .
Решение Найдём пересечение с осью : Подставляя значение в первое уравнение, получаем , откуда . Таким образом, нашли абсциссу точки A . Найдём координаты точки пересечения с осью Абсцисса точки B равна нулю. Решим уравнение граничной прямой с уравнением оси координат: Решение: следовательно, координаты точки B: .

Решение

  • Найдём пересечение с осью :
  • Подставляя значение в первое уравнение, получаем , откуда .
  • Таким образом, нашли абсциссу точки A .
  • Найдём координаты точки пересечения с осью
  • Абсцисса точки B равна нулю. Решим уравнение граничной прямой с уравнением оси координат:
  • Решение:
  • следовательно, координаты точки B: .
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ – задачи, решаемые в процессе экономического анализа, планирования, проектирования, связанные с определением искомых неизвестных величин на основе исходных данных. В отличие от математических, Э.з. не всегда удается формализовать, свести только к расчету Их решение сопровождается поиском недостающих данных, экспертными оценками, обсуждением, принятием решений.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ – задачи, решаемые в процессе экономического анализа, планирования, проектирования, связанные с определением искомых неизвестных величин на основе исходных данных. В отличие от математических, Э.з. не всегда удается формализовать, свести только к расчету Их решение сопровождается поиском недостающих данных, экспертными оценками, обсуждением, принятием решений.
Пример 3 Производительность первого автомобильного завода не превышает 950 машин в сутки. Производительность второго завода первоначально составляла 95% от производительности первого завода. После ввода дополнительной линии второй завод увеличил производство машин в сутки на 23% от числа машин, выпускаемых в сутки на первом заводе, и стал их выпускать более 1000 штук в сутки. Сколько автомобилей за сутки выпускал каждый завод до реконструкции второго завода? Предполагается, что каждый завод в сутки выпускает целое число машин.

Пример 3

  • Производительность первого автомобильного завода не превышает 950 машин в сутки. Производительность второго завода первоначально составляла 95% от производительности первого завода. После ввода дополнительной линии второй завод увеличил производство машин в сутки на 23% от числа машин, выпускаемых в сутки на первом заводе, и стал их выпускать более 1000 штук в сутки. Сколько автомобилей за сутки выпускал каждый завод до реконструкции второго завода? Предполагается, что каждый завод в сутки выпускает целое число машин.
Решение Обозначим через х количество машин, производимых в сутки первым заводом. Тогда второй завод до реконструкции производил в сутки машин, а после ввода дополнительной линии стал выпускать машин. Из условия задачи следует система неравенств:

Решение

  • Обозначим через х количество машин, производимых в сутки первым заводом. Тогда второй завод до реконструкции производил в сутки машин, а после ввода дополнительной линии стал выпускать машин. Из условия задачи следует система неравенств:
Решение Множество решений этой системы есть промежуток , т. к. числа и должны быть целыми, то х должно делиться на 100 и быть из указанного промежутка, поэтому х = 900. Следовательно I завод выпускает в сутки 900 автомобилей, а II завод до реконструкции выпускал автомобилей. Ответ: 900 и 885.

Решение

  • Множество решений этой системы есть промежуток , т. к. числа и должны быть целыми, то х должно делиться на 100 и быть из указанного промежутка, поэтому х = 900. Следовательно I завод выпускает в сутки 900 автомобилей, а II завод до реконструкции выпускал автомобилей.
  • Ответ: 900 и 885.
Задача 4 Две трубы, действуя вместе в течение одного часа, наполняют водой 3/8 бассейна. Если сначала первая труба наполнит одну восьмую часть бассейна, а затем вторая при выключенной первой доведет объем до 3/8 бассейна, то на это потребуется 2,5 часа, если первую трубу включить на час, а вторую – на полчаса, то они наполнят бассейн более чем на четверть. За какое время наполняет бассейн каждая труба? 1. Составление математической модели. х л/час – производительность первой трубы; у л/час – производительность второй трубы; V л – объем бассейна.

Задача 4

  • Две трубы, действуя вместе в течение одного часа, наполняют водой 3/8 бассейна. Если сначала первая труба наполнит одну восьмую часть бассейна, а затем вторая при выключенной первой доведет объем до 3/8 бассейна, то на это потребуется 2,5 часа, если первую трубу включить на час, а вторую – на полчаса, то они наполнят бассейн более чем на четверть. За какое время наполняет бассейн каждая труба?
  • 1. Составление математической модели.
  • х л/час – производительность первой трубы;
  • у л/час – производительность второй трубы;
  • V л – объем бассейна.
Решение Тогда условие задачи можно записать следующим образом t = V/x, T = V/y. Тогда систему можно переписать так

Решение

  • Тогда условие задачи можно записать следующим образом
  • t = V/x, T = V/y. Тогда систему можно переписать так
Решение 1) Из второго уравнения имеем t = 20 – 2T. 2) Подставляем в первое уравнение, получаем уравнение относительно T 3T2 - 34 T + 80 = 0. Корни данного уравнения: T = 8 или T = 10/3. 3) Тогда решениями данной системы первых двух уравнений являются Последнему неравенству системы удовлетворяет лишь первое решение. Первая труба заполнит бассейн за 4 часа, а вторая – за 8 часов. Ответ: 4 часа, 8 часов.

Решение

  • 1) Из второго уравнения имеем t = 20 – 2T.
  • 2) Подставляем в первое уравнение, получаем уравнение относительно T
  • 3T2 - 34 T + 80 = 0.
  • Корни данного уравнения: T = 8 или T = 10/3.
  • 3) Тогда решениями данной системы первых двух уравнений являются
  • Последнему неравенству системы удовлетворяет лишь первое решение.
  • Первая труба заполнит бассейн за 4 часа, а вторая – за 8 часов.
  • Ответ: 4 часа, 8 часов.
Задача 5 На реке, скорость течения которой равна 4 км/ч, в направлении её течения расположены пристани А, В, С, причем расстояние от А до В вдвое меньше, чем расстояние от В до С. От пристани В в один и тот же момент по направлению к пристани С отправлены плот (плывущий относительно берегов со скоростью течения реки) и катер. Дойдя до пристани С, катер разворачивается и движется по направлению к пристани А. Найти все значения собственной скорости катера (т. е. скорости катера в стоячей воде), при которых катер приходит в пункт А не раньше, чем плот приходит в пункт С.

Задача 5

  • На реке, скорость течения которой равна 4 км/ч, в направлении её течения расположены пристани А, В, С, причем расстояние от А до В вдвое меньше, чем расстояние от В до С. От пристани В в один и тот же момент по направлению к пристани С отправлены плот (плывущий относительно берегов со скоростью течения реки) и катер. Дойдя до пристани С, катер разворачивается и движется по направлению к пристани А. Найти все значения собственной скорости катера (т. е. скорости катера в стоячей воде), при которых катер приходит в пункт А не раньше, чем плот приходит в пункт С.
Решение Пусть х км/ч – скорость катера в стоячей воде, у км - расстояние от пристани А до пристани В.  ч – время движения катера из В в С,  - время движения катера из В в С и обратно из С в А против течения. По условию

Решение

  • Пусть х км/ч – скорость катера в стоячей воде,
  • у км - расстояние от пристани А до пристани В.
  • ч – время движения катера из В в С,
  • - время движения катера из В в С и обратно из С в А против течения.
  • По условию
Решение Работа с математической моделью.

Решение

  • Работа с математической моделью.
4. Получим, что 4 Собственная скорость движения катера в стоячей воде должна быть в интервале (4; 12] км/ч. Ответ: (4; 12] км/ч. " width="640"

Решение

  • Применим метод интервалов, учитывая, что x 4.
  • Получим, что 4
  • Собственная скорость движения катера в стоячей воде должна быть в интервале (4; 12] км/ч.
  • Ответ: (4; 12] км/ч.
Заключение Системы линейных неравенств находят себе применение во многих отраслях науки. В физике они применяются в теории электрических цепей, имеют особо важное значение для экономистов, т. к именно при помощи линейных неравенств можно смоделировать производственные процессы и найти наиболее выгодные планы производства, транспортировки, размещения ресурсов и в расчете бюджетов и наиболее выгодных вариантов ведения торговли. Геометрическая модель системы помогает рассчитать и описать национальный доход государства, наглядно показать импорт и экспорт товаров и ресурсов, рассчитать средне годовой национальный доход государства.

Заключение

Системы линейных неравенств находят себе применение во многих отраслях науки. В физике они применяются в теории электрических цепей, имеют особо важное значение для экономистов, т. к именно при помощи линейных неравенств можно смоделировать производственные процессы и найти наиболее выгодные планы производства, транспортировки, размещения ресурсов и в расчете бюджетов и наиболее выгодных вариантов ведения торговли. Геометрическая модель системы помогает рассчитать и описать национальный доход государства, наглядно показать импорт и экспорт товаров и ресурсов, рассчитать средне годовой национальный доход государства.

источники www.hintfox.com/article/spolzovanie-neravenstv-pri-reshenii-ekonomicheskih-zadach.html mathprofi.ru/lineinye_neravenstva.html https://4ege.ru/matematika/53328-metody-resheniya-ekonomicheskih-zadach.html https://открытыйурок.рф/статьи/565934/

источники

  • www.hintfox.com/article/spolzovanie-neravenstv-pri-reshenii-ekonomicheskih-zadach.html
  • mathprofi.ru/lineinye_neravenstva.html
  • https://4ege.ru/matematika/53328-metody-resheniya-ekonomicheskih-zadach.html
  • https://открытыйурок.рф/статьи/565934/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!