СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система диагностики и оценки учебных достижений, как одно из условий формирования и развития функциональной грамотности, обучающихся с ОВР».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы в специальном образовании РК обозначился ряд позитивных тенденций: вырабатывается вариативность педагогических подходов к обучению детей с нарушением интеллекта, реализуются идеи и принципы инклюзивного образования, интегрированного обучения, где родители могут выбрать сами ту или иную педагогическую систему, дефектологам предоставлена возможность активного творческого поиска. Учитель-дефектолог  в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся с ОВР, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя-дефектолога.

Просмотр содержимого документа
««Система диагностики и оценки учебных достижений, как одно из условий формирования и развития функциональной грамотности, обучающихся с ОВР».»

«Система диагностики и оценки учебных достижений, как одно из условий формирования и развития функциональной грамотности, обучающихся с ОВР».

Специальное образование является частью системы общего образования, и государство создает условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.

Обучение детей со специальными нуждами и потребностями включено в единую государственную систему образования Республики Казахстан. Модернизация образования в республике привела к усилению внимания к проблемам специального образования, к совершенствованию его качества и эффективности, в результате которого образование становится исходной и полноправной ступенью целостной образовательной системы в социальном, организационном и содержательном отношении.

Отечественные ученые- дефектологи Р. А. Сулейменова, А. К. Ерсарина, А. Б. Алпысова К. А. Кенжебаева и др., проводящие исследования в области специального образования, констатируют увеличение количества детей с ОВР [1,2].

Образование для таких детей является основным средством реабилитации и дальнейшей адаптации в жизни. Только благодаря специально созданным условиям они могут осваивать особые образовательные программы, формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности, к числу которых относятся навыки социально-бытовой ориентировки, коммуникации, регуляции собственного поведения, профессионального самоопределения.

Работа по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы [3] настоятельно требует обновления учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях и инклюзивных школах.

В последние годы в специальном образовании РК обозначился ряд позитивных тенденций: вырабатывается вариативность педагогических подходов к обучению детей с нарушением интеллекта, реализуются идеи и принципы инклюзивного образования, интегрированного обучения, где родители могут выбрать сами ту или иную педагогическую систему, дефектологам предоставлена возможность активного творческого поиска.


«Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя».

Л.С.Выготский

Как сделать процесс оценивания более эффективным, мотивирующим учеников на дальнейшее успешное обучение? Как сделать, чтобы дети не боялись быть оцененными? Как оценить работу ученика на уроке? Эти вопросы волнуют нас, педагогов, всегда. Ведь оценки могут негативно повлиять на самооценку обучающихся, мотивацию и отношение к изучению предмета. Поэтому, по словам Ш.А. Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Положительное оценивание у младших школьников напрямую связано с их психологическими особенностями. Малышам нужна специальная система оценивания, которая бы принимала во внимание их способность к творчеству, любовь к играм, пению, заучиванию рифмовок, любовь к ролевым играм и жажду деятельности, система, которая была бы основана на их специфичных психологических особенностях.

Не случайно, что в новом стандарте 12–летнего образования говорится о введении критериального оценивания. Новая шкала оценивания учебных результатов позволит измерять и динамику личностного развития каждого учащегося. Такая система должна быть позитивной и направленной на ученика, т.к

• даёт возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык;

• позволяет фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности;

• является «прозрачной» в смысле способов выставления текущих и итоговых.

Мы, учителя, понимаем, что введение новых образовательных стандартов подразумевает и изменение подхода к оценке результатов обучения, к содержанию материалов, критериям оценивания. Т.е современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.


Слово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим  с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является  учитель. Формативное оценивание используется  - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе. Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.

Отсюда вытекают три функции учителя нового типа:

1) Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

2) Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;

3) Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.

Я убедилась, после прохождения курсов по ОССО, что сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Тогда каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание. Оценивание-категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.

Как нельзя лучше можно проследить этот процесс, при обучении используя уровневые задания (по Ж.А Караеву). Не возникает сложности при оценивании и учителем и учеником. Оценивание прозрачное в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Проверка самостоятельных уровневых работ осуществляется сразу на уроке, и результаты успешности заносятся в «Карту учета знаний».

Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности у каждого ученика есть Портфель достижений. Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученика с 1 класса: прописи, контрольные работы, творческие работы, рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку. К 4 классу ученики накапливают портфолио.

Формативное оценивание и преподавание неразделимы. Применение формативного оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным инструментом для улучшения обучения. Формативное оценивание – необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:

-  внедряется культура совместного обсуждения в классе

- развиваются навыки критического и творческого  мышления

-  формируется среда, поощряющая вопросы учащихся

-  поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты

-  предоставляются  учащимся примеры того, что от них ожидают.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение».  Внедрение такой системы мы базируем на детальном анализе мирового опыта.  Сейчас у нас, по сути, нет четкого определения, за что надо ставить оценки «5», «4» или «3», а критериальная система такие определения даст по каждому уровню.  Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников.  Они будут проводиться как национальными, так и международными системами оценки.

Из национальных систем – это ВОУД и ЕНТ.  В ближайшие годы у нас пройдут и международные исследования – PISA, TIMSS и PIRLS – это будут ответственные этапы, и к ним мы основательно готовимся. 

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько обеспечивает точную обратную связь, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, насколько она информативна для управления системой образования.

Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений.

В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления  отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные  элементы и многие другие факторы.

Функции системы оценивания в настоящее время:

Нормативная функция - включает в себя:

  •   фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения;

  • административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).

Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.

Недостатки существующей системы оценивания:

  • Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и  педагогам;

  • Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;

  • Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;

  • Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.

Принципы оценивания:

Принцип 1.

Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а  в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-...

Принцип 2

Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые  должны быть предельно ясными для того и другого.

Принцип 3

Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов

Принцип 4

Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым.

Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

Принцип 5

Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.

Требования к системе оценивания:

Система оценивания должна: давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

Система оценивания должна: фиксировать  изменения как общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся в получении образования.

В механизме выставления отметок должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся.

В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности, существования которой в рамках среднего образования  существуют большие сомнения.

В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса.

При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя.

Полная прозрачность системы оценивания является фактором, подталкивающим к самооцениванию

 Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу.

 Невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах.

 Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.

Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Основной путь для достижения этого – информирование всех участников учебного процесса о системе оценивания как  инструменте, необходимом для успешного получения образования и  для осуществления обратной связи.

Наиболее подходящим и отвечающим всем принципам и требованиям оценки является критериальное оценивание.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Практическая значимость критериального оценивания:

  • Оценивается только работа учащегося;

  • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;

  • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

  • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

Учащимся:

Родителям:

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

  • Улучшить качество преподавания;

  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.


  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования  результата, осознавать критерии успеха;

  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.


  • Получать  доказательства уровня обученности ребенка;

  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.


В качестве диагностики учебных достижений учащихся выступают международные исследования PISA, TIMSS и PIRLS, а также национальные тестирования ВОУД и ЕНТ.

Программа международных исследований PISA — это система оценки навыков 15-летних учащихся. PISA—уникальное исследование, в нем оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся. Проверяются три вида такой грамотности: «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно-научная грамотность».

Каждое задание PISA — это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до шести вопросов разной сложности. Оценивается способность учащихся, используя знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области.

В XXI веке новые ориентиры модернизации школьного образования в значительной степени изменили роль оценочной деятельности учащихся. Становление обновленной образовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных достижений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формирование учебно-познавательной компетентности учащихся.

Таким образом, мы видим, что процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом. Оценивание и преподавание неразделимы. Апробирование оценивания на уроках показало следующие трудности: необъективная оценка при взаимооценивании и нерациональное использование времени на процесс оценивания.

Используя вышеназванные формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика. Также я поняла всю важность и значение оценивания в учебном процессе, увидела, что я могу доверить оценивание самим учащимся. Планирую продолжить систематическую работу над разработкой критерий при оценивании совместно с учащимися, в зависимости от вида деятельности на уроке. Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.

Ссылки на источники:
  1. Ормантаев К. С. Состояние здоровья детей в экологически неблагополучных регионах Казахстана//Материалы региональной научно-практической конференции «Экология и дети». — Кызыл-Орда.,2008. — С.7–8.

  2. Хусаинова Ш. Н. и др. Состояние организации помощи детям с ограниченными возможностями в Казахстане // Социальная работа в здравоохранении и реабилитации детей с ограниченными возможностями.- Екатеринбург, 2010.- С.61–63.

  3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. — edu.gov.kz.

  4. Методические пособия АО Назарбаев Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию.

  5. А.А. Красноборова. Критериальное оценивание в школе. Пермь, 2010.

  6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2 частях. Под редакцией Ковалёвой Г.С.Логиновой О.Б. Москва  «Просвещение» 2010 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!