СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Для одних детей отметка Баба Яга, а для других – добрая Фея.
Ш. А. Амонашвили
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты оценки, а качественно новое обучение в начальных классах – на содержательно – оценочной основе.
Функции безотметочного обучения:
- Здоровьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания.
2. Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации.
3. Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.
СРЕДСТВА И ФОРМЫ ФИКСАЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ
- Формирование оценочной самостоятельности школьников и работа с оценочными листами, картами успешности, с различными формами графиков, таблиц.
- Введение парных и групповых форм работы, различных форм опроса и оценивания, подвижного способа обучения для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
- Введение средств, позволяющих ученику и его родителям отслеживать динамику учебной успешности, относительно его самого.
- Формирование «портфолио» ученика, оформление учебных, спортивных и творческих успехов.
Учиться не ради отметки,
а чтобы знать и уметь
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ БЕЗОТМЕТОЧНОМ ОБУЧЕНИИ
1-класс
САМООЦЕНКА УЧЕНИКА
ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ
2 – 3 класс
ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА
4 класс
ПРИВЕДЕНИЕ ОЦЕНОК К ЕДИНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ШКАЛЕ
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
- Волшебные линеечки
- Знаковая символика
- Оценочная лесенка
- Словесная оценка
«Волшебные линеечки»
А
П
Д
К – красиво
П – правильно
И – интересно
Т – трудно
С – старался
Х – хочу научиться этому
Д – дружно работали
Г – группой работать лучше
В 1 классе оценивание проводится
сначала по одному критерию,
потом по двум критериям,
затем по трём критериям
ЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА
+ все понятно,
+- есть затруднения,
- не справлюсь
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕСЕНКА
РАБОТАЛИ ХОРОШО И ДРУЖНО!
ПОЛУЧИЛАСЬ ЧАСТЬ РАБОТЫ!
РАБОТА НЕ ПОЛУЧИЛАСЬ!
КАРТА УСПЕХОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 1 класс.
КАРТА УСПЕХОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Учебные навыки
Даты
15.09.
Размер букв
5.09.
Наклон
10.10.
Форма
20.10.
Пространство
Соединения
1.11.
Знание строчных письменных букв
Знание заглавных письменных букв
Списывание с письменного текста
Списывание с печатного текста
Письмо на слух
Аккуратность в письменной работе
Проверочные работы
Знание правил письма
Умение оценивать свою работу
Индивидуальная работа
ИТОГИ обучения:
☼ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ☼ МОЛОДЕЦ! ☼ ХОРОШО! ☼ ПОСТАРАЙСЯ!
Таблица готовности к уроку
дата
предмет
готовность
математика
русский язык
литературное чтение
окруж. мир
музыка
изо
технология
информатика
☼ красный цвет - хочу и могу знать,
мне интересно знать,
делать, решать, учиться;
☼ зеленый цвет - я готов работать;
☼ синий цвет - я себя неуверенно
чувствую,
мне не все удается,
мне иногда нужна помощь;
☼ желтый цвет - я себя плохо
чувствую,
не понимаю задания,
мне нужна помощь.
Правила оценочной безопасности
- Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
- Не высмеиваем, а шутим по доброму.
- Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
- Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ.
- Умеем сами, научим другого.
Алгоритм самооценки
Какое было задание?
(Учимся вспоминать цель работы.)
Удалось выполнить задание?
(Учимся сравнивать результат с целью.)
Задание выполнено верно или не совсем?
(Учимся находить и признавать ошибки.)
Выполнил самостоятельно или с чьей – то помощью?
(Учимся оценивать процесс.)
Метод неоконченных предложений
- На уроке я узнал о …
- Я могу объяснить (рассказать) о …
- Мне было трудно …
- У меня не получилось …, потому что …
- Мне еще надо поучиться …
ПОРТФОЛИО
- ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
- ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ
- ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
- АВТОБИОГРАФИЯ
- ПРОЕКТ МОЕГО «Я»
- ДОРОГА УСПЕХА
- КАРТЫ УСПЕХОВ ПО ПРЕДМЕТАМ
- НАГРАДЫ И ПООЩРЕНИЯ
- МОИ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ
- ТВОРЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ
- ОТЗЫВЫ О МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ГОДА
Интерес к учению
появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся
от успеха.
В.А. Сухомлинский