СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система методических приемов для проведения уроков литературы по теме "Модернизм". Урок третий-четвертый

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны методические рекомендации к проведению уроков литературы по теме "Модернизм", также предлагаются материалы к третьему и четвертому уроку по теме.

Просмотр содержимого документа
«Система методических приемов для проведения уроков литературы по теме "Модернизм". Урок третий-четвертый»

Методические рекомендации к проведению уроков по теме «Модернизм»

Третий – четвертый урок

Творчество основных представителей символизма (А. Блок), акмеизма (А. Ахматова) и футуризма (В. Маяковский) в курсе изучения литературы будет рассматриваться отдельно. Поэтому предлагаем обратить внимание на тех представителей модернизма, которые внесли определенный вклад в развитие своего направления. Такими поэтами являются В. Брюсов, Н. Гумилев, И. Северянин, А. Мариенгоф.

Для подготовки к этим урокам целесообразно использовать модель «Перевернутый класс», так как времени даже для обзорного изучения слишком мало: учащимся дается предварительное домашнее задание (составить краткий конспект): познакомиться с биографией и творчеством В. Брюсова и Н. Гумилева (к третьему уроку), с творчеством И. Северянина и А. Мариенгофа (к четвертому уроку). На уроках по обзорным темам нужно коснуться лишь важных моментов жизни и творчества поэта, остановиться на личных качествах автора и особенностях его лирики. Если учащиеся заинтересуются жизнью и творчеством какого-либо поэта, то смогут потом «добровольно» изучить данный материал. Также учащиеся должны прочитать стихотворения поэтов, которые будут анализироваться на уроке, и выполнить задания по текстам стихотворений.

Примерный список произведений по творчеству поэтов, изучаемых обзорно:


В. Брюсов – «Антоний», «Сумерки», «Я», «Отточенный булат – луч рдяного заката!»

Н. Гумилев – «Капитаны», «Дон Жуан», «Жираф», «Шестое чувство»

И. Северянин – «Ананасы в шампанском», «Поэзоконцерт» (В Академии Поэзии — в озерзамке беломраморном…), «Я, гений Игорь-Северянин», поэма-миньонет «Это было у моря…»

А. Мариенгоф – сборник стихов «Руки в галстуке»


Именно на таких уроках уместно дать индивидуальные задания для «сильных» учеников, которые должны будут выбрать ключевые моменты из жизни поэтов и представить в форме доклада или презентации.

Таким образом, время на обзорных уроках можно распределить следующим образом: первая часть урока (20 минут) – очень краткое сообщение о В. Брюсове, анализ 3-4 стихотворений; вторая часть (20 минут) – очень краткое сообщение о Н. Гумилеве, анализ 3-4 стихотворений; третья часть (5 минут) – итог, рефлексия. Если выбирается коллективная работа, то на уроках рассматриваются 1-2 стихотворения. В «слабых» классах можно ограничиться содержательным анализом стихов.

Формы проведения таких уроков могут быть разнообразны: урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум, урок-концерт, урок-беседа, урок-исследование.













Символизм








Футуризм Имажинизм







Акмеизм



Примерное рассуждение по схеме:


Символизм и акмеизм противопоставлены (акмеизм возник в противовес символизму). Символизм на севере, так как ассоциации – с-с, Вечная Женственность (Красота), вечная мерзлота (красота), холод севера – «холодность» к земному миру у символистов. Север ассоциируется с тайной, загадкой – Северное сияние. Акмеизм на юге по ассоциации со стихами Н. Гумилева, экзотика; на юге всегда тепло, все предметы яркие, отчетливые (конкретные образы акмеистов).

Футуризм и имажинизм находятся на одной плоскости, они не противопоставлены, так как имажинизм сформировался на основе футуризма. Футуризм – запад – будущее (Маринетти), имажинизм чуть отдалился по горизонтали – восток (Россия), ассоциации с красочностью и образностью русского языка.

Малый круг – это то общее, что объединяет все модернистские течения, - стремление к разрыву с традицией ХIX века, к утверждению новых начал в искусстве, к непрерывному обновлению художественных форм.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!