ТЕМА УРОКА: СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» (Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин).
Цель: Раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»; выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа.
Задачи:
- обучающие: сформировать у учащихся представление о помещиках гоголевского произведения; научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы.
- развивающие: развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
- воспитательные: воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подвести учащихся к потребности и самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков
Оборудование: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», портрет помещиков.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Источники: Н.В.Гоголь «Мертвые души», К.С. Аксаков, «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души», С.П. Шевырёв, «Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя» (статья первая).
Ход урока.
I. Орг.момент. (1-2 мин)
Приветствие.
II. Вступительное слово учителя. (2-3 мин)
Учитель. На прошлом уроке вы начали анализ образов помещиков, изображеенных в поэме Н.В.Гоголя «МД». Так как все уже прочитали это произведение, скажите, пожалуйста, с помощью каких приемов Гоголь дает портреты помещиков?
Ученик. При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика, а так же речь героя.
Учитель. Давайте обратимся к третьей главе поэмы и проследим как автор рисует нам первую помещицу – Коробочку.
III. Анализ образа Коробочки (гл. 3). (10 мин)
Усадьба, интерьер. | Портрет. | Речь, образование, манеры. | Семья и окружение. | Сцена купли-продажи. |
Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины. У нее «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды», есть «яблони и другие фруктовые деревья». | Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее | Речь Коробочки примитивная по содержанию и форме, насыщена словами и оборотами деревенского просторечия: ихний, исподнее, нешто, маненько, каково почивали. Умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе. | Круг общения ее невелик и связан, главным образом, с хозяйственными делами – торговлей и уплатой государственных налогов: заседатель, торговцы, протопоп. Редко выезжает в город и не общается с соседями, потому что на вопрос о Манилове он отвечает, что такого помещика нет. | Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций |
Учитель. Как вы думаете, Гоголь наделяет своих помещиков индивидуальными чертами, или же они – олицетворение каких-то типичных черт, присущих помещикам того времени?
Ученик. Гоголь в «МД» показывает типичные характеры.
Учитель. Тогда к какому типу помещиков можно отнести Коробочку?
Ученик. Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
IV. Анализ образа Ноздрева (гл. 4). (10 мин)
Усадьба, интерьер. | Портрет. | Речь, образование, манеры. | Семья и окружение. | Сцена купли-продажи |
Конюшня, в которой две лошади. Псарня в отличном состоянии, где Ноздрёв себя чувствует, как отец семейства. В кабинете нет привычных вещей: книг, бумаги. А висит сабля, два ружья, шарманка, трубки, кинжалы. Земли неухоженные. Хозяйство шло само собой, так как основной заботой героя были охота и ярмарки — не до хозяйства. В доме ремонт не закончен, стойла пусты, шарманка неисправна, бричка проиграна. Положение крепостных, из которых он вытягивает всё, что можно, плачевно. | Среднего роста, недурно сложенный, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж | Речь Ноздрева, как и он сам, отличается стремительностью и неуправляемостью. У него слова бегут друг за другом, без обязательной связи, без всякой логики: У Ноздрева слова без внутренней цензуры – как и он сам, без внутреннего контроля. | Быстро сходился с людьми. Чем ближе сходился, тем больше насаливал им. Никак на него не повлияла и женитьба, тем более что жена вскоре отправилась на тот свет, оставив мужу двух ребятишек, которые ему были совершенно не нужны. | Не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него |
Учитель. Какой вывод о помещике Ноздрёве мы можем сделать?
Ученик. В целом Ноздрев - малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
V. Анализ образа Плюшкина (гл.6). (10-15 мин)
Учитель. Образ Собакевича вы разберете самостоятельно. А сейчас давайте пропустим пятую главу и поговорим о Плюшкине.
Итак, узнав от Собакевича о некоем Плюшкине, Чичиков отправляется к нему в надежде скупить все мертвые души.
Усадьба, интерьер | Портрет | Речь, образование, манеры | Семья и окружение | Сцена купли-продажи |
Большое село, ветхость, господский дом в упадке, окна были заставлены ставнями или забиты досками; темные холодные комнаты, беспорядок, в углу куча всякого хлама, одна пара сапог для всей дворни, крестьяне убегают от него; имеет больше тысячи душ, во всех углах двора сторожа | Трудно было определить мужчина это или женщина. Похож на старую ключницу. Серенькие глазки быстро бегали из-под сросшихся бровей. На голове колпак. Лицо сморщенное, как у старика. Подбородок далеко выступает вперёд, зубов не было. На шее то ли платок, то ли чулок. | Речь Плюшкина напоминает непрерывное брюзжание.Его речь – сплошные жалобы. Его речь пересыпана бранными словами: какая рожа, глуп ведь, как дерево; дурак, мошенница, каналья. Говоря о предметах неодушевленных, Плюшкин часто пользуется сущ. с уменьшительно-ласкательными суфф: ликерчик, графинчик, рюмочка, денежки, реестрик. Язык помещика насыщен просторечными словами и выражениями: бают, здоровенный кукиш, напичкались, подитка, эхва, ужо снесу. | Была семья: жена, две дочери, сын. У сына был учитель француз, у дочерей - гувернантка. Хозяйка умерла. Старшая дочь Александра Степановна обвенчалась тайком со штабс-ротмистром и убежала с ним, зная, что отец не любит офицеров. Отец проклял ее, но преследовать не стал. Мадам, ходившая за дочерьми, была уволена, поскольку оказалась не безгрешной в похищении старшей, учитель-француз тоже был отпущен. Сын определился в полк на службу, не получив от отца ни копейки на обмундирование. Младшая дочь умерла. | В ответ на предложение Чичикова купить души (120), Плюшкин подумал, что гость, очевидно, глуп, но не мог скрыть своей радости и даже велел поставить самовар. Чичиков получил список на сто двадцать мертвых душ и договорился о совершении купчей крепости. Плюшкин пожаловался на наличие еще и семидесяти беглых, которые Чичиков тоже купил по тридцать две копейки за душу. |
Учитель. Как вы думаете, зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?
Ученик. Гоголь обращается к прошлому героя, так как нравственное уродство то же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, что происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.
Учитель: С какой же целью выведен в поэме образ Плюшкина?
Ученик. Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.
Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.
Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.
Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.
В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.
Гоголь восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».
VI. Подведение итогов урока. (3-4 мин)
Учитель. Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном порядке. В чем же смысл такого расположения глав?
Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин
Ученик. Гоголь даёт эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мечтательная скопидомка Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) – прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Даже крепкие хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.
Ещё с большей выразительностью в «портретных главах» показана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз Манилова к дубинноголовой Коробочке, от неё к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотиневшемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину («прорехе на человечестве») ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение, разложение представителей помещичьего мира.
Выставление оценок.
VII. Комментированное домашнее задание. (1-2 мин)
Сделать таблицу по образу Собакевичу (сдать на проверку).
Внимательно перечитать 11 главу поэмы.
Желающим нарисовать помещиков.
Подготовиться к тесту по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Собакевич | Портрет | Характер | Речь, образование, манеры | Усадьба |
«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». | «Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний. | Речь Собакевича представляет резкий контраст речи Манилова и Ноздрева. Собакевич говорит, как рубит. Его реплики лаконичны, слова и выражения откровенно грубы. Он не терпит многословия, расплывчатых фраз, неточности в выражениях. В ответ на длинную речь Чичикова о «несуществующих» душах Собакевич без малейшего удивления, словно шла речь о хлебе, спросил: «Вам нужно мертвых душ? Извольте, я готов продать». | «Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, - все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича». |
Автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.
Учитель:___________________
Методист:__________________
6