СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» (Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед данным уроком предполагается проведение урока по теме "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (Манилов)". Учитель вместе с детьми разбирает образ Манилова, затем дети дома дочитывают текст поэмы, делая пометы о каждом  помещике.

Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» (Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин).»

ТЕМА УРОКА: СИСТЕМА ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» (Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин).


Цель: Раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»; выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа.


Задачи:

- обучающие: сформировать у учащихся представление о помещиках гоголевского произведения; научить находить художественные детали, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы.

- развивающие: развивать навыки целостного анализа художественного произведения;

- воспитательные: воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подвести учащихся к потребности и самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков


Оборудование: текст поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», портрет помещиков.


Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.


Источники: Н.В.Гоголь «Мертвые души», К.С. Аксаков, «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души», С.П. Шевырёв, «Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя» (статья первая).

Ход урока.


I. Орг.момент. (1-2 мин)

Приветствие.


II. Вступительное слово учителя. (2-3 мин)

Учитель. На прошлом уроке вы начали анализ образов помещиков, изображеенных в поэме Н.В.Гоголя «МД». Так как все уже прочитали это произведение, скажите, пожалуйста, с помощью каких приемов Гоголь дает портреты помещиков?

Ученик. При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика, а так же речь героя.

Учитель. Давайте обратимся к третьей главе поэмы и проследим как автор рисует нам первую помещицу – Коробочку.















III. Анализ образа Коробочки (гл. 3). (10 мин)

Усадьба, интерьер.

Портрет.

Речь, образование, манеры.

Семья и окружение.

Сцена купли-продажи.

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины. У нее «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды», есть «яблони и другие фруктовые деревья».



Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Речь Коробочки примитивная по содержанию и форме, насыщена словами и оборотами деревенского просторечия: ихний, исподнее, нешто, маненько, каково почивали. Умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе.

Круг общения ее невелик и связан, главным образом, с хозяйственными делами – торговлей и уплатой государственных налогов: заседатель, торговцы, протопоп.

Редко выезжает в город и не общается с соседями, потому что на вопрос о Манилове он отвечает, что такого помещика нет.


Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций

Учитель. Как вы думаете, Гоголь наделяет своих помещиков индивидуальными чертами, или же они – олицетворение каких-то типичных черт, присущих помещикам того времени?

Ученик. Гоголь в «МД» показывает типичные характеры.

Учитель. Тогда к какому типу помещиков можно отнести Коробочку?

Ученик. Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.





IV. Анализ образа Ноздрева (гл. 4). (10 мин)

Усадьба, интерьер.

Портрет.

Речь, образование, манеры.

Семья и окружение.

Сцена купли-продажи

Конюшня, в которой две лошади. Псарня в отличном состоянии, где Ноздрёв себя чувствует, как отец семейства. В кабинете нет привычных вещей: книг, бумаги. А висит сабля, два ружья, шарманка, трубки, кинжалы. Земли неухоженные. Хозяйство шло само собой, так как основной заботой героя были охота и ярмарки — не до хозяйства. В доме ремонт не закончен, стойла пусты, шарманка неисправна, бричка проиграна. Положение крепостных, из которых он вытягивает всё, что можно, плачевно.

Среднего роста, недурно сложенный, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж

Речь Ноздрева, как и он сам, отличается стремительностью и неуправляемостью. У него слова бегут друг за другом, без обязательной связи, без всякой логики:

У Ноздрева слова без внутренней цензуры – как и он сам, без внутреннего контроля.

Быстро сходился с людьми. Чем ближе сходился, тем больше насаливал им.

Никак на него не повлияла и женитьба, тем более что жена вскоре отправилась на тот свет, оставив мужу двух ребятишек, которые ему были совершенно не нужны.


Не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

Учитель. Какой вывод о помещике Ноздрёве мы можем сделать?

Ученик. В целом Ноздрев - малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.



V. Анализ образа Плюшкина (гл.6). (10-15 мин)

Учитель. Образ Собакевича вы разберете самостоятельно. А сейчас давайте пропустим пятую главу и поговорим о Плюшкине.

Итак, узнав от Собакевича о некоем Плюшкине, Чичиков отправляется к нему в надежде скупить все мертвые души.

Усадьба, интерьер

Портрет

Речь, образование, манеры

Семья и окружение

Сцена купли-продажи

Большое село, ветхость, господский дом в упадке, окна были заставлены ставнями или забиты досками; темные холодные комнаты, беспорядок, в углу куча всякого хлама, одна пара сапог для всей дворни, крестьяне убегают от него; имеет больше тысячи душ, во всех углах двора сторожа

Трудно было определить мужчина это или женщина. Похож на старую ключницу. Серенькие глазки быстро бегали из-под сросшихся бровей. На голове колпак. Лицо сморщенное, как у старика. Подбородок далеко выступает вперёд, зубов не было. На шее то ли платок, то ли чулок.

Речь Плюшкина напоминает непрерывное брюзжание.Его речь – сплошные жалобы.

Его речь пересыпана бранными словами: какая рожа, глуп ведь, как дерево; дурак, мошенница, каналья. Говоря о предметах неодушевленных, Плюшкин часто пользуется сущ. с уменьшительно-ласкательными суфф: ликерчик, графинчик, рюмочка, денежки, реестрик. Язык помещика насыщен просторечными словами и выражениями: бают, здоровенный кукиш, напичкались, подитка, эхва, ужо снесу.

Была семья: жена, две дочери, сын. У сына был учитель француз, у дочерей - гувернантка. Хозяйка умерла. Старшая дочь Александра Степановна обвенчалась тайком со штабс-ротмистром и убежала с ним, зная, что отец не любит офицеров. Отец проклял ее, но преследовать не стал. Мадам, ходившая за дочерьми, была уволена, поскольку оказалась не безгрешной в похищении старшей, учитель-француз тоже был отпущен. Сын определился в полк на службу, не получив от отца ни копейки на обмундирование. Младшая дочь умерла.

В ответ на предложение Чичикова купить души (120), Плюшкин подумал, что гость, очевидно, глуп, но не мог скрыть своей радости и даже велел поставить самовар. Чичиков получил список на сто двадцать мертвых душ и договорился о совершении купчей крепости. Плюшкин пожаловался на наличие еще и семидесяти беглых, которые Чичиков тоже купил по тридцать две копейки за душу.

Учитель. Как вы думаете, зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

Ученик. Гоголь обращается к прошлому героя, так как нравственное уродство то же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, что происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

Учитель: С какой же целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Ученик. Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.

Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.

В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти че­ловек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».








VI. Подведение итогов урока. (3-4 мин)

Учитель. Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном порядке. В чем же смысл такого расположения глав?

Манилов

Коробочка

Ноздрёв

Собакевич

Плюшкин

Ученик. Гоголь даёт эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мечтательная скопидомка Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) – прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Даже крепкие хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.

Ещё с большей выразительностью в «портретных главах» показана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз Манилова к дубинноголовой Коробочке, от неё к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотиневшемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину («прорехе на человечестве») ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение, разложение представителей помещичьего мира.


Выставление оценок.






VII. Комментированное домашнее задание. (1-2 мин)

  1. Сделать таблицу по образу Собакевичу (сдать на проверку).

  2. Внимательно перечитать 11 главу поэмы.

  3. Желающим нарисовать помещиков.

  4. Подготовиться к тесту по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»


Собакевич

Портрет

Характер

Речь, образование, манеры

Усадьба

«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

«Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.

Речь Собакевича представляет резкий контраст речи Манилова и Ноздрева. Собакевич говорит, как рубит. Его реплики лаконичны, слова и выражения откровенно грубы. Он не терпит многословия, расплывчатых фраз, неточности в выражениях. В ответ на длинную речь Чичикова о «несуществующих» душах Собакевич без малейшего удивления, словно шла речь о хлебе, спросил: «Вам нужно мертвых душ? Извольте, я готов продать».

«Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, - все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пу­затое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокой­ного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, гово­рил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича».

Автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.


Учитель:___________________

Методист:__________________

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!