МКОУ «СОШ №2» г.п. Залукокоаже Зольского района КБР Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО автор: заместитель директора по УВР Пшихачева М.А.
В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Особенности оценки
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Личностные результаты
- сформированность основ гражданской идентичности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; сформированность социальных компетенций.
- сформированность основ гражданской идентичности;
- готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
- сформированность социальных компетенций.
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем на практике; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем на практике;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
- способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе метапредметных.
- способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе метапредметных.
Формы и методы оценки
КГОС
ФГОС
- репродуктивные задания;
- предметные к.р.;
- принцип «вычитания»;
- классный журнал.
- продуктивные задания;
- метапредметные, диагностические к.р.;
- принцип «прибавления» и «уровневый подход»;
- портфолио.
Правила оценивания образовательных достижений
- ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.
- КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
- СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
- ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
- КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию , за тематические проверочные работы – обязательно.
- ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
- КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень– на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов ( ГИА) и на основе индивидуального итогового проекта.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Накопительная оценка из:
- Стартовый контроль
- Тематические и итоговые проверочные работы
- Творческие проекты
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Внутришкольный мониторинг предметных результатов
- Текущие отметки ( по желанию)
- Отметки за тематические и итоговые проверочные работы ( обязательно)
- Промежуточная аттестация
- Итоговая аттестация
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью
- оценочных листов,
- классных журналов,
- дневников учащихся
на бумажных и электронных носителях
Общий итог работы учащихся и его общая оценка за учебный год складывается:
1) из выполненных всех тематических и итоговых работ, количество которых определяется количеством учебных тем (блоков) – это демонстрация базового уровня знаний, умений (применение в стандартных ситуациях) и может оцениваться 1 баллом;
2) из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность обучающихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях. Этот уровень освоения программы может быть оценен как 2 балла (продвинутый уровень обучения).
3) из представленного «портфеля» ученика, в котором собраны все виды и формы систематической самостоятельной его работы по предмету (предметам), их презентация и публичная защита, а также все учебные достижения, выходящие за рамки школы (олимпиады, конкурсы, курсы и т.п.). Такой «продукт» по предмету может быть оценен как высший - 3 балла (рефлексивно-творческий уровень обучения).
Таким образом, обучающимся по итогам года должны как минимум быть освоены все предметы на базовом уровне (1), максимум – на продвинутом уровне (2), отдельные предметы обучающимися могут быть освоены по выбору на рефлексивно - творческом уровне (3).
Три уровня усвоения ООП ООО
- 1 – базовый уровень – способность обучающегося действовать только в рамках минимума содержания, рассчитанного на освоение каждым учащимся;
- 2 – продвинутый уровень – способность обучающегося выходить за рамки минимума предметного содержания, применять полученные знания на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях;
- 3– рефлексивно-творческий уровень – способность обучающегося обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе, и итоговых; участие в конференциях и т.п.
Пять уровней оценки отдельной задачи
Уровень
достижения
Низкий уровень
Оценка
Наличие только отдельных фрагментарных
Пониженный
Отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях. Обучающийся может выполнять отдельные задания повышенно
знаний по предмету
«Плохо»
Базовый
(отметка)
Управленческие
уровень
уровень
решения
«Неудовлетво-
Повышенный
Дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по
(отметка «1»
Освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга ) выделенных задач .
Усвоение опорной системы знаний на уровне произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
уровень
высокий уровень
Дальнейшее обучение затруднено. Требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и
Удовлетворите
рительно»
учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др.Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающих
льно »
Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования , но не по профильному направлению
(отметка «2»)
«Хорошо »
оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
(отметка «3»,
(отметка «4»)
Индивидуальные траектории обучения обучающихся демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю
«отлично» (отметка «5»).
отметка
«зачтено »)
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
Итоговая оценка результатов освоения ООП ООО определяется по результатам промежуточной(5-8 кл) и итоговой (9 кл) аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся 5-8 классов, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности .
Тематические итоговые контрольные работы.
Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой .
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА СТУПЕНЬ
- Результаты внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе (Портфель достижений. Портфолио.)
- Оценки за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам
- Оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта
- Результаты ГИА
Философия портфолио .
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения (учебная, творческая, социальная, коммуникативная и др. деятельность).
ФОРМУЛА:
аттестат + портфолио =
= образовательный рейтинг выпускника школы
Портфель достижений – это папка с материалами мониторинга результатов учебной деятельности обучающегося за учебный год.
Портфолио – нечто большее, чем просто папка детских работ. Это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся. В состав портфолио включаются: анкетные данные, результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.
Оценка достижения метапредметных результатов .
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта , которые включают требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле.
В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку.
Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:
- отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
- даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.
Оценка личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации , в том числе готовность к выбору направления профильного образования ;
3) сформированность социальных компетенций , включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся , а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности учреждения.
Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария
ОЦНКА РЕАЛИЗАЦИИ ООО
Внутренняя Внешняя
Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся.
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
- государственная итоговая аттестация выпускников
- аттестация работников образования;
- аккредитация образовательных учреждений;
- мониторинговые исследования качества образования.
Показатели внешней оценки качества реализации основной образовательной программы ступени школьного образования - как ориентиры для проектирования
1. Преемственность
Наличие «переходных» этапов
2. Результативность
Интегрированные результаты, их оценка, индивидуальный прогресс
3. Эффективность
Затраты на достижения планируемых результатов
4. Доступность
Наличие и возможность реализации ст.10 Закона РФ
5. Адаптированность
Соответствие возрастных возможностей
6. Ресурсность
Оценка кадровых, материальных, учебно-методических ресурсов
7. Инновационность
Наличие обоснованного шага развития
8. Уникальность
Наличие «дельты» относительно ФГОС
9. Интегрированность
Возможность включения ООП в сетевое взаимодействие
10. Полнота реализации
Охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Оценка − это словесная характеристика результатов действий
Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.
Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
Оцениваться может всё
отметкой фиксируетсят олько демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).