СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки юного теннисиста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дано описание ситемы многолетней подготовки юных теннисистов

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки юного теннисиста»

Система подготовки юного теннисиста

Рассматривая подготовку спортсменов в настольном теннисе как систему, следует выделить несколько компонентов, которые, в свою очередь, состоят из множества элементов.

В качестве основных компонентов системы спортивной подготовки необходимо рассматривать:

- систему тренировки;

- систему соревнований;

  • систему факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

Все компоненты системы подготовки взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Вместе с тем они имеют вполне определенные задачи и методические особенности, которые придают им самостоятельное значение.

Центральным компонентом подготовки теннисиста-настольника является система спортивной тренировки. В структуре спортивной тренировки принято выделять: физическую, техническую, тактическую, интегральную и психологическую подготовку. В рамках каждого из этих направлений решаются еще более конкретные задачи. Так, например, физическая подготовка включает разделы по совершенствованию отдельных физических качеств (силы, выносливости, гибкости, быстроты, координации). В процессе технической подготовки можно выделить обучение отдельным техническим действиям (элементам) и т.д. Комплексным результатом спортивной тренировки является достижение спортсменом состояния тренированности, которое выражается в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена и достигнутой степени совершенства владения технико-тактическими действиями и психическими свойствами. (Таблица 1).

Таблица 1

СООТНОШЕНИЕ

ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ ПОДГОТОВКИ

НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

Разделы спортивной подготовки


Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

1 год

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка (%)

26 - 34

26 - 34

17 - 23

17 - 23

13 - 17

9 - 11

Специальная физическая подготовка (%)

17 - 23

17 - 23

17 - 23

17 - 23

17 - 23

13 - 17

Техническая подготовка (%)

31 - 39

31 - 39

26 - 34

26 - 34

22 - 28

22 - 28

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

9 - 11

9 - 11

17 - 23

17 - 23

22 - 28

26 - 34

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

4 - 6

4 - 6

9 - 11

9 - 11

13 - 17

17 - 23

В зависимости от этапа подготовки меняются не только задачи, но и предельные тренировочные нагрузки (Таблица 2).

Таблица 2

НОРМАТИВЫ МАКСИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Количество часов в неделю

6

8

10 - 12

12 - 18

18 - 24

24 - 32

Количество тренировок в неделю

3 - 4

3 - 4

4 - 6

6 - 7

7 - 10

10 - 11

Общее количество часов в год

312

416

520 - 624

624 - 936

936 - 1248

1248 - 1664

Общее количество тренировок в год

156 - 208

156 - 208

234 - 286

310 - 364

460 - 520

520 - 572

При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, осуществлении развития физических качеств спортсменов, обучении их технике и тактике необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) периоды обучающихся (Таблица 3).

Таблица 3

Морфофункциональные

Возраст, лет

показатели, физические качества

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Длина тела






+

+

+

+



Мышечная масса






+

+

+

+



Быстрота



+

+

+







Скоростно-силовые качества




+

+

+

+

+




Сила






+

+

+




Выносливость (аэробные возможности)


+

+

+





+

+

+

Анаэробные возможности



+

+

+




+

+

+

Гибкость

+

+

+

+








Координационные

способности



+

+

+

+






Равновесие

+

+


+

+

+

+

+




Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание, следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в своей основе разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила). Так, оптимальные периоды у мальчиков и юношей для развития аэробных возможностей будут в 8-10 и в 14 лет; для развития анаэробно-гликолитических механизмов-возраст 11-13 лет и 16-17 лет; для развития креатинофосфатного энергетического механизма - возраст 15-18 лет. У девочек и девушек сенситивные периоды энергетических предпосылок формирования физических качеств наступают на год раньше. Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на начальном этапе обучения (9-11 лет), когда эффективность средств настольного тенниса еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и маленькое количество тренировочных игр на счет), объем подготовки доходит до 50% времени, отводимого на занятия.

Периодически целесообразно выделять отдельные занятия на общую физическую подготовку. В этом случае в подготовительной части изучается техника, например, легкоатлетических упражнений, бадминтона, проводятся подвижные игры, игра в футбол или ручной мяч и т.д. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов, установленных для данной учебной группы.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике настольного тенниса. Основным ее средством (кроме средств настольного тенниса) являются специальные (подготовительные) упражнения. Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения. На данном этапе при обучении техническим приемам настольного тенниса широко применяются такие тренажеры, как «колесо», «жгут», «стенка» и т.п.

Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, к скоростно-силовым усилиям), прыжковую ловкость и специальную гибкость.

Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, теннисными, мячами, с утяжеленными ракетками; со скакалкой, резиновыми амортизаторами; гантелями; с различными специальными приспособлениями, тренажерами. Вес набивного мяча в подготовительных упражнениях для юношей 9-14 лет, девушек 9-16 лет 1-2 кг. Для юных теннисистов 14-16 лет вес гантелей 0,5-1 кг. В качестве амортизаторов используются медицинские резиновые бинты (бинт Мартенса) или другая резина. Упражнения с амортизатором применяются с 13 лет.

Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике игры.

Формирование тактических умений начинается с развития у обучающихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнять его в различных играх, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д. По мере изучения технических приемов настольного тенниса учащиеся изучают тактические действия, связанные с этими приемами.

Большое место в подготовке теннисистов занимает интегральная подготовка, в программе она выделена в самостоятельный раздел. Основу интегральной подготовки составляют упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовки (развитие качеств в рамках структуры приема, развитие специальных физических качеств посредством многократного выполнения приемов); технической и

тактической подготовки (совершенствование приемов в рамках тактический действий, а также посредством многократного выполнения тактических действий - индивидуальных, парных, в нападении, контратаке и защите); переключения в выполнении технических приемов

и тактических действий - отдельно в нападении, защите и сочетание нападающих и защитных действий. Учебные игры, контрольные игры и соревнования служат высшей формой интегральной подготовки.

В систему многолетней подготовки спортсменов органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успехов только за счет тренировочного процесса, наращивания объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Регулярное участие в соревнованиях рассматривается как обязательное условие для того, чтобы спортсмен приобретал и развивал необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, поэтому воспитать необходимые специализированные качества и навыки можно только через соревнования.

Соревновательная подготовка имеет целью научить игроков, в полной мере используя свои физические кондиции, уверенно применять изученные технические приемы и тактические действия в сложных условиях соревновательной деятельности. Этому способствует индивидуальная подготовка в процессе соревнований по физической, технической, игровой подготовке. Соревнования по физической, технической, интегральной подготовке регулярно проводят на тренировочных занятиях, используя игровой и соревновательный методы, применяя тестирующие упражнения. Во время их выполнения фиксируется показательный результат. Используются часы, предназначенные на контрольные испытания, и часы на интегральную подготовку.

Инструкторская и судейская практика проводится на этапе спортивной специализации. Привитие инструкторских и судейских навыков осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий, а также на отдельных («специальных») занятиях.

Для обеспечения непрерывности спортивной подготовки в учебном плане отражаются основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки юных теннисистов. Учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 52 недели: 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы (в учебном году) и 6 недель для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха, а так же организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов (Таблица 4).

Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

N п/п

Вид тренировочных сборов

Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней)

Оптимальное число участников сбора



Этап высшего спортивного мастерства

Этап совершенствования спортивного мастерства

Тренирово-

чный этап (этап спортивной специализа

ции)

Этап начальной подготовки


1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям

1.1.

Тренировочные сборы по подготовке к международным соревнованиям

21

21

18

-

Определяется организацией, осуществляющей спортивную подготовку

1.2.

Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России

21

18

14

-


1.3.

Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским соревнованиям

18

18

14

-


1.4.

Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям субъекта Российской Федерации

14

14

14

-


2. Специальные тренировочные сборы

2.1.

Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке

18

18

14

-

Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе

2.2.

Восстановительные тренировочные сборы

До 14 дней

-

Участники соревнований

2.3.

Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования

До 5 дней, но не более 2 раз в год

-

В соответствии с планом комплексного медицинского обследования

2.4.

Тренировочные сборы в каникулярный период

-

-

До 21 дня подряд и не более двух сборов в год

Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенном этапе

2.5.

Просмотровые тренировочные сборы для кандидатов на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта

-

До 60 дней

-

В соответствии с правилами приема

Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.

Основной целью спортивной подготовки детей и юношей является постепенное подведение их к спортивному мастерству в наиболее благоприятном для этого возраста. Распределение времени на основные разделы подготовки по годам обучения происходит в соответствии с конкретными задачами, поставленными на каждом этапе многолетней тренировки. Задачи детского и юношеского спорта далеко не исчерпываются подготовкой мастеров спорта и разрядников. Они значительно шире и включают в себя решение вопроса о гармоничном физическом и умственном развитии детей и юношей, укреплении их здоровья и повышении устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды.

При планировании тренировочного процесса необходимо последовательно, с учетом дидактических принципов, распределить средства подготовки на весь период обучения. Основой для планирования нагрузок в годичном цикле являются сроки проведения соревнований (учебные, контрольные, отборочные, основные).

Основными критериями для зачисления детей в группы начальной подготовки являются: отсутствие медицинских противопоказаний; быстрота реакции, ловкость, логическое мышление, коммуникабельность и выполнение требований по физической подготовке, представленных в Таблице 5.

Таблица 5

НОРМАТИВЫ

ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)


Юноши

Девушки

Быстрота

Бег на 30 м (не более 5,6 с)

Бег на 30 м (не более 5,9 с)

Координация

Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 с (не менее 15 раз)

Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 с (не менее 15 раз)


Прыжки через скакалку за 30 с (не менее 35 раз)

Прыжки через скакалку за 30 с (не менее 30 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 155 см)

Прыжок в длину с места (не менее 150 см)


Метание мяча для настольного тенниса (не менее 4 м)

Метание мяча для настольного тенниса (не менее 3 м)


Для определения промежуточных итогов работы, уровня подготовленности спортсмена в течение всего периода обучения в спортивной школе введена система нормативов. Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения и характеризует уровень физической подготовки, а также степень овладения техникой и тактикой игры, которые должны быть достигнуты занимающимися в том или ином возрасте или на соответствующем этапе занятий.

Для групп начального обучения, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования выполнение нормативов является, кроме того, важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап многолетней спортивной подготовки.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!