СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к итоговому сочинению и сочинению на ЕГЭ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить школьников писать сочинение-рассуждение оказывается одной из наиболее сложных задач учителя русского языка и литературы. В статье есть полезный материал по обучению структуре сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к итоговому сочинению и сочинению на ЕГЭ»

МБНОУ «Гимназия №18»











Система подготовки к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ.



Автор Гамзова Л.В

учитель русского языка и литературы










г. Ленинск-Кузнецкий


2016



Система подготовки к итоговому сочинению и сочинению на ЕГЭ.


Перед современной школой стоит задача формирования коммуникативной компетенции обучающихся как одна из ключевых задач обучения. Одним из главных показателей уровня подготовленности выпускника современной школы оказывается его конкурентоспособность на рынке дальнейшего образования. Показателем уровня подготовленности можно считать сформированное умение грамотно, связно излагать мысли, анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблемы, поднятые автором в тексте, понимать авторскую  позицию, уметь выражать и аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка. Чтение художественной литературы для большей части современного поколения школьников перестало быть насущной необходимостью, что повлекло за собой бедность их словарного запаса, затруднения в грамотном изложении мыслей. Сочинение как самостоятельная работа оказывается для большого числа старшеклассников очень трудным заданием, что свидетельствует о слабом развитии коммуникативных навыков.

Развитие связной речи школьников, навыков самостоятельной  работы  по созданию текстов разных жанров и стилей и в целом формирование коммуникативных компетенций становится актуальной   проблемой современного образования.

Написание сочинения-рассуждения относится к заданиям повышенного уровня сложности и    вызывает наибольшие затруднения у старшеклассников. Думается, что начинать подготовку учащихся  к итоговой аттестации по русскому языку и литературе надобно как минимум в среднем звене.

Считаю своей большой удачей, что 50% выпускников 2015-16 учебного года учились у меня с 5 класса, 25% - с 7 класса и лишь 25% пришли в гимназию в 10 класс. Следовательно, половина выпускников в течение 7 лет и четверть выпускников в течение 5 лет занималась по моей системе непрерывной подготовки к итоговой аттестации.

Система непрерывной подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, направленная на развитие речи обучающихся предполагает, что с 5 класса мои ученики пишут разнообразные сочинения и читают их вслух всему классу. Времени жалеть на такую работу не стоит. Каждый ученик учится слушать и слышать, что говорит другой человек и как он говорит, потому что класс получает задание сравнить работы двух учеников: соответствует ли сочинение заданной узкой теме, достаточно ли полно раскрыта тема, соответствует ли работа заданному виду речи, насколько богат словарный запас автора сочинения. С 7 класса дети сравнивают три работы и начинают отслеживать структуру сочинения. Кроме того, что класс работает, слушая сочинение товарища, каждый автор понимает, что списанную работу столь ревностные слушатели не пропустят. Таким образом, мы коллективно учимся сочинять на заданную тему, говорить вслух внятно и выразительно и внимательно слушать другого человека.

В 8 классе мы начинаем, а в 9 классе продолжаем работать над текстом-рассуждением, в котором должен быть тезис (утверждение с парой ключевых слов), аргумент (доказательство) и вывод. Очень важно обратить особое внимание на понятие «ключевое слово», посредством которого тезис влияет на выбор аргументов. Аргумент должен обязательно содержать микротезис (утверждение), который опирается на одно ключевое слово общего тезиса, доказательство с подтверждением из текста с любым видом цитирования и микровывод, связанный с ключевым словом. Следующий аргумент должен опираться на другое ключевое слово общего тезиса. При этом нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы аргументы не оказались синонимичными, т.е. чтобы они не доказывали одно и то же с одной и той же точки зрения. Анализируя структуру подобных текстов, ученики учатся строить собственное рассуждение как устно (рецензия на сочинение товарища), так и письменно (сочинение на заданную тему). Таким образом, мы отрабатываем навык написания сочинения-рассуждения, которое требуется для ОГЭ по русскому языку. Помимо работы со структурой текста, мы постоянно работаем над умением определять позицию автора, которая чаще всего выражает идею произведения. Такая дополнительная деятельность на опережение весьма облегчает процесс подготовки к сочинению итоговому и сочинению на ЕГЭ.

Несмотря на то, что это сочинение предполагает проверку общей эрудиции и начитанности по всем предметам школьного курса и даже за его пределами, подготовка это возложена, как правило, на учителя литературы. В конечном итоге, кроме знания отдельных школьных дисциплин, ученик должен показать умение строить текст по типу рассуждения.

На уроках русского языка и литературы в 10 классе идет постоянная работа по подготовке к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ, которая частично уже в 9 классе учащимися освоена. Именно в 9 классе ученик нарабатывает навык аргументации, что и необходимо для написания основной части итогового сочинения. Следует отметить, что приведение литературного примера в качестве аргумента   часто вызывает затруднение, которое можно объяснить бедностью читательского багажа и слабо развитыми навыками анализа  текста.

Задачей десятиклассника становится научиться писать вступление и заключение итогового сочинения и сочинения в формате ЕГЭ. В первом полугодии мы учимся писать сочинение в заданном формате на материале произведений, изучаемых на уроках литературы, что заставляет детей читать произведения более внимательно, вдумчиво. Коллективный анализ конкретного произведения дает возможность рассуждать о главной проблеме выбранной темы и о позиции автора по поводу этой проблемы. А именно формулирование проблемы и ее комментирование является новой задачей, стоящей перед обучающимися. Эта часть работы вызывает наибольшее затруднение у значительной части десятиклассников, поэтому именно ее в первой четверти учащиеся по очереди постоянно читают вслух всему классу и коллективно обсуждают под руководством учителя ее достоинства и недостатки. Опыт показывает, что такая форма работы наиболее полезна для учащихся на этапе первичного освоения навыка, что ими было не раз высказано.

Особое внимание учитель должен уделить обучению таким особенностям элементов структуры итогового сочинения, а впоследствии и сочинения на ЕГЭ, как зеркальность вступления и заключения, тезиса и вывода, собственно структурной базы аргумента. Для этого мы посчитали нужным выработать специальный вид черновика, где все структурные элементы помещены в таблицу (Приложение №1). Такая форма черновика позволяет ученику, пишущему сочинение-рассуждение в заданном формате, контролировать соблюдение структуры работы.

Выпускники гимназии успешно написали итоговое сочинение, все 65 человек были допущены к сдаче ЕГЭ и считали, что предстоящий экзамен особой сложности не представляет. Результаты ЕГЭ по русскому языку никого из выпускников не разочаровали: только 1 человек получил 64 балла, 12 человек получили от 80 до 90 баллов, 14 человек получили от 90 до 98 баллов, 2 человека получили 100 баллов.

Следовательно, система подготовки, предложенная вашему вниманию, вполне оправдала себя. Несмотря на то, что написание сочинения-рассуждения относится к заданиям повышенного уровня сложности и    вызывает наибольшие затруднения у старшеклассников, задача эта вполне решаема, хотя формирование коммуникативных компетенций остается одной из актуальных   проблем современного образования.








Приложение №1


Вступление

тема и комментарий

(2-4 предложения)


главная проблема выбранной темы

и комментарий
(2-4 предложения)


позиция автора по поводу главной проблемы выбранной темы с цитированием любого вида

Моя позиция

и комментарий, который должен стать тезисом сочинения и при этом содержать:

-ключевое понятие №1





- ключевое понятие №2




аргумент №1

микротезис на базе ключевого понятия №1

-доказательство с опорой на текст с цитированием любого вида

-микровывод на базе ключевого понятия №1



аргумент №2

-микротезис на базе ключевого понятия №2

-доказательство с опорой на текст с цитированием любого вида

-микровывод на базе ключевого понятия №2

Заключение

с опорой на позицию автора по поводу главной проблемы выбранной темы

Вывод как зеркало тезиса




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!