СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы классного руководителя по подготовке младших школьников к научно-исследовательской работе по теме «Народоведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы классного руководителя по подготовке младших школьников к научно-исследовательской работе

по теме «Народоведение»

 

Пояснительная записка

            В данной работе я обобщила опыт, который был получен в результате подготовки учеников к участию в научно-исследовательских работах. На протяжении трёх лет мои ученики принимали активное участие в научно-исследовательских проектах по теме «Народоведение» и получали призовые места. Ниже изложены рекомендации и предложения, которые помогли мне, как научному руководителю, и моим ученикам принимать участие в данных проектах.

             У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству,  познанию, активной деятельности.

            Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое       руководство взрослых.

           Научно-исследовательская работа - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

          Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.    

     Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.    

      Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

    - самостоятельного мышления;

    - решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

    -навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.      

       Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей,  но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Руководитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем, как в прикладных целях, так  и в практическом плане.

        Особенно важно отметить, что в научно-исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие Я - концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес и «вкус» к собственному получению знаний.

         В результате исследовательской деятельности решаются следующие цели:

-создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся;

-развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся;

-овладение умениями использования информации;

-обучению умению формировать тему, цели и задачи исследования, оформления работы;

-формирования навыков публичного выступления, культуры рассуждения, защиты работы, ведения дискуссии.

Ожидаемые результаты:

         Предполагается, что в результате исследовательской деятельности учащиеся школы будут овладевать следующими качествами личности:

-умениями самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;

-творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;

-грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

-добровольность выбора темы учащимся;

-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,

-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

 При написании научно-исследовательской работы  необходимо придерживаться пошаговой системы:

  1. выбираем тему исследования;
  2. формулируем название работы;
  3. определяем объект и предмет исследования;
  4. определяем цель и задачи научно-исследовательской работы;
  5. изучаем литературу, которая может быть использована во время исследования;
  6. конспектируем необходимую информацию и составляем картотеку;
  7. составляем предварительный план научно-исследовательской работы и согласовываем его с научным руководителем;
  8. проводим исследование;
  9. формулируем выводы и рекомендации;
  10. оформляем работу согласно требованиям;
  11. подаём черновой вариант  научно-исследовательской работы для рецензирования;
  12. учитываем замечания и готовимся к защите.

Советы учащимся по защите научно-исследовательской работы:

-накануне защиты выступить перед родителями, друзьями, одноклассниками; потренироваться произносить «сложные» слова;

-продумать, какие приёмы привлечения внимания жюри и аудитории (риторические вопросы, сопоставление фактов, интонационные средства) можно использовать во время защиты;

-начать защиту с приветствия жюри и аудитории;

-назвать своё имя и фамилию, учебное заведение, имя, отчество и фамилию научного руководителя;                                                                     

-быть тактичным;

-в начале защиты поставить проблемный вопрос, ответ на который слушатели могут получить в конце доклада. Это заинтересует и сконцентрирует внимание аудитории;

-докладывать громко и чётко;

-чередование длинных предложений с короткими;

-подготовить интересный наглядный материал – таблицы, рисунки, фотографии, видеоматериалы. Желательно представить в виде слайдов;

-во время доклада обращаться к слушателям;

-вежливо давать ответы на замечания и вопросы;

-по окончании доклада, поблагодарить жюри и слушателей.

 

             Первые годы учебы в школе - это тот благодатный возраст, когда

ребенку интересно буквально все. И от того, что он получит в это время в ответ на многочисленные ребячьи «почему», во многом зависит, как будет формироваться его мировоззрение. Хочется, чтобы с первых уроков ребенок не заучивал набор разрозненных сведений об окружающем мире, а постепенно, шаг за шагом, входил в мир, постигая его как определенную систему. Иными словами, чтобы ребенок получал в школе не безличную информацию, а важные лично для него знания, без которых невозможно составить целостно осмысленную картину мира, в котором каждому предстоит найти свое место. Именно такую информацию ученик может получить при изучении особенностей своего народа – народоведения.

 

   Народоведение - описание обычаев и нравов разных народов.

             Воспитание подрастающего поколения в Украине зависит от многих факторов, среди которых главнейшими есть: устройство нашего государства, моральные нормы, национальный менталитет, религия, система обучения и воспитания и т. п. Воспитывать любовь и уважение к родному краю необходимо не только на уроках, но и во внеурочное время. Как показывает опыт, во внеурочное время целесообразно использовать такие формы работы народоведческого характера: праздники, в частности и народные, фестивали, "круглые столы", фольклорные ярмарки, литературные или фольклорные игры, литературные утренники и вечера, литературные гостиные, встреча с интересными людьми, собирание и обработка фольклорно-этнографических материалов, интересные посиделки, краеведческие экскурсии: "Моя улица", "В гости к дубу", экологические десанты "Спаси ручеек", культминутки (рассказы, сообщение о хороших делах, помощи другим), участие в исследовательских работах.

    Изучая отдельные темы на уроках «Я и Украина» (гражданское образование),  ученики моего класса захотели глубже узнать о традициях и обычаях украинского народа, поэтому для участия в научно-исследовательских проектах были выбраны темы: «Народный календарь», «Украинский национальный костюм», «Украинская хата».

Результативность:

Дети, которые принимали участие в научно-исследовательской работе, научились самостоятельно работать с научной литературой, словарями, энциклопедиями, уверенно чувствуют себя во время публичных выступлений, отстаивают свою точку зрения, ведут дискуссии, получили глубокие знания не только по народоведению, но и  по  темам, которые были представлены другими участниками. Ребята реализовали свои творческие способности, раскрыли потенциалы, получили новые умения и навыки.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!