Система работы классного руководителя по подготовке младших школьников к научно-исследовательской работе
по теме «Народоведение»
Пояснительная записка
В данной работе я обобщила опыт, который был получен в результате подготовки учеников к участию в научно-исследовательских работах. На протяжении трёх лет мои ученики принимали активное участие в научно-исследовательских проектах по теме «Народоведение» и получали призовые места. Ниже изложены рекомендации и предложения, которые помогли мне, как научному руководителю, и моим ученикам принимать участие в данных проектах.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Научно-исследовательская работа - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
-навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Учитель – научный руководитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Руководитель поможет юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем, как в прикладных целях, так и в практическом плане.
Особенно важно отметить, что в научно-исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие Я - концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес и «вкус» к собственному получению знаний.
В результате исследовательской деятельности решаются следующие цели:
-создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся;
-развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся;
-овладение умениями использования информации;
-обучению умению формировать тему, цели и задачи исследования, оформления работы;
-формирования навыков публичного выступления, культуры рассуждения, защиты работы, ведения дискуссии.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в результате исследовательской деятельности учащиеся школы будут овладевать следующими качествами личности:
-умениями самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;
-творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;
-грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы;
-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
-добровольность выбора темы учащимся;
-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
-уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
При написании научно-исследовательской работы необходимо придерживаться пошаговой системы:
- выбираем тему исследования;
- формулируем название работы;
- определяем объект и предмет исследования;
- определяем цель и задачи научно-исследовательской работы;
- изучаем литературу, которая может быть использована во время исследования;
- конспектируем необходимую информацию и составляем картотеку;
- составляем предварительный план научно-исследовательской работы и согласовываем его с научным руководителем;
- проводим исследование;
- формулируем выводы и рекомендации;
- оформляем работу согласно требованиям;
- подаём черновой вариант научно-исследовательской работы для рецензирования;
- учитываем замечания и готовимся к защите.
Советы учащимся по защите научно-исследовательской работы:
-накануне защиты выступить перед родителями, друзьями, одноклассниками; потренироваться произносить «сложные» слова;
-продумать, какие приёмы привлечения внимания жюри и аудитории (риторические вопросы, сопоставление фактов, интонационные средства) можно использовать во время защиты;
-начать защиту с приветствия жюри и аудитории;
-назвать своё имя и фамилию, учебное заведение, имя, отчество и фамилию научного руководителя;
-быть тактичным;
-в начале защиты поставить проблемный вопрос, ответ на который слушатели могут получить в конце доклада. Это заинтересует и сконцентрирует внимание аудитории;
-докладывать громко и чётко;
-чередование длинных предложений с короткими;
-подготовить интересный наглядный материал – таблицы, рисунки, фотографии, видеоматериалы. Желательно представить в виде слайдов;
-во время доклада обращаться к слушателям;
-вежливо давать ответы на замечания и вопросы;
-по окончании доклада, поблагодарить жюри и слушателей.
Первые годы учебы в школе - это тот благодатный возраст, когда
ребенку интересно буквально все. И от того, что он получит в это время в ответ на многочисленные ребячьи «почему», во многом зависит, как будет формироваться его мировоззрение. Хочется, чтобы с первых уроков ребенок не заучивал набор разрозненных сведений об окружающем мире, а постепенно, шаг за шагом, входил в мир, постигая его как определенную систему. Иными словами, чтобы ребенок получал в школе не безличную информацию, а важные лично для него знания, без которых невозможно составить целостно осмысленную картину мира, в котором каждому предстоит найти свое место. Именно такую информацию ученик может получить при изучении особенностей своего народа – народоведения.
Народоведение - описание обычаев и нравов разных народов.
Воспитание подрастающего поколения в Украине зависит от многих факторов, среди которых главнейшими есть: устройство нашего государства, моральные нормы, национальный менталитет, религия, система обучения и воспитания и т. п. Воспитывать любовь и уважение к родному краю необходимо не только на уроках, но и во внеурочное время. Как показывает опыт, во внеурочное время целесообразно использовать такие формы работы народоведческого характера: праздники, в частности и народные, фестивали, "круглые столы", фольклорные ярмарки, литературные или фольклорные игры, литературные утренники и вечера, литературные гостиные, встреча с интересными людьми, собирание и обработка фольклорно-этнографических материалов, интересные посиделки, краеведческие экскурсии: "Моя улица", "В гости к дубу", экологические десанты "Спаси ручеек", культминутки (рассказы, сообщение о хороших делах, помощи другим), участие в исследовательских работах.
Изучая отдельные темы на уроках «Я и Украина» (гражданское образование), ученики моего класса захотели глубже узнать о традициях и обычаях украинского народа, поэтому для участия в научно-исследовательских проектах были выбраны темы: «Народный календарь», «Украинский национальный костюм», «Украинская хата».
Результативность:
Дети, которые принимали участие в научно-исследовательской работе, научились самостоятельно работать с научной литературой, словарями, энциклопедиями, уверенно чувствуют себя во время публичных выступлений, отстаивают свою точку зрения, ведут дискуссии, получили глубокие знания не только по народоведению, но и по темам, которые были представлены другими участниками. Ребята реализовали свои творческие способности, раскрыли потенциалы, получили новые умения и навыки.