СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы над речью как основа реабилитации слабослышащих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал  известный российский ученый - методист  А. В. Текучев.

Просмотр содержимого документа
«Система работы над речью как основа реабилитации слабослышащих детей»

КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа-интернат»



Боевая Анастасия Михайловна,

заведующая коррекционно-развивающим центром,

учитель-дефектолог


Система работы над речью как основа реабилитации слабослышащих детей


«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый - методист А. В. Текучев.


Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности педагога.

Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы педагог управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.

Педагог руководит ею, используя условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

-активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

-обучающий характер учебной деятельности;

-регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Подавляющее большинство таких учащихся не владеют достаточным словарным запасом. Он иногда настолько ограничен, что дети не могут порой назвать самые обиходные предметы, действия, признаки, не знают названий цветов и т.д.

Ограниченность словаря, неточное понимание значения слов приводят к своеобразному употреблению их в речи: слово наделяют другим значением. Вариативность замен весьма разнообразна: общее понятие заменяется частным; частное – общим; название целого замещается названием части; встречаются ситуационные замещения; взаимозаменяются названия предмета и действия, предмета и признака; название предмета заменяется названием содержимого.

Перед школой для слабослышащих детей стоят те же задачи, что и перед общеобразовательной. Однако в связи с особенностями развития таких детей педагогический процесс здесь представляет значительное своеобразие, определяемое не только пониженным слухом, но и отклонениями в развитии ребенка, возникающими в результате неполноценного функционирования слухового анализатора.

Специальная школа для слабослышащих детей – это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь.

Почти полное отсутствие у них речи создает условия, при которых возможно лишь наглядно-образное отражение действительности. Перед специальной школой стоит задача обучать речи так, чтобы у слабослышащих учащихся развивалась способность отражать действительность при помощи словесной речи.

Это значит, что в корригирующем процессе эти дети должны усваивать те обобщения, которые заключены в нашей речи и которые отличаются от обобщений, свойственных наглядно-образному мышлению. Этим особенно усложняется отбор языкового материала, предлагаемого слабослышащим детям для усвоения.

Требуется также особая методика и последовательность его преподнесения с таким расчетом, чтобы помочь учащимся постепенно переходить к более отвлеченному и обобщенному отражению окружающих предметов и явлений.

Перед педагогом стоит задача обеспечить не только усвоение значений слов,

обозначающих конкретные предметы, действия, признаки предметов, но и постоянные накопления слов с абстрактными значениями. Именно поэтому, работа над речью органично входит в каждый урок не только языку, но и по всем другим учебным предметам.

Овладение словесной речью – необходимое условие всестороннего развития слабослышащего ребенка. Это главная задача всего учебно-воспитательного процесса. Словесная речь расширяет познавательные возможности слабослышащего ребенка, обеспечивает постепенный его переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирования всей личности ребенка, способствуя включению его в общество слышащих.

Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание устной речи и читаемого текста.

Слабослышащий ребенок, располагающий ограниченным запасом слов при недостаточном овладении грамматическим строем языка, мобилизует все свои речевые возможности для того, чтобы выразить просьбу, желание, вопрос и т. п. Если он не знает слова полностью, то произносит обрывки слов, которые также понятны окружающим.

Большие затруднения испытывают слабослышащие дети при чтении. Недостаточное овладение звуковым составом слова мешает им понимать в тексте даже знакомые слова.

В специально создаваемой для слабослышащих речевой среде языковой материал

должен быть представлен в упорядоченном, систематизированном виде. Вся организация процесса овладения языковым материалом должна быть направлена на то, чтобы создать активные условия для его усвоения и тем самым сформировать механизмы, обеспечивающие самостоятельную речевую деятельность.

Прежде всего, работа начинается с накопления словаря.

Словарная работа – один из важнейших компонентов общей системы работы по развитию речи. Слова составляют ту основу, без которой невозможна никакая форма речевой деятельности. Формирование, расширение и уточнение лексического, т.е. словарного, запаса учащихся – основная задача уроков по развитию речи. Как и вся система занятий, словарная работа организуется на тематической основе. Новые слова вводятся при прохождении определенной темы. Конечно, жесткого закрепления лексики за данной темой быть не может. Даже существительные, имеющие относительно большую, чем остальные части речи, тематическую прикрепленность, должны повторяться при переходе из одной темы в другую. Особенно это касается глаголов, прилагательных, наречий.

По мере того как у школьников пополняется словарный запас, формируются речевые умения и навыки, работа над лексикой все теснее связывается с организацией на уроке речевой деятельности во всех ее формах. Знакомство с новыми лексемами начинается со связного текста – устного или письменного. На следующем этапе эти слова «обкатываются» в различных речевых упражнениях. И в завершение дети выполняют задания, предписывающие использование этой лексики в собственных, иногда даже неподготовленных устных и письменных развернутых высказываниях.

Зачастую слабослышащий ребенок, зная слово, не узнает и не понимает его, если оно стоит в другой грамматической форме, так как ребенок, не владея грамматическим значением, не улавливает, какой новый оттенок вносит в содержание слова данное окончание или приставка. Преодолевать эту специфическую трудность помогает работа со словом в составе словосочетания и предложения, обеспечивающая усвоение лексико-грамматического значения слов, их связей с другими словами.

Таким образом, словарная работа, направленная на формирование семантических категорий, лексической системности языка, валентности слов позволяет создавать качественную основу для полноценного языкового развития ребенка с нарушениями слуха.

Овладение навыками устной речи протекает в единстве с усвоением словаря и грамматических закономерностей языка, оно тесно связано с развитием письменной речи. Устно-разговорная речь является преимущественно диалогической формой общения. Это ее свойство отвечает особым условиям формирования речи у слабослышащих детей. В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты педагога с учеником и с классом, учащихся между собой. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, подачу им необходимого материала, помощь в его усвоении, повторяемость реплик, проверку умений и навыков со стороны учителя, взаимоконтроль над правильностью построений фраз и словоупотреблением.

Особо следует подчеркнуть непосредственную возможность ориентировки учеников на образцовую речь учителя, помощь им в преодолении трудностей и немедленную коррекцию ошибок. Участие всего класса (пассивное и активное) в беседе создает наиболее благоприятные условия для реализации на постоянно меняющиеся условия общения. Широкое использование диалога в специальном обучении языку дает возможность соединить развитии речи учащихся с познанием окружающего мира, с совершенствованием их восприятия, памяти, мышления.

Однако в организации устного общения на уроке в специальной школе имеются

значительные трудности, связанные с тем, что необходим постоянный визуальный контакт между общающимися, нарушение которого ведет к потере взаимопонимания.

Поэтому нужен строгий контроль педагога за позами говорящих и воспринимающих речь.

На уроках предусматривается постепенное усвоение материала. Вновь вводимый в речь детей языковой материал на первом этапе его усвоения должен обеспечить понимание обращенной к ним речи учителя (содержащий новую лексику, словосочетания, предложения). На этом этапе происходит и первичная семантизация материала и уточнение его слухо-зрительного восприятия. Сходные лексические или грамматические единицы предъявляются детям в сопоставлении с другими.

Далее этот материал включается в систему языковых упражнений, в процессе которых он многократно воспроизводится в различных ситуациях и контекстах. Тем самым автоматизируется его использование, вырабатываются закрепленные в опыте речевые структуры, с применением (комбинированием) которых в дальнейшем учащиеся могут составлять самостоятельные (творческие) высказывания.

Завершающим этапом работы над материалом (и воспитанием тех или иных навыков) является выполнение заданий, непосредственно неподготовленных. Такие упражнения максимально приближаются к естественным условиям коммуникации, они развивают самостоятельную речь детей: «Высказывания на этапе неподготовленной речи носят коммуникативный характер и мотивируется условиями речевой ситуации, предшествующими высказываниями (репликами) или внутренними побуждениями». Поэтому особое значение в текущих событиях, обмен живыми впечатлениями от трудовой, игровой деятельности, экскурсий, просмотра фильма и т п.

Процесс обучения устной речи в условиях специальной школы требует использование письма (графической фиксации языкового материала) и письменной речи как средства развития речи в целом, коррекции фонетической, лексической и грамматической стороны речи. Письменная речь незаменима и как способ развития речевых навыков, с ее помощь изучается и контролируется усвоение материала в устной речи: «Письменная речь в условиях обучения слабослышащих детей может быть использована как «обиходный» путь, как одно из важнейших средств, способствующих формированию механизмов внутренней речи и словесного мышления».

На уроках по развитию устной речи используются как диалогические, так и монологические формы. В формировании тех и других имеются различные трудности, преодолению которых в значительной мере помогает включение в процесс общения побуждений (поручения, просьбы, приказания).

Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и

речи в целом). С одной стороны, овладение лексикой и умениями выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой – развитие умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических единиц речи.

Поэтому работа над диалогической речью выступает и как цель и как средство практического овладения языком. Поскольку реплики диалога могут быть разной «длины», состоять из более или менее развернутых сообщений в виде двух-трех предложений, в ходе обучения диалогической форме общения создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, т е монологической речью. Этому способствует и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой.

Монологическая речь – наиболее сложный вид речевой деятельности, требующий в процесс ее формирования воспитания ряда достаточно сложных навыков и умений. В ней не только синтезируются и используются такие компоненты языка, как лексика, способы выражения грамматических отношений, вся система формо- и словообразующих средств, но реализуется общий замысел (тема) высказывания в последовательном, преднамеренно спланированном изложении его частей, передающих информацию связно, обоснованно, логическими переходами от одной мысли к другой.

Поэтому в составные части занятий по развитию речи постепенно подготавливают возможность построения учащимися связных, развернутых монологических высказываний. Наряду с этим проводится и большая специальная работа, в которой монологическая речь выступает в качестве относительно самостоятельного, специального объекта занятий.

Учителя-дефектологи ведут работу, направленную на воспроизведение речевого материала учащимся голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.), соблюдая речевой этикет, осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, для речевого общения.

Поэтому систему работы над речью слабослышащих учащихся можно представить в виде схемы.

Сообщение, доклад

диалог

монолог

Развитие самостоятельной связной речи

Диалогическая речь

Разговорная речь

Развитие коммуникативных навыков

Накопление словаря

Формирование произношения

Система работы над речью слабослышащих учащихся




















Весь педагогический коллектив направлен на развитие связной речи каждого учащегося с учетом его индивидуальных возможностей, чтобы его максимально подготовить к общению в социуме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!