СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по экологическому образованию путем использования различных средств (слово, рисунок, пластика) воплощения художественного образа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загадка, пословица, считалка, потешка, сказка– это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает детей к познанию окружающей среды. А если его подкрепить визуальным рядом, художественным образом, музыкой, инсценировкой, то это уже мощная побудительная сила, которая помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, доброта, уважение и милосердие – это уже отличный задел на экологическую образованность! 

Просмотр содержимого документа
«Система работы по экологическому образованию путем использования различных средств (слово, рисунок, пластика) воплощения художественного образа»


Система работы по экологическому образованию

путем использования различных средств (слово, рисунок, пластика) воплощения художественного образа

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Важная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей, которое несет огромный потенциал для их всестороннего развития.

Известный факт, что ребенку 3-4 лет легче запоминать то, что произвело на него эмоциональное впечатление, вызвало удивление, восхищение, на процесс запоминания в этом возрасте положительно влияют новизна эмоций и яркость образов. Поэтому комплекс экологических знаний в нашей группе стараемся преподносить в доступной, увлекательной форме на основе принципов деятельностного (“учения через деятельность” т.к. превалирует мышление действенное), развивающего (ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся) с опорой на художественное слово и образ. Деятельность в этом направлении дает наиболее оптимальные результаты при условии целостности системы, т.е. при интеграции разных видов детской деятельности и взаимосвязи образовательных областей.

Задачи по экологическому образованию комплексно реализуются в следующих направлениях:

  • организованная деятельность (ООД, прогулки)

  • Первым звеном в системе и основной формой организации работы по экологическому образованию является ООД (организованная образовательная деятельность), которая проводится в соответствии с рабочей программой и комплексно - тематическим планированием.

На неделе «Дары осени» рассказывали с куклами би-ба-бо и совмесно с детьми разыгрывали сказку «Репка». Дед, который вырастил в своем огороде большую-пребольшую репку, «приходит» на ООД с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать. Рассматривали сюжетные картины «Собираем урожай». Разучивали стихи, отгадывали загадки по теме.

Открытый показ - ООД «Знакомство со свойствами неживой природы», где Песочный человечек в ходе исследовательской деятельности знакомили детей со свойствами воды, песка и камней. Был изготовлен макет «Уголок неживой природы». Использовалось художественное слово: закличка при вхождении, выхождении из Песочной страны, народная игра «Карусели», Правила поведения в Песочной стране были предложены в стихотворной форме.

  • прогулка и наблюдения за явлениями природы (любование природой), за животными и растениями, деятельностью людей в природе:

  • наблюдение за лужами (проблемная ситуация-куда исчезают лужи?



О. Рачицкая
«Горько жалуется лужа:
Стала сохнуть, просто ужас!
Кто на мель сажает флот?
Это солнце воду пьёт!»

  • за солнышком – наизусть закличка «Солнышко»

  • за радугой + стихотворение С. Маршака «Радуга-дуга»

Солнце вешнее с дождем 
Строят радугу вдвоем - 
Семицветный полукруг 
Из семи широких дуг.

  • За рыбками - «Рыбья дразнилка».

  • совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей:

  • рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе,

  • беседы с детьми на экологические темы,

  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, малые формы фольклора),

  • экологические сказки (Сказка для маленьких детей — не просто рассказ о фантастических событиях. Это целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою добрую волю. Слово находит в сказке реальную форму выражения духовных сил ребенка, как в игре — движение, в музыке — мелодия. Ребенку хочется не только слушать, но и самому рассказывать, как хочется ему не только слушать песню, но и самому петь. Поэтому мы пытаемся, пока хором, сочинять сказки о том, что (кто) живет рядом с нами – Как божья коровка зимовала, Гиацинты – колокольчики весны, Жалобы одуванчика.

  • рассматривание иллюстративно-наглядного материала, иллюстраций в книгах,

  • различные виды продуктивной деятельности на экологическую тематику (особенно хотелось бы отметить работы с использованием природного материала: когда обычные семечки, шишки, песок, манка превращается во что-то красивое – удивление и восторг! = Аквариум, Рыбки…)

  • опыты, поисковая деятельность в «Лаборатории юного исследователя»

Малыши наблюдают и участвуют в проведении опытов с водой, воздухом, песком, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, поставили опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества, окрашиваться краской.

В окрашенной воде стоял нарцисс (все растения пьют воду, красящие вещества проникают вместе с водой в растение)

1 веточку в вазу с водой, 2-ю – в пустую – Что произошло? почему?

У нас на подоконнике в конце февраля зацвела сирень – проблемная ситуация: почему у нас зацвела, а на улице только почки?

Проращиваем на подоконнике лук.

  • труд в уголке природы, на участке (протереть листья фикуса, алоэ, убрать подвявшие листья у фиалки : родилась сказка о докторе Алоэ, принцессе Фиалке и принце Фикусе и капризной королеве Герани; сбор и сортировка природного материала, семян, продолжаем превращением их в каких-то животных, динозавров, космический корабль )

  • сбор коллекций семян, камней, листьев,



  • игры:

  • предметные (с шишками, листьями, семенами) – выступают как предметы-заместители – готовят пиццу, лекарство- Пикник, Лаборатория

  • подвижные в стихотворной форме «Зайцы и волк», «Через мост мы пойдем», «Коза-дереза»

  • дидактические ( «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Скажи какой»)

  • музыкальные («Что звучит», «Чья песенка», «Угадалки - узнавалки»),

  • строительные игры с природным материалом (песок, глина, шишки, снег),

  • сюжетно-ролевые (Айболит, Зоопарк, Магазин, Рыбалка – «Ловись рыбка большая и маленькая»)

  • театрализованные (пантомима, мимические упражнения «Добрый-злой», этюды «Облака» + С.Маршак «Облака», «Воробьи» + А.Барто «Воробей», «Листопад» + стихотворение «Листопад»   Ю. Капотов

  • инсценировки Отличительной чертой воображения детей этого возраста является чрезвычайная яркость: они легко перевоплощаются в героев сказок, представлений и даже собственных рисунков. Поэтому мы любим драматизации и инсценировку сказок. Наш репертуар: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя».

  • слушание музыки (классической- А. Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Вальс цветов» +детские пьесы и песенки) + игра на музыкальных инструментах

  • СХД (раскраски, создание рисунков различными материалами, лепка, в том числе и плоскостная– Подснежники, Чашка кофе)

  • Коррекционная работа (лабиринты по мотивам сказок, Найти отличия, Чьи следы, выкладывание по контуру семян, рисование по точкам, шнуровки, «Собери картинку», «Бусы», где также прослеживается экологическая направленность),

  • изготовление и обыгрывание макетов («У бабушки в деревне»- изготовлен из природных материалов – бамбук, кукурузные рыльца, камушки, «На улицах города»), плакатов, панно («Весна»- в процессе).

Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и деда из «Курочки рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. У нас в группе в доступном для детей месте находится макет «В деревне у бабушки», где в начале дед, либо баба, рассказывали о домашних животных и их детенышах, показывали, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Сначала дети на правах помощников участвовали в этих операциях, а затем и самостоятельно - они кормят сеном (кукурузные рыльца) игрушечных коров и коз, пасут их, подражают их действиям и звукам. Из деревянного конструктора строили помещения для телят, будку для собаки. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знания.

Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно развивающей среды в группе. Дети легче и быстрее  усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале в процессе деятельности. Для этого в группе организовано творческо - экологическое пространство, где находятся:

  • уголок природы – где меняется экспозиция в зависимости от времени года (осень, зима, Рождество, ранняя весна, весна),

  • библиотека – обновляется в зависимости от календаря именинников – писателей и лексической темы. Здесь присутствуют книги художественной, научно-популярной литературы и журналы.

  • муляжи овощей и фруктов как демонстрационный вариант, так и на кухне – спасибо – теперь фрукты, овощи мы режем пополам;

  • дидактические, настольно - печатные игры,

  • театральный уголок (би-ба-бо, пальчиковый, кукольный, теневой «Волк и семеро козлят», маски и шапочки для героев сказок),

  • уголок ряжения,

  • уголок для экспериментирования, где есть мини-коллекции семян, ракушек, камней;

  • уголок СХД – различные материалы для продуктивной деятельности детей.



Экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

  • участие в выставках, смотрах-конкурсах (Осенние превращения, Новогодние поделки, Поделки руками пап, Поделки из природного материала - ВЫСТАВКА)

  • Домашнее задание – нововведение- «Минирассказ на тему» - первый опыт на тему «Рыбы»: дома дети с родителями готовили минирассказ о рыбе, которая их чем-то удивила и рассказывали в группе.

  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке (вскопать, покрасить, кормушка и скворечник –папа Мамаева Леши) и в уголке природы (еж –Абрамец, ворона –Данилова Кира)



Методическое оснащение:

  • Иллюстративно-наглядный материал (демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. С помощью картин воспитатель знакомит детей с животными, растениями, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом) + муляжи сороки и вороны.

  • Подборка «Прогулки» + «Прогулки зимой и осенью» с использованием художественного слова

  • Пальчиковые гимнастики в стихотворной форме (в соответствии с лексическими темами)

  • ГДГ в стихотворной форме (в соответствии с лексическими темами)

  • Подвижные игры в стихотворной форме (в соответствии с лексическими темами)

  • Папка «Мои первые эксперименты»

В представленной таблице подобраны темы из блока «Осень». Здесь просматривается интеграция разных видов деятельности и взаимосвязи образовательных областей в системе работы по экологическому образованию.















Блок «Осень»

Лексичес

кие темы


Формы работы

Природа осенью

Дары осени

(фрукты, овощи)

Насекомые

Лес осенью

(плоды, ягоды, грибы)

Деревья и кустарники

Птицы

ООД

Ознакомление с природой


Что нам осень принесла

Подарки осени

Шестиногие малыши

Дары осеннего леса

Деревья на нашем участке

Как живут птички

ООД

Развитие речи


Рассматривание сюжетной картины «Дождик намочил дорожки»

Чтение стихотворений об осени.

Чтение отрывка из сказки

К. Чуковского «Муха - Цокотуха».


Чтение сказки «Три медведя» Рассматривание иллюстраций к сказке.



«Сочиняем сказку»

Чтение рнпесенки «Курочка-рябушечка». Рассматривание сюжетной картины «Дети кормят курицу с цыплятами».


ООД

Рисование – аппликация

=лепка


Рисование

«Падают листья»

аппликация «Листопад»

рисование «Принесла нам осень яблоки в подарок»

аппликация «Консервируем фрукты»

рисование Светлячок»

аппликация +лепка «Веселая бабочка»


«Осенний лес» (Монотипия. Оттиск)

лепка «Мы в лесок пойдем»


рисование «Деревья в золотом одеянии»

аппликация «Разноцветный ковер из листьев»

рисование «Желтые зернышки для цыплят»

«Ути-ути!» Лепка в стиле народной игрушки

Развлечения

Осенний праздник

Драматизации «Репка»

33 загадки о шестиногих малышах

Драматизации «Теремок»

Вечер с мудрой Совушкой (загадки, игры, песни)

Кукольный театр

«Курочка-ряба»

Труд в природе

Соберем букет.

Смести листву.

Сбор урожая, семян

Сбор хвои под сосну

Сбор коллекции шишек

Сбор коллекции листьев для гербария

Насыпать корм для птиц в кормушку

СХД


Рассматривание сюжетных картин из серии «Времена года».

Раскраски на осеннюю тематику.Лепка «Ягодки». Рисование «Яблочки»

Раскраски «Соберем урожай»

Рассматривание сюжетных картин

«Собираем урожай»

Раскраски «Насекомые»

Лепка +природный материал «Жуки»

Раскраски «Грибы»

Рассматривание сюжетных картин из серии «Чтобы не было беды»

Составление узора из листьев

Раскраски «Листья»

Конструирование из природного материала «Лесовички»


Раскраски «Птицы»

Аппликация «Цыплята» (из листьев)

Чтение худ.литературы

Чтение и разучивание стихотворений, песен об осени.


Ф.Гуринович «Огород»

Я.Тайц «По ягоды»

Ю.Дмитриев «Синий шалашик»

В.А.Сухомлинский «Большой и маленький»

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

И.Токмакова из книги «Деревья»«Осинка»,

М. Ивенсен «Осень»

Загадки о птицах

Чтение сказки «Кот, лиса и дрозд»,

Закрепление потешек «Сорока», «Петушок»



Как итог блока «Осень» - открытый просмотр: занятие – путешествие «Прогулка в осенний лес», в задачах которого- расширить и закрепить знания детей о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе. Учить замечать красоту природных явлений. На Прогулке активно использовалось художественное слово (загадки, стихи, считалка, чистоговорки), звукоподражание, присутствовало обследование и сортировка природного материала, создание коллективной работы – аппликации «Осенний ковер» из осенних листьев, этюд «Листопад», были использованы элементы здоровьесберегающих технологий (ГДГ, пальчиковая, самомассаж, взаимомассаж) и подвижная игра «Зайцы и волк» со стихотворным сопровождением, подчиненным единой теме.

Загадка, пословица, считалка, потешка, сказка– это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает детей к познанию окружающей среды. А если его подкрепить визуальным рядом, художественным образом, музыкой, инсценировкой, то это уже мощная побудительная сила, которая помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, доброта, уважение и милосердие – это уже отличный задел на экологическую образованность!

Спасибо за внимание!








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!