СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по формированию каллиграфических навыков у учащихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каллиграфически правильное письмо формируется у учащихся на протяжении всего обучения в начальной школе. Выработать графически правильное, чёткое и достаточно скорое письмо невозможно в короткий срок, так как данные навыки формируются медленно и непросто.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию каллиграфических навыков у учащихся 1-4 классов»

«Система работы по формированию каллиграфических навыков у учащихся 1-4 классов»

Каллиграфически правильное письмо формируется у учащихся на протяжении всего обучения в начальной школе. Выработать графически правильное, чёткое и достаточно скорое письмо невозможно в короткий срок, так как данные навыки формируются медленно и непросто.

Процесс формирования каллиграфических навыков требует от учителя:

- знания психолого-педагогических особенностей формирования письма, гигиенических условий письма;

- осознания важности педагогических принципов обучения письму;

- выбора эффективных приёмов при обучении детей чистописанию;

- анализа графических ошибок при письме и на этой основе нахождения способов их предупреждения и исправления.

1. Гигиенические условия письма.

Исходя из опыта своей работы, прихожу к выводу о том, что успешность в обучении чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий:

- правильного подбора и расстановки школьной мебели;

- соответствия парты росту ученика;

- освещённости рабочих мест;

- правильность посадки при письме;

- положения ручки в руке;

- размещение тетради на площади стола.

Основные размеры ученической мебели

Номер ученической мебели

Цвет маркировки учебной мебели

Рост учащихся (мм)

Размеры ученической мебели

Высота ученических столов (парт) (мм)

Высота ученических стульев (мм)

1

Оранжевый

от 1000 до 1150

460

260

2

Фиолетовый

от 1150 до 1300

520

300

3

Жёлтый

от 1300 до 1450

580

340

4

Красный

от 1450 до 1600

640

380

5

Зелёный

от 1600 до 1750

700

420

В первом классе на всех уроках неоднократно повторяю с детьми правила посадки при письме. Для наглядности демонстрирую таблицу «Правильно сиди при письме».

Для формирования правильной устойчивой позы на уроках письма учу детей готовить рабочее место, правильно размещать тетрадь и другие учебные принадлежности, а также правильно держать ручку.

При работе с младшими школьниками обязательно провожу одну – две физкультминутки, а также специальные упражнения для глаз.

2. Основные педагогические принципы и методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма. Качества письма.

В своей работе использую педагогические принципы обучения чистописанию:

- наглядность;

- сознательность (понятность для детей);

- постепенное нарастание трудностей;

- переход от простого к сложному;

- учёт индивидуальных особенностей;

- совместное обучение чтению и письму.

В работе использую методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:

- показ учителем процесса письма и объяснения способа написания букв, слогов, слов, предложений во время этого письма;

- списывание учащимися с готового образца;

- копирование по точкам, через кальку и т.п.;

- воображаемое письмо или обведение над образцом, письмо в воздухе и т.п.;

- анализ формы букв: поэлементный анализ и анализ элементов движения в букве, размер соотношения элементов в письме;

- приём введения в обучение правил письма, которые учащиеся должны хорошо знать;

- приём показа ошибочного написания букв для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допустить её, но не в первом классе, вынесение общих для нескольких учащихся ошибок на доску;

- приём обучения чистописанию под счёт для выработки плавного ритмичного письма определенного темпа;

- приём написания букв в чередовании с прямыми наклонными линиями для самоконтроля при отработке форм букв, наклона;

- приём взаимной проверки, самопроверки;

- приём рисования бордюров, штриховки, письмо росчерков.

Для того чтобы письмо было чётким, аккуратным, легко читаемым, считаю, что необходимо работать над его отдельными качествами. К качествам письма можно отнести чёткость и разборчивость, равнонаклонность, одинаковую высоту букв, соблюдение строки, правильности соединения букв и плавности письма при достаточной скорости.

3. Формирование каллиграфических навыков в 1 классе

С первых уроков письма в 1 классе особенное внимание обращаю на выработку правильной осанки ученика, правильного расположения тетради на парте, умение держать ручку при письме.

В 1 классе работу над каллиграфией письма начинаю одновременно с процессом изучения букв. По мере изучения букв дети знакомятся с их рукописным начертанием, со спосо­бами их соединений в словах. Параллельно веду работу над соблю­дением при письме:

- одинакового наклона букв, их элементов;

- одинаковой высоты букв;

- параллельности штрихов;

- одинакового расстояния между словами на строке.

Вни­мательно слежу за работой каждого ученика, замечаю, есть ли ошибки в написании буквы, и строю индивидуальную работу по устранению тех или иных недочётов.

Минутки чистописания направляю на отработку форм тех букв, при написании которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения:

- строчные буквы: з, б, ч, в, к, д, н, т, ж;

- заглавные: Н, В, Д, Ж, К, Б, 3.

Работу во время минуток чистописания строю не на отработке конфигурации одной буквы, а на действующей группе букв.

Иногда строю работу с группами букв, имеющими схожесть в написании, то есть, имеющими похожие элементы: и, ш, л, м; И, Ш, Щ.

Или разбиваю все буквы на две группы, сходные по написанию, и распределяю их в порядке усложнения начертания.

Строчные буквы: 1)и, й, ш, л, м, я, ц, щ; 2)г, п, т, р, к, н;

Заглавные буквы: 1)И, Й, III, Ц, Щ, Ч, У; 2)П, Т

В 1 классе для учеников ввожу правила, непосредственно связанные с процессом письма:

- буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

- необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;

- писать надо красиво.

Не забываю о подготовительных упражнениях для руки: упражнения в воздухе, в тетради, несложные рисунки, узоры, вносящие раз­нообразие и вызывающие интерес у маленького ученика, использую игровые ситуации.

Немаловажное значение имеет настроение детей. Например, разучиваю с детьми стихотворение, которое помогает подготовить ребятишек к началу ми­нуток чистописания:

Я тетрадь свою открою

И как надо положу,

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку правильно держу.

Ручка, ручка, не спеши!

Аккуратненько пиши.

Ты пиши старательно,

Красиво обязательно.

Прозвенел и смолк звонок,

Вот уж начался урок,

Все за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы зря время не теряем,

Букву... (вставляем букву)

мы изучаем.

На неё все посмотрите,

И о ней все расскажите.

В конце каждого вида работы и в конце урока обязательно подвожу итог, просматриваю работы, анализирую с точки зрения чисто­писания и каллиграфии.

4. Формирование каллиграфических навыков во 2 классе.

За время летних каникул первоначальный навык письма у учащихся 2 класса несколько потерял свою устойчивость. У многих учащихся точность воспроизведения форм многих букв далека от идеала, некоторые забыли начертания отдельных букв.

Увеличиваю объём и сложность письменных упражнений. Коллективные упражнения сочетаю с индивидуальными, учиты­ваю особенности письма каждого ребенка.

Прописываем те буквы, в написании которых допускаются искажения. Буквы К, Г, Т, Р, Г, В, Ф, Е, Ж наиболее часто употребляются в пись­менных упражнениях, вызывают некоторые затруднения.

Использую настенную таблицу с алфавитом, выпол­ненную рукописным шрифтом, которая висит на видном месте в классе. Это позволяет учащимся в любое время обратиться к ней и проверить по ней начертание букв.

В соответствии с общими задачами второго года обучения основное содержание минуток чистописания составляют:

а) прописывание отдельных букв по образцу с предварительным анализом и показом;

б) письмо букв с опорой на штрихи или наклонные палочки;

в) письмо буквосочетаний с трудными соединениями или соединениями, наиболее распространенными в словах, особенно с овальными
буквами и с буквами с, л, м, я;

г) письмо букв в чередовании со сходными по начертанию буквами
или в чередовании с росчерками или со вспомогательными штрихами
для регуляции правильного наклона, параллельности штрихов, расстоя­ния между элементами букв,

д) письмо слов, включающих осваиваемые буквы, соединения буквосочетания,

е) письмо предложений или небольших текстов, включающих слова для закрепления формы букв, соединений.

Особое внимание уделяю индивидуальной работе по исправлению недочётов. Учу детей нахо­дить недочёты, видеть их, объяснять причины их появления, устранять их в ходе дальнейшей работы.

5. Формирование каллиграфических навыков в 3 классе.

В третьем классе больше внимания уделяю выработке плавности, ритмичности письма, начинаю работу по выработке скорости письма при одновременном соблюдении всех других требований.

Учащиеся пишут в тетради с широкой линейкой. Отсюда и нарушения высоты букв на всей строке. Поэтому первые занятия в начале учебного года по­свящаю работе над высотой букв.

Вначале отрабатываю высоту букв, не выходящих за строку: п, к, и, т, м.

Далее провожу упражнения, позволяющие отрабатывать высоту строч­ных букв, имеющих в своём составе элементы, выходящие вверх или вниз за строку: в, б, д, з, р.

Начиная с третьего класса приучаю учеников в конце урока окинуть взглядом всё написанное на уроке, оценить: всё ли получилось так, как нужно? Что не так и почему? На что нужно обратить внимание в дальнейшем?

Работу по совершенствованию форм букв строю так, делю все буквы на 3 группы:

1группа — буквы, в написании которых чаще всего допускаются недочёты: Вв, Рр, Дд, Фф, Пп, Тт, Кк.....

2 группа — буквы, при написании которых есть противоположные по направлению движения руки при письме всей буквы или её отдель­ных элементов:

3 группа — буквы, сходные по направлению движений руки при написании:



В 3 классе продолжаю работу над правильным наклоном букв в письме; по отработке безотрывного соединения букв; над правильной расстановкой букв и слов на строке. Развиваю самоконтроль учащихся. Это необходимо потому, что при требовании ускоренного письма часто начинают появляться ошибки не только каллиграфического характера, но и пропуски, замены, искажения букв, орфографические.

Стараюсь, чтобы работа во время занятий была разнообразной и интересной. Это позволит избежать монотонности в работе.

6. Формирование каллиграфических навыков в 4 классе

Письмо учащихся на четвёртом году обучения становится более не­принужденным, проявляется уже индивидуальная манера письма, скла­дываются характерные особенности индивидуального почерка.

В 1-й чет­верти вспоминаем правила написания букв. Группирую буквы по подобию написания, и провожу их повторение от простого к сложному.

Например:

В упражнения по чистописанию включаю задания, предусматривающие работу над формами тех букв, которые наиболее подвергаются деформации при ускорении письма. Очень тщательно просматриваю работы учащихся. Если ошибки схожи, повторяются у большинства учащихся, значит, работу провожу со всем коллективом учащихся.

В 4 классе бывают трудности с теми детьми, которые ещё не нашли своего размера письма (письмо может быть: мелкое, крупное, широкое, узкое). В основном с такими детьми работаю индивидуально.

С учащимися 4 класса практикую следующие виды работ:

1. Списывание с рукописного текста (перед глазами образец: на доске, на карточках).

2. Списывание с печатного текста.

3. Задания под диктовку.

Любые письменные работы на уроках русского языка использую для контроля за состоянием каллиграфической стороны письма.

Недостатки каллиграфии письма можно отразить в таблице:

№ п/п






Список класса

Форма букв

Величина элементов

Линейность

Соединения

между буквами

Расстояние между буквами

Чистота

высота

длина

крупное

мелкое

нижнее

среднее

верхнее



Приучая школьников к аккуратному и чёткому письму, забочусь об устойчивости их почерка, воспитываю у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, это способствует их эстетическому воспитанию.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!