СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма и формирования навыков безопасного участия в дорожном движении в условиях учреждения дополнительного образования (из опыта работы ЦДО «Ступени»)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, обучение детей правилам дорожного движения – неотъемлемая часть образовательного процесса в  учреждении дополнительного образования  В статье представлена система мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся МБУ ДО ЦДО "Ступени", обобщен опыт и описаны наиболее эффективные направления работы.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма и формирования навыков безопасного участия в дорожном движении в условиях учреждения дополнительного образования (из опыта работы ЦДО «Ступени»)»

Терпелец Алла Владимировна,

заместитель директора по учебно-методической работе,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДО «Ступени», г. Сочи

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЦДО «СТУПЕНИ»)

«Солнце не всходит два раза в день,

а жизнь не дается дважды…

А.П.Чехов

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, обучение детей правилам дорожного движения – неотъемлемая часть образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. Эффективность и направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей. Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о правилах дорожного движения и навыков их применения. Авторитет педагога может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о правилах дорожного движения, педагоги обсуждают с детьми безопасный маршрут движения из дома в Центр и обратно, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины. Ребята подросткового возраста становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения. Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении учащихся в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства. Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у учащихся знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.

Система мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся Центра организована по нескольким направлениям: информационное (обучение правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах); развивающее (формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным); воспитательное (формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере); методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики дорожного-транспортного травматизма); контрольное (контрольные мероприятия по оценке эффективности системы профилактики дорожно-транспортного травматизма).

Обучение в учреждениях дополнительного образования строится по сравнению со школьными уроками на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельном и осознанном выборе обучающихся, носит практико-ориентированный характер. Педагогами Центра на базе школы №53 реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения», предназначенная для детей 10-14 лет. Сроки реализации программы: 1 год. Программа рассчитана на 72 часа. На занятиях объединения используются активные формы обучения (ролевые и деловые игры, мозговой штурм, коллективно-творческая деятельность, патрулирование, экскурсии, целевые прогулки к проезжей части дороги, перекрёстку) и такие технологии, как здоровьесберегающие, информационные, проектные и игровые; в результате обучающиеся включаются в практическую деятельность и оказываются в условиях, воссоздающих ситуации безопасного поведения на дорогах и улицах. В процессе обучения используется видеотренинг: демонстрируются клипы, отрывки из короткометражных, документальных и учебных фильмов, а затем отрабатываются умения и навыки безопасного поведения путем упражнений, игр, моделирования дорожных ситуаций. На занятиях изучаются и соответствующие Главы Кодекса об административных правонарушениях и статьях Уголовного Кодекса, касающиеся преступлений несовершеннолетних в области дорожного движения. Для проведения бесед приглашаются юристов и работники ГИБДД. При изучении темы «Оказание первой помощи при автодорожном происшествии» беседы проводят специалисты – медики. Эффективность таких занятий очевидна.

Одной из наиболее эффективных форм обучения детей безопасному поведению на дорогах является проведение массовых мероприятий: соревнования, театрализованные представления, познавательно-развлекательные программы, конкурсные программы, игры-путешествия, смотры (например, акция «Внимание дети!», игра-эстафета «Улица Дорожных знаков», театрализованная игровая программа «Безопасные-опасные игры», игры-викторины «Безопасная дорога», «Я шагаю по улице» с участием сотрудников ГИБДД и педагогов автошколы, конкурс рисунков и слоганов «По безопасным дорогам в безопасное будущее»; интерактивная игра «Улица культурных пешеходов», безопасный маршрут «Вместе весело шагать дорогам», познавательно-развлекательная программа «Посвящение в пешеходы»). Проведение массовых мероприятий позволяет закреплять приобретённые знания, умения, навыки по правилам дорожного движения, привлекать обучающихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Проблему ДТП с участием детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, дополнительного образования, сотрудников ГИБДД, педагогов автошколы и родителей. Встречи с сотрудниками ГИБДД и представителями автошколы, ставшие традиционными в Центре, обучающиеся воспринимают очень серьезно и имеют возможность повторить правила дорожного движения, отработать практические навыки перехода перекрестка, участвуют в различных играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов, получают много новой, интересной и важной информации.

Уголок безопасности – это современный учебно-методический и информационный комплекс по формированию современной транспортной культуры и навыков безопасного поведения на дорогах. Участие в создании, оформлении и периодическом обновлении уголка безопасности дорожного движения как форма работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма интересна обучающимся и способствует раскрытию творческих, художественных, оформительских и организационных способностей. Каждый участник находит для себя приемлемый вид деятельности в создании уголка: художники занимаются эстетическим оформлением, фотографы готовят альбом, юные корреспонденты объедения «Параллель 18» проводят интервью, собирают материал и пишут статьи по безопасности дорожного движения.

Практика показывает, что особенности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования позволяют достаточно эффективно использовать принцип непрерывности воспитания и обучения детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах. Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма дает свои результаты. Только за 2014-2015 учебный год в результате профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения было охвачено более 2000 тысяч обучающихся Центра. Показателем качества работы отряда юных инспекторов движения являются победы и призовые места в различных конкурсах: «Безопасное колесо», ежегодных районных соревнованиях «Юные инспектора движения».

Несомненно, результаты работы не претендуют на исчерпывающее раскрытие рассматриваемой проблемы, тем не менее, они позволяют определить направление ее дальнейшей разработки, с целью выявления форм, методов и средств осуществления в условиях модернизации образования. Добиться этого можно, объединив усилия инспекторов ГИБДД, педагогов, родителей, всех неравнодушных взрослых людей. Только совместными усилиями, собственным положительным примером можно научить детей безопасному поведению на дороге. Дети – наше будущее, и это будущее в наших руках, уважаемые взрослые!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!