СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ
Качественно новая задача, стоящая перед школой – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего и адаптированного к новым условиям человека – предъявляет высокие требования и к обучению школьников физике, в том числе их подготовке к ЕГЭ.
Специфика работы (я в основном работаю в 10-11 классах) отводит мне два года на подготовку выпускников к ЕГЭ. Выделяю семь основных этапов подготовки. Хочу обратить внимание, что это не семь ступеней, которые идут последовательно друг за другом. Чаще всего этапы идут параллельно, причем одновременно несколько.
I этап: формирование вычислительных навыков
Для полноценной и эффективной подготовки к ЕГЭ по физике нужны хорошие знания математики. Работа на этом этапе работа с учащимися ведется непрерывно в содружестве с учителями математики.
Чему необходимо научить выпускника:
а) стандартной записи чисел;
б) математическим действиям с числами в стандартной записи;
в) оптимальному применению калькулятора при выполнении вычислений;
г) правилам округления.
II этап: формирование математического минимума, необходимого для подготовки к ЕГЭ по физике
Этот этап достаточно кратковременный. Как правило, это несколько занятий. В результате этой работы появляется файл «Математический минимум для ЕГЭ по физике». Занятия провожу сама, потому что повторение организую с применением физических формул.
Что обязательно нужно повторить:
а) основные функциональные зависимости;
б) графики;
в) проекции векторов;
г) действия с векторами;
д) тригонометрические функции;
е) пропорции;
ж) формулы подобия;
з) решение уравнений;
и) основные геометрические формулы (площади и объемы фигур).
III этап: повторение физических величин и их единиц измерения
Максимальное количество физических величин, изученных в 7-9 классах, повторяем с учащимися по справочной таблице; новые – по ходу изучения теоретического материала.
Что должен знать выпускник:
а) векторные и скалярные физические величины;
б) различать изменение (приращение 0 или и разность величин;
в) основные единицы измерения величин в СИ и СГС;
г) производные единицы измерения величин в СИ;
д) внесистемные единицы измерения;
е) кратные и дольные приставки и выражение единиц измерения в СИ;
ж) физические константы;
з) уметь выполнять проверку единиц измерения по рабочей формуле.
V этап: изучение теории по физике
Самый сложный и протяженный во времени этап. Я, думаю, что он не нуждается в подробном обсуждении в рамках поставленной проблемы, поскольку каждый учитель физики владеет методикой преподавания ее теории и, уверена, способен грамотно организовать изучение теоретического материала и его повторение.
VI этап: изучение структуры КИМа (по демоверсии)
Ежегодно изучение структуры демонстрационного варианта КИМа начинаю параллельно со знакомством кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников и спецификации контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по физике. Только после этого провожу инструктаж с одиннадцатиклассниками (в десятом классе по понятным причинам принципиально этого не делаю).
VII этап: практика (работа с тестами и решение задач)
Самый ответственный этап, позволяющий сделать вывод о готовности выпускников к ЕГЭ. Подробнее о специфике подготовки к выполнению заданий первой и второй части изложено в статьях «Система работы при подготовке к ЕГЭ по физике. Специфика подготовки учащихся к выполнению заданий первой части» и «Система работы при подготовке к ЕГЭ по физике. Специфика подготовки учащихся к выполнению заданий второй части».
Для ведения записей при подготовке к ЕГЭ каждый ученик заводит четыре тетради: первая тетрадь (папка с файлами) для общих записей, таблиц, схем, алгоритмов и т.п.; вторая тетрадь (папка с файлами) для кратких записей теоретического материала по всем разделам физики, включенных в КИМ; третья тетрадь для решения заданий первой части; четвертая тетрадь для решения задач второй части.Чтобы прилично сдать ЕГЭ по физике сначала надо усвоить основные физические понятия, затем-основные физические законы, дальше- стандартные физические задачи, и только потом открывается трудный путь системной подготовки к экзамену.
В современной школьной программе по физике (2часа в неделю во всех классах начиная с 7кл.) успешно можно учиться лишь до конца 8кл. имея в работе простые и понятные учебники Перышкина. Дальше без помощи учителя обойтись невозможно, так как учебники содержат сумбурно расположенный дополнительный материал, который так-же входит в содержание ЕГЭ, но на него уже нет никакого времени в рамках 2х часовой программы и образовательного стандарта. За 20 лет так называемых реформ не нашлось времени и людей которые смогли бы издать понятные и удобные двухуровневые учебники за 9-11кл. ( а учебник Гутник Перышкин откровенно глуп с точки зрения методики) Зато ЕГЭ непрерывно совершенствуется как телега впереди лошади. В него внедряют «творческие вопросы». НапримерА1:
1) Центр масс ученика движется в школу со скоростью 50см/с. С какой скоростью движется голова?
2) Автобус ехал туда со скоростью 40км/час, обратно - 60 км/час. Какова средняя скорость?
Я говорю это к тому, что при подготовке, ученикам приходится обращаться и к таким
тестам. Прочитал ученик, и в ступор- желание к физике убито навсегда.
Правда, в последние годы построение тестов стало более разумным, так что теперь
троечнику можно вполне перевалить 33% барьер. Высокие % можно набрать, если учиться дополнительно.
Различных разноуровневых дидактических материалов в кабинете предостаточно, особенно много тематических тестов, поэтому повседневная работа идёт достаточно успешно. Но в этом году невозможно провести консультацию в 11кл. после уроков: понедельник –совещание; вторник и среда- надомники; четверг –русский; пятница –математика, суббота информатика. Резерфорд заходит вечером в свою лабораторию и видит своего сотрудника за письменным столом: «Что Вы здесь делаете ?»
«Работаю!» -был ответ»
и так – три раза…
Резерфорд: « А когда-же Вы думаете!?».
Когда думать самостоятельно нашим детям? Так что приходится в основном работать
на уроках. Примерно так.