СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качественно новая задача, стоящая перед школой – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего и адаптированного к новым условиям человека – предъявляет высокие требования и к обучению школьников физике, в том числе их подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ.»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

Качественно новая задача, стоящая перед школой – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего и адаптированного к новым условиям человека – предъявляет высокие требования и к обучению школьников физике, в том числе их подготовке к ЕГЭ.

Специфика работы (я в основном работаю в 10-11 классах) отводит мне два года на подготовку выпускников к ЕГЭ. Выделяю семь основных этапов подготовки. Хочу обратить внимание, что это не семь ступеней, которые идут последовательно друг за другом. Чаще всего этапы идут параллельно, причем одновременно несколько.

I этап: формирование вычислительных навыков

Для полноценной и эффективной подготовки к ЕГЭ по физике нужны хорошие знания математики. Работа на этом этапе работа с учащимися ведется непрерывно в содружестве с учителями математики.

Чему необходимо научить выпускника:

а) стандартной записи чисел;

б) математическим действиям с числами в стандартной записи;

в) оптимальному применению калькулятора при выполнении вычислений;

г) правилам округления.

II этап: формирование математического минимума, необходимого для подготовки к ЕГЭ по физике

Этот этап достаточно кратковременный. Как правило, это несколько занятий. В результате этой работы появляется файл «Математический минимум для ЕГЭ по физике». Занятия провожу сама, потому что повторение организую с применением физических формул.

Что обязательно нужно повторить:

а) основные функциональные зависимости;

б) графики;

в) проекции векторов;

г) действия с векторами;

д) тригонометрические функции;

е) пропорции;

ж) формулы подобия;

з) решение уравнений;

и) основные геометрические формулы (площади и объемы фигур).

III этап: повторение физических величин и их единиц измерения

Максимальное количество физических величин, изученных в 7-9 классах, повторяем с учащимися по справочной таблице; новые – по ходу изучения теоретического материала.

Что должен знать выпускник:

а) векторные и скалярные физические величины;

б) различать изменение (приращение 0 или и разность величин;

в) основные единицы измерения величин в СИ и СГС;

г) производные единицы измерения величин в СИ;

д) внесистемные единицы измерения;

е) кратные и дольные приставки и выражение единиц измерения в СИ;

ж) физические константы;

з) уметь выполнять проверку единиц измерения по рабочей формуле.

V этап: изучение теории по физике

Самый сложный и протяженный во времени этап. Я, думаю, что он не нуждается в подробном обсуждении в рамках поставленной проблемы, поскольку каждый учитель физики владеет методикой преподавания ее теории и, уверена, способен грамотно организовать изучение теоретического материала и его повторение.

VI этап: изучение структуры КИМа (по демоверсии)

Ежегодно изучение структуры демонстрационного варианта КИМа начинаю параллельно со знакомством кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников и спецификации контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по физике. Только после этого провожу инструктаж с одиннадцатиклассниками (в десятом классе по понятным причинам принципиально этого не делаю).

VII этап: практика (работа с тестами и решение задач)

Самый ответственный этап, позволяющий сделать вывод о готовности выпускников к ЕГЭ. Подробнее о специфике подготовки к выполнению заданий первой и второй части изложено в статьях «Система работы при подготовке к ЕГЭ по физике. Специфика подготовки учащихся к выполнению заданий первой части» и «Система работы при подготовке к ЕГЭ по физике. Специфика подготовки учащихся к выполнению заданий второй части».

Для ведения записей при подготовке к ЕГЭ каждый ученик заводит четыре тетради: первая тетрадь (папка с файлами) для общих записей, таблиц, схем, алгоритмов и т.п.; вторая тетрадь (папка с файлами) для кратких записей теоретического материала по всем разделам физики, включенных в КИМ; третья тетрадь для решения заданий первой части; четвертая тетрадь для решения задач второй части.Чтобы прилично сдать ЕГЭ по физике сначала надо усвоить основные физические понятия, затем-основные физические законы, дальше- стандартные физические задачи, и только потом открывается трудный путь системной подготовки к экзамену.

В современной школьной программе по физике (2часа в неделю во всех классах начиная с 7кл.) успешно можно учиться лишь до конца 8кл. имея в работе простые и понятные учебники Перышкина. Дальше без помощи учителя обойтись невозможно, так как учебники содержат сумбурно расположенный дополнительный материал, который так-же входит в содержание ЕГЭ, но на него уже нет никакого времени в рамках 2х часовой программы и образовательного стандарта. За 20 лет так называемых реформ не нашлось времени и людей которые смогли бы издать понятные и удобные двухуровневые учебники за 9-11кл. ( а учебник Гутник Перышкин откровенно глуп с точки зрения методики) Зато ЕГЭ непрерывно совершенствуется как телега впереди лошади. В него внедряют «творческие вопросы». НапримерА1:

1) Центр масс ученика движется в школу со скоростью 50см/с. С какой скоростью движется голова?

2) Автобус ехал туда со скоростью 40км/час, обратно - 60 км/час. Какова средняя скорость?

Я говорю это к тому, что при подготовке, ученикам приходится обращаться и к таким

тестам. Прочитал ученик, и в ступор- желание к физике убито навсегда.

Правда, в последние годы построение тестов стало более разумным, так что теперь

троечнику можно вполне перевалить 33% барьер. Высокие % можно набрать, если учиться дополнительно.

Различных разноуровневых дидактических материалов в кабинете предостаточно, особенно много тематических тестов, поэтому повседневная работа идёт достаточно успешно. Но в этом году невозможно провести консультацию в 11кл. после уроков: понедельник –совещание; вторник и среда- надомники; четверг –русский; пятница –математика, суббота информатика. Резерфорд заходит вечером в свою лабораторию и видит своего сотрудника за письменным столом: «Что Вы здесь делаете ?»

«Работаю!» -был ответ»

и так – три раза…

Резерфорд: « А когда-же Вы думаете!?».

Когда думать самостоятельно нашим детям? Так что приходится в основном работать

на уроках. Примерно так.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!