| КРИТЕРИЙ IV. «Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся» |
Система работы с детьми «группы риска»
Внимание учителя к здоровью детей, к обстоятельствам социального характера определяют программу работы с каждым школьником и его родителями.
Я выделяю 3 категории учащихся "группы риска" по следующим критериям:
- медицинские (часто и длительно болеют, другое);
- социальные (дети из малообеспеченных и многодетных семей);
- поведенческие (нарушение поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, повышенная тревожность).
Картотека детей «группы риска»
Группы критерий | Критерии, определяющие «группу риска» | Ф.И. ученика |
Медицинские | Имеют проблемы с органами зрения. | |
Часто и длительно болеют | |
Социальные | Живут в многодетной семье | |
Живут в малообеспеченной семье | |
Поведенческие | Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями | |
Повышенная тревожность | |
В классе 100% успеваемость. Это стало возможным благодаря системе мер по оказанию помощи неуспевающим детям:
Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
Различные формы взаимопомощи.
Дополнительные занятия учителя с учеником.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Индивидуальный подход к учащемуся.
Специальная система домашних заданий.
Усиление работы с родителями.
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Система работы с одаренными учащимися
Если ребенок не видит успеха в своем труде,
огонек жажды знаний гаснет,
в детском сердце образуется льдинка,
которую не растопить ни какими стараниями.
В.А. Сухомлинский
Одним из важных направлений школьной системы образования является работа по поддержке талантливых детей. Поэтому теоретическую и практическую значимость системной работы по выявлению и развитию одаренности детей трудно переоценить. Но для педагогов наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько, прежде всего, ее реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в создании условий для их оптимального развития, включая детей, чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.
При выявлении одаренных детей необходимо учитывать:
актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в определенных видах деятельности;
Потенциальные возможности ребенка.
Этапы работы по выявлению одаренных:
Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке);
Этап оценочно-коррекционный (уточнение, конкретизация полученной на этапе поиска информации);
Этап самостоятельной оценки (выбор продолжения дополнительных занятий);
Этап заключительного отбора (построение прогноза развития).
Для выявления одаренности ребенок вовлекается в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам; используются методы оценки реальных действий ребенка в реальных ситуациях: анализ продуктов деятельности, достижений в предметных олимпиадах, конкурсах; наблюдение; экспертные оценки педагогов, специалистов.
Алгоритм сбора и обработки информации способствует обновлению банка данных об одаренных детях.
На основании результатов психолого-педагогических исследований, наблюдений, анализа выполнения заданий учитель составляет портрет каждого ученика. Такой подход дает возможность выбрать необходимые методы и приёмы для дальнейшего развития одаренности учащихся. Учебно-воспитательный процесс отличается значительным разнообразием, направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы и формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Наиболее эффективными методами взаимодействия с одаренным ребенком являются индивидуальные консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учитель предлагает самостоятельно подготовить дополнительную информацию по изучаемой теме с использованием альтернативных путей поиска информации через энциклопедии, справочники, сеть Интернет, виртуальные экскурсии. Активное использование на уроке проблемного диалога, обеспечивающего высокую познавательную мотивацию учащихся и требующего постоянного творчества учителя, формирует такие компетенции, которые продвигают учеников в развитии относительно самих себя. Это способствует их успешности, повышает самооценку.
Работа с одаренными детьми основана на следующих принципах:
Разноуровневая дифференциация.
Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.
Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Для реализации данных принципов необходимо решать следующие задачи:
Выявление одаренных детей и сохранение уникальности одаренной личности.
Мотивация одаренных детей на исследовательскую и творческую деятельность.
Методическое и дидактическое обеспечение для работы с одаренными детьми.
Картотека одаренных детей 6а класса
Направление | Список учащихся |
Интеллектуальный | |
|
|
Художественный | |
Спортивный | |
Музыкальный | |
4