Просмотр содержимого документа
«Система работы с различными категориями "трудных" детей»
МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 50»
Система работы с различными категориями «трудных» детей (из опыта работы МКОУ «Троицкая СОШ № 50»)
Подготовила: педагог-психолог МКОУ «Троицкая СОШ № 50» Лемешева Екатерина Владимировна
«Трудный» ребёнок
– это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Какие это проблемы?
Формы проявления
Факторы, способствующие попаданию детей в категорию «трудных»
Программа «Подросток»
Срок реализации: 2016-2020 год
Объекты реализации программы:
- гиперактивные дети;
- дети с проблемами в обучении;
- дети с личностными проблемами;
- дети в кризисной ситуации;
- дети с проблемами в семье;
- дети, стоящие на учёте (ВШУ, КДН, ПДН и др.)
Цель программы
- Обеспечение условий для реализации конституционного права на получение образования всеми детьми подросткового возраста. Социальная защита и охрана прав детства. Координация усилий в предупреждении и ликвидации детской беспризорности. Соблюдение социальных прав и гарантий проблемных детей. Формирование чувства сострадания к данной категории детей и желания оказать им психологическую, моральную и социальную помощь. Создание условий для гармонического, интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития обучающихся, их воспитания и образования. Создание доверительного психологического климата между подростками, обучающимися и родителями. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
- Обеспечение условий для реализации конституционного права на получение образования всеми детьми подросткового возраста.
- Социальная защита и охрана прав детства.
- Координация усилий в предупреждении и ликвидации детской беспризорности.
- Соблюдение социальных прав и гарантий проблемных детей.
- Формирование чувства сострадания к данной категории детей и желания оказать им психологическую, моральную и социальную помощь.
- Создание условий для гармонического, интеллектуального, физического, духовно-нравственного развития обучающихся, их воспитания и образования.
- Создание доверительного психологического климата между подростками, обучающимися и родителями.
- Достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Чем обусловлено принятие программы?
Разработка и утверждение новой программы обусловлена появлением в школе новых специалистов:
- педагога-психолога;
- социального-психолога;
- логопеда.
- А также созданием в школе «Службы примирения» и «Юридической клиники».
Принципы и алгоритмы работы
Принципы работы по программе
Администрация школы
Специалисты
Алгоритм деятельности педагога-психолога
Педагоги
Алгоритм деятельности классного руководителя
Сбор информации, изучение, анализ влияний окружающей жизни. На этом этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы: (ребенок боится экзаменов, не хочет ходить в школу...), осуществляют постановку психолого-педагогического диагноза.
Формулировка целей и задам работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.
Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия, привлеченных специалистов и др.
Реализация плана:
- включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,
- оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,
- преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,
- изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимся, с коллективом,
- регулирование отношений с семьей,
- анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций,
- дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.
Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.
Подведение итогов работы.
КАРТОЧКА индивидуальной работы с учащимся
№
п/п
Планируемое мероприятие
Предполагаемая
дата исполнения
Ответственные
Отметка
об исполнении
Планируемые результаты
- Выявление основных причин появления детей «группы риска».
- Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.
- Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.
- Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.
- Создать условия гарантированной социальной защищённости обучающихся: знание обучающимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
- Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.