СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы с трудными учащимися

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

Просмотр содержимого документа
«Система работы с трудными учащимися»

Система работы с трудными учащимися Семенова М.М.- воспитатель интерната.

Система работы с трудными учащимися

Семенова М.М.- воспитатель интерната.

Система работы с «трудными» учащимися   На  первом этапе  работы с «трудными» подростками  педагогическая диагностика  помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.   Второй этап  связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

Система работы с «трудными» учащимися

  •   На  первом этапе  работы с «трудными» подростками  педагогическая диагностика  помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
  •   Второй этап  связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
  • На  третьем этапе  индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание учителем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
  •   На  четвертом этапе  продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
  Заключительным,  пятым этапом  индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
  •   Заключительным,  пятым этапом  индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
Таким образом, схема процесса следующая:

Таким образом, схема процесса следующая:

Старший школьный возраст Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.   Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитани, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт , долготерпение и вера в силы подростка.

Старший школьный возраст

  • Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
  •  
  • Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитани, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт , долготерпение и вера в силы подростка.
1. Организация помощи

1. Организация помощи "трудным" детям

  • 1. Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.
  • 2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополни тельных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома неудачника".
  • 3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
  • 4. Формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  • 5. Оказание педагогической помощи родителям "трудного школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
2. Организация психологической помощи 1. Изучение психологического своеобразия

2. Организация психологической помощи

  • 1. Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
  •   2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т. д.
3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. 4. Индивидуальные беседы с
  • 3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
  • 4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими. 
  • 5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
3. Организация свободного времени

3. Организация свободного времени "трудных" школьников

  • Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 30 часов, а в день - до 5 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
1. Изучение интересов и способностей детей.  2. Вовлечение
  • 1. Изучение интересов и способностей детей. 
  • 2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
  • 3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
  • 4 Поощрение любых видов художественного и технических творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Методы и приемы педагогического воздействия Методы перевоспитания Назначение   Переубеждение  Конкретные   способы и приемы Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных  Переучивание  Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта  Взрыв  Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценностную деятельность, поддержка положительных проявлений Разрушение отрицательных качеств, негативного стереотипа поведения    «Реконструкция» характера Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка Внесение определенных корректив в духовный мир   ребенка, сохраняя ценное,   устраняя отрицательное Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции

Методы и приемы педагогического воздействия

Методы перевоспитания

Назначение 

Переубеждение 

Конкретные  способы и приемы

Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных

Переучивание 

Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта

Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта

Взрыв 

Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценностную деятельность, поддержка положительных проявлений

Разрушение отрицательных качеств, негативного стереотипа поведения

«Реконструкция» характера

Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка

Внесение определенных корректив в духовный мир  ребенка, сохраняя ценное,  устраняя отрицательное

Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции

 Переключение   Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру  Поощрение и наказание  Методы и приемы организации социально ценной деятельности  Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного  Самоисправле   ние   Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость  Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера  Самоанализ,самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание

Переключение 

Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру

Поощрение и наказание

Методы и приемы организации социально ценной деятельности

Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного

Самоисправле ние 

Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость

Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера

Самоанализ,самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание

   Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине      Направление деятельности         Ответственные лица 1.Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе. Внесение записи в общешкольную тетрадь контроля посещаемости Дежурные по школе 2. Установление причины неявки ученика на занятия: беседа с одноклассниками; разговор с родителями, посещение семьи Ст. воспитатель 3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности: беседа; тестирование; классификация проблем; рекомендации самому учащемуся и его родителям Психолог, воспитатели

   Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине

     Направление деятельности 

       Ответственные лица

1.Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе.

Внесение записи в общешкольную тетрадь контроля посещаемости

Дежурные по школе

2. Установление причины неявки ученика на занятия:

  • беседа с одноклассниками;
  • разговор с родителями, посещение семьи

Ст. воспитатель

3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности:

  • беседа;
  • тестирование;
  • классификация проблем;
  • рекомендации самому учащемуся и его родителям

Психолог, воспитатели

4. Организация деятельности по решению проблем ребенка: установление доверительных отношений с родителями, ознакомление их с уставом школы, заключение договора между родителями и образовательным учреждением; индивидуальная работа с учащимися (вовлечение во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования); постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.) Заместитель директора 5. Отслеживание результатов работы:   по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги дополнительного образования ведение документации (списки учащихся, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи, общешкольная тетрадь контроля посещаемости и др.); разработка локальных актов (правила поведения учащихся и др.); отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных результатах заместитель директора по воспитательной работе; социальный педагог Социальный педагог, классный руководитель

4. Организация деятельности по решению проблем ребенка:

  • установление доверительных отношений с родителями, ознакомление их с уставом школы, заключение договора между родителями и образовательным учреждением;
  • индивидуальная работа с учащимися (вовлечение во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования);
  • постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.)

Заместитель директора

5. Отслеживание результатов работы:

  по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги дополнительного образования

  • ведение документации (списки учащихся, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи, общешкольная тетрадь контроля посещаемости и др.);
  • разработка локальных актов (правила поведения учащихся и др.);
  • отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных результатах
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • социальный педагог

Социальный педагог, классный руководитель


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!