Система работы с учащимися специальной медицинской группы.
Сегодня, в ситуации модернизации образования, создании профильных классов, увеличения умственной нагрузки, малоподвижного образа жизни неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья школьников и организации всего воспитательно-образовательного процесса. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Доля здоровых детей неуклонно уменьшается. Особо это касается детей школьного возраста.
Согласно государственных документов, дети, которые отнесены к специальным медицинским группам, не освобождают от общих уроков физической культуры — они должны их посещать и быть одеты в спортивную форму.
Но выполнение задач на уроке обеспечивается с соблюдением индивидуальных показаний к занятиям физическими упражнениями. Выполнение нормативов не предусмотрено.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения состояния здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме интенсивности физических нагрузок (в том числе, временных).
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ).
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппа “А” (обучающиеся с обратными заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу). Подгруппа “Б” (обучающие с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).
Основные задачи для учащихся спецмедгрупп на общем уроке физической культуры:
ознакомление с теоретическим материалом учебной программы;
овладение техникой двигательных действий, предусмотренных учебной программой (в пределах индивидуальных показаний и возможностей);
приобретение гигиенических навыков.
С целью соблюдения пристального контроля за состоянием детей с определенными отклонениями в его состоянии здоровья учитель должен чаще предлагать им измерять пульс, делать длительные паузы для отдыха и т.д.
Если ребенок, который относится к специальной медицинской группе, не очень хорошо себя чувствует, можно предложить ему быть на уроке «помощником учителя»: помогать выдавать инвентарь или судить, записывать результаты тестирования и т.п.
Я уже много лет практикую делить учащихся во время разминки на 2 группы- мальчики и девочки, с 5 класса. Поэтому на уроке у меня2 физорга, и ребята со всеми спецмедгруппами могут быть физоргами. Ведь что бы построить класс, сдать рапорт о готовности класса к уроку нет мед. ограничений. Ребята не только приобретают навыки организатора, но и получают оценку, Вместе со всем классом участвуют в процессе урока. Проводят разминку, если сложный диагноз, ребенок может показать 1-2 раза упражнение и контролировать правильность выполнения этого упражнения другими учениками. Физорги помогают проводить эстафеты, судить игры. Еще практикую показ техники выполнения упражнений прыжков в длину, высоту, технику подтягивания, стартов. Технику бега, такие учащиеся рассказывают и тоже получают оценку. Смотря по состоянию здоровья и мед.показаниям ребята принимают участие в эстафетах. Каждый случай очень и индивидуален и я стараюсь подобрать задания посильное для каждого ребенка. Главной задачей считаю что бы ребята двигались, общались, не замыкались со своими проблемами, не стеснялись говорить о них, а учились их преодолевать.
Для детей, которых относят в специальные медицинские группы предусматриваются, помимо обязательных уроков физической культуры, дополнительные занятия по специальным программам. У нас в гимназии ведутся дополнительные занятия. На своих занятиях я провожу обязательно дыхательную гимнастику, которая может выполняться ребятами с любым диагнозом.
На занятиях для специальных медицинских групп согласно определенной программе особое внимание учащихся обращают на ознакомление с индивидуальными особенностями их занятий физическими упражнениями, показаниями и противопоказаниями к выполнению отдельных упражнений, обеспечение оздоровительного эффекта на нарушенные функции, восстановления после выполнения упражнений, увеличение количества упражнений на восстановления функций дыхания, темп выполнения (должен быть медленный), постоянный контроль пульса и самочувствия.
Целью лечебно-оздоровительной физической культуры детей, которых относят к специальной медгруппе, является ускорение ликвидации патологических процессов, восстановления и укрепления здоровья, достижения максимально возможного для каждого индивида уровня физического развития, психологической и двигательной подготовленности.
Конечная цель — воспитание навыка здорового образа жизни и потребности самостоятельных систематических занятий физической культурой, а также нормализация и улучшения общих функций организма.
В соответствии с целью, определены и основные задачи физического воспитания детей, которых относят к специальной медицинской группе:
повышение функциональной способности органов и систем организма детей, ослабленных болезнью;
закаливание организма (эта задача приобретает решающее значение при наличии в группе лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, хронической пневмонией, бронхиальной астмой и др.);
развитие физических возможностей и овладение двигательными навыками, которые компенсируют имеющиеся недостатки функционирования организма; предупреждение патологического процесса;
повышение работоспособности (как физических, так и умственных), снятия усталости;
формирование правильной осанки или ее коррекция (усвоение соответствующих двигательных умений и формирование соответствующих навыков);
формирование активного отношения детей к преодолению своего физического несовершенства;
формирование устойчивой системы привычек и потребностей в самостоятельных систематических занятиях физическими упражнениями.
Позитивные сдвиги, которых достигают на занятиях лечебно-оздоровительной физической культурой, необходимо ежедневно закреплять во время самостоятельных занятий дома. Они помогают ликвидировать проявления заболевания или его остаточные признаки, предупредить возможные осложнения.
Сложившаяся устойчивая система привычек и потребностей в занятиях физическими упражнениями поможет лицам с хроническим течением заболеваний сознательно использовать средства физического воспитания для поддержания и улучшения состояния собственного здоровья.
Организация занятий с детьми с определенными дисфункциями предусматривает их дополнительное деление на группы, которые соответствуют характеру основного заболевания, сходства рекомендованных средств коррекции здоровья, возрастного периода (младший, средний и старший школьный возраст):
группа А — сердечно-сосудистые и заболевания дыхательной системы;
группа Б — заболевания желудочно-кишечного тракта, печени и почек;
группа В — нарушение зрения;
группа Г -заболевания эндокринной системы, обмена веществ;
группа Д -заболевания опорно-двигательного аппарата.
Во время занятий со специальной медицинской группой используют такую классификацию упражнений: общеоздоровительные упражнения, общеразвивающие упражнения, специальнорозвивающие упражнения, специальнооздоровительные упражнения.
Общеоздоровительные упражнения: циклические и динамические (ходьба, бег, плавание), выполняемых с малой (увеличение ЧСС на 20% от исходной) и средней (ЧСС увеличивается на 20-50%) интенсивностью.
Общеразвивающие упражнения — упражнения, которые влияют на все функции организма, стимулируют физическое развитие, создают основу для развития основных двигательных качеств.
Специальнорозвивающие упражнения — упражнения, которые влияют на развитие конкретных двигательных качеств, вызывают в организме специфические сдвиги.
Специальнооздоровительные упражнения — упражнения, которые влияют на процесс заболевания в организме.
Программа по физическому воспитанию в специальных медицинских группах включает общеразвивающие, корректирующие и дыхательные упражнения, элементы спортивных игр, подвижные игры, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, а также специально оздоровительные упражнения, которые показаны при определенном заболевании, например, для дыхательной системы и сердечно-сосудистой — преимущественно циклические упражнения, для опорно-двигательного аппарата — прежде всего плавание или другие занятия в воде, упражнения с гимнастической палкой, эластичным бинтом, у гимнастической стенки и т.п.
Учебную работу с детьми с дисфункциями в состоянии здоровья проводят с соблюдением всех педагогических и специфических принципов физического воспитания. Кроме того, особое внимание обращают на:
принцип оздоровительной и лечебно-профилактической направленности использования средств физической культуры;
принцип дифференцированного подхода к дозированию нагрузок с учетом индивидуальных особенностей и заболевания;
принцип эмоционального и эстетического оформления занятий (чтобы ученики хотя бы на время занятий физическими упражнениями смогли забыть о своих недомоганиях и почувствовали себя здоровыми).
Эффективность и целесообразность физического воспитания в спецмедгруппах зависит от:
правильности выбора средства;
системности влияния физических упражнений и последовательности их использования;
регулярности воздействия;
продолжительности выполнения физических упражнений;
постепенности увеличения физической нагрузки как во время одного занятия, так и во время всего периода занять.
индивидуализации физических нагрузок в зависимости от возраста, пола, болезни и состояния здоровья занимающихся;
согласования упражнений общего и специального направления,
сочетание закаливания с физическими нагрузками, а также диетой и другими методами;
системность и своевременность врачебно-педагогичного контроля.