СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система работы учителя русского языка и литературы МКОУ «Веселовская СОШ» Шевченко С.А. по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ» (Обобщение опыта)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса

Просмотр содержимого документа
««Система работы учителя русского языка и литературы МКОУ «Веселовская СОШ» Шевченко С.А. по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ» (Обобщение опыта)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Веселовская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области




ДОКЛАД

«Система работы учителя русского языка и литературы МКОУ «Веселовская СОШ» Шевченко С.А. по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ»


(Обобщение опыта)






Учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории

Шевченко

Сергей Анатольевич






Система работы учителя русского языка и литературы МКОУ «ВЕСЕЛОВСКАЯ СОШ» Шевченко С.А. по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ

Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ– это длительная и кропотливая работа учителя, в результате которой необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1) Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок , формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.

2) Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому нужно учить учащихся правильно ориентироваться во времени. Для этой цели могут проводиться диагностические замеры – небольшие проверочные работы, требующие выполнения заданий в уме и фиксирование только окончательного ответа, причём в строго отведённое время.

3) Особое внимание следует уделять работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, нужно предлагать возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.


4) Важное место следует отводить организации повторения изученного материала, особенно организации заключительного повторения. В процессе повторения память у учащихся развивается. Повторение учебного материала необходимо осуществлять во всей системе изученного процесса:

  • При изложении новых понятий

  • При закреплении изученного ранее

  • При организации с/р разных видов

  • При организации обобщающего повторения

5) Организовывая процесс повторения учебного материала, необходимо уделять значительное внимание таким дидактическим приёмам, как сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация, которые способствуют активному протеканию процесса запоминания. Для осознанного восприятия материала необходимо привлекать учащихся к такому виду работы, как составление упражнений по образцу.

6) При организации итогового повторения, должен быть отобран самый важный материал. Целесообразно весь повторяемый материал распределить по методическим линиям курса, порядок следования которых позволяет эффективно реализовать между темами



7) Нужно работать над мотивацией учащихся к участию в итоговой аттестации. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему при сдаче экзамена.

8) Поддерживать тесную связь с родителями, проводить для них анализ пробных ОГЭ и ЕГЭ и, вообще , родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

9) Осуществлять межпредметную связь, особенно с такими предметами, как литература, история, искусство.

10) Осуществлять на уроках индивидуально-дифференцированный подход.

«Все начинается с азов», так и подготовка к ОГЭ (ЕГЭ) начинается с посещения уроков русского языка и чтения в 4 классе, т.е. с преемственности начальной школы и средних классов. В начале 5 класса нужно проводить входные административные контрольные работы, а также в текстовой форме контрольные работы, с целью выявления неусвоенных тем из курса начальных классов, именно тех тем, которые имеются в заданиях ЕГЭ, затем последующая их обработка: безударные гласные, неизменяемые приставки, написание предлогов, сохранение гласной конца основы глагола неопределенной формы, окончание глагола. Через эти работы происходит выявление слабоуспевающих детей, с которыми впоследствии идет регулярная работа (по карточкам, работа в паре с сильными учащимися, по группам, индивидуальная работа и т.д.)

В течение всего курса изучения русского языка учащиеся ведут словарики, в которые записывают слова с правильно поставленным ударением, запоминают их,правила; трудные орфограммы для запоминания; орфограммы, не изучающиеся в школьном курсе русского языка; систематизация правил: Н/НН в разных частях речи, окончания глаголов и кратких причастий, сохранение конца основы неопределенной формы глагола, -НЕ- с разными частями речи и т.д.

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с анализа результатов экзамена предыдущих лет, выявления проблем, составление перспективного плана с учетом индивидуальных способностей и подготовленности детей. Считаю необходимостью информировать родителей о предстоящей работе, определить их роль и объем помощи детям в ходе подготовки к ОГЭ; ознакомить с моделью экзамена, требованиями к знаниям и умениям по русскому языку, предусмотренными стандартами образования.

Сотрудничество с родителями и учащимися позволило создать необходимый фонд раздаточного материала по всем изучаемым разделам русского языка. В ходе работы активно используем фронтальные, групповые, индивидуальные формы и различные приемы и виды работ, элементы разных педагогических технологий, направленных на осуществление личностно-ориентированного подхода. Умелое использование возможностей кабинета, учебно-методического комплекса, информационного материала позволяет проводить как на уроках, так и во внеурочное время работу, не превращая подготовку к экзамену в элементарное натаскивание по предмету. Важно выбрать оптимальные методические приемы выполнения заданий каждой части экзаменационной работы, которые позволяют учащимся осмысленно выполнить задания, проверить сформированность у них универсальных учебных действий. Особое внимание уделяю работе с различными схемами, алгоритмами, моделями, памятками – образцами.

Например, при подготовке к изложению использую такие схемы и алгоритмы, как «Изложение по отношению к объему исходного текста», «Этапы работы над текстом», «Алгоритмы работы над текстом для сжатого изложения», «Приемы компрессии текста» Для успешного выполнения заданий учащиеся пользуются памятками: «Порядок работы с текстом», «Структура экзаменационных заданий» При подготовке к выполнению творческого задания особое внимание уделяется работе с алгоритмом создания собственного высказывания «Модель создания высказывания» со схемой «Композиция текста-рассуждения». Разработаны и систематизированы темы по разделам русского языка для сочинений по лингвистике.

Можно использовать разнообразные виды работ:

  1. Работы с информационным материалом (схемы, памятки, таблицы).

  2. Разнообразные виды работ с текстом:

  • пересказ;

  • составление плана;

  • редактирование;

  • упражнения по формулированию заданий с последующим обсуждением;

  • упражнения по формулированию возможных орфографических задач к слову;

  • тестовые задания по отдельным разделам языка.

  1. Составление кроссвордов.

Результативность работы по подготовке учащихся к ОГЭ зависит, по моему мнению, от правильно составленного учителем плана, выбора им оптимальных методических приемов и форм, использования возможности кабинетной системы, информационных технологий, помощи родителей, выпускников, и,  конечно же, от желания детей, их заинтересованности в результатах своего труда.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ я  начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами он может воспользоваться.
       В сентябре провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.
      Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и  пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе.                                                                 
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года предлагаю учащимся приобрести сборники с контрольно-измерительными материалами. Это сборники И. П. Цыбулько,  Н.А. Сениной и Ю.Н. Гостевой, В.В. Львова, Загараевой и т. д. 
      Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий ЕГЭ. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы, я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая  тематическую тетрадь.
    У каждого учащегося 10-11 класса имеются пособия под редакцией Н.А. Сениной, Загараевой «ЕГЭ-2016», «ЕГЭ-2017».

  При работе важно, чтобы ученик усвоил несколько правил, которые можно оформить в виде памятки:

  1. Внимательно прочитай задание до конца!

  2. Постарайся понять, что ты должен найти.

  3. Работая над предложением, сначала выдели грамматические основы.

  4. Научись отсеивать неверное!

  5. Будь внимателен при заполнении бланков и при замене ответа.

Подобные памятки помогают учащимся сосредоточиться на каждом из заданий теста и правильно его выполнить, к тому же сэкономить время. Для тренировки  берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание  надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость.
    Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Задания ориентированы на проверку речевой деятельности учащихся и предшествуют созданию письменного связного монологического высказывания в третьей части теста. Поэтому важным условием успешной работы с этой частью теста является формирование умения комплексного анализа текста. Лингвистический анализ текстов разных жанров должен стать неотъемлемой частью каждого урока. Любое орфографическое или пунктуационное правило может быть предложено учащимся на основе связного текста. Задание предполагает проверку умения анализировать роль изобразительно-выразительных средств, использованных автором в большом тексте. Целенаправленную работу с изобразительно-выразительными средствами языка необходимо начинать как можно раньше. Особую роль здесь могут сыграть уроки литературы, где в процессе анализа художественного произведения обязательно обращается внимание на мастерство автора.

Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок. Материалы собираются в тетрадь  учета, затем каждый ученик работает над  своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися.Через некоторое время снова проводим промежуточный тест и проверяем. И снова работаем над ошибками.
     На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников.   Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия.
     Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов:  работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический  разбор предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок. Таким образом, разнообразные практические задания в ходе  разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.
Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса.  А с тестами начинаю работать с 5 класса.   
       Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися, которые позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов, таблиц и схем, алгоритмов.                                                                                    
      Особое внимание уделяю части С.  При подготовке к написанию сочинения  учащиеся пользуются  учебно-методическим пособием  Е.А. Сениной, А.Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».                                                                                                                 

Работу над сочинением  начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части  С, затем продолжаю обучение правилам построения текста сочинения. Подготовка к написанию сочинения начинается с нацеливания учащихся на обязательное выполнение этого вида работы. В качестве приемов работы над сочинением-рассуждением в курсе предлагается групповой практикум, составление логических схем к текстам, анализ фрагментов ученических сочинений по критериям, составление собственных письменных высказываний, взаимопроверка и самоконтроль. В ходе подготовки к сочинению учащиеся пользуются всевозможными памятками и таблицами с речевыми клише, что значительно повышает эффективность работы. Элементы этого курса можно с успехом использовать и в 8-9 классах. У каждого учащегося в отдельной тетради имеются типовые конструкции (клише) для формирования проблемы, комментирования проблемы, для выражения авторской позиции, алгоритм написания сочинения. В качестве домашней работы ребята получают задания, где необходимо подобрать примеры из художественной литературы для подтверждения тезисов, которые дает учитель. При проверке работы я также привожу примеры, которые не прозвучали у учеников.

Отработка частей сочинения идет по следующей схеме:

-К1 (проблема)-К3 (позиция автора)

-К1 (проблема) – К2 (комментарий)

-К3 (позиция автора) –К4 (аргументы)

- Написание полного сочинения, соблюдение композиции, абзацное членение, построение предложений, речевое богатство (К5,К6), К7-К12 – контролируется в течение всей работы над развернутым ответом.
      Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты,  используемые при рецензировании.                   
      А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.
     Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части  С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.  И результат не заставил себя ждать: несмотря на повышенный уровень сложности задания, все одиннадцатиклассники  научились писать сочинение.
     Следующий этап - репетиционный (пробный школьный экзамен) и последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.
И самое главное – учу детей  не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

Мой опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ -9 решаемы, если деятельность базируется на принципах: 1) системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически); 2) гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся). В соответствии с этим в школе была разработана программа подготовки итоговой аттестации выпускников, которая является неотъемлемой частью образовательной программы школы. Подготовленность к чему-либо понимается мной как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ -9 выделяю следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков, знание порядка организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме и инструкции для участников ЕГЭ и т.д.);
 предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
 психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена). Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к экзаменам способствует повышению эффективности и качества результатов экзаменов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!