СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система вокально-хоровой работы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 46" г. Курска (визитная карточка подростково-юношеского хора "Звуки музыки")

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными" (Борис Асафьев). В материале представлены: система организации вокально-хоровой работы в общеобразовательной школе; главная цель и педагогические ориентиры в деятельности хорового коллектива; основные положения рабочей программы внеурочной деятельности в детском хоровом объединении; примерный репертуар подростково-юношеского хора; оригинальные переложения 2х произведений (а капелла и с сопровождением), исполняемые хором 6-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Система вокально-хоровой работы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 46" г. Курска (визитная карточка подростково-юношеского хора "Звуки музыки")»

Вокально-хоровая студия МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 46» г. Курска включает в себя:


Детские хоровые объединения «До-ми-солька» (хор 1х-5х классов)

и «Звуки музыки» (подростково-юношеский хор 6х-11х классов)


Школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными.

Борис Асафьев


Детское хоровое объединение «Звуки музыки» существует с 2000 года. Бессменным руководителем является учитель музыки Высшей категории, Почетный работник общего образования РФ Елена Евгеньевна Рудзик. Возраст участников коллектива, представляющего собой подростково-юношеский хор, 12-17 лет (6 – 11 классы).

«Звуки музыки» - это вторая ступень школьной вокально-хоровой студии. Обучающиеся попадают в подростково-юношеский хор, как правило, пройдя базовый уровень освоения вокально-хоровых навыков на первой ступени – в хоровом объединении «До-ми-солька» (руководитель – учитель музыки Высшей категории Виктория Сергеевна Росоха). Хор «До-ми-солька» существует с 2001 года, возраст его участников – 7- 11 лет (1-5 классы).

Руководители хоров также являются концертмейстерами хоровых коллективов друг у друга и аккомпанируют, подготовленным ими вокальным ансамблям и солистам. Также Росоха В.С. и Рудзик Е.Е. осуществляют переложения и обработки, делают оригинальные аранжировки хоровых произведений, адаптируя их под имеющийся возрастной и голосовой состав коллективов (примеры таких произведений см. ниже в репертуарном списке старшего хора и нотном приложении). Так, например, в подростково-юношеском хоре отдельной партией выделается теноровая партия у юношей-старшеклассников, требующая внесения ее в хоровую партитуру.

Работа в студии регламентируется разработанными в образовательной организации и успешно апробированными программами деятельности вышеназванных детских объединений. В настоящий момент содержание программ скорректировано в соответствии с приказом о введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897. Программы детских объединений «До-ми-солька» и «Звуки музыки» являются частями основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования школы и реализуются в рамках внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности, что, в свою очередь, отражает специфику общеобразовательного учреждения, осуществляющего углубленное изучение предметов искусства.

В рамках деятельности вокально-хоровой студии педагогами осуществляется не только работа с хоровыми коллективами, но и групповая, и индивидуальная вокально-хоровая работа. Из участников хоров формируются временные ансамблевые объединения, готовятся концертные и конкурсные номера для вокальных трио, дуэтов, солистов академического направления.

Освоение в практической деятельности разнообразных музыкально-певческих знаний, умений, навыков каждым участником хора способствует формированию общей хоровой культуры, помогает на достаточно высоком уровне овладеть певческим голосом, выразительным художественным исполнением разножанровых песен и хоровых произведений.

Содержания программы опирается на синтез видов и форм вокально-хоровой деятельности школьников, которые в неразрывном единстве реализуются в рамках каждого занятия в течение учебного года, что отражено в тематическом планировании. Это следующие разделы (этапы):

- распевания и вокально-хоровые упражнения (в процессе «разогрева» голоса, кроме вокальных упражнений, нами активно используются частные методики ведущих педагогов-вокалистов и педагогов-хормейстеров: «Парадоксальная дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, укрепляющая, защищающая, восстанавливающая функции дыхания и певческий голос; «Фонопедический метод развития голоса» В. Емельянова; частично используются система певческого воспитания школьников Д. Огороднова, «Музыкальные сказки» И. Серебровской; распевания в старшем хоре включают элементы хорового сольфеджио Г.Струве – исполнение интервалов, аккордов, кадансов как связанных с текстом музыкальных произведений, так и оригинальных, служащих для развития музыкального слуха);

- работа над репертуаром (хор 1х-5х классов исполняет одно- и двухголосные произведения, в основном с сопровождением; хор 6х-11х классов исполняет преимущественно многоголосные произведения, в основном 3х – 4х-голосие. В репертуар включаются не только широко известные массовые песни, но и произведения композиторов-классиков, как русских, так и зарубежных, а также песни народов разных стран мира. Большую роль в обучении хоровому пению играет пение без сопровождения (а капелла). Именно пение без сопровождения более всего способствует развитию музыкального слуха, обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль, обеспечивает чистое интонирование, единство в исполнении ритма, произношении текста);

- основы музыкальной грамоты (учащиеся овладевают знаниями основных выразительных средств музыки (мелодия, лад, гармония, темп, ритм, тембр, размер, динамика, регистр); типов певческого голоса, форм музыкальных произведений; разнообразия вокальных жанров и т.д.);

- индивидуальная и групповая работа (для сольного и ансамблевого пения отбираются дети с высокоразвитыми навыками хорового исполнительства и, соответственно, идет отбор более сложного, профессионального репертуара);

- концертно-исполнительская деятельность (часы, отведенные на концертно-исполнительскую деятельность, позволяют всем вокальным объединениям (хор, ансамбль, малые вокальные составы, солисты) показать готовый репертуар, владение вокально-хоровыми навыками, умением держать себя на сцене, работать в едином порыве с дирижером, откликаться на его жесты; выступления имеют большое значение для творческого роста коллектива; они активизируют детей, стимулируют их работу в хоре, формируют важные моральные качества);

- мероприятия воспитательно-познавательного характера (специальное время следует уделять и расширению музыкального кругозора участников хора, формированию их слушательской культуры; систематически проводить прослушивания (просмотры) и обсуждения произведений различных жанров и эпох, радио- и телепередач, посещать концерты, музыкальные спектакли и кинофильмы).

Школа располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей эффективную организацию вокально-хоровой деятельности обучающихся, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам. В кабинете, где проводятся занятия, созданы санитарно-гигиенические условия, способствующие укреплению здоровья учеников: соблюдается питьевой режим, поддерживается чистота, соблюдаются нормы освещенности в классе, тепловой режим. Кабинет оснащен фортепиано, звуковоспроизводящей и видеовоспроизводящей аппаратурой для знакомства с ведущими хоровыми коллективами и исполнителями-вокалистами, наборами детских музыкальных инструментов для создания инструментального дополнения и аккомпанементов ряда репертуарных произведений, библиотекой песенных сборников и хрестоматий хорового репертуара, специальной хоровой литературы.

Формы организации вокальной деятельности школьников, методы и приемы, частные методики, исполняемый репертуар, используемые в вокально-хоровой работе в школе, являются эффективными и способствуют достижению планируемых результатов освоения содержания программ внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС:

- сформированные основы музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;

- развитый художественный вкус; стабильный интерес к музыкальному искусству и занятиям музыкально-творческой, социально значимой деятельностью;

- умение разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, хормейстеров и ведущие хоровые коллективы;

- осознанные нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

- развитое образное и ассоциативное мышление, воображение, музыкальная память и ладогармонический слух, метроритмическое чувство, певческое дыхание и певческий голос;

- усвоенная теоретическая база певческого голосообразования, нотная грамотность, владение специальной терминологией;

- осуществление адекватной самооценки художественно-творческих возможностей;

- умение выражать эмоциональное содержание вокально-хоровых произведений в исполнении; активное участие в художественной жизни класса, школы, города и др.;

- устойчивая потребность в дальнейшем художественном самообразовании.

Это подтверждается высокими результатами деятельности коллективов на протяжении всех лет их существования.

Воспитанники вокально-хоровой студии (школьные хоровые коллективы «Звуки музыки» и «До-ми-солька», вокальные ансамбли, солисты-вокалисты академического направления) – постоянные участники школьных и городских культурно-досуговых мероприятий, благотворительных акций, а также неоднократные обладатели Гран-при, званий лауреатов и дипломантов окружных, городских, региональных и всероссийских конкурсов и фестивалей хорового пения, вокально-хоровых ассамблей, городских воспитательных программ, таких, как:

- муниципальный уровень: «Наши таланты родному краю», «Свет Вифлеемской звезды», «Рождественские мотивы», «Солнечный круг», «Миллион друзей», музыкальный конкурс, посвященный культуре Польши;

- региональный уровень: «Я вхожу в мир искусств», «Музыкальная весна Курского края», «Детство без границ» (областной этап), творческий конкурс в рамках Недели французского языка КГУ;

- всероссийский уровень: всероссийская вокально-хоровая ассамблея «Canzoniere», «Перекресток талантов», «Детство без границ» (российский этап) и др.



Мы считаем, что хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей.

Данный вид музыкального искусства имеет ряд особенностей, которые способствуют осуществлению массового музыкального воспитания подрастающего поколения:

  • хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями;

  • хоровое пение – массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей и юношества.

Главная цель хорового воспитания – развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.



Основным педагогическим ориентиром в деятельности руководителя хорового коллектива, а также итогом целенаправленной совместной хоровой деятельности обучающихся и хормейстера вполне могут послужить высказывания Д.Л. Локшина: «Искусство хорового пения требует овладения всеми элементами, образующими красоту хорового звучания. Это – область вокальной культуры, вокальных исполнительских навыков… работа над каждым элементом вокальной и хоровой звучности является не только технической работой, дающей накопление умений и рост исполнительской техники, но и работой над раскрытием содержания данного хорового произведения… Чем выше, совершеннее вокальная и хоровая техника коллектива, тем более полно и ярко может быть выражен замысел произведения. В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных представлений учащихся и расширяется арсенал их технических умений» (Локшин Д.Л. Хоровое пение. – В кн.: Методика преподавания пения в школе. – М., 1952).


Репертуар подростково-юношеского хора «Звуки музыки»

(рук. Рудзик Елена Евгеньевна)


ПРОИЗВЕДЕНИЯ А КАПЕЛЛА:


  1. Муз. А. Флярковского, сл. Ю. Тувима (пер. Е. Благининой). Скакалка.

  2. Муз. М. Парцхаладзе, сл. Л. Кондрашенко. Море спит.

  3. Муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Семернина. Облака.

  4. Муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Семернина. Засентябрило.

  5. Муз. М. Парцхаладзе, сл. Б. Купаташвили (пер. с груз. А. Гурина). Озеро.

  6. Муз. Н. Холявченко, сл. народные. Песня-сказка про Курочку Рябу.

  7. Муз. К.М. Вебера, рус. текст А. Некрасовой. Баркарола.

  8. Р.н.п. в перел. для жен. хора Л. Бартеневой. Береза.

  9. Муз. М. Коваля, сл. Ф. Тютчева. Лес зеленеет молодой.

  10. Муз. В. Лучука (перел. Е. Рудзик), сл. А. Фельца. Жук-жученко.

  11. Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. Наша хохлома.

  12. Муз. А. Морозова (перел. Е. Рудзик), сл. Н. Рубцова. В горнице.

  13. Р.н.п. Ты, река ль моя, реченька.

  14. Амер.н.п. в перел. С. Дунаевского, рус. текст Ю. Хазанова. Бубенчики.

  15. Народ. слав. песнопение. Ночь тиха над Палестиной.

  16. Совр.н.п. Мать Россия, мать российская земля.

  17. Р.н.п. в перел. Т. Овчинникова. Во кузнице.

  18. Неизв. итал. композитор XVI века. Фиалка.

  19. Муз. А. Флярковского, сл. Ю. Тувима (пер. С. Михалкова). Азбука.

  20. Муз. М. Карминского, сл. М. Цветаевой. Благодарение Господу.

  21. Муз. П. Чеснокова. Благослови душе.

  22. Укр.н.п., обр. Н. Леонтовича. Щедрик.

  23. Муз. Ю. Рожавской, сл. Г. Гриненко. Сон-трава.

  24. Муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева. Колыбельная.

  25. Старинный русский шуточный кант. Два каплуна.

  26. Муз. Ф. Абта, рус. текст К. Алемасовой. Весенняя песня.

  27. Муз. И. Брамса, обр. для дет. хора В. Соколова. Петрушка.

  28. Укр.н.п., обр. Н. Леонтовича. Дударик.

  29. Р.н.п., обр. А. Свешникова. Во кузнице.

  30. Муз. Д. Соловьева, сл. И. Сурикова. Первый снег.

  31. Болг.н. скороговорка, обр. Д. Димитрова. Посадил полынь я.

  32. Укр.н.п. (перел. Е. Рудзик). На Ивана Купала.

  33. Муз. З. Фибиха (пер. П. Россоловского). Поэма.

  34. В. Тормис. Погода-непогода.

  35. Муз. Э. Кеттунена (перел. Е. Рудзик), рус. текст Юлича. Финская полька (Полька Евы).

  36. Старинная шуточная песня, обр. С. Грибкова. Чижик-Пыжик.

  37. Муз. В. Ходоша. Семь вредных советов Григория Остера.

  38. Муз. В. Синенко, сл. Ю. Полухина. Под осенним дождем.

  39. Муз. В. Синенко, сл. С. Плахутиной. На ладони рассвета.

  40. Муз. Г. Струве, сл. О. Лепкович. Веселый леший.

  41. Г. Струве. Маленькая фуга.

  42. Муз. Е. Шатровой, сл. Ф.Г. Лорка. Пейзаж.

  43. Муз. Е. Шатровой, сл. Л.Е. Керю. Снег.

  44. Муз. Е. Хорошиловой, сл. Народные. Колида.

  45. Р.н.п., обр. А. Косенкова. Во кузнице.

  46. Муз. Н. Богословского (перел. Е. Рудзик), сл. Я. Родионова. Песня извозчика.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ


  1. Муз. О. Юдахиной, сл. Л. Куксо. Звонкий день.

  2. Муз. В. Гаврилина, сл. В. Шульгиной. Шутка.

  3. Муз. Ю. Бирюкова, сл. В. Глотова и В. Пурышева. На Прохоровском поле.

  4. Муз. Я. Дубравина, сл. М. Пляцковского. Спасибо вам, учителя.

  5. Муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой. Музыка.

  6. Муз. Е. Рыбкина, сл. Э. Межелайтиса. Африка.

  7. Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова. Всюду музыка живет.

  8. Муз. С. Ведерникова, сл. Ю. Богачева. Прощальная концертная.

  9. Муз. Ф. Мендельсона, рус. текст Л. Некрасовой. Осенняя песня.

  10. Муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто. Песня о Москве.

  11. Муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто. Звенигород.

  12. Муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского. Родина моя.

  13. Муз. Г. Струве, сл. А. Викторова. Учитель музыки.

  14. Муз. Г. Струве, сл. В. Викторова. Полонез дружбы.

  15. Муз. В. Фейгина, сл. Р. Фархади. Дождь идет.

  16. Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова. Огромный дом.

  17. Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Пока не поздно!

  18. Муз. Дж. Гершвина, рус. текст М. Павловой. Хлопай в такт!

  19. Муз. Дж. Гершвина (обр. для хора К. Уорника), сл. И. Гершвин (рус. текст Л. Чудовой).

Радость – ритм!

  1. Муз. И. Мельника, сл. Н. Старшинова. Давайте сохраним.

  2. Муз. Ю. Чичикова, сл. П. Синявского. Вятские припевки.

  3. Муз. Л. Ингоря, сл. Н. Рыбалко. Не спрашивай меня о седине.

  4. Муз. Л. Ингоря, сл. П. Потапенко. Баллада о матери и сыне.

  5. Муз. Л. Ингоря, сл. П. Потапенко. Песня о Курской дуге.

  6. Муз. Е. Рыбкина, сл. М. Касаткина. В пору затишья.

  7. Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. Эх, зима, зима.

  8. Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. Кружевные сказки.

  9. Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. Незабудковая гжель.

  10. Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. Свирель да рожок.

  11. Муз. Ю. Мишина, сл. М. Садовского. Солнышко.

  12. Муз. Е. Рыбкина, сл. В. Молчанова. Маленький школьный наш двор.

  13. Муз. М. Артемова, сл. А. Плещеева. Был у Христа младенца сад.

  14. Муз. М. Артемова, сл. О. Маковской. Родимая сторона.

  15. Муз. М. Ипполитова-Иванова. В октябре.

  16. Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. Дружат дети на планете.

  17. Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. Музыка и дети.

  18. Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. Детство – это я и ты.

  19. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. Наша школьная страна.

  20. Муз. В. Гаврилина, сл. В. Шульгиной. Мама.

  21. Муз. Ф. Гольцева, сл. Г. Устиновой. Здравствуй, Курск!

  22. Муз. Ф. Гольцева, сл. А. Кривчикова. Школьный вальс.

  23. Свад. песня Московской обл. Земляниченька.

  24. Муз. В.А. Моцарта, пер. А. Лейконой. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты»

из оп. «Волшебная флейта».

  1. Муз. А. Зацепина, сл. М. Пляцковского. Ты слышишь, море?

  2. Муз. М. Карминского. Воспоминания об органном зале (вокализ).

  3. Муз. П.И. Чайковского, сл. А. Плещеева. Легенда.

  4. Муз. Д. Каччини, перел. С. Прокопова. Ave Maria.

  5. Муз. Ж. Бизе, перел. А. Кошмана. Agnus Dei.

  6. Муз. Я. Дубравина, сл. М. Пляцковского. Снеженика.

  7. Муз. М. Славкина, сл. И. Векшегоновой. Мы любим Землю.

  8. Муз. А. Флярковского, сл. М. Садовского. Материнское тепло.

  9. Муз. Ф. Гольцева, сл. М. Юхма. Подскажи мне, ивушка.

  10. Муз. А. Вивальди, перел. С. Крыжановского. Gloria.

  11. Муз. Г. Фомичева, сл. В. Гудимова. Хрустальный пеликан.

  12. Муз. С. Рахманинова, сл. М. Лермонтова. Ангел.

  13. Муз. Л. Якушевой, сл. Л. Ворожцовой. Ода родному городу.

  14. Муз. Я. Дубравина, сл. Н. Просторовой. Праздник на все времена.

  15. Муз. О. Юдахиной, сл. В. Степанова. Дарите музыку друг другу.

  16. Муз. С. Рахманинова, сл. Н. Некрасова. Слава народу.

  17. Д. Перголези. Stabat mater (№1), Amen (№13).

  18. В.А. Моцарт. Ave, verum.

  19. Муз. П. Чайковского, сл. А. Майкова. Подснежник.

  20. Муз. Б. Сметаны, сл. К. Сабины (рус. текст С. Михалкова). Хор крестьян из оперы

«Проданная невеста».

  1. Муз. М. Яковлева, сл. А. Пушкина. Зимний вечер.

  2. Р.н.п. (бурлацкая), обр. Ю. Славницкого. Ой, ты Волга-матушка.

  3. Муз. В. Шаинского, вокализ «Веселая фуга».

  4. Муз. Э. Маскерони (перел. М. Заринской), рус. текст Л. Дербенева. Уточка и мак.

  5. Муз. Н. Римского-Корсакова, сл. Л. Толстого. Не ветер, вея с высоты.

  6. Муз. В. Синенко, лат. текст Якопоне да Тоди. Stabat mater.

  7. Г. Манчини. Moon river.

  8. Р. Глиэр. Над цветами и травами.

  9. Муз. И. Штрауса, сл. А. Машистова. Весна.

  10. Муз. Р. Темнова, сл. А. Осьмушкина. Матрешечки.

  11. Муз. Ю. Саульского, сл. Л. Завальнюка. Не покидает нас весна.

  12. Муз. и сл. Х. Биби. Шляпы (Hats).

  13. Муз. Ю. Чичкова, сл. М.Пляцковского. Все, что сердцу дорого.

  14. Муз. Ю.Чичкова, сл. М. Пляцковского. Мы землю эту Родиной зовем.

  15. Муз. Г. Уоррена (аранж. М. Хаффа), сл. М. Гордона. Дорога на Чаттанугу.

  16. В. Бровко. Пять считалок для детского хора.

  17. Муз. В. Синенко, сл. С. Плахутиной. Художник и ветер

(фантазия для детского хора и фортепиано).

  1. Муз. В. Синенко, сл. М. Савельева. Солнечный дождь

(фантазия для женского (детского хора) и фортепиано).

  1. Муз. В. Синенко, сл. С. Уриха. В мире музыки живем.

  2. Муз. В. Синенко, сл. С. Уриха. Город детства.

  3. Муз. Г. Струве, сл. Л. Кондрашенко. Матерям погибших героев.

  4. Муз. Гр. Гладкова, обр. М. Гоголина. Чукотская песня.

  5. Муз. Е. Богдановой, сл. С. Шевырёва. Песня русской земле.

  6. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. Рассвет-чародей.

  7. Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. Добрая сказка.

  8. Муз. С. Ведерникова, сл. И. Денисовой. Мы свечи зажжем.

  9. Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. Дом, где наше детство остается.

  10. Муз. Л. Желтоновой, сл. Е. Буровцевой. Учительский вальс.

  11. Муз. и сл. А. Большакова. Крылья.

  12. Муз. Я. Дубравина, сл. А. Чепурова. Ищу в природе красоту.

  13. Муз. Р. Лагидзе, сл. П. Грузинского (рус. текст М. Вайнштейн). Весенняя песня
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!