СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников с использованием арт - терапии в системе занятий «Путешествие в страну чувств»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цикл занятий направленны на развитие и коррекцию эмоциональной сферы дошкольников по средством метода арт -терапии. Знакомство с такими эмоциями как злость, грусть, радость, страх.

Просмотр содержимого документа
«Проблема развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников с использованием арт - терапии в системе занятий «Путешествие в страну чувств»»

Сергиенко Ольга Алексеевна

Психолог - бакалавр

ТОО «Детский сад «Лада»





Проблема развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников с использованием арт - терапии в системе занятий «Путешествие в страну чувств»

В последние годы в дошкольном образовании все больше уделяется процессу развития интеллектуальной сферы, но не всегда отводится должное внимание эмоциональной сфере ребенка. Дети умеют решать логические задачи, но не всегда умеют выражать свое эмоциональное состояние. По мнению А.В Запорожца [1], в основе усвоения любой информации лежит культурная человеческая эмоция. Эмоция изначально «психологична». Она наполняет собой предметное действие и придает ему смысл. Через эмоцию ребенок и входит в мир культуры. «Производящая» роль эмоций, безусловно, связана с внутренним потенциалом ребенка к саморазвитию.

Базовыми исследованиями для разработки проблемы являются исследования П.М. Якобсона [2], В.К. Вилюнаса [3], Л.С. Выготского [4], Б. И. Додонова [5], A.B. Запорожца [6], К.Е. Изарда [7], А.Н. Леонтьева [8].

В своей психологической практике для развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольника я пользуюсь методам арт – терапии. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в странах английского языка такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл [9], для обозначения разных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое “сопровождение” клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации. Сегодня арт – терапия – самостоятельное направление в психологии, которое работает с различной проблематикой в том числе позволяет выразить эмоциональное состояние. Данный метод наиболее мягко воздействует на бессознательное ребенка, позволяя скорректировать его эмоциональную сферу и достичь социализации в обществе. На занятиях с элементами арт - терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом, снижается эмоциональное напряжение.

Из поставленной проблемы мною была разработана система занятий «Путешествие в страну чувств» целью, которой послужило развитие эмоциональной сферы дошкольников методами арт – терапии. Система занятий включает в себя развитие эмоциональной сферы ребенка: знакомство с такими эмоциями как радость, грусть, злость, страх; выражение этих эмоций через нетрадиционные техники рисования, работа с материалом; умение выражать эмоции через мимику и пантомимику; умение выражать эмоциональное состояние через движение и музыку. На протяжении всех занятий была предложена сказка – метафора, которая послужила расширению детского сознания, углубление представлений о психическом мире человека и активизации его внутренних ресурсов. Многим детям бывает трудно воспринимать абстрактные психологические понятия. Прямое, логическое изложение часто не помогает в преодолении трудностей понимания, а, напротив, усугубляет их. Используя особенности метафоры, сокращающей словесное изложение, сжимающей содержание до яркого конкретного образа, удается перешагнуть через длительные объяснения и прийти к интуитивному пониманию, улавливанию важнейших смыслов [10].

Программа системы занятий с элементами арт – терапии «Путешествие в страну чувств»

Этап

Название упражнений

Цель

Занятие 1. «Путешествие в страну чувства - радость»

Приветствие

«Цветные приветики»


Научить детей передавать свои эмоции, настроение с помощью цвета.

Основная часть

Чтение сказки о том кто живет в городе Радость

Знакомство ребенка с чувством радости и его проявлением.

Задание

Упражнение «Пластилиновая композиция»


Развитие сенсорно-перцептивной сферы, воображения, оригинальности мышления, творческого самовыражения.

Итог занятия

Упражнение «Цветное прощание» (аналогично упражнению «Цветные приветики»)

Научить детей передавать свои эмоции, настроение с помощью цвета.

Занятие 2 «Путешествие в страну злости»

Приветствие

«Настроение»


Умение ребенка выражать эмоции с помощью мимики и жестов

Основная часть

Чтение сказки о том кто живет в городе Злости

Знакомство ребенка с чувством злости и его проявлением.

Задание

Упражнение «Монотипия»


спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, осознание границ, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.

Итог занятия

«Покажи мимикой злость»

Умение ребенка выражать эмоции с помощью мимики и жестов

«Путешествие в страну страха»

Приветствие

«Ромашка настроения»

научить детей выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом.

Основная часть

Чтение сказки о том кто живет в городе Страха

Знакомство ребенка с чувством страха и его проявлением.

2.Задание

Упражнение «Парное рисование»


Развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.

Итог занятия

Упражнение «Ромашка Настроение»

научить детей выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом.

«Путешествие в страну Грусти»

Приветствие

«Необычное приветствие»


Развитие двигательной активности и умению подражать

Основная часть

Чтение сказки о том кто живет в городе Грусти

Знакомство ребенка с чувством грусти и его проявлением.

Задание

«Лепим из глины (пластилина)»

Развитие сенсорно -перцептивной сферы, воображения, оригинальности мышления, творческого самовыражения.

Итог занятия

Выставка всех работ.

Оценка работ, соморефлексия


Список литературы:

1. Арановская - Дубовис, Д. М., Заика, Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника. Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 87-99

2. Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.

3. Вилюнас В.К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. - М., 1988.

4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 90-318.

5. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. - 1975. - № 6.

6. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы IV Всес. съезда о-ва психологов СССР. - Тбилиси, 1971. - С. 647-648.

7. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.

8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. - М., 1971.

9. Копытин А. И. Основы арт - терапии. СПб.: Лань, 1999.

10. Метафорический тренинг: И. В. Вачков — Санкт-Петербург, Ось-89, 2006 г.- 144 с.

11. Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дис. ...канд. наук. - СПб., 2001.

12. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. - 1981. - № 5. - С. 39-48



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!