СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системная интеграция предметов историко-культурного цикла

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена модель образовательного процесса, основанного на  принципе синхронного преподавания гуманитарных  предметов. 

Просмотр содержимого документа
«Системная интеграция предметов историко-культурного цикла»

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦИКЛ КАК СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА.

Автор идеи: Шитикова Елена Петровна.

Несколько лет тому назад, в далёкие теперь уже 90-е годы, коллективом учителей гимназии №1 г. Североморска была реализована идея историко-культурного цикла (ИКЦ). То было время экспериментов, реформ, конкуренции программ и идей. Менялись структура и содержание преподавания истории, вводились новые предметы. Но простое наращивание информации за счёт увеличения количества часов, отводимых на изучение традиционных и новых гуманитарных предметов, отнюдь не свидетельствовало об эффективности процесса обучения. Творческий поиск учителей привёл к созданию модели образовательного процесса, основанной на объединении предметов гуманитарной области знания. В основу был положен принцип системной интеграции. Естественно, что системная интеграция предметов одного цикла должна базироваться на ведущей идее. Ею стала идея культурологического подхода к изучению предметов ИКЦ, при котором история изучалась в модульной привязке со спецкурсами (позже названными элективными). Этот подход позволил выявить культурологические аспекты в изучаемых предметах как основу взаимодействия учителей истории, литературы, искусства, музыки.



ИКЦ



И России Всеобщая И

С – история литературы (6 - 9 классы) С

Т – история искусства (6 - 9 классы) Т

О – история музыки (6 - 9 классы) О

Р – история науки и техники (6 - 9 классы) Р

И – история религий (6 - 9 классы) И

Я – МХК (10-11 классы) Я



В основе - один из аспектов системного подхода: от анализа элементов в их взаимосвязи – к объединению знаний в целостную систему.

Принципы:

  • целостность и комплексность

  • преемственность и интеграция

  • линейность и синхронность

Такая педагогическая модель, на наш взгляд, может быть востребована и в условиях реализации нового историко-культурного стандарта, т.к. совершеннейшим образом соответствует базовым методологическим принципам Концепции (историческому подходу, многофакторному подходу и воспитательному потенциалу); воплощает такие мировоззренческие задачи курса, как многоуровневое представление истории (синхронизация курсов истории России и всеобщей истории) и её многоаспектный характер. Цикловой модуль со стержнеобразующим предметом и элективными курсами позволяет создать те самые условия для комплексного интегративного анализа и формирования у учеников объемных исторических представлений, о которых как раз и идёт речь в Концепции. В ИКЦ реализуется не предметоцентризм, а принцип целостности и комплексности процесса познания, не эпизодическая, а системная интеграция.

Естественно, что для работы по данной модели, необходима качественная подготовка учителей-предметников. Возможность её применения в условиях обычной школы или гимназии, зависит именно от кадрового потенциала преподавателей.

Итак, ИКЦ позволяет:

  • осуществить синхронное преподавание не только курсов истории, но и всех культурологических элективных курсов в логической увязке с историческими событиями, процессами и явлениями, «погружая» учащихся в ту или иную эпоху;

  • расширить информационное поле истории введением элективных социо-культурных курсов;

  • углубить содержание отдельных разделов курсов за счёт введения уроков-практикумов, уроков-экскурсий, уроков-путешествий и иных нестандартных уроков;

  • обогатить учащихся более широкими и глубокими знаниями в области художественной и духовной культуры;

  • заложить мировоззренческое единство всех изучаемых курсов на основе образовательной программы основного общего образования и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования;

  • отработать общеучебные умения и навыки на базе преемственности принципов и методов обучения;

  • ввести творческо-поисковые и исследовательские компоненты в образовательный процесс (учебные исследования на протяжении блока уроков истории и элективных курсов);

  • осуществить освоение метапредметных тем в исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  • проводить межпредметную олимпиаду в рамках ИКЦ;

  • завершать изучение определённых тем обобщающими интегрированными уроками на стыке всех элективных курсов (возможные формы: турниры, ролевые и ситуационные игры, уроки-спектакли, уроки-концерты, уроки- исследования и т.п.).

Выстроенное таким образом историко-культурное образование способствует развитию у учащихся качественно нового гуманитарного стиля мышления. Оно характеризуется следующим: диалектичностью, проблемностью, диалоговостью, аналитической направленностью интеллекта; наличием комплекса знаний, ориентированных на общество и человека; способностью к вариативному применению этих знаний, к их критическому пересмотру; рассмотрением человека как ценности (историко-антропологический подход); использованием понятия «культура» как наиболее общего.

Важным для понимания смысла интеграции предметов в ИКЦ является то, что в нём реализуются одновременно оба варианта такой комплексной гуманитарной науки как культурология. Эта специфическая сфера гуманитарного знания проявляется в культуроведении и социальной культурологии. Культуроведение
постигает внутренние закономерности и структуру культуры в ее различных вариантах: литература, искусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль, наука. Следовательно, она изучает историю культуры, содержание видов искусств и жанров в каждом, обеспечивая глубокое понимание внутренних смыслов творений культуры.

Социальная культурология изучает движущие мотивы реального поведения индивидов, групп, а также принципы духовной регуляции различных сфер жизни, выявляет социальное значение культурных явлений и их соотношение с экономикой, социальными отношениями и политикой.

Таким образом, понимающее вхождение в культуру дополняется объяснительным подходом, усвоение культурных ценностей - их критическим осмыслением. Ведь элективные курсы не только расширяют и углубляют знания, но и позволяют иначе взглянуть на исторические процессы, увидеть, как люди в своей духовной деятельности отражали, осмысливали исторические события, явления, и как, в свою очередь, происходило обратное воздействие литературы, музыки, искусства на умы и сердца людей, мотивы их экономической, политической, социальной деятельности, т.е. на формирование того или иного типа цивилизации. Поэтому среди ведущих идей и понятий в изучаемых темах выделяются и культурологические цели, задачи, понятия и идеи. Например, сквозной задачей, которую решают все учителя ИКЦ, является раскрытие содержания системы культурных ценностей и норм, присущих данному обществу в целом и его отдельным социальным слоям. Так, на уроках истории в 6-х классах эта проблема рассматривается в теме «Мир средневекового города и деревни», в курсе «История искусств» - в теме «Возникновение двух регионов культурного развития: За­падная Европа - латинский мир и Византия - православный мир (еди­ные христианские ценности в двух традициях)». Такая задача, как показ роли культуры во взаимодействии раз­личных общностей и социальных слоев, обсуждается учащимися на уроках курса «История музыки» при изучении, например, увертюры Л.В.Бетховена «Кориолан» как призыва к протесту нидерландского на­рода против испанского владычества. Каждый учитель, таким образом, просматривает возможность актуализации именно культурологических идей.

Наглядно этот подход представлен в сводных тематических планированиях по каждому курсу истории с 6 по 9 классы.

Попробуем показать своеобразие каждого спецкурса, его место и роль в решении задач гуманитаризации и гуманизации образования. Основная задача курса «История литературы» - расширение литературно-исторического образования учащихся, обогащение их внутреннего мира. Он начинается в VI классе с изучения древнерусской литературы Х-ХVI веков. Далее учащиеся знакомятся с русской литературой ХVII-ХVIII веков (сатирой, бытовыми повестями, виршевой поэзией, литературой петровской и екатерининской поры). Основу занятий составляет работа с текстами художественных произведений, знакомство с жанрами и стилями, своеобразием языка писателя. Широко используются методы комментированного чтения, различные виды пересказов, сообщения учащихся, творческие задания: иллюстрации к произведениям, сочинения-рассуждения. Формы занятий более свободны, нежели в типичном уроке. Это и лекция с элементами беседы, урок-размышление, викторины, путешествия в прошлое.

Курс «История искусств» начинает преподаваться в среднем звене школы. В программе представлены первые этапы развития искусств - от первобытной эпохи до эпохи Просвещения. Воспитание средствами искусства в настоящее время становится почти единственным помощником в развитии личности ребёнка, ибо утеряны традиции семейного воспитания. Задачи курса, поэтому, достаточно серьёзны: обогатить духовный мир учащихся, заложить основы понимания видов искусств, способность наслаждаться красотой, развить воображение и творческие способности детей. Эти уроки не могут вестись по стандартному типу. Каждый имеет художественную рамку: словесный и музыкальный эпиграф, свою эмблему. Тема может быть дана сразу или зашифрована, что дает возможность ребятам выполнить поисково-познавательные задания: кроссворд, ребус и т.п. Используются и формы творческой деятельности ребят. Программа курса составлена в синхронном соответствии с темами, изучаемыми в курсе всемирной истории и истории Отечества. Это дает возможность учащимся «погрузиться» в эпоху, познакомиться с объектами не только материальной культуры, явлениями общественной жизни, но и увидеть их взаимосвязь с духовными ценностями того или иного исторического периода. Например, при изучении истории Древней Руси знакомимся с языческими обрядами и культами, говорим о влиянии Византии и христианства на жизнь и быт Руси, о соборах и теремах русских городов, о возникновении и назначении икон.

По наиболее значимым темам могут проводиться занятия обобщающего типа. Например, в ходе изучения темы «Русские земли в середине XII - начале XIII века» (учебник изд.-ва «Русское слово») или темы «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Натиск с Запада» (учебник изд.-ва «Просвещение») одновременно проводятся уроки по истории литературы («Житие Александра Невского»), истории искусств («Образ А.Невского в искусстве»), по истории музыки («Прославление героизма защитников Отечества в кантате С.Прокофьева «А.Невский»). Именно этот комплекс уроков мы представим далее подробно. Такая стыковка дает целостную картину эпохи, возможность прочувствовать прошлое в слове, красках, музыке.

Этому способу познания мира ребята учатся и на занятиях «История музыки». Задача курса - воспитание духовности средствами музыкального искусства и приобщение школьников к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. Программа рассчитана на школьников VI-IХ классов. Она охватывает музыкальную культуру с древнейших времен до современной эпохи. Важнейший принцип программы - интеграция. Так, если на уроках истории
ребята изучают Великую французскую буржуазную революцию, то на уроках
истории музыки изучается тема «Революционный романтизм в песенном жанре».
Анализ работы учителей по данным программам показывает, что сила
воздействия различных видов искусств дает несомненные результаты в этическом и эстетическом образовании, духовном воспитании.

Итак, представляем Вам блок уроков по одной теме. Уроки идут по расписанию один за другим в течение недели. Уроки истории открывают и завершают неделю погружения. Я намеренно не прописывала детально урок истории, т.к. считаю, что у каждого учителя есть своё видение структуры урока и организации деятельности учащихся. Мною же обозначена канва урока, его место в блоке уроков по этой теме. Завершающий урок проводится в основном по заслушиванию того материала, который подготовили ученики в качестве домашнего задания. Из практики работы: учащиеся подготавливали свои иллюстрации, декламировали собственные стихии и даже представляли небольшие авторские музыкальные произведения. Принцип: история пробуждает память, искусство побуждает к творчеству!

  1. Урок истории.

Вступление. Святой Александр Невский.

Я, простой и многогрешный человек, ос­мелюсь рассказать потомкам своим о тяж­ком времени, о горе великом, о засилии земли русской иноверными и о великом русском князе Александре, названным на­родом Невским, а церковью православной - Святым, ибо побеждал он врагов своих и непобедим был, и прославилось имя его в веках.

Святой Александр Невский (на экране высвечива­ется портрет), по отчеству Ярославич. Князь Новгородский и Владимирский.

Умер 14 ноября 1263 года. Солнце Оте­чества закатилось. Стояли на русской зем­ле вопль и стон, и плач, каких никогда не было, так что и земля содрогнулась.

И положено было тело его в церкви Рож­дества Святой Богородицы во граде Влади­мире. И случилось тогда чудо дивное. (Слайд: «Погребение А.Невского» худ. Г.Семирадский). Ког­да было положено тело его в гробницу, митрополит Кирилл хотел разжать руку ве­ликого князя Александра, чтобы вложить в нее грамоту духовную. Князь же, будто жи­вой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И поняли тогда все, что это знак Божий. И нарекли его святым, ибо Бог прославил угодника своего за душу щедрую и милосердную, за храбрость ве­ликую, за веру христианскую. (Звучит коло­кольный звон).

Слушайте же, потомки, о святом, чест­ном и храбром Александре Невском, вставшем на защиту земли русской в тяжелую годину испытаний.

Цели урока:

  1. Познакомить с героической борьбой русского народа с немецкими и шведскими рыцарями.

  2. Раскрыть сущность полководческого таланта А.Невского.

  3. Воспитывать любовь к Родине, уважение к мужеству борцов за её независимость.

Оборудование урока: видеоурок, учебник «История России», ч.2, под. ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

Ход урока.

1. Повторение материала из курса всеобщей истории: период крестовых походов, их направ­ление и характер; работа с содержанием п.1,2 §17, с. 19-20.

Вопросы:

  1. Какова была идея крестовых похо­дов?

  2. Вспомните, почему изменились на­правления агрессии крестоносцев?

  3. Какое государство создали рыцари в Прибалтике?

  4. Что побуждало рыцарей креста к натиску на Восток, ведь Русь была христианс­-
    кой? Какая цель стояла перед крестоносцами?

  5. Почему же не раньше и не позже, а именно в начале XIII века германские, шведские и датские феодалы устремили свои взоры на Русь?

Обратимся к карте (с.16-17 учебника)

Уже четыре года северо-восточные и юж­ные земли Руси опустошались нашествием монгольских орд. Почти все княжества были завоеваны. И только северо-запад оберег­ся, от этой напасти. Вот сюда и устреми­лись западноевропейские рыцари, вос­пользовавшись ослаблением всей Руси и понимая, что другие княжества не придут на помощь Новгороду, Пскову, Полоцку. Специальный посол римского папы - ле­гат Вильгельм - ездил по Ливонии, Дании и Швеции, организуя совместный поход про­тив «неверных». Немецкие и датские рыца­ри предлагали нанести удар по Руси с суши из своих ливонских владений. Шведы же решили напасть с моря, через финские зем­ли. Начали шведы.

За годом год перелистаем

Не раз, не два за семь веков,

Оружьем новеньким блистая,

К нам шли ряды чужих полков...

Просмотр видеофильма (комментарии учителя). Или: комментированный просмотр презентации.

Обобщение. Итак, первый натиск агрессоров успеш­но был отбит. Но немцы не отказались от своих планов. Теперь объектом их нападе­ния стала псковская земля.

Продолжение просмотра видеофильма или презентации.

Вопросы:

  1. Каким показан в фильме А.Невский?

  2. В чем заключался его полководческий талант?

После ответов учащихся, учитель делает обобщение:

В последних кадрах фильма А.Невский предстает уже мудрым правителем, защит­ником и покровителем земли и народа рус­ского. В его последних словах «Кто на нас с мечом придет, от меча и погибнет» - гор­дый дух народа, который не ищет чужой земли, но и своей ни пяди не отдаст. Посмотрите на обложку вашего учебника. Узнаёте того А.Невского, который показан в фильме?

Об удивительной личности Александра Ярославича вы узнаете из произведения «Житие А.Невского» на уроке истории ли­тературы.


Елена ШИТИКОВА, учитель истории,

Заслуженный учитель РФ


  1. Урок истории литературы.

«Житие Александра Невского» - памятник русской литературы XIII века.


Это второй урок четырехчасового «погру­жения в эпоху великого князя Александра Невского».

Цели

Развивать представление о жанре жития.

Показать художественное своеобразие «Жития А.Невского».

Освоить идейное содержание произве­дения.

Углублять представление о литературе как искусстве слова.

Совершенствовать умение анализиро­вать портрет литературного героя.

Пробудить у учащихся уважение к рус­скому князю А.Невскому и гордость за него и его соратников.

ПРИМЕЧАНИЕ: урок проходит после уро­ка истории, на котором учащиеся познако­мились с особенностями эпохи, основными походами А.Невского, посмотрели учебный кинофильм. Учитель: К сожалению, имя автора этого произведения нам неизвестно, оно затерялось где-то в веках, но у нас есть творение гения человеческого - «Житие Александра Невского».

(Запись темы занятия в тетради)

ЖАНР ЖИТИЯ. Мы уже знакомы с жанрами древнерус­ской литературы. Давайте вспомним, что такое житие. В чем особенности этого жан­ра? (Ответы учащихся)

Житие - описание жизни и славных дея­ний святого; это та же икона, только запе­чатленная в словах, сохранившая для нас удивительную жизнь и лик святого.

ПОРТРЕТ А. НЕВСКОГО

На предыдущем занятии вы посмотрели фильм о двух главных битвах великого кня­зя. И у вас, наверное, сложилось уже пред­ставление о внешнем облике этого челове­ка. Давайте послушаем, как поэтично опи­сывает А.Невского древнерусский писатель, и подумаем, чем интересно это описание? Похож ли великий князь - герой повести - на того А.Невского, которого вы видели в фильме?

(Выразительное чтение отрывка подго­товленным учеником).

Вопрос учителя: «Похожи ли внешне ге­рой повести и герой фильма?»

(Ответы учащихся)

Вопрос учителя: «Прочитайте еще раз, на какие качества А.Невского обращает вни­мание писатель? (Ответы учащихся)

Вопрос учителя: «А чем интересно это описание?» (Ответы учащихся).

Писатель не просто описывает А.Невс­кого, а сравнивает его с библейскими и античными героями.

Посмотрите, еще не зная, не прочитав о великих делах князя Александра Ярославича, мы уже понимаем, по одному только описанию, что это исключительная лич­ность.

Вопрос учителя: «Чем же был исключителен князь А.Невский?» (Ответы учащихся).

ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К А.НЕВСКОМУ

Исключительный человек редко бывает признан и оценен по достоинству еще при жизни.

Вопрос учителя: «А как относились со­временники к князю Александру?»

(Ответы учащихся).

Народ верил в своего князя, любил его и готов был поддержать в ратном деле: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя», говорят Александру его воины перед битвой. По мысли автора у исключительного полководца и соратники достойные.

СОРАТНИКИ КНЯЗЯ

Автор повести с большим уважением и теплотой рассказывает о наиболее отли­чившихся ратниках, называет их имена. (Слайд: «Памятник воинам Александра Невского на горе Соколиха в Пскове»). Прочитаем о них в документе на с. 26 и ответим на вопросы. (Ответы учащихся).

А теперь по­знакомимся с ещё одним воином – Пелушем (Пелгусием, Пелгуем)

И сподобил его Бог увидеть видение страшное... (Свет гаснет, учитель читает отрывок о видении с демонстрацией иконы Бориса и Глеба).

Зачем нужен автору рассказ о необы­чайном видении?

Писатель, создавая «Житие...», показы­вает, что с великим князем сам Бог и свя­тые. Александр Невский - Божий избран­ник, «сродник» святых.

Вопрос учителя: «Почему Бог помогал А. Невскому?»

(Ответы учащихся: русский князь был достоин этого).

Автор Жития показывает, что уже при жизни великий князь Александр Ярославич был святым, поэтому в некоторых списках это произведение русской литературы XIII века называется не просто «Житие Алек­сандра Невского», а «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя. Александра». (Слайд: икона «Святой благоверный князь Александр Невский»). Вслушаемся и всмотримся: храброго и благоверного, то есть верного благу Отчизны, вере хрис­тианской, добру и милосердию.

«Александр наполнил землю богатствам и славою, и продлил Бог дни его, и просла­вил Богоугодника своего» (закрывая книгу), а благодарная память человеческая увеко­вечила его не только в слове, но и в музыке, и в живописи. Об этом - на уроке истории искусств.

Ольга ДМИТРИЕВА, учитель русского языка высшей категории

  1. Урок истории искусств

«Защитник земли русской». (Об­раз А.Невского в искусстве)

Цели:

Показать, как запечатлен образ А.Невс­кого в полотнах художников и творениях скульпторов,

Рассказать об Александро-Невской лавре в г.Санкт-Петербурге,

Раскрыть понятия: иконописный образ, батальная кар­тина, мозаичное панно, триптих.

Научить смотреть картины, давать ана­лиз события по картине, описывать по карти­не образ А.Невского.

Воспитывать любовь к Отечеству, при­вивать чувство прекрасного, развивать ху­дожественное мышление.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Слайд А.Невский - роспись Владимирс­кого собора в Киеве. Звучит молитва Алек­сандра из «Жития А.Невского» в исполнении учащегося: «Боже слав­ный, праведный, Боже великий, сильный, Боже праведный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

Таким изображен на стене Владимирс­кого собора в Киеве А.Невский - защитник земли русской известным художником Вас­нецовым. 776 лет отделяют нас от славного деяния предков, принесшего новгородскому князю Александру Ярославичу почетное прозвище Невского, а его участникам - веч­ную славу.

Слава эта в разных формах бытовала на нашей земле за эти века, то уходя в тень, то расцветая: в строительстве храмов, почитании мощей святого князя, в уч­реждении орденов, в названиях площадей, улиц, станций метро, в живописных и скульптурных образах. Минуло три четверти тысячелетия, а зна­чение подвига во все века не убывало. Вре­мя высветило новые грани содеянного, и запечатлелись они в полотнах художников и творениях скульпторов. Дороги памяти русского человека рос­писи на стенах храмов.

Слайды. Роспись Васнецова в Киеве и в Архангельском соборе Кремля - образ на столбе.

В городе на Неве Петром I был основан религиозный центр - Александро-Невская лавра, где хранятся мощи святого Алексан­дра Ярославича и где должна бы храниться и гробница его - серебряный саркофаг, но она до сих пор - в Эрмитаже (достойное святого произведение искусства).

Слайды. Лавра, гробница. Лик А.Невс­кого изображен на иконе, выписан по всем канонам.

Слайд - икона святого А.Невского. Ум­ные, добрые глаза, проницательный взгляд, заглядывающий в будущее, через века. И как странно: перед нами полководец на коне и с крестом в руке.

Случайно ли это? Вспомните «Житие А.Невского».

Докажите, что нарисован полководец? (Символы).

О чем говорит нимб вокруг головы? (Святой). Протяги­вает правую руку с крестом - как бы благо­словляет всех русских людей на дело пра­вое, на ратные подвиги и доблестные дела.

Чей еще образ виден на иконе? Богоматерь. Она - защитница и заступ­ница

народа - всегда помогала в трудные минуты для страны, закрывала людей сво­им покрывалом и уберегала от смерти.

Что вы видите за спиной А.Невского? Владимирские ворота и Новгородский Софийский собор. Почему они изображе­ны рядом? А.Невский - защитник не только одного княжества, а всей земли русской.

Народная песня:

«Ты угодник Божий,

Благоверный Александр!

Умоляй за нас Бога вышнего,

Отгоняй от нас врагов пагубных!

И мы тебя прославляем:

Слава тебе, благоверный Александре,

Отныне и до века!»

Так перекликаются слова народной пес­ни с образом божьего избранника.

Народ издревле был мастером промыс­лов, черпая вдохновение в подвигах пред­ков. Перед вами миниатюра в стиле палех­ской росписи «Битва А.Невского со шведа­ми», автор Ходов. (слайд)

Посмотрите, какой момент подвига изображен на миниатюре. Это баталия - битва, сражение. Тема защиты Родины звучит ярко и красочно, подвиг русского воинства воспет на века.

Знаменитая батальная картина Горбуно­ва «Ледовое побоище» (слайд). Перед нами взвол­нованный рассказ о людях XIII века, их под­виге. Реальные события. Суровая правда истории. Но в историческом жанре искус­ства есть порой и недостатки, которые дик­тует новое время.

Перед вами картина Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погиб­нет» (слайд).

Давайте сравним эти две картины. В какой из них больше историзма, реальности этого страшного и кроваво­го события? - У Горбунова. Да, картина Присекина, как театральная декорация, - изящна и краси­ва. Нет ужасов смерти, страданий. Мы не ощущаем трагедии народа, драмы, которая разыгралась на Чудском озере. Перед нами эффектное зрелище. Но и такие декоратив­ные картины нужны. Великая сила искусст­ва - не в устрашении, а в прославлении красоты подвига, в постижении несломлен­ного духа русского человека.

В Москве есть станция метро «Комсо­мольская-кольцевая». Восемь мозаичных панно украшают ее: от Ледового побоища до подвига русского народа в Великой Оте­чественной войне. Расписывал станцию Па­вел Корин. Панно «А.Невский». Художник вписал сложную батальную сцену в красивые фор­мы стиля барокко. Людям всегда свойствен интерес к минувшему. И это не праздное любопытство, а поиск ответов на вопросы, выдвигаемые современностью. В годы Великой Отечественной войны с особой силой проявился интерес к герои­ческой личности А.Невского, Его образ во­одушевлял советских воинов на борьбу с фашизмом. В самый разгар войны на выставке в 1942 году появился триптих (карти­на из трех частей) Корина «А.Невский». Рассмотрим центральную часть трипти­ха.

Слайд - На берегу реки Волхов, за кото­рой розовеют стены Софии Новгородской, величаво и торжественно стоит А.Невский.

Опишите его образ. Каков он? (Он - русский воин в рыцарских доспе­хах).

Почему в такой одежде?

Корин: «Меня иногда спрашивают, поче­му я заковал в стальные латы своего А.Нев­ского. Конечно, я мог бы одеть его в бар­хатные штаны и сафьяновые сапожки. Но такой бы не вышиб Биргера из седла». Сколько сил, стойкости, величия в его фи­гуре! Она монументальна, торжественна. Корин выписал классическое русское лицо, оно одухотворено, гневный взгляд ус­тремлен вдаль пристально и напряженно. Перед нами былинный герой, богатырь. Это портрет, созданный по воображению. Никаких достоверных материалов об ори­гинале до нас не дошло. У К.Симонова в поэме «Ледовое побои­ще» тоже есть описание князя Александра. Послушайте.

Был жилист князь и тверд, как камень,

Но не широк и ростом мал,

Не верилось, что он руками

Подковы конские ломал.

Сидел, нахохлившись, высоко

В огромном боевом седле,

Как маленький и сильный сокол,

Сложивший крылья на скале.

Не кажется ли вам странным такое несоответствие и есть ли несоответствие? Ничего странного. Ведь человек велик не внешностью, ростом, а своими деяниями. А художник вправе величие героя изобразить и так.

Невский изображен у Корина святым? (Нет).

Каков он? Кто перед нами? (Полководец, защитник).

Как вы думаете, какую фразу мог бы произнести А.Невский, если бы сейчас вдруг заговорил? «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». И, словно поддерживая и осеняя этот справедливый возглас, со стяга смотрит Иисус Христос.

Какое изображение Христа на стяге? (Это Спас).

Что видим за спиной князя? (Златоглавую Софию. Она олицетворяет землю русскую. Именно за нее грудью стоят князь и его войско).

Но один в поле не воин, как говорит русская поговорка. И как створы икон, прилегают к портрету две части триптиха.

Левая часть - «Северная баллада» - лирическая сцена прощания русского воина с женой.

Правая часть - «Старинный сказ» - обра­зы Древней Руси. Народ, который пошел за князем с желанием спасти землю русскую.

Да, история России - вечный источник великих и прекрасных художественных про­изведений, которые заставляют нас раз­мышлять о судьбе России и смысле жизни ее народа. Время сделало шедевры культуры под­линным достоянием истории, живым, прав­дивым художественным произведением. Но осмыслению прошлого помогает и музыка. Как, вы узнаете на уроке истории музыки.

Татьяна ГУРИНА, учитель истории и МХК высшей категории

4.Урок истории музыки

«Прославление героизма рус­ского народа в кантате С.Прокофьева «А.Невский».

Цели

На основе эмоционального восприятия кантаты «А.Невский» С.Прокофьева

просле­дить взаимосвязь идеи единства героичес­кой личности и героизма народа.

Развивать ладо-мелодический слух, чув­ство мелодической интонации; вокально-хоровые навыки (дикция, дыхание, легкость исполнения).

Дополнить знания учащихся об изучае­мой исторической эпохе.

В доступной форме, в осмысленном по­нимании, обогащенном впечатлениями, вос­питывать любовь к искусству.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, связанным с русской историей XIII века. Это кантата С.Прокофь­ева «А.Невский».

Вы уже имеете представление об этом времени, так как на уроках истории, исто­рии литературы и искусства вы переверну­ли еще одну трагическую и героическую страницу отечественной истории. В памяти народа она неразрывно связа­на с образом А.Невского - выдающейся личности, воплотившей общенародный интерес.

Горделивую радость за историю своей страны, за ее героев передает музыка кан­таты С.Прокофьева «А.Невский».

Вопрос учителя: «Вспомните, что такое кан­тата?»

После ответа учащихся: Кантата была написана на основе музы­ки к кинофильму С.Эйзенштейна «А.Невс­кий». (Слайд: «Афиша к фильму С. Эзенштейна «Александр Невский») (Просмотр фрагмента из кинофильма).

В кантате 7 частей, семь ярко красочных картин:

  1. Русь под игом монгольским.

  2. Песнь об А.Невском.

  3. Крестоносцы во Пскове.

  4. Вставайте, люди русские.

  5. Ледовое побоище.

  6. Мертвое поле.

  7. Въезд А.Невского.

Все эти части объединены общей иде­ей: любовь к Родине, к русской земле, к народу и ненависть к врагу.

Образно эта идея воплощена в противо­поставлении двух лагерей:

  1. Крестоносцев.

  2. Русских воинов и народного ополче­ния.

Я предлагаю вам прослушать фрагмент кантаты и определить музыкальную харак­теристику лагеря тевтонцев и лагеря рус­ских. (Прослушивание фрагмента. Учащиеся дают характеристику). Совсем по-иному звучит музыка во II части, рисуя образ мудрого полководца земли русской А.Невского. Музыка звучит повествовательно, вели­чавый распев разносится далеко над про­сторами русской земли.

Вопрос учителя: «Каким перед вами предстает А.Невский в этом фрагменте? По­пробуйте определить музыкальный портрет А.Невского».

(Прослушивание II части кантаты. Уча­щиеся дают характеристику).

Вопрос учителя: «Скажите, ребята, му­зыкальный образ А.Невского такой, как на триптихе Корина? Такой, как в «Житии...»? (Ответы учащихся).

Вопрос учителя: «Не кажется ли вам, что в музыке слились два предыдущих обра­за?» (Ответы учащихся). (Слайды: «Александр Невский. Художник Ю. Пантюхин», икона: «Святой благоверный князь Александр Невский»)

Под стать богатырскому образу А.Невс­кого и величавый образ русского народа.

(Звучит фрагмент IV части: набатный призыв колоколов).

Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают русские воины. IV часть называется «Вставайте, люди русские».

(Прослушивание фрагмента IV части).

Далее учитель организует разучивание IV части «Вставайте, люди русские» с клас­сом.

Однако в этой песне есть иная по харак­теру часть. Я попрошу девочек исполнить ее: «На Руси большой, на Руси родной».

Вопрос учителя: «Как вы думаете, чей образ встает перед нами?» (Ответ учащихся).

А теперь все вместе исполним эту пес­ню так, как бы спели ее на поле брани наши предки. (Класс исполняет «Вставайте, люди рус­ские»).

Завершается кантата музыкой, прослав­ляющей победу русских воинов. Звучат ко­локола! Народ ликует. Родина славит своих сыновей.

(Фрагмент из кинофильма «Въезд А.Нев­ского»).

Итак, ребята, мы познакомились с кантатой С.Прокофьева «А.Невский».

Вопрос учителя: Сможете ли вы сказать, кто в ней главный герой?». (Ответ учащихся).

Да, ребята, С.Прокофьев прославил, прежде всего, по­беду народа в справедливой борьбе, побе­ду человечности над жестокостью и ярко это выразил музыкой. (Звучит грамзапись колокольного звона).

Людмила БАНАЦКАЯ, учитель музыки высшей категории, Заслуженный учитель РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня мы попробовали представить далекую эпоху XIII века в событиях, лицах и образах.

Благодаря внушительным военным победам над рыцарями-крестоносцами Александр Невский добился главного: остановил широкую крестоносную агрессию на западные рубежи Руси, сохранив ее независимость в последующие века. Русский народ по досто­инству оценил деяния А.Невского. На его родине - Переславле-Залесском - установлен бюст князя-полководца. О его судьбе и подвигах сложил народ песни. Литераторы и историки посвятили ему страницы своих произведений. К его образу обращались художники, композиторы и литераторы в тяжкие годины Великой Отечественной войны. Это и поэма К.Симонова «Ледовое побоище», и триптих П.Корина, и Пятая симфония С.Прокофьева. А генералы и офицеры Советской Армии за личную отвагу и мужество, храбрость и умелое командование награждались орденом А.Невского. (слайд)

Множество миниатюр и полотен посвящено образу князя-воина и князя-святого. Это картина «Невская битва. Поединок Александра с предводителем шведов» художника Ф. Моллера, картины «Александр Невский» художников Н. Рериха и Ю. Пантюхина и картина «Погребение Александра Невского» художника Г. Семирадского. Знаменит памятник воинам Александра Невского на горе Соколиха в Пскове (слайды).




Но есть на Руси памятник, в котором во всем величии воплотилась благодарная память потомков. Это бронзовый монумент «Тысячелетие России» (слайд), стоящий неподале­ку от знаменитого Софийского собора в Новгороде. Создали его художник Микешин и архитектор Шредер. По форме памятник напоминает вечевой колокол, что глубоко символично. Он словно громогласно возвещает потомкам о славных событиях и великих людях истории. Над основанием возвышается огромный шар с крестом - символ Держа­вы, а рядом - коленопреклоненная женщина - олицетворение Родины. Вокруг - скульп­турные группы людей из разных веков истории Отечества. Постамент памятника обрам­ляет рельефный фриз, на котором изображены более ста известных людей России. И среди них - ее военная слава - выдающиеся полководцы. С мечом, прижатым к груди, - А.Невский, как бы давая клятву на мече перед Богом и людьми, что будет тверд в вере и правде своей, в служении Родине.

Домашнее задание: §17, вопросы на с. 25, задания по карте на с. 25-26. Подготовить сообщение по заданию №1 на с. 26.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, почему Александр Невский стал одним из самых почитаемых деятелей российской истории? Что вы знаете о проекте «100 великих полководцев»? Какое место в нём занял Александр Невский?



Литература

Житие Александра Невского. Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981

Бегунов Ю.К. Александр Невский. М.: Яуза-Эксмо, 2009

Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. «Айрис-Пресс», 2008

Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. М., 2010



Интернет

Александр Невский на портале «Православие и мир»

Александр Невский в энциклопедиях

Александр Невский в словарях и литературе на портале Хроно.ру

«Старшая рифмованная хроника»

Первая Новгородская летопись





Приложения







Афиша к фильму С. Эзенштейна «Александр Невский»







Александр Невский на памятнике «Тысячелетие России»













Александр Невский. Художник Н. Рерих



Памятник воинам Александра Невского на горе Соколиха в Пскове



Невская битва. Поединок Александра с предводителем шведов.

Художник Ф. Моллер





Александр выводит русские войска на Чудское озеро. Летописная миниатюра



Александр Невский в Переяславле-Залесском



Ледовое побоище. Миниатюра Лицевого летописного свода



Александр Невский. Мозаика А. Быстрова

























Александр Невский. Художник Ю. Пантюхин















Святой благоверный князь Александр Невский



Погребение Александра Невского. Художник Г. Семирадский. 1876 г.



Ордена Александра Невского





Святой благоверный князь Александр Невский




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!